Исследование проблемы обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста ведется многими методистами и затрагивает различные ее аспекты. Однако нельзя считать, что все проблемы, с которыми сталкивается учитель, приступая к обучению детей младшего школьного возраста иностранному языку, полностью решены.
В современных условиях быстрого развития науки и техники проблема перехода на интенсивный путь развития стоит и решается во всех сферах общества. Эта проблема актуальна и для обучения иностранным языкам.
Основное назначение предмета «Иностранный язык» состоит в формировании способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Процесс обучения иностранному языку призван не только помочь детям овладеть ещё одним способом общения, но и ввести их в мир другой культуры. Интенсивное обучение иностранным языкам предполагает освоение максимального материала за возможно короткое время при использовании минимальных затрат сил преподавателей и учеников. Формирование и развитие коммуникативных умений является одной из важных задач использования методов интенсивного обучения иностранным языкам, на основе повышения эффективности и качества знаний учащихся [3, c. 101].
Интенсивное обучение иностранным языкам детей младшего школьного возраста основывается на следующих принципах:
- коммуникативный принцип;
- принцип функциональности;
- принцип ситуативности.
Специальные принципы:
- речевой активности и личностного общения;
- поэтапно концентрической организации предмета и процесса обучения;
- личностно-ролевой;
- коллективного взаимодействия [2, c.157].
Интенсивная методика обучения иностранному языку предполагает, что процесс обучения по своему характеру в максимальной степени должен приближаться к процессу реального общения. Это означает отбор таких тем и ситуаций общения, которые соответствуют интересам и потребностям учащихся, создают психологическую основу общения на иностранном языке. Использование таких методов приводит к тому, что ребенок начинает понимать изучаемый язык, употребляя слова и выражения, которые он уже знает, и в других, «несыгранных» раннее ситуациях. В этом случае, при общении с носителем языка, когда можно и нужно использовать выученные слова и выражения, ученик не будет испытывать трудности. У ребенка уже сформированы конкретные коммуникативные умения, он умеет использовать иностранный язык как средство общения.
Для более легкого усвоения изучаемый материал должен состоять из коммуникативных блоков, носящих глобальный характер. В этом состоит принцип поэтапной организации предмета и процесса обучения. Эти коммуникативные блоки подвергаются расчленению и осмыслению, затем происходит использование материала в речевой деятельности различного вида.
Активизировать интенсивное повторение ранее усвоенного материала, закрепить приобретенные умения и навыки помогают разнообразные конкурсы, олимпиады, игры.
Необходимо обеспечить разнообразную, способную увлечь детей коммуникативную деятельность и постараться организовать её таким образом, чтобы учащиеся испытывали удовлетворение от достигнутых результатов, чтобы осознание успеха и чувство гордости стимулировали их деятельность на последующих этапах учебной работы
Для эффективного обучения важно:
а) изучать личность каждого ученика и коллектив в целом (путем наблюдения на уроке и вне его, обмена мнениями с коллегами, бесед с родителями);
б) при организации общения использовать по возможности такие ситуации и предлагать такие задачи, которые затрагивают интересы ученика, связанные с его личным опытом, побуждающие школьника использовать осваиваемый материал для выражения своих мыслей в соответствии с той или иной ситуацией общения;
в) при организации парной и групповой форм работы поддерживать интерес к учащимся с низким речевым статусом и низким статусом популярности в коллективе;
г) систематически обращать внимание коллектива учащихся на успехи отдельных детей в деятельности [6, c.132].
Среди разнообразных приемов организации методов интенсивного обучения наибольший интерес у учащихся вызывают игры.
Игра — традиционный, признанный метод обучения и воспитания, который является уникальным средством быстрого обучения детей. Игра соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, а потому с её помощью он будет учиться с удовольствием. Играм активизирует все познавательные процессы учащихся: развивается внимание, мышление, память и творческие способности. Быстрое обучение иностранному языку через игровые технологии положительно влияет на развитие личности ребенка, они помогают преодолеть языковой и психологические барьеры. Игры повышают интерес ребенка к изучаемому предмету, позволяют сконцентрировать внимание на главном — овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации общения. Главное при проведении игры — создать благоприятную атмосферу и ситуацию успеха для учащихся [4, c. 119].
Методисты выделяют следующие виды игр:
- действенные;
- инструментальные;
- дискуссионные [4, c. 111].
Чтобы игра прошла успешно учителю следует самому хорошо подготовиться:
1. Учитель готовит для учащихся список слов и выражений, которые могут быть использованы учащимися
2. Учитель предлагает диалоги-образцы, реплики
3. Учитель предоставляет информационный материал
4. Учитель заботится о наличие реквизитов, которые сопровождают игру
5. Учитель четко излагает правила игры
Методика проведения игры:
1. Игровое задание дается как вовсе не игровое
2. Вводится игра как незапланированная
3. Игра стимулируется учителем
4. Во время игры нельзя давать неблагожелательных оценок, ученик не должен бояться ошибок
5. Обязательна реакция учителя после того, как прошла игра.
При подготовке к игре учителю следует учесть:
- создаются каталоги ситуаций для той или иной сферы общения
- группы уроков объединены единым сюжетом
- используется межтемность в процессе коммуникации [4, c.123–124].
Учитель постоянно должен вступать со своими учениками в диалог по поводу различных ситуаций. Для достижения максимального обучающего эффекта учителю приходится провоцировать возникновение тех или иных неформальных ситуаций. Но это только сначала, а затем сама жизнь будет все чаще и чаще создавать такие ситуации.
Важно отметить, что ситуации неформального общения не конкурируют на занятии с ситуациями игровыми или сюжетными, которые заложены в программу или учебник, но неформальные ситуации должны стать обязательными, хотя и не главным элементом занятия по иностранному языку [1, c. 76].
Важность интенсивной методики обучения иностранным языкам невозможно переоценить, так как эта методика помогает отойти от традиционной схемы овладения иностранным языкам, при которой обучение носит шаблонный характер. Интенсивная методика обучения иностранным языкам предлагает реалистичный и последовательный подход к овладению иноязычной речью. Этот подход обусловлен и общественно-историческими закономерностями, которые определили новые цели обучения: если раньше обучение иностранному языку сводилось к изучению языка как системе, то теперь главной целью обучения выдвинуто овладение учащимися иноязычной речью. Обучение проходит на высоком интенсивном уровне коммуникативной активности, отличается глубоким и прочным усвоением лексического и грамматического материала. Использование данной методики позволяет детям становиться активными участниками процесса усвоения языка. У учеников возникает мотивация к быстрому расширению своего языкового кругозора, к изучению нового незнакомого им материала. Привлечение такого метода позволяет активизировать интенсивный процесс овладения иностранным языком, сделать его более эффективным.
Литература:
1. Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. М., 1977г. — 347 с.
2. Денисова Л.Г Место интенсивной методики в системе обучения иностранным языкам в средней школе.- М.,1995г. — 243 с.
3. Китайгородская Г.А Методика интенсивного обучения иностранным языкам. М., 1986г. — 346 с.
4. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. — М., 1991г. — 342 с.
5. Рогова Г. В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. — М., 1991г. — 241 с.
6. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей. — М.: Просвещение, 2002г. — 321 с.