Иоанн Златоуст об истоках отклоняющегося поведения
Автор: Гуськова Елена Александровна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 04.07.2015
Статья просмотрена: 287 раз
Библиографическое описание:
Гуськова, Е. А. Иоанн Златоуст об истоках отклоняющегося поведения / Е. А. Гуськова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 71-73. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8487/ (дата обращения: 16.12.2024).
Проблема формирования социально адаптированной, нравственно здоровой личности в современном мире является актуальной в наши дни. Обращаясь к истории философской и педагогической мысли, необходимо отметить, что вопросы воспитания человека находились в центре внимания философов и педагогов еще в первые века нашей эры. «Уроки о воспитании», написанные в 4 веке Иоанном Златоустом, представляются, на мой взгляд, особенно актуальными для изучения в настоящее время. Решение проблем подрастающего современного поколения возможно в условиях диалога и преемственности культур при изучении трудов философов и педагогов разных исторических эпох.
Следуя идеям К. Д. Ушинского, В. В. Розанова о приоритете в воспитании традиционных ценностей (семья, религия, культура) в данной работе хотелось бы остановиться на роли в воспитании ребенка семьи, формировании в семье ментальности, которая «является мировоззренческим стержнем» [1, с. 9] человека. Задача данной работы рассмотреть проблемы становления ребенка согласно труду Иоанна Златоуста, «Уроки о воспитании», проанализировать истоки отклонения в поведении ребенка, и как результат, появление преступности.
Согласно энциклопедическому педагогическому словарю, «отклоняющееся поведение — поведение, устойчиво проявляемое в нарушении социальных норм». Отклоняющееся поведение несовершеннолетних не имеет «противоправного содержания», но игнорирует «этические нормы». [2].
Главная проблема появления таких отклонений состоит в отсутствии воспитания или невнимательности родителей по отношению к своим детям. Это воспитание И. Златоуст считает долгом, долгом «воспитывать своих детей не одно то, чтобы не допустить их умереть с голоду. А …попечение образовывать сердца детей в добродетели и благочестии» [3, с.1]. Под добродетелью и благочестием И. Златоуст подразумевает в первую очередь обязанность родителей научить детей подчиняться воле родителей, научить долгу, что является определенным сдерживающим началом для детей. «Не я ли, скажет Господь, дал место сим детям в семействе вашем? Не я ли вверил их вашему попечению, поставив вас их владыками, попечителями, судиями? Я дал вам полную власть над ними… возложил на вас все заботы о их воспитании. Вы должны были… наложить узду, подклонить эту юную душу под иго долга, приучить ее к нему…, а не ожидать, пока страсти, усиляясь постепенным развитием, сделаются необузданными и неукротимыми» [3.с.1]. Воспитание у детей чувства долга, подчинение власти родителей воспитывает у ребенка уважение к ним. Является залогом того, что ребенок впоследствии проявит заботу о родителях и не заставит их стыдиться своего дитя, «забота не по природе, а по воспитанию, которое гораздо важнее природы». И это, по И. Златоусту, есть добродетельное и благочестивое воспитание. «Человек, иже аще зло речет отцу своему или матери своей, смертию да умрет» [3, с.1].
Отсутствие со стороны родителей твердости в воспитании приучает детей к вседозволенности. «Преступная кротость, беспечность отца», иногда боязнь «огорчить детей» способствует развращению ребенка. Чувствуя свою безнаказанность, ребенок видит возможность для себя отойти от норм, и тогда «беспорядки увеличиваются, безнаказанность доводит до государственных преступлений. Суды пробуждаются, несчастные умирают на месте казни» [3, с.2]. По И. Златоусту, отец, пренебрегая своей обязанностью использовать силу власти над ребенком, сам выталкивает его на суд общественный. Таким образом, родители сами становятся соучастниками преступления. В этом случае великий богослов говорит о том, что речь идет о детоубийстве.
Следуя логике, склонность к преступлению изначально порождает семья, в которой пренебрегают своими родительскими обязанностями. «Если бы добрые отцы старались дать своим детям доброе воспитание, то не нужны были бы ни законы, ни суды, ни судилища, ни наказания. Палачи есть потому, что нет нравственности» [3, с.2].
Далее святитель поднимает еще одну проблему воспитания: проблема значимости внешних атрибутов благополучия и нравственной пустоты. Воспитывая в детях стремление к богатству, власти, славе, родители формируют в ребенке такие качества, как тщеславие и «сребролюбие», которые делают душу бесплодной и неспособной ни к чему доброму. По словам И. Златоуста, богат не тот человек, кто «заботится о большом стяжании имения и владеет многим, а тот, кто ни в чем не имеет нужды» [3, с.3]. Не внешние атрибуты благополучия, внешняя ученость, слава формируют человека, а его отношение к ним. «Не ритором старайся его сделать, а научи его любомудрию. Благоповедение нужно, а не остроумие, нравственность, а не сила речи, дела, а не слова. Это дарует действительные блага» [3, с.3].
Нетерпимое отношение к людям, снисходительная позиция к безнравственным поступкам, по мнению святителя, делают детей развращенными: «вы делаете друзьями, кто может дать денег, хоть бы и научил крайнему разврату… Христос сказал, что любящие славу — постятся ли, подают ли милостыню — все это делают без пользы, а вы только стараетесь о том, чтобы ваши дети получили ее» [3, с.3].
Проблема подмены понятий, с точки зрения богослова, несет в себе обман. Так, слова, имеющие нравственное содержание, преподносятся и потом воспринимаются в уничижительном смысле: скромность- необразованность, справедливость — слабость, смирение — раболепство. Другим же понятиям придаются черты благородства: обладание богатством — свобода, дерзость — откровенность, несправедливость — мужество. По мнению И.Златоуста, это и есть обман. «Вы будто боитесь, как бы дети, услышав настоящее название этих добродетелей и пороков, не убежали от заразы. Ибо название пороков настоящими их именами немало способствует к отвращению от оных» [3, с.6].
Святитель утверждает, что родителя должны суметь подчинить своей воле ребенка, должны научить его долгу, «любомудрию», честности. Тогда этот ребенок станет достойным человеком, для которого соблюдение законов будет привычка, норма. «Юность неукротима и имеет нужду во многих наставниках, и учителях, надсмотрщиках и воспитателях. Только при таких условиях возможно обуздать ее. Что конь необузданный, что зверь неукротимый, — то же самое есть юность. Если в начале и с первого возраста поставим для нее настоящие пределы, то впоследствии не будем иметь нужды в великих усилиях, напротив, привычка превратится в закон. Не позволим им делать того, что приятно и вместе вредно; не будем угождать им, потому, что они дети, но преимущественно сохранять их в целомудрии» [3, с.8].
Таким образом, анализируя размышления святителя Иоанна Златоуста, можно утверждать: семья закладывает основы ментальности, формирует нравственные нормы, которые впоследствии определяют путь человека, помогают сделать ему свой выбор, решить проблему: что есть зло, что есть добро; что приемлемо для человека, что невозможно ни при каких обстоятельствах.
В заключении своего труда «Уроки о воспитании» святитель вновь напоминает, что ребенок — это дар Божий, и требует к себе очень трепетного и внимательного отношения. Отклонения от норм в поведении пока еще ребенка обусловлены его воспитанием в семье. Ответственность за проступки лежит полностью на его родителях.
Литература:
1. Гершунский Б. С. Готово ли современное образование ответить на вызовы 21 века?//Педагогика.- № 10.-2001.-с.3–12
2. enc-dic.com Отклоняющееся Поведение — Социологический словарь –Энциклопедия&словари).
3. Иоанн Златоуст. Уроки о воспитании.//rutracker.org.Святитель Иоанн Златоуст. Уроки о воспитании. [2001DOC.RUS]:RuTracker.org.
4. Осипов А. И. Нравственность и духовность. Фрагмент лекции. Искажения христианства/http://azbyka.ru.
5. Панина Л. Ю. Воспитание человека культуры в философско-педагогическом наследии В. В. Розанова.//nauka-pedagogika.com. Автореферат диссертации по теме Воспитание человека культуры в философско-педагогическом наследии В. В. Розанова.
6. Розанов В. В., Соколов П. История педагогических систем. //http://duward.ru/librauy/rozanov_p_sckolov.html