Процесс проявления креативных способностей учащихся через решения задач «открытого» типа
Автор: Утемов Вячеслав Викторович
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011)
Статья просмотрена: 459 раз
Библиографическое описание:
Утемов, В. В. Процесс проявления креативных способностей учащихся через решения задач «открытого» типа / В. В. Утемов. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 180-184. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/9/ (дата обращения: 16.12.2024).
Инновации в образовании – естественное и необходимое условие его развития в соответствии с постоянно меняющимися потребностями человека и общества. Способствуя, с одной стороны, сохранению традиционных ценностей, с другой стороны, инновации несут в себе отказ от всего устаревшего и отжившего, формируют основы социальных преобразований. Актуализируя противоречие между значительным статусом информации, высокой динамикой и насыщенностью информационного пространства и тем, какие знания, умения и навыки получает на выходе выпускник учебного заведения, образование неизбежно подверглось внесению инноваций. Образование вынуждено давать выпускнику и «инструментарий» для существования в современном обществе.
Одним из нововведений в образовании является внедрение технологий, способствующих формированию креативных способностей учащихся.
В статье The Cycle of Creativity and How to Ride It [1] ее автор Mary Jaksch приводит внутренние трудности, с которыми сталкивается человек на пути развития креативных способностей, акцентируя внимание на невыполнении или пропуске последовательных этапов, способствующих формированию креативности. Рассмотрим модель процесса проявления креативности по Paul E. Plsek: Working Paper: Models for the Creative Process (рис. 1) [2]. Автор выделяет четыре основных этапа:
Рис 1. Модель процесса проявления креативности |
Подготовка. Это этап наблюдения и восприятия окружающего мира. Чем богаче внутренне мы становимся, тем больше возможностей для творческой деятельности получаем.
Воображение. Когда происходит процесс интериоризации, мы начинаем анализировать информацию и систематизировать ее. На этом этапе важно осознавать стериотипизацию нашего восприятия и мышления. Генерирование идей происходит тогда, когда мы начинаем комбинировать, казалось бы, совсем несовместимые паттерны. Развитое воображение и способность визуализации помогают выйти за пределы собственного опыта и смоделировать новый образ (идеи, ситуации и т.д.).
Развитие. Из списка набросков идей выбираются наиболее удачные для дальнейшего развития и детальной проработки.
Действие. Завершающий этап проявления креативности который включает в себя реализацию и верификацию результата. Если верификация выявит недочеты, процесс запустится заново.
Эта модель согласует с базисом инновационного мышления, используемым для формирования креативного мышления учащихся. Базис инновационного мышления [3]: системность; логичность; диалектичность; воображение. Каждый из этих компонентов должен основываться на творческом потенциале мышления как способности человека к созданию инновации (рис. 2).
Рис. 2. Базис инновационного мышления
Системность. Любая инноватика есть или усовершенствование какой-либо существующей системы, или создание новой, ранее не существующей. В окружающем мире все взаимосвязано: любой объект одновременно и является элементом другой, более крупной системы, и сам есть целостная система со своими элементами.
Логичность. Использование аппарата традиционной логики незаменимо при решении простейших творческих «повседневных» задач.
Диалектичность. Создание нового не может быть основано на традиционной логике. Для его создания необходимо преодолеть препятствие – разрешить противоречие.
Воображение. Только человеческий мозг обладает таким свойством. История культуры в целом – это история человеческого воображения. Умение представлять несуществующие объекты, находить связи между самыми отдаленными, на первый взгляд, объектами – задача воображения.
Вопрос о формировании креативных способностей у школьников в общеобразовательных учебных заведениях связан с формированием интегрированных составляющих инновационного мышления [4].
В рамках нашего исследования для формирования креативных способностей мы используем задачи открытого типа [5]. Учебные задания, моделирующие ситуации, являющиеся неразрешимыми (в субъективном смысле относительно ученика), значительно приближены к открытым задачам. Такие задачи предусматривают возможность применения стандартных знаний в нестандартной ситуации, при выполнении таких заданий ученик может проявить способность к логическому и абстрактному мышлению, то есть умение классифицировать, обобщать и проводить аналогии, прогнозировать результат, применяя интуицию, воображение и фантазию.
Следует сказать несколько слов о различиях между закрытыми и открытыми задачами.
Закрытые задачи. Задачи данного типа предусматривают четкую и однозначную трактовку условий решения проблемы, из которой, зачастую, единственный верный способ напрашивается сам собой. В результате задача имеет, как правило, одно правильное решение. Такие задачи не дают возможности ребенку в полной мере проявлять и развивать свои творческие способности (творческие – в широком смысле понимания). Задания данного типа хороши для отработки какого-либо конкретного приема решения, при изучении нового материала и являются основой традиционной парадигмы образования, они зачастую способствуют игнорированию творческого потенциала ребенка.
Открытые задачи. Задачи открытого типа имеют размытое условие, из которого недостаточно ясно, как действовать, что использовать при решении, но понятен требуемый результат. Такие задачи предполагают разнообразие путей решения, которые не являются прямолинейными, двигаясь по которым, попутно приходится преодолевать возникающие препятствия. Вариантов решений много, но нет понятия правильного решения: оно либо применимо к достижению требуемого результата, либо нет.
Задача 1. Выдели части слова «мухоловка».
Анализ. Вспоминаем необходимые определения, применяем их – и ответ готов. Перед нами задача с четким условием, содержащая все необходимые данные. Метод решения известен, да и ответ единственный. Поэтому эта задача закрытого типа.
Задача 2. Нарисуй пропущенные фигуры. Запиши принцип, которым ты пользовался. Составь свой ряд фигур и напиши, по какому принципу он построен.
|
|
|
|
Анализ. Задача имеет размытое условие, не ясно, чем пользоваться при ее решении. Контрольных вариантов решений достаточно много:
первый вариант: точка, прямая, угол, два угла, треугольник, квадрат, пятиугольник, шестиугольник; второй вариант: точка, прямая, точка, прямая, треугольник, квадрат, треугольник, квадрат (или всевозможные перестановки этих элементов);
первый вариант: в первых семи клетках детали машин (колеса, кузов и т. д.), а в последней клетке собранная из этих деталей машина; второй вариант: ряд, в котором показано, как растет человек (нарисован ребенок в пеленках, потом ребенок старше и до взрослого, по рисункам было ясно, какого возраста каждый следующий человек, так как были нарисованы отличительные признаки соответствующего возраста).
Вышесказанное дает нам право считать эту задачу открытой. Учитывая нестандартность задач, а, следовательно, и всю сложность оценки заданий творческого характера, нами были выбраны и апробированы следующие критерии оценки задач открытого типа.
Эффективность решения (достигнуто ли требуемое в задаче?)
Оценка
Критерий
0
По решению не ясно, как можно достигнуть искомого результата
1
В целом ход решения понятен, и результат так достигнуть можно, но некоторые моменты решения не продуманы или нечетко объяснены
2
Предложенное решение позволят четко понять, как достигнуть результата
Оптимальность (оправдано ли такое решение?)
Оценка
Критерий
0
Решение слишком громоздкое; использование множества приемов не оправданно
1
Решение оптимально, но некоторые моменты процесса решения можно значительно упростить
2
В решении использован тот или иной метод, благодаря которому получилось достаточно емкое, четкое и оптимальное «красивое» решение
Оригинальность (ново ли решение или решение обыденное?)
Оценка
Критерий
0
Решение стандартное, встречается более чем у 10% школьников
1
Решение встречается в ответах редко: от 5 до 10 % школьников
2
Решение оригинальное встречается менее чем у 5% школьников
Разработанность (достаточно ли подробно описан ход решения или решение на уровне идей?)
Оценка |
Критерий |
0 |
Не описан или непонятен ход решения задачи |
1 |
Решение описано на уровне идей, которые возможно довести до разумного конца |
2 |
Четко и грамотно описано решение и обоснованы все действия |
Оценим по предложенным критериям задачу №2:
эффективность решения (достигнуто ли требуемое в задаче?)
Оценка
Критерий
0
Ряды не нарисованы или не дорисованы. По решению не ясно, как можно достигнуть искомого результата.
1
Нарисован хотя бы один ряд, и в целом ход решения понятен, и результат так достигнуть можно, но некоторые моменты решения не продуманы или нечетко объяснены.
2
Нарисованы оба предлагаемых ряда. Предложенное решение позволяет четко понять, как достигнут результат.
оптимальность (оправданно ли такое решение?)
Оценка
Критерий
0
Решение слишком громоздкое или содержащее только перечисление нарисованные геометрические фигуры. Использование в построении рядов только исходных фигур.
1
Решение оптимально, но некоторые моменты не совсем четко объяснены. Частично используются новые геометрические фигуры.
2
В решении использован метод, приводящий к «красивому» решению. В построении рядов использованы новые объекты (объекты другой природы)
оригинальность (ново ли решение или решение обыденное?)
Оценка
Критерий
0
Решение стандартное, встречается более чем у 10% участников.
1
Решение встречается в ответах редко: от 5 до 10% участников
2
Решение оригинальное встречается менее чем у 5% участников
разработанность (достаточно ли подробно описан ход решения или решение на уровне идей?)
Оценка |
Критерий |
0 |
Не описан или не понятен ход решения задачи |
1 |
Объяснения есть, но они нечеткие или не ясно, как можно достичь результата |
2 |
Четко и грамотно описано решение и обоснованы все действия |
Отметим, что этапы в рассмотренной модели проявления креативности отражены и в критериях оценивания результатов решения задач открытого типа. Задачи отрытого типа, так же как и другие методики формирования творческого потенциала, рассматривают креативность человека как баланс воображения и анализа.
Наличие положительных результатов в формировании креативных способностей у учащихся общеобразовательных школ при апробации открытых задач позволяет говорить о возможности их использования для подготовки будущего выпускника к жизни в современном обществе.
Литература:
Jaksch Mary. The Cycle of Creativity and How to Ride It [Электронный ресурс] / Mary Jaksch //02 июня 2009г./Режим доступа: http://writetodone.com/2009/06/02/how-to-ride-the-cycle-of-creativity/ . Дата обращения: 15.09.2010г.
Paul E. Plsek. Working Paper: Models for the Creative Process. [Электронный ресурс] / Paul E. Plsek // DirectedCreativity is a trademark of Paul E. Plsek & Associates, Inc / Режим доступа: http://www.directedcreativity.com/pages/WPModels.html. Дата обращения: 15.09.2010г.
Блейхер, О.В. Взаимодействие инновационных образовательных процессов как необходимое условие модернизации образования при становлении постиндустрильного общества [Электронный ресурс]/ О.В. Блейхер // Управление общественными и экономическими системами: сборник материалов научной конференции / Орловский государственный технический университет, 2006г. / Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=9288713. Дата обращения: 10.09.2009
Утёмов, В. В. К вопросу формирования инновационного мышления учащихся общеобразовательной школы посредством решения задач открытого типа [Текст] / В.В. Утёмов// Вестник ВятГГУ №2(3) 2010г. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2010 –с. 31-34.
Утёмов, В. В. О творческих задачах и критериях их оценивания [Текст] / В. В. Утёмов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Подготовка специалистов в системе непрерывного профессионального образования: проблемы и перспективы». – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2009. – С. 219-223.