В данной статье приводится характеристика основных тематических казачьих песен и стихов казаков, причастных к азиатским военным походам. Отмечается тематическое разнообразие военного казачьего фольклора, акцентировано внимания не только на военной, но и на бытовой тематике казаков и казачек, проживающих на завоеванных территориях.
Ключевые слова: казачьи песни, казачий фольклор, военный фольклор, уральские казаки, сибирские казаки, Оренбургское казачье войско, Семиреченское казачье войско, завоевание Средней Азии.
Казачья песня, как и любая народная, всегда отражает стороны жизни народа. Военный казачий фольклор (чаще всего это — песни и стихи) всегда поддерживал образ лихого казака, который готов драться и, в частности, «бить азиатов». Интересно, что среди песен и стихов на военную тематику большинство посвящено ил пограничным конфликтам с казахскими родами «Младшего жуза», или военным кампаниям против среднеазиатских ханств и продвижению к ним.
Исторически роль казаков в завоевании степей Средней Азии была решающей. А. М. Дубовиков писал, что именно уральские (яицкие) казаки начали процесс включения этих территорий в состав Российского государства с середины XVI века [3, с. 66], данный процесс, как описано в исследовании И. Р. Прохорова, был продолжен сибирскими казаками [7, с. 46]. В середине XVIII века на северо-западе казахских степей было сформировано Оренбургское казачье войско [5, с. 5], а в 1867 году в Семиречье сформировалось Семиреченское казачье войско [2, с. 74].
Таким образом, уже к началу 80-х годов XIX века территория казахских степей и Центральной Азии вошла в состав России, чему непосредственно способствовали казаки как завоеватели и гарантами безопасности. Безусловно, такой характер деятельности отразился на образе казаков и их песенном творчестве. Казак в них — вольный и отважный наездник, бесстрашный воин, а сами песни и стихи — это буквально летопись воинских завоеваний. Так, в одноименной песне сибирских казаков есть строчка: «… Перейдем лишь мы за грань Азиатскую бить дрянь.».. [8, с. 58]. Песни подобного рода определяют суть казачества — архаическое отождествление мужчины и воина [1, с. 74] и, более того, они отражают быт войскового присутствия на территории Средней Азии.
Офицер А. П. Хорошхин, поэт, будучи казаком, хорошо владеющим тюркскими наречиями и принимающий участие в завоевании территории Узбекистана, в стихах рассказывал о походах и набегах. В частности, после завоевания города Хива в 1837 году он, тесно общаясь с ханом, поведал историю захвата: «Славно сделан набег, Взяты шелк, серебро…». Также поэт сумел в стихе описать и то, сколько различной утвари было взято в качестве трофеев: «… В девятьсот, слышь, телег, Все поклали добро…» [6, с. 55]. О завоевании города Хива писал и другой казак-поэт — Н. Ф. Савичев. В его сроках — о героическом войске генерала Кауфмана, причем, изложение носит буквально исторический характер, включает как обзор побед, так и обзор неудач: «… Погибли наши все от пуль, Из дела вышел один нуль…» [6, с. 240]. В фольклоре можно встретить песни, которые рассказывают о трудностях быта казачек, которые проживали на территории Средней Азии (исторически известно, что они попадали в плен к местным жителям). В частности, в одной из песен «злыми» представлены киргизы: «… Как-вокруг-то огня злы киргизушки, И делят-то они все русский плен…» [4].
На территории Казахстана местные жители зачастую образовывали группировки, чтобы нападать на казачьи селения, брать в плен не только женщин, но и мужчин, грабить и угонять скот. В процессе так называемых карательных операций казаки выходили за «линию» на территории казахских степей, но не всегда такие акты мщения являлись успешными: «… И засеяна та пашня яровая Удалых наших казаков головами» [6, с. 142]. Подобные вылазки сопровождались и изучением местности, что было необходимо для последующих завоеваний. И после одного из таких, после возведения крепости на территории казахской степи, казаки сложили песню (ее записал Н. Г. Мякушин со слов казака И. Соболева): «На Каспийском на море Стоит крепость на горе…», «… Мы живём здесь, веселимся…» [6 с. 118].
Сочинением песни сопровождалось и взятие Туркестана в 1864 году. Интересно, что в ней передано даже настроение хана, который был уверен в неуспехе казачьих войск. Поется об упрямстве хана, о его неверии и самоуверенности: «… Он клялся перед Кораном За своё стоять» [6, с. 154].
Учитывая то, что песни казаков о военных походах по территории Средней Азии достаточно богаты в тематическом плане, нужно отметить, что военный фольклор буквально пронизывал весь быт казаков на территориях Казахстана, Киргизии, Туркестана и на других территориях. Казачьи песни и стихи буквально являются отражением военного настроения казаков на чуждой земле, историческим свидетельством завоеваний, они воспевают победы и даже повествуют о поражениях.
Литература:
- Бородина Е. М. «Воинские» песни сибирских казаков: тематика, образы и мотивы // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 18. С. 73–79.
- Бредихин А. В. Семиреченское казачество в системе безопасности стран Центральной Азии // Казачество. 2023. № 71. С. 73–77.
- Дубовиков А. М. Участие уральских (яицких) казаков в присоединении Средней Азии к России // ИКНСП. 2024. № 4. С. 64–82.
- Казачьи песни. Тексты песен казачьих войск, Донского, Уральского и Оренбургского. URL: http://cossackssong.ru/kak-za-batyushkoj-za-yaikushkom/ (дата обращения 12.04.2025).
- Кузнецов В. А. Создание оренбургского казачьего войска // ВИЖ. 2019. № 4. С. 4–11.
- Песни и марши сибирских казаков («Пикой, шашкой и ружьем всю Сибирь мы бережем!») / Ю. А. Фабрика. Новосибирск: ОАО «Новосибирский полиграфкомбинат», 2006. 280 с.
- Прохоров И. Р. Из истории Сибирского казачьего войска в Казахстане // Известия Иркутского государственного университета. Серия: История. 2023. №. 1. С. 45–52.
- Сборник уральских казачьих песен / Н. Г. Мякушин. СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1890. 289 с.