На основе проведенного исследования уголовных дел в статье рассмотрены характеристика лиц, совершающих убийства детей, их особенности, а также характер преступного поведения.
Ключевые слова:ребенок, убийство, убийство ребенка, убийца ребенка, убийства детей.
Виновные в убийствах детей обладают некоторыми общими чертами, которые необходимо проанализировать в первую очередь. Для проведения подобного анализа мы будем использовать результаты исследования уголовных дел, возбужденных по ч.2 ст. 105 УК РФ, т. е. убийств малолетних, по критериям, касающимся личности и преступного поведения детоубийц.
Подавляющее большинство убийц детей составляют мужчины (69 %), но в рассматриваемой категории дел свою активность проявляли и женщины (31 %). Таким образом, агрессия среди лиц мужского и женского пола по отношению к детям высока, и вероятность того, ребенок может пострадать и нуждается в защите, не требует доказательства.
По возрастным критериям убийц детей мы разделили на шесть групп: до 18 лет; от 19 до 20; от 21 до 25; от 26 до 30; от 31 до 40; от 41 до 50; старше 50 лет. Результаты были следующими: в группе до 18 лет — 6,4 %; от 19 до 20–9 %; от 21 до 25–18 %; от 26 до 30–26,2 %; от 31 до 40–25 %; от 41 до 50–11,1 %; старше 50 лет — 4,3 %.
Итак, по представленным данным большую часть убийц детей составляет категория лиц от 21 до 40 лет. В принципе, эти показатели не являются новыми для исследователей, так Антонян Ю. М. уже писал о том, что «самые тяжкие преступления «должны» совершать лица, чей возраст больше связан с высокой социальной активностью, с накоплением тяжких переживаний и аффективных состояний, с ростом тревоги за себя» [1, c.138]. Данное утверждение абсолютно не отрицает и то, что человек в таком возрасте способен совершать и диаметрально противоположные поступки, в том числе и вполне социально приемлемые. В этом возрасте выясняется, как и в какой мере человек может управлять своим поведением, инстинктами, увлечениями и страстями, насколько он усвоил социальные и нравственные нормы, стали ли они регуляторами его поведения. Зачастую поведение лиц, совершивших убийство, также может быть обусловлено желанием утвердить себя в глазах своей референтной группы, продемонстрировать свою «силу» и «смелость», испытать свои возможности [5, c.226], особенно если само преступление совершается не в одиночку.
Поэтому есть все основания полагать, что у лиц данной возрастной категории период наибольшей социальной активности связан со временем наибольшего накопления внутриличностных и межличностных конфликтов. Из-за неотделимости этих конфликтов друг от друга со временем они могут нарастать, обостряться и отрицательно сказываться на личности и ее поведении, что зачастую приводит к проявлению агрессии, преступной жестокости, вплоть до убийства самых незащищенных — детей. Несмотря на то, что лицами от 50 лет и старше совершается 4,3 % убийств детей, мы считаем необходимым рассмотреть особенности и этой возрастной категории. В основном данное проявление жестокости по отношению к детям у лиц рассматриваемой категории было связано, как правило, сосудистыми, атрофическими, травматическими и нередко алкогольно-интоксикационными факторами. В этих случаях проявлялась интеллектуальная гибкость с одновременным снижением целостного критического осмысления и прогнозирования различных жизненных ситуаций [4, c.143]. В тех случаях, когда ребенок в условиях стрессовой ситуации для лиц подобного возраста, играл роль раздражающего фактора, он становился объектом агрессии и жертвой жестокого насилия.
Обращает на себя внимание тот факт, что лица от 50 лет и старше, совершившие убийства детей, в большинстве случаев не отличались особой жестокостью ранее, характеризовались как доброжелательные и доверчивые личности с положительными социальными установками, а агрессивные действия, приводящие к убийству, возникали на патологической почве при провоцирующем психотравмирующем воздействии неблагоприятных факторов микросоциальной среды. Также следует отметить, что детоубийцы этой возрастной группы впервые привлекались к уголовной ответственности.
По сравнению с другими категориями, убийцы детей имеют низкий уровень образования, по результатам нашего исследования мы выяснили, что 48 % имеют среднее или среднеспециальное образование, 30 % — неполное среднее. Интересен тот факт, что около 5 % — лица, имеющие высшее образование.
Негативную роль играют патологии в психике в трудовой адаптации людей, и убийцы детей здесь не исключение. Среди них доля неработающих и лиц, занимающихся малоквалифицированными видами труда составляет 50 %, при том, что по делам не имелось сведений о трудовой занятости виновных — 29 %.
Говоря о таком критерии, как служба в армии, к которому имеют отношение лица мужского пола, из них 21,7 % — были демобилизованы на общих основаниях, а 10,5 % — не служили в связи с судимостью. Ранее судимыми из числа детоубийц — 19 %, не судимых — 81 %. Среди ранее судимых лиц, совершивших преступления рассматриваемой категории, мы затрагивали вопрос о количестве их привлечения к уголовной ответственности. Результаты были следующими: 1 раз — 31 %; 2–31 %; 3–16,3 %; свыше 3 раз — 21,7 %. Это лишний раз подтверждает тот факт, что агрессия по отношению к детям, вплоть до их убийства, может проявиться у лиц, ранее и не склонных к насилию, и, как правило, ранее осужденных за преступления небольшой и (или) средней тяжести.
Что касается семейного положения, то 41,6 % детоубийц холосты(не замужем), 29 % — женаты(замужем), 15 % — живут в незарегистрированном браке, 11,8 % — разведены, 2,6 % — вдовцы(вдовы).
Таким образом, проблемы, связанные с внутрисемейными отношениями тесно связаны с психологическим состоянием общества и рост преступности является следствием в том числе нестабильности и большого диапазона проблем института семьи в нашей стране. Если говорить о наличии детей, то среди детоубийц лиц, не имеющих детей — 44,6 %; лиц имеющих одного ребенка — 37,8 %; двоих детей — 9,4 %; троих и более — 3,7 %; имеющих приемных детей — 4,5 %. Отсюда следует, что детоубийц больше среди тех, кто сам не имел детей, но, тем не менее, факты таких преступлений широко распространены среди лиц, имеющих одного ребенка, который и становится их жертвой.
Относительно того факта, кем приходился преступник жертве было выявлено следующее: посторонний — 26,8 %; мать — 22 %; отец — 19 %; отчим — 6 %; бабка, дед, дядя, тетя — 5,6; мачеха — 1,5 %; брат — 1 %; сестра — 0,3 %. Можно заключить, что большое количество преступлений, рассматриваемой категории, совершаются близкими родственниками ребенка или опекунами. Данный вывод прямо свидетельствует о достаточно сложной ситуации в семьях, беззащитности детей от своих же родителей и прямо указывает на необходимость разработки мер по предупреждению убийств детей, как в семейной, так и во внесемейной сферах.
Среди убийц детей распространено употребление спиртных напитков — 58 % из них делают это часто, 20 % — очень часто; 14,3 % — редко; 7 % — очень редко; только 0,3 % вообще не употребляет алкогольные напитки. При этом на момент совершения преступления в нетрезвом состоянии находилось 80 % виновных. Эти данные подтверждают общие выводы о криминогенной значимости алкоголизации и наркотизации населения в России, и свидетельствуют об отрицательном воздействии на психическое состояние людей и играет важную роль в снятии психологических и моральных барьеров у лиц, употребляющих алкоголь, способствуя проявлению агрессии у них.
Еще одну важную функцию выполняет опьянение для убийц: оно способствует забыванию содеянного, вытеснению в бессознательное психотравмирующих воспоминаний и переживаний о совершенном убийстве. Реализация этой защитной функции наиболее часто это наблюдается среди тех, кто убил своих близких: отца, мать, детей, жен, сожительниц. В этом убеждают не только стойкие, начиная с первого допроса, утверждения о забывании случившегося, но и то, что обвиняемые не отрицали своей вины, признавали, что убили, однако не могли вспомнить и описать очень многие важные эпизоды и детали происшествия [1, c.140]. Вечером 1 марта 2007 года Гаранин(1983 г.р.), Петров(1991 г.р.), Кузьменко (1988 г.р.) и Щербачев (1987 г.р.)распили в подъезде дома 2 литра водки, затем им захотелось выпить еще, но денег на спиртное не было. Петров предложил пойти к их знакомому Цыпленкову А. В. 13 лет, чтобы взять у него для продажи телефон, продать его и заработать на разнице в цене. Выйдя к ним, Цыпленков А. В. отдал им свой телефон, однако продать им его не удалось. Когда они вернулись, Цыпленков А. В. предложил продать телефон его отца. Впятером они договорились симитировать разбойное нападение на квартиру, после чего вломились туда. Гаранин несильно ударил Цыпленкова А. В. по лицу, чтобы его отец — Цыпленков В. Г. поверил в реальность разбойного нападения. Подбежав с криком: «Давай телефон!», они вчетвером начали его избивать, нанося удары руками и ногами по телу и голове. Находившаяся в комнате бабушка Цыпленкова А. В.- Цыпленкова Г. П. пыталась им мешать, они отталкивали ее. Затем они прошли за Цыпленковым В. Г. на кухню, туда же прибежала бабка, и начала на них кричать. Гаранин оттащил бабку обратно в комнату, а когда вернулся на кухню увидел, что из шеи сидящего на стуле Цыпленкова В. Г. текла кровь; спросил: «что случилось≤, на что Кузьменко ответил: «Убили». После того, как на кухню пришла Цыпленкова Г. П., Гаранин подошел к ней сзади и ножом перерезал ей горло, чтобы не осталось свидетелей преступления. Идя в ванную, Гаранин увидел, что Кузьменко сдавливает шарфом шею Цыпленкова А. В. через некоторое время Цыпленков А. В. уже лежал на полу с перерезанным горлом. Когда Цыпленков В. Г. «очнулся», Петров подошел к нему и сказал: «Надо добить» и нанес ему 2 удара топором по голове. Затем они искали ценности, но ничего не нашли, Кузьменко, выходя из квартиры последним, поджег висевшие в коридоре куртки. Выбросив топор в мусорный бак, они разошлись по домам. Таким образом, в ночь на 1 марта 2007 года Гаранин, Петров, Кузьменко и Щербачев, находясь в состоянии алкогольного опьянения, с целью завладения чужим имуществом проникли в квартиру поселка Глебовский Московской области, где из корыстных побуждений совместно совершили убийство Цыпленковой Г. П., Цыпленкова В. Г. и несовершеннолетнего Цыпленкова А. В.
Прежде всего, определим, кого следует считать детьми, тем более, что ст.105 ч.2 УК РФ, в которой предусмотрена ответственность за убийство малолетнего, не устанавливает границ этого понятия, хотя и использует его в своих статьях. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам об убийстве» разъяснение данного термина также отсутствует. На практике судьи по делам данной категории при определении малолетнего возраста обращаются к Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 22 апреля 1992 г. «О судебной практике по делам об изнасиловании», где малолетним признается ребенок, не достигший 14 лет [2]. В то же время в научных работах отмечается, что малолетним в уголовном праве признается лицо, не достигшее 14 лет [3, c.57].
С недостижением лицом возраста этого возраста связывает понятие «малолетние» гражданское законодательство. Статья 28 Гражданского кодекса РФ именуется «Дееспособность малолетних». В ч. 1 данной статьи говорится: «За несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки... могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны». Таким образом, содержание приведенного положения свидетельствует о тождественности понятий «малолетний» и «несовершеннолетний, не достигший четырнадцати лет» в гражданском праве. В силу правовой традиции и с учетом прежнего законодательства, малолетним мы предлагаем считать лицо, не достигшее 14-летнего возраста. Ст.28 ГК РФ уточняет, что малолетними являются те, кому еще не исполнилось 14 лет.
Малолетний возраст, прежде всего, составляет часть понятия беспомощного состояния человека. Оно характеризуется физическими и психическими особенностями, препятствующими потерпевшему оказать активное сопротивление или защитить себя от посягательства на его жизнь [2]. Уголовная ответственность в России наступает с этого возраста.
В настоящем исследовании изучению не подвергались новорожденные дети. Нормативно это понятие не определено. Общепринятой является точка зрения, согласно которой период новорожденности — это время с рождения и до того момента, пока организм ребенка не адаптируется к обычным условиям внешней среды [7, с. 296]. В педиатрии новорожденным считается ребенок в возрасте до четырех недель. Проведя исследование 300 уголовных дел, возбужденных по ст.105 ч.2 УК РФ, мы выяснили, что чаще всего жертвами становятся дети в возрасте до 5 лет. Процентное соотношение по возрастным категориям распределилось следующим образом: дети в возрасте до 2 лет — 25,9 %; от 2 до 5–28,5 %; от 5 до 8–16,5 %; от 9 до 12–19,3 %; от 12 до 14–9,8 %.
Итак, наибольшее количество убитых детей в возрасте до 5 лет. Это обусловлено их крайней незащищенностью, неспособностью оказывать сопротивление лицам, физически сильнее их самих, доверчивостью по отношению ко взрослым людям, тем более близким родственникам, подчиняемостью взрослым. У детей в этом возрасте происходит усвоение социально-нравственных установок, интерес к познанию внешнего мира, в силу возраста им свойственна наивность, несдержанность своего поведения. Дети запоминают все, что происходит с ними в этом возрасте, в результате чего, под отрицательным воздействием близких, может сформироваться асоциальное поведение, негативное отношение ребенка к окружающим.
Местом совершения преступлений рассматриваемой категории являются: квартира — 46,5 %; дом — 12,8 %; парк, лесопарк, сквер — 31,1 %; общежитие — 8,3 %; улица — 0,3 %. А населенным пунктом, в котором совершены убийства детей — город -65 %; поселок — 19,6 %; деревня — 2 %; село — 12,7 %; станица — 0,7 %. Таким образом, большинство данных деяний совершается в квартирах либо домах (69,3 %) и в городах (65 %). Скорее всего убийства детей в квартире либо в доме обусловлено изоляцией преступника и жертвы от внешних воздействий, которые могли бы препятствовать реализации преступного умысла. Большое число убийств детей совершаются именно в городах в силу высокого уровня социальной напряженности и конфликтности, распространенной агрессии в поведении людей, экономическими и психическими проблемами общества, и алкоголизацией населения.
Говоря о временах года совершения преступлений данной категории, следует отметить, что большой градации в данном случае не усматривается. Показатели распределились следующим образом: лето — 27,5 %; осень — 21 %; зима — 23,7 %; весна — 27,8 %. Это говорит о том, что убийства детей совершаются независимо от времен года с примерно одинаковой интенсивностью. Преступления совершаются вечером — 41,5 %; днем — 30,3 %; ночью — 23,5 %; утром — 4,5 %.
Детей часто уводят куда-то, чтобы легче было бы убить их.
Как правило, ребенок уводится под предлогом обмана — 53,8 %; угрозы — 46,2 %, что подтверждает его незащищенность, а также психическую и физическую неразвитость в момент совершения в отношении него преступного деяния.
Способы, которыми убивают детей, как и мотивы их убийств, разнообразны. Мы зафиксировали убийства с помощью ножа, топора; путем сожжения, удушения, утопления, избиения, сбрасывания с высоты и иные. Чаще всего убивают ребенка ножом(26,4 %), а также путем удушения (25,7 %).
С особой жестокостью было совершено 22,8 % убийств детей. Изнасилование имело место в 22,3 % случаев, до убийства — 19,8 %, после убийства — 6,7 %. Развратные действия имели место в 7,5 % случаев, развратные действия до убийства — 5,3 %, после убийства — 0,7 %.
Тела убитых детей были найдены: в тот же день — 58,7 %; на следующий день — 19,2 %; через 3 дня — 10,8 %; через 10 дней — 6,3 %; через месяц — 2,5 %; позднее чем через месяц — 2,5 %. Местами обнаружения тел убитых являлись: квартиры — 43,6 %; лес, лесопарк — 28,5 %; канализационные колодцы и канавы — 3,3 %; свалка мусора — 3,3 %; выгребная яма — 5,4 %; водоем (река, озеро) — 5,4 %; иное — 10,5 %.
Подводя итог, можно отметить следующее:
1. Относительно личности виновных: в основном убийства детей совершаются мужчинами (69 %); в возрасте от 26 до 40 лет (51,2 %); холостыми (41,6 %); не имеющими своих детей (44,6 %); со средним или среднеспециальным образованием (48 %); не работающими (35,5 %); ранее не судимыми (81 %); часто употребляющими спиртные напитки (58 %); на момент совершения преступления находящимися в состоянии алкогольного опьянения (80 %); по отношению к жертве являющимся посторонним человеком (26,8 %) либо отцом (19 %). При этом убиты дети своими родителями в 41 % случаев.
2. Относительно жертв и преступного поведения: жертвами являются дети в возрасте до 5 лет (54,4 %). Место совершения преступления — городские (65 %) квартиры (46,5 %). Основной способ убийства ребенка — удушение (25,7 %); посредством использования ножа (26,4 %). Тела детей обнаруживаются в квартирах (43,6 %) и в день совершения убийства (58,7 %).
Литература:
1. Антонян Ю. М. Психология убийства. — М. — 1997.
2. Бояров С. Квалификация убийства детей // Российская юстиция. 2002.
3. Доронина Е. Б. Беспомощное состояние потерпевшего в структуре состава убийства: теория, закон и практика. Дис.... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2004.
4. Криворучко Ю. Д., Бартшина Л.М Динамика возникновения агрессивного поведения у отдельной категории лиц старше 60 лет, совершивших убийства в своих семьях.
5. Лунеев В. В. Мотивация преступного поведения. — М. 1991.