Автор: Циулина Марина Владимировна

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

III международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, август 2017)

Дата публикации: 24.07.2017

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Циулина М. В. Педагогическое сопровождение становления рефлексивной позиции личности студента педагогического вуза [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 63-66.



В статье рассматривается рефлексия как механизм осознанного отношения личности к деятельности; представлены понятия «рефлексия», «педагогическая рефлексия», «ценностная рефлексия»; обосновывается необходимость организации педагогического сопровождения становления рефлексивной позиции личности; дано определение понятия «рефлексивно-ценностное сопровождение профессиональной подготовки студентов педагогического вуза».

Ключевые слова: профессиональная подготовка педагога, рефлексия, педагогическая рефлексия, ценностная рефлексия, педагогическое сопровождение, рефлексивно-ценностное сопровождение

Кадровое обеспечение современного образования становится одним из приоритетных направлений государственной политики в этой области. Целью образования сегодня является гармоничное развитие личности, дающее возможность реализации ее творческих способностей. Все больше осознается значение и ценность профессионально-творческой подготовки как условия личностного, социального и профессионального становления человека. Анализ нормативно-правовых документов и научных работ, посвященных подготовке специалистов в вузе, позволяет сделать вывод, что компетентный специалист должен обладать специальными знаниями и умениями, ценностными ориентациями, а также способностью к рефлексии собственной профессиональной деятельности.

Важным компонентом формирования личности педагога в вузе является становление ее позиции, что невозможно без рефлексивной составляющей. Под рефлексией принято понимать «процесс самопознания субъектом психических актов и состояний» [7, с. 504]. А. А. Найн, К. В. Киуру и А. Я. Найн рассматривают рефлексию как «форму теоретической деятельности человека, направленную на осмысление своих собственных действий и убеждений, являющуюся основанием его мышления и деятельности» [6, с. 201]. Авторы считают, что рефлексия состоит из следующих трех этапов: анализ деятельности с затруднением; субъективная критическая реконструкция деятельности; обращение к новой норме деятельности [6, с. 201].

Несколько иной подход к становлению данного компонента личности предлагает И. И. Марищук. Исследователь выделяет следующие этапы становления рефлексии: возникновение рефлексии как родовой способности человека; выражение способности через рефлексивные умения; реализация рефлексивных умений в деятельности [5]. Таким образом, можно отметить, что рефлексия находит свое отражение в деятельности.

Также исследователь говорит о том, что наличие сформированных рефлексивных механизмов деятельности не означает, что личность будет применять их своей деятельности. Это возможно только при наличии внутренней готовности к рефлексии, личность будет целенаправленно и самостоятельно проявлять рефлексивные способности и использовать рефлексивные умения в деятельности. Внутреннюю готовность обеспечивает рефлексивная позиция личности, которая является отношением личности к собственной деятельности, к себе как деятелю, и обеспечивает формирование и обогащение опыта личности [5].

Наличие рефлексивной позиции личности педагога является необходимым условием успешного осуществления профессиональной деятельности. Считаем, что рефлексивная позиция педагога формируется на этапе вузовского обучения.

В процессе профессиональной подготовки педагога особого внимания заслуживает понятие «педагогическая рефлексия», под которой понимаем «процесс познания, изучения состояния, результатов, особенностей своей творческо-педагогической деятельности, установление причинно-следственных связей между педагогическими явлениями» [8, с. 188].

Современная гуманистическая парадигма определяет содержание образования как ценностно-смысловое и ценностно-ориентированное [4]. Таким образом, поднимаемся вопрос становления ценностной рефлексии.

Ценностная рефлексия — это вид рефлексии, осуществляемой в аксиологическом отношении, это форма оценочного отношения личности к собственным ценностям [9, с. 74–75]. Аксиологическое отношение представляет собой рефлексивную деятельность индивида. Объектом данной деятельности являются индивидуальные ценности и формы их проявления, средством — желаемое будущее индивида, описанное системой общечеловеческих ценностей и воспринимаемое индивидом как образец. То есть во время ценностной рефлексии представления об общезначимых ценностях играют роль образца, в отношении которого и рассматриваются существующие индивидуальные ценности [4, с. 109].

Ценностная рефлексия осуществляется посредством беседы, опроса или анкетирования. По мнению Н. Л. Худяковой данные методы можно отнести к методам ценностной рефлексии, если их основу составляет комплекс вопросов, касающихся собственных ценностей личности [9].

Формирование ценностных ориентаций и способность к их рефлексии является важным аспектом подготовки педагога в современном вузе, который определяет его конкурентоспособность в профессиональной деятельности в современных экономических условиях [1, с. 85]. Большое внимание следует уделять формированию гражданских ценностей, под которыми понимаем «социальные ценности, с помощью которых члены общества или отдельная личность характеризуют смысл определенных явлений действительности, определяют отношение личности к себе, другим людям, обществу, государству» [3, с. 86].

Для успешного овладения студентами педагогических вузов способности к рефлексии, становления рефлексивной позиции личности необходимо создание специальной социообразовательной среды, которую мы определяем как «среду, представляющая собой многомерное пространство направлений, реализующих социальные функции, включающую в себя образовательные учреждения и различные социальные институты и обеспечивающую социализацию личности» [10, с. 17].

Поскольку рефлексивная позиции личности формируется и проявляется в деятельности, процесс обучения в вузе должен строиться в форме специально организованных ситуаций деятельности [5]. Кроме того, необходимо осуществлять педагогическое сопровождение становления рефлексивной позиции личности, формирования ценностных ориентаций.

Под педагогическим сопровождением вслед за Е. В. Яковлевым, Н. О. Яковлевой понимаем «педагогически целесообразную систему мер воздействия на процессы образовательной сферы, обеспечивающую снижение отклонений от оптимальной траектории их развертывания» [12, с. 78]. Авторы отмечают, в современном вузе инновационными видами педагогического сопровождения являются тьюторство, модерация и супервизия, которые предполагают изменение способов взаимодействия, выполнение функций, несвойственных традиционной педагогической деятельности [11].

Опираясь на выше изложенные позиции, под рефлексивно-ценностным сопровождением профессиональной подготовки студентов педагогического вуза понимаем «приобщение студентов к совместной творческой деятельности (проектной, аналитической, исследовательской и т. д.), в том числе к специфическим видам деятельности» [2]. Выделяем следующие формы рефлексивно-ценностного сопровождения подготовки педагогов в вузе: проблемно-рефлексивные лекции, рефлексивные семинары, рефлексивный диалог, мастерские ценностных ориентаций и т. д., которые содействуют процессу самовоспитания, самообразования.

Реализация рефлексивно-ценностного сопровождения профессиональной подготовки студентов педагогического вуза является одном из условий формирования рефлексивной позиции личности. Только в такой учебной деятельности, где студент занимает субъектную позицию, обеспечивается активный осознанный характер обучения, что обеспечивает не только профессиональный, но и личностно значимый результат.

Литература:

  1. Воденникова Л. А. Значение профессиональных ценностных ориентаций в подготовке компетентных педагогов-дефектологов // Современная высшая школа: инновационный аспект. — 2013. — № 2. — С. 83–86.
  2. Гревцева Г. Я., Циулина М. В. К анализу понятия «Рефлексивно-ценностное сопровождение профессиональной подготовки студентов вуза» // Современные проблемы науки и образования. — 2016. — № 2–0. — С. 258. Режим доступа: http://www.science-education.ru/article/view?id=24440
  3. Гревцева Г. Я., Циулина, М. В. Патриотическое воспитание и гражданская социализация: научно-теоретические и практические аспекты. — 2013. — № 11. — С. 80–89.
  4. Маргорина Л. А. Ценностная рефлексия в педагогическом процессе // Евразийский научный журнал. 2015. — № 9. — С. 109–110.
  5. Марищук И. И. Педагогическое сопровождение процесса формирования рефлексивной позиции студентов вуза посредством интерактивных технологий обучения: автореф. дис. … канд. пед. наук. — Тверь, 2012. — 28 с.
  6. Найн А. А., Киуру К.В, Найн А. Я. Педагогическая рефлексия как фактор управления учебной деятельностью студентов вуза // Сибирский педагогический журнал. — 2012. — № 2. — С. 200–206.
  7. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. е.С. Рапацевич. — «Мн: Соврем. Слово», 2005. — 720 с.
  8. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики / под ред. Н. Н. Тулькибаевой, Л. В. Трубайчук. — М.: Издательский дом «Восток», 2003. — 274 с.
  9. Худякова Н. Л. Аксиологические основы поведения человека: учеб. пособие. — Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2010. — 109 с. (Классическое университетское образование).
  10. Циулина М. В. Патриотическое воспитание школьников возможностями социо-образовательной среды: автореф. дис. … канд. пед. наук. — Челябинск, 2012. — 26 с.
  11. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Инновационные виды педагогического сопровождения // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2015. — № 8. — С. 101–106.
  12. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Сопровождение как педагогический феномен // Современная высшая школа: инновационный аспект. — 2010. — № 4. — С. 74–83.
Основные термины (генерируются автоматически): рефлексивной позиции личности, становления рефлексивной позиции, профессиональной подготовки студентов, подготовки студентов педагогического, ценностных ориентаций, педагогического сопровождения, педагогического вуза, сопровождение становления рефлексивной, профессиональной деятельности, студентов педагогического вуза, личности педагога, сопровождение профессиональной подготовки, формирования рефлексивной позиции, педагогического сопровождения становления, отношения личности, личности студента педагогического, позиции личности педагога, ценностной рефлексии, Ценностная рефлексия, формирования личности педагога.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос