Реализация творческого потенциала населения через креативные пространства города: лофты, зоны коворкинга, арт-территории | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №10 (57) октябрь 2013 г.

Дата публикации: 05.09.2013

Статья просмотрена: 18093 раза

Библиографическое описание:

Суховская, Д. Н. Реализация творческого потенциала населения через креативные пространства города: лофты, зоны коворкинга, арт-территории / Д. Н. Суховская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 10 (57). — С. 650-652. — URL: https://moluch.ru/archive/57/7762/ (дата обращения: 17.12.2024).

Пространство — философская категория, отражающая свойства материальных явлений: где-то находиться, как-то располагаться, обладать какой-то формой, выражающая способ существования материи. В XXI веке актуальность приобретает новый социально-философский феномен — формирование креативного пространства городов. Вопросы креативного управления городами и креативной организации городской среды впервые рассматриваются в книге английского исследователя Ч. Лэндри «Креативный город» [1]. Ч. Лэндри считает, что интерес девелоперского сообщества к созданию так называемых «креативных пространств» — проектов, рассчитанных на привлечение творческого сообщества и реализацию на своих территориях всевозможных арт-замыслов в условиях глобализации современного общества постоянно возрастает.

Креативные пространства городских поселений — это публично доступные места города, где люди могут свободно самовыражаться, обмениваться идеями, демонстрировать другим результаты своего творчества и коммуницировать с другими не в роли потребителя товаров или работника компании, а в роли создателя, разработчика, творца уникального продукта своей личности. Креативное пространство дает возможности для творческой самореализации с учетом индивидуальных способностей и увлечений горожанина. По большому счету, креативное пространство — это свобода любых проявлений личности, идущих из индивидуального творческого посыла и формирующих интересы и свой личный «вкус жизни».

С появлением технологии культуры современных коммуникаций и таких феноменов, как стартап-культура (культура, строящаяся либо на основе новых инновационных идей, либо на основе только что появившихся технологий [2]) стало возможным опираться не на статистику, а на конкретные инициативы сообществ и малых групп по локальной реорганизации среды. Таким образом, «креативный город» становится гораздо более разнообразным и содержит в себе пространства, реализующие и развивающие потенциал самых разных социальных групп, исходя из этого, «креативное пространство» можно определить как инфраструктуру, где можно проводить или посещать мероприятия, найти сторонников, сотрудников, подрядчиков, а также партнеров для реализации инновационных социально-значимых проектов или коммерческих стартапов.

Креативное пространство является демократичной средой для общения, совместной работы, максимальной самореализации и высокого заработка специалистов креативных профессий [3]. На наш взгляд, в современной России к представителям креативных профессий (креативного класса) можно отнести тех, кто в рамках профессиональной или социальной деятельности является создателем инноваций, генератором развития, создает и развивает «точки роста». Подобными представителями креативного класса в современной России являются научные деятели, занимающиеся исследованиями в области отраслевой и фундаментальной науки, ученые занимающиеся разработкой и реализацией высокотехнологичных изобретений, представители созданного с нуля, а также венчурного бизнеса, а также представители интеллигенции, работающие в сфере формирования духовной и информационной реальности.

В свою очередь представители «рутинных» профессий также могут быть составным элементом креативного класса, при условии, что они склонны к внедрению инноваций и усовершенствований в пределах своей профессиональной деятельности, особое место среди них принадлежит бюрократам-инноваторам [4, с. 35–36].

Рассматривая необходимость создания креативных пространств в городской среде следует выделить несколько основных целей их функционирования:

1)        Обеспечение творческой молодежи (креативному классу) среды, богатой возможностями для обучения, самообучения, обмена навыками, экспериментирования и реализации собственного видения города, мира.

2)        Направление накопленной энергии дискомфорта и творческого поиска, противоречия между искомым и существующим настоящим на реализацию сценариев будущего на нескольких отдельно взятых экспериментальных площадках.

3)        Трансляция наиболее успешных решений конкретных задач (в сфере IT, живописи, управления ресурсами или градостроительства), апробированных в «креативных пространствах» в большую по масштабу среду района, города, республики.

4)        Восполнение рабочих мест в традиционной промышленности: порядка 30 % трудоспособного населения в развитых городах мира занято в творческих профессиях.

5)        Вывод депрессивных городских районов из депрессивного положения.

6)        Повышение туристической привлекательности города (например, Манчестер, Барселона или Нант, предлагают своим гостям возможность окунуться в атмосферу современной творческой жизни). На наш взгляд, наличие в городе креативного кластера позитивно влияет на такую экономически измеряемую характеристику как его привлекательность для туристов [5, с. 45]. К примеру, американский Даллас, не отличающийся богатой архитектурой, обзавелся районом художников и дизайнеров — Бишоп-Арт-Дистрикт [6, с. 2]. Оригинально разрисованные стены зданий, множество художественных мастерских и мини-галерей, а также огромное количество ресторанов и магазинчиков в эклектичном стиле оказались хорошей аттракцией для гостей города.

По словам Тоби Хаям, основателя Creative Space Management, «в креативном пространстве должны быть все необходимые для комфортной работы условия, такие как кафе и удобные стулья, это понятно, но самое важное — культура, вернее, дух сотрудничества, его тоже можно спроектировать» [7, с. 35–36], по мнению автора, поддержание и развитие творческой активности возможно при условии проектирования «духа сотрудничества», который в полной мере позволят создать современные многоструктурные креативные городские пространства, такие как лофты, зоны коворкинга и арт-территории, арт-кварталы, дизайнерские ритейл-стрит, центры современного искусства.

Рассмотрим составные формы существования креативного пространства современного города:

Лофт — тип жилища, переоборудованное под жильё помещение заброшенной фабрики, другого здания промышленного назначения.

Зоны коворкинга (англ. co-working — совместно работающие) — отдельное пространство для совместной работы, в основе которого лежит модель работы, в которой участники, оставаясь независимыми и свободными, используют общее пространство для своей деятельности. В частности, коворкинг популярен среди фрилансеров, удаленных сотрудников, переводчиков, программистов, дизайнеров и начинающих предпринимателей. Коворкинг занимает промежуточное место между работой из дома и использованием отдельного офиса.

Арт-пространство — бывшие промышленные пространства с их огромными площадями и высокими потолками использующиеся не только для жилья, но и для организации многофункциональных культурных центров с выставочными залами, кафе, ресторанами, офисами, концертными площадками. Примерами европейских арт-пространств, существующих в формате культурных центров, сдающих часть своих помещений под офисы, шоу-румы, рестораны, ателье, танцевальные студии и т. д., являются CABLE FACTORY в Хельсинки, MELKWEG в Амстердаме, TEA FACTORY в Лондоне, SUPERSTUDIO в Милане, лофт-проект «Этажи», лофт Rizzordi Art Foundation и креативное пространство «Ткачи» в Санкт-Петербурге, Винзавод, ArtPlay, Flacon, Даниловская мануфактура и Красный октябрь в Москве, «Лофт» в Екатеринбурге. Каждый из этих и многих других проектов представляет собой переоборудованное дизайнерами и архитекторами индустриальное пространство.

Арт-квартал — это часть города, ориентированная отвечающая следующим критериям: относительная компактность размещения и пешеходная доступность всех объектов, обеспечивающих разнообразное и насыщенное событиями времяпрепровождение. Он должен быть комфортным, эстетичным и аутентичным местом, где приятно и интересно проводить время. Представителям творческих индустрий арт-кварталы предоставляют возможность работать, экспонировать и продавать результаты своего труда. Инвесторам, удачно вписавшим в структуру квартала бутики дизайнерских марок, кафе, бары и т. п. Примером арт-квартала может служить Куин-Стрит Арт-Дистрикт в Торонто — периферийная улица, в последние годы «оккупированная» молодыми галереями.

Дизайнерские ритейл-стрит — Street retail ― разновидность торговой недвижимости, представляющая собой торговые помещения, расположенные на первых этажах зданий, имеющие отдельный вход и собственные витрины.

Центры современного искусства — музейно-выставочная и научно-исследовательская организация, деятельность которой направлена на развитие современного отечественного искусства в контексте мирового художественного процесса, формирование и реализацию программ и проектов в области современного искусства, архитектуры и дизайна в стране и за рубежом.

Современный город характеризуется как мобильное, разнонаправленное и постоянно трансформирующееся социальное пространство и процессы, протекающие в нем. По определению Британского департамента культуры, медиа и спорта, ставшему на сегодняшний день каноническим, творческие городские пространства — места осуществления деятельности, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, и которая может создавать добавленную стоимость и рабочие места путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности.

Глобализирующийся мир постоянно трансформируется и изменяется, а традиционные российские учреждения культуры — не способны своевременно реагировать на происходящие изменения, поэтому они вызывают все меньший интерес у аудитории и у создателей объектов культуры. Необходимо разработать новый тип институций, которые могли бы отвечать запросам аудитории. Выходом из этой ситуации становится создание креативных городских пространств — соединения динамики бизнеса и потенциала деятелей культуры в одном индустриальном пространстве.

Литература:

1.                 Landry C., Bianchini F. The Creative City. A Toolkit for Urban Innovation. — 2000. — NY. — Р. 45–48.

2.                 The Ultimate Guide to a Startup Company Culture [Электронный ресурс]. — URL: http://startupmanagement.org/2013/07/03/ultimate-guide-to-a-startup-company-culture/ (дата обращения 11.07.2013).

3.                 Первый объект креативной экономики на Юге России [Электронный ресурс]. — URL: http://creativespace.pro/ (дата обращения 18.08.2013).

4.                 Суховская Д. Н. Концепция креативного класса в глобализирующемся обществе // Сборник научных трудов Sworld по материалам международной научно-практической конференции. — 2013. — Т. 25. — № 2. — С. 34–37.

5.                 Sukhovskaya D. N. Creative XXI Century City Space Formation: Social and Philosophical Aspect // «European Applied Sciences». — 2013. — № 7. — Р. 45–49.

6.                 The Bishop Arts District [Электронный ресурс]. — URL: http://bishopartsdistrict.weebly.com/ (дата обращения 20.08.2013).

7.                 Хаям Т. Сессия «Творческие пространства для творческих предпринимателей» [Электронный ресурс]. — URL: ww.creativeindustries.ru/rus/news/Creative-spaces (дата обращения 21.08.2013).

Основные термины (генерируются автоматически): креативное пространство, FACTORY, креативный класс, пространство, современное искусство, городская среда, индустриальное пространство, креативный город, совместная работа, современная Россия.


Похожие статьи

Интернет-фестиваль как игровая образовательная технология развития креативности студенческой молодежи

Молодёжные форумы — площадка для личностного и профессионального развития молодых специалистов

Процесс проявления креативных способностей учащихся через решения задач «открытого» типа

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира на основе использования кейс-технологий

Формирование коммуникативной компетенции у школьников через гармоничное развитие интеллектуальной сферы личности

Формирование экологической культуры у младших школьников на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности через развивающие образовательные технологии

Технология квест-игры как средство развития познавательной активности и инициативы дошкольников

Роль конкурса «Студент года» в формировании профессионального самоопределения студенческой молодежи

Роль общественно-образовательного проекта «Музыкальная гостиная» в формировании современной личности

Формирование мотивации к изучению математики младших школьников посредством индивидуально-образовательной платформы «Учи.ру»

Похожие статьи

Интернет-фестиваль как игровая образовательная технология развития креативности студенческой молодежи

Молодёжные форумы — площадка для личностного и профессионального развития молодых специалистов

Процесс проявления креативных способностей учащихся через решения задач «открытого» типа

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира на основе использования кейс-технологий

Формирование коммуникативной компетенции у школьников через гармоничное развитие интеллектуальной сферы личности

Формирование экологической культуры у младших школьников на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности через развивающие образовательные технологии

Технология квест-игры как средство развития познавательной активности и инициативы дошкольников

Роль конкурса «Студент года» в формировании профессионального самоопределения студенческой молодежи

Роль общественно-образовательного проекта «Музыкальная гостиная» в формировании современной личности

Формирование мотивации к изучению математики младших школьников посредством индивидуально-образовательной платформы «Учи.ру»

Задать вопрос