Ценностные приоритеты семейной жизни студенток педагогического вуза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (59) декабрь 2013 г.

Дата публикации: 23.11.2013

Статья просмотрена: 72 раза

Библиографическое описание:

Мухсиева А. Ш. Ценностные приоритеты семейной жизни студенток педагогического вуза // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 499-500. — URL https://moluch.ru/archive/59/8334/ (дата обращения: 15.08.2018).

В статьепредставлены ценности самоактуализирующейся личности у студенток педагогического вуза, которые в своей будущей профессиональной деятельности и в личной жизни нацелены на поиск путей их формирования.

Любому обществу присущ сложный процесс формирования ценностей и отношения к ним, особенно молодежи. На переломном этапе развития общества важно зафиксировать и понять ценности молодых. Понять, какие ценности сегодня разрушаются, а какие остаются. Нельзя построить демократическое экономически эффективное общество, уважающее традиции народов, его составляющих, без заинтересованного отношения молодежи. Отмечается процесс изменения ценностей молодежи. Молодежная среда наиболее восприимчива и уязвима к любым социальным явлениям. Молодежь склонна отдавать предпочтение разным ценностям в разных жизненных обстоятельствах, дифференцировать объекты по уровню их значимости для себя.

Ценностные ориентиры личности молодого человека оказывают определяющее влияние на различные сферы жизнедеятельности человека. Они очень важны в период создания семьи молодожёнов. В семейной жизни согласованность ценностей будущих супругов и их детей является важнейшим условием создания гармоничного союза родителей. Нас интересовало, насколько представлены ценности самоактуализирующей личности у студенток педагогического вуза, которые в своей будущей профессиональной деятельности и в личной жизни нацелены на поиск путей их формирования у подрастающего поколения и в своей будущей семейной жизни. Также мы хотели узнать, какие семейные ценности являются для будущих педагогов самыми главными, а каким не придаётся сегодня большого значения.

Нами было обследовано 80 студенток 4 курса Ташкентского педагогического университета имени Низами факультета педагогики и психологии. В качестве методов исследования были использованы: вопросник САМОАЛ (адаптация теста POI) и методика РОП (ролевые ожидания и притязания супругов). Анализ результатов вопросника САМОАЛ (адаптация теста POI) не только позволил студенткам оценить, насколько самоактуализирующими личностями они являются, но помог нам увидеть общие проблемы будущих специалистов и наметить ориентиры для их личностного роста и развития. Было обследовано 39 студентов 2 курса Ташкентского педагогического университета имени Низами факультета педагогики и психологии. Для нас представлял интерес анализ результатов по второй шкале вопросника САМОАЛ — «Шкала ценностей». Среднее значение у студенток по шкале ценностей составило 62 балла (100 баллов является значением, при котором испытуемый полностью разделяет ценности самоактуализирующей личности). Разброс значений у студенток составил от 33 до 96 баллов. Тестирование показало, что значительная часть студенток (62 %) разделяли ценности самоактуализирующей личности (значения составляли от 60 до 96 баллов). По А Маслоу к ценностям самоактуализирующей личности, как известно, относятся такие как: истина, добро, красота, целостность, отсутствие двуличия (искренность), жизненность, уникальность, совершенство, свершения, справедливость, порядок, простота, лёгкость без усилия, игра, самодостаточность.

Методика РОП (ролевые ожидания и притязания супругов) (автор А. Н. Волкова) позволяет выявить представления о значимости в семейной жизни тех или иных ценностей. Всего в методике предложено шесть шкал семейных ценностей: «общность интересов», «хозяйственно-бытовые ценности», «родительское воспитание», «внешняя социальная активность», «эмоционально-терапевтическая функция брака» и «значение внешней привлекательности». Ниже мы приводим ранжированный список ценностных ориентаций по данным выбора студентками каждой из предложенных шкал семейных ценностей как наиболее предпочитаемой.

В случае, когда несколько шкал набирали одинаковое наивысшее количество баллов (от 6 до максимальных 9 баллов), все эти шкалы учитывались нами как предпочитаемые. Шкала семейных ценностей для современной девушки студентки выглядит таким образом (в скобках для каждой шкалы указано количество студенток, отдающих предпочтение каждой шкале):

1.                 Общность интересов (33).

2.                 Родительское воспитание (23).

3.                 Внешняя социальная активность (14).

4–5.Значение внешней привлекательности (13).

4–5.Эмоционально-терапевтическая функция семьи (13).

6.Хозяйственно-бытовые ценности (10).

Итак, по данным исследования первый ранг в шкале семейных ценностных ориентиров у студенток педагогического вуза заняла шкала «общность интересов». Эту шкалу на первое место поставили 33 студентки из 77 (43 %). Шкала отражает установку на личностную идентификацию с супругом. Почти каждая вторая студентка ожидает от будущей семейной жизни единомыслия, — совпадения мнений, интересов, ценностей, форм совместного проведения досуга с супругом. Не пользуется ценностными приоритетами в семейной жизни независимость каждого из супругов, индивидуальная свобода интересов и времяпровождения. Шкале «родительское воспитание» отдали предпочтение 23 студентки из 77 (30 %). Эта шкала отражает отношение студенток к их будущей родительско-воспитательской функции в семье.

Шкала «внешняя социальная активность» заняла третий ранг в шкале семейных ценностей студенток педагогического вуза (18 %). Данная шкала оценивает значение личной активности испытуемых в профессиональной, общественной, любой другой деятельности вне семьи.

Шкалы «эмоционально-терапевтическая функция брака» (шкала рассматривает установки на эмоционально-терапевтические формы брака, при которых семья рассматривается, прежде всего, как сфера эмоциональной разрядки и релаксации) и «значение внешней привлекательности» (в этой шкале оценивается значение внешней привлекательности, соответствие внешним, общепринятым стандартам) заняли четвёртое место в шкале семейных ценностей (17 %). Показатели по шкале «установка на хозяйственно-бытовые ценности» практически не вызвала интереса у студенток — будущих педагогов и воспитательниц. Видимо заниматься домашним хозяйством, заботиться о том, чтобы все были накормлены и ухожены — эта семейная ценность студентками педагогического вуза не является приоритетной для них на данном этапе беззаботной в хозяйственно-бытовом отношении студенческой жизни. Однако вступив в жизнь после окончания педагогического вуза можно ожидать, что выявленная в данном исследовании структура ценностных ориентиров может претерпеть существенную коррекцию, что требует сравнительных исследований по выборкам студенток и тех выпускников ТГПУ имени Низами, которые уже создали свою семью, заимели детей и достаточно «хлебнули» прозаических реальностей семейной жизни.

Литература:

1.      Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 2001.- 212 с.

2.      Валинурова Н. Г., Матвейчев О. А. Современный человек в поисках смысла. Екатеринбург: Изд. Урал. гос. ун-та, 2004. — 260 с.

Основные термины (генерируются автоматически): шкала, педагогический вуз, ценность, студентка, семейная жизнь, внешняя привлекательность, POI, имя Низами, Ташкентский педагогический университет, будущая профессиональная деятельность.


Похожие статьи

Ташкентский государственный педагогический университет...

Ташкентский государственный педагогический университет имени Низами. Адрес: Ташкент, 174.

Методика обучения студентов с применением интерактивных методов в организации самостоятельной работы.

Психологическая характеристика структуры...

Психологическая характеристика структуры профессионально-ценностных ориентаций студентов педагогического вуза.

Ценности-отношения демонстрируют эмоционально-нравственный аспект реализации профессиональной деятельности педагога.

Педагогическое сопровождение становления рефлексивной...

Реализация рефлексивно-ценностного сопровождения профессиональной подготовки студентов педагогического вуза является одном из условий формирования рефлексивной позиции личности. Только в такой учебной деятельности...

Взаимосвязь ценностей с компонентами самоотношения...

[Фетискин Н. П.,2002]. Семейные ценности выбрали 32 % студентов, у

Влияние физических упражнений на умственную деятельность студентов и их взаимосвязь.

Педагогические средства формирования профессионально-ценностного самоотношения студентов педвуза.

Нравственная и профессиональная культура будущего учителя...

Нравственная ипрофессиональная культура будущего учителя как национальная ценность профессионально-педагогического образования.

Ташкентский институт ирригации и мелиорации (Узбекистан). Нравственная и профессиональная культура учителя — это...

К вопросу мотивационной сферы личности студента при изучении...

Учебная деятельность как вид деятельности человека является более осознанной.

Переход нашей страны к капитализму, потеря прежних ценностей и ориентиров в жизни, бедственное

В психолого-педагогической литературе выявлено множество факторов, обусловливающих...

Студент вуза как субъект саморазвития | Статья в журнале...

Для того, чтобы учебная, социокультурная и профессионально-ориентированная (трудовая) деятельность студента вуза была успешной, он

2. Ахмедова, А. М. Педагогические условия профессионального саморазвития личности будущего учителя: дис.... канд. пед. наук: 13.00.08.

Проблема формирования профессиональной мотивации...

Проблема формирования профессиональной мотивации студентов педагогического вуза.

Эти потребности удовлетворяются в процессе решения учебных задач и движут к изучению будущей профессиональной деятельности [4]. Продуктивность обучения во многом зависит...

Самостоятельная работа как средство формирования...

Последние порождены конкретно существующей ситуацией учебной деятельности студента в данном вузе, в данном студенческом

Педагогическая практика как средство формирования профессиональной направленности студентов педагогических специальностей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Ташкентский государственный педагогический университет...

Ташкентский государственный педагогический университет имени Низами. Адрес: Ташкент, 174.

Методика обучения студентов с применением интерактивных методов в организации самостоятельной работы.

Психологическая характеристика структуры...

Психологическая характеристика структуры профессионально-ценностных ориентаций студентов педагогического вуза.

Ценности-отношения демонстрируют эмоционально-нравственный аспект реализации профессиональной деятельности педагога.

Педагогическое сопровождение становления рефлексивной...

Реализация рефлексивно-ценностного сопровождения профессиональной подготовки студентов педагогического вуза является одном из условий формирования рефлексивной позиции личности. Только в такой учебной деятельности...

Взаимосвязь ценностей с компонентами самоотношения...

[Фетискин Н. П.,2002]. Семейные ценности выбрали 32 % студентов, у

Влияние физических упражнений на умственную деятельность студентов и их взаимосвязь.

Педагогические средства формирования профессионально-ценностного самоотношения студентов педвуза.

Нравственная и профессиональная культура будущего учителя...

Нравственная ипрофессиональная культура будущего учителя как национальная ценность профессионально-педагогического образования.

Ташкентский институт ирригации и мелиорации (Узбекистан). Нравственная и профессиональная культура учителя — это...

К вопросу мотивационной сферы личности студента при изучении...

Учебная деятельность как вид деятельности человека является более осознанной.

Переход нашей страны к капитализму, потеря прежних ценностей и ориентиров в жизни, бедственное

В психолого-педагогической литературе выявлено множество факторов, обусловливающих...

Студент вуза как субъект саморазвития | Статья в журнале...

Для того, чтобы учебная, социокультурная и профессионально-ориентированная (трудовая) деятельность студента вуза была успешной, он

2. Ахмедова, А. М. Педагогические условия профессионального саморазвития личности будущего учителя: дис.... канд. пед. наук: 13.00.08.

Проблема формирования профессиональной мотивации...

Проблема формирования профессиональной мотивации студентов педагогического вуза.

Эти потребности удовлетворяются в процессе решения учебных задач и движут к изучению будущей профессиональной деятельности [4]. Продуктивность обучения во многом зависит...

Самостоятельная работа как средство формирования...

Последние порождены конкретно существующей ситуацией учебной деятельности студента в данном вузе, в данном студенческом

Педагогическая практика как средство формирования профессиональной направленности студентов педагогических специальностей.

Задать вопрос