Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Педагогическое наследие святого праведного Иоанна Кронштадтского

Педагогика
22.05.2025
26
Поделиться
Библиографическое описание
Топоркова, Н. А. Педагогическое наследие святого праведного Иоанна Кронштадтского / Н. А. Топоркова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 21 (572). — С. 459-466. — URL: https://moluch.ru/archive/572/125650.


Гипотеза: пастырское служение и воспитательная деятельность Иоанна Кронштадтского служит фундаментом христианского воспитания подрастающего поколения.

Объект исследования: педагогическое наследие о. Иоанна Кронштадтского.

Предмет исследования: содержание педагогического наследия отца Иоанна Кронштадтского.

Цель исследования: изучить педагогическую и воспитательную деятельность о. Иоанна Кронштадтского.

Задачи:

— выявить отличительные черты подхода к учебному процессу;

— проанализировать основы христианского воспитания, заложенные о. Иоанном.

Методы исследования: аналитический, сопоставительный, историко-педагогический.

Актуальность: в ХХI веке особое внимание следует уделять христианскому воспитанию личности, направленному на гармоничное развитие подрастающего поколения.

Практическая значимость: данная работа может быть использована в общеобразовательных школах в качестве методической базы уроков ОДНКР и ОРКСЭ.

C:\Users\User\Desktop\Без названия.jpg

Святой праведный Иоанн Кронштадтский — величайший пастырь, проповедник, богослов, педагог второй половины XIX — начала XX вв., самоотверженно осуществляющий педагогическую деятельность, направленную на религиозно-нравственное развитие личности.

Отец Иоанн Кронштадтский в течение 32 лет своей жизни занимался педагогической деятельностью. С 1857 года он преподавал в Кронштадтском уездном училище, а с 1862 по 1889 год — в Кронштадтской гимназии.

C:\Users\User\Desktop\KMO_090981_09792_1_t218_172455.jpg

Педагогической работе отец Иоанн отдавался так же всецело, как всему тому, что делал, в чем и была одна из причин успеха стольких его начинаний. Он считал, что образование должно быть не только простым, но и неотделимым от воспитания, и в известном смысле воспитание должно преобладать, так как простота или целостность человека обусловлена не жизнью ума, а сердца. Само воспитание, согласно убеждению отца Иоанна преимущественно сводится к воспитанию сердца.

«Больше всего учитесь языку любви, самому живому, выразительному языку. Без него знание языков не принесет никакой существенной пользы», — говорил отец Иоанн.

C:\Users\User\Desktop\afba6b896c5f8ccbb5015574a183f583014d7499.jpeg

К конкретным педагогическим указаниям принадлежит мысль отца Иоанна о том, что Богослужение может и должно быть лучшим воспитательным средством для образования христианской души. Отец Иоанн своим духовным горением умел зажигать духовный огонь в своих учениках как во время уроков, так и во время Богослужения.

C:\Users\User\Desktop\img35943.jpg

Отец Иоанн считал: «Учишь ли детей своих или чужих, обращай дело в служение Богу, уча их с усердием, занимаясь предварительно обдумыванием средств к обучению ясному, вразумительному, полному и плодотворному».

C:\Users\User\Desktop\Воскресная-школа-святого-Иоанна-Кронштадского-700x450.jpg

Сохранились заметки отца Иоанна об образовании, обращенные к педагогам:

— «Образование ума идет прогрессивно, а сердца — регрессивно: ум просвещается, а сердце — развращается, делаясь гордее, злее, раздражительнее, завистливее, сластолюбивее, скупее, своенравнее, лукавее»;

C:\Users\User\Desktop\cCQ5ITLAjbeCQmBpvQ1gxQ.jpg

— «Надо крепко заботиться о чистоте сердец отроческих и о нерастленности тел их; с телом и душа страшно растлевается; любовь и почтение к ближнему угасает»;

— «Детей своих учите прежде и больше Закону Божию, вере, молитве, заповедям Божиим, чем игре на инструментах и языкам»;

— «Баллы выставлять снисходительно»;

— «К урокам готовься молитвою и трудом»;

— «Драгоценнее Закона Божия да не будет для тебя ничто»;

C:\Users\User\Desktop\Zemskaya_shkola.jpg

— «Не сердись на виновных учеников, а жалей об них и тем более люби их, чем они хуже»;

— «Нерадивый законоучитель нравственно убивает своих учеников»;

— «Не гневайся, если тебя кто-нибудь не слушается. Если ты не слушаешься часто Господа, не исполняешь Его вседержавных законов, то что удивительного, если не слушаются тебя, грешного человека?»;

C:\Users\User\Desktop\1601456876_7e2a1b5f857bac880d060c09c2307e2d-1.jpg

— «Детей учи жить в искренней дружбе между собою; быть простыми, прямодушными и со всеми обращаться, как с самими собою»;

— «Стараться иметь в классе постоянно светлое, веселое лицо, дух мужественный и величественный. Иногда угрюмым лицом можно оттолкнуть от себя всех учеников»;

C:\Users\User\Desktop\127390.jpg

— «Без строгости ученики ослабеют в деле и к тебе уважение потеряют. Строгость укрепляет души. — Строжи же с милостию»;

C:\Users\User\Desktop\AndreevskiySoborKronshtadt.jpg

— «Не допустить свой учительский авторитет до падения, уметь поддержать уважение к себе учеников и во все время их учения оставаться их научным идеалом — вот задача всей деятельности учителя!»

C:\Users\User\Desktop\236916546.jpg

Также отец Иоанн обращался к учащимся:

— «Преуспевайте в премудрости и возрасте и любви у Бога и у людей»;

— «Утешайте нас своим поведением и успехами. Этим вы доставите нам больше ревности и усердия заниматься с вами»;

C:\Users\User\Desktop\187650_or.jpg

— «Как приятно садовнику или любителю комнатных растений видеть, что их растения хорошо растут, зеленеют и дают плоды и вознаграждают их труды; как они удваивают свое усердие в ухаживании за ними! И землю каждогодно под ними переменяют, если это комнатные растения, и поливают тщательно вовремя, а сухие веточки или пожелтевшие листочки обрывают, чтобы они и места напрасно не занимали на стебле растения и не безобразили его собою, да и соков его напрасно не тянули на себя. Зато уж и посмотреть мило на эти растения!»;

C:\Users\User\Desktop\166206168114961751.jpg

— «Мы — садовники, вы — растения и цветы, а гимназия — сад; преподавание — это поливание, перевод из класса в класс — это пересаживание и перемена грунта, сухие ветки и пожелтевшие листочки — это ученики недоброго поведения и безуспешные в науках, сухие и бесплодные, как сухие ветви, а иногда желтые, как пожелтевшие листья — от того, что уродуют себя самих леностью и непослушанием и грубостию.

С такими что надо делать? — Для блага всего сада, всего заведения, их надо обрывать от здравого тела да вон выбрасывать, чтобы не заражали других своим поведением, чтобы весь сад состоял из растений здоровых, доброцветных и доброплодных; чтобы ученики неодобрительного поведения и не безобразили собою всего заведения, даром бы не ели да не пили. Достойно и праведно! Дети! Утешайте же нас своим поведением и успехами!»

C:\Users\User\Desktop\1651619963_63-celes-club-p-raiskii-sad-edem-priroda-krasivo-foto-68.jpg

— «Во имя Самого Бога прошу вас, дорогие дети, заниматься с особенным старанием Законом Божиим. Как любить Бога всякому должно всем сердцем, всею душою, так и Закон Божий также надо любить всем сердцем и душою; любить Бога и усердно заниматься законом Божиим — одно и то же; кто не занимается прилежно Законом Божиим, тот не любит Бога»;

C:\Users\User\Desktop\zakon_bozhiy.jpg

— «Никто не приноси с собою в класс лености и рассеяния, своенравия, непослушания и упрямства»;

C:\Users\User\Desktop\_.jpg

— «Помните, что вы — дети; детьми и будьте на деле: простыми, доверчивыми, внимательными к словам начальников и наставников, послушными, кроткими и незлобивыми»;

C:\Users\User\Desktop\1614379999134674688.jpg

— «Не ровняйте себя ни в коем случае с наставниками: это гордость и самомнение»;

C:\Users\User\Desktop\image288.jpg

— «Учитесь же с Божиею помощию, да молитесь чаще премудрому и единственному Учителю Христу Богу. Он Духом Своим Святым научит вас всему доброму; научит вас и тому, как хорошо учиться».

Таковы педагогические взгляды отца Иоанна Кронштадтского, которым соответствовала и его педагогическая деятельность. Каждое слово в обращении к учащим и учащимся согрето особой любовью. Но как бы ни была глубока любовь отца Иоанна к людям, и детям в особенности, эта любовь питалась и освящалась его любовию ко Христу.

В этой любви были сокрыты для него подлинная сладость и высшее благо — и к ней, к Источнику Жизни, стремился он приобщить всех, кого любил.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №21 (572) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 459-466):
Часть 6 (стр. 399-481)
Расположение в файле:
стр. 399стр. 459-466стр. 481

Молодой учёный