Казачьи песни и стихи казачьих авторов о военных кампаниях в Средней Азии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 июня, печатный экземпляр отправим 25 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (568) апрель 2025 г.

Дата публикации: 28.04.2025

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Аккуратнова, У. В. Казачьи песни и стихи казачьих авторов о военных кампаниях в Средней Азии / У. В. Аккуратнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 17 (568). — С. 287-288. — URL: https://moluch.ru/archive/568/124506/ (дата обращения: 12.06.2025).



В данной статье приводится характеристика основных тематических казачьих песен и стихов казаков, причастных к азиатским военным походам. Отмечается тематическое разнообразие военного казачьего фольклора, акцентировано внимания не только на военной, но и на бытовой тематике казаков и казачек, проживающих на завоеванных территориях.

Ключевые слова: казачьи песни, казачий фольклор, военный фольклор, уральские казаки, сибирские казаки, Оренбургское казачье войско, Семиреченское казачье войско, завоевание Средней Азии.

Казачья песня, как и любая народная, всегда отражает стороны жизни народа. Военный казачий фольклор (чаще всего это — песни и стихи) всегда поддерживал образ лихого казака, который готов драться и, в частности, «бить азиатов». Интересно, что среди песен и стихов на военную тематику большинство посвящено ил пограничным конфликтам с казахскими родами «Младшего жуза», или военным кампаниям против среднеазиатских ханств и продвижению к ним.

Исторически роль казаков в завоевании степей Средней Азии была решающей. А. М. Дубовиков писал, что именно уральские (яицкие) казаки начали процесс включения этих территорий в состав Российского государства с середины XVI века [3, с. 66], данный процесс, как описано в исследовании И. Р. Прохорова, был продолжен сибирскими казаками [7, с. 46]. В середине XVIII века на северо-западе казахских степей было сформировано Оренбургское казачье войско [5, с. 5], а в 1867 году в Семиречье сформировалось Семиреченское казачье войско [2, с. 74].

Таким образом, уже к началу 80-х годов XIX века территория казахских степей и Центральной Азии вошла в состав России, чему непосредственно способствовали казаки как завоеватели и гарантами безопасности. Безусловно, такой характер деятельности отразился на образе казаков и их песенном творчестве. Казак в них — вольный и отважный наездник, бесстрашный воин, а сами песни и стихи — это буквально летопись воинских завоеваний. Так, в одноименной песне сибирских казаков есть строчка: «… Перейдем лишь мы за грань Азиатскую бить дрянь.».. [8, с. 58]. Песни подобного рода определяют суть казачества — архаическое отождествление мужчины и воина [1, с. 74] и, более того, они отражают быт войскового присутствия на территории Средней Азии.

Офицер А. П. Хорошхин, поэт, будучи казаком, хорошо владеющим тюркскими наречиями и принимающий участие в завоевании территории Узбекистана, в стихах рассказывал о походах и набегах. В частности, после завоевания города Хива в 1837 году он, тесно общаясь с ханом, поведал историю захвата: «Славно сделан набег, Взяты шелк, серебро…». Также поэт сумел в стихе описать и то, сколько различной утвари было взято в качестве трофеев: «… В девятьсот, слышь, телег, Все поклали добро…» [6, с. 55]. О завоевании города Хива писал и другой казак-поэт — Н. Ф. Савичев. В его сроках — о героическом войске генерала Кауфмана, причем, изложение носит буквально исторический характер, включает как обзор побед, так и обзор неудач: «… Погибли наши все от пуль, Из дела вышел один нуль…» [6, с. 240]. В фольклоре можно встретить песни, которые рассказывают о трудностях быта казачек, которые проживали на территории Средней Азии (исторически известно, что они попадали в плен к местным жителям). В частности, в одной из песен «злыми» представлены киргизы: «… Как-вокруг-то огня злы киргизушки, И делят-то они все русский плен…» [4].

На территории Казахстана местные жители зачастую образовывали группировки, чтобы нападать на казачьи селения, брать в плен не только женщин, но и мужчин, грабить и угонять скот. В процессе так называемых карательных операций казаки выходили за «линию» на территории казахских степей, но не всегда такие акты мщения являлись успешными: «… И засеяна та пашня яровая Удалых наших казаков головами» [6, с. 142]. Подобные вылазки сопровождались и изучением местности, что было необходимо для последующих завоеваний. И после одного из таких, после возведения крепости на территории казахской степи, казаки сложили песню (ее записал Н. Г. Мякушин со слов казака И. Соболева): «На Каспийском на море Стоит крепость на горе…», «… Мы живём здесь, веселимся…» [6 с. 118].

Сочинением песни сопровождалось и взятие Туркестана в 1864 году. Интересно, что в ней передано даже настроение хана, который был уверен в неуспехе казачьих войск. Поется об упрямстве хана, о его неверии и самоуверенности: «… Он клялся перед Кораном За своё стоять» [6, с. 154].

Учитывая то, что песни казаков о военных походах по территории Средней Азии достаточно богаты в тематическом плане, нужно отметить, что военный фольклор буквально пронизывал весь быт казаков на территориях Казахстана, Киргизии, Туркестана и на других территориях. Казачьи песни и стихи буквально являются отражением военного настроения казаков на чуждой земле, историческим свидетельством завоеваний, они воспевают победы и даже повествуют о поражениях.

Литература:

  1. Бородина Е. М. «Воинские» песни сибирских казаков: тематика, образы и мотивы // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 18. С. 73–79.
  2. Бредихин А. В. Семиреченское казачество в системе безопасности стран Центральной Азии // Казачество. 2023. № 71. С. 73–77.
  3. Дубовиков А. М. Участие уральских (яицких) казаков в присоединении Средней Азии к России // ИКНСП. 2024. № 4. С. 64–82.
  4. Казачьи песни. Тексты песен казачьих войск, Донского, Уральского и Оренбургского. URL: http://cossackssong.ru/kak-za-batyushkoj-za-yaikushkom/ (дата обращения 12.04.2025).
  5. Кузнецов В. А. Создание оренбургского казачьего войска // ВИЖ. 2019. № 4. С. 4–11.
  6. Песни и марши сибирских казаков («Пикой, шашкой и ружьем всю Сибирь мы бережем!») / Ю. А. Фабрика. Новосибирск: ОАО «Новосибирский полиграфкомбинат», 2006. 280 с.
  7. Прохоров И. Р. Из истории Сибирского казачьего войска в Казахстане // Известия Иркутского государственного университета. Серия: История. 2023. №. 1. С. 45–52.
  8. Сборник уральских казачьих песен / Н. Г. Мякушин. СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1890. 289 с.
Основные термины (генерируются автоматически): некачественный товар, продавец, гарантийный срок, недостаток товара, президиум ВС РФ, РФ, товар, возврат товара, общее правило, Постановление Пленума ВС РФ.


Ключевые слова

казачьи песни, казачий фольклор, военный фольклор, уральские казаки, сибирские казаки, Оренбургское казачье войско, Семиреченское казачье войско, завоевание Средней Азии

Похожие статьи

Перелом в Гражданской войне на Дону и победа красного казачества в 1919–20-е годы

В статье рассмотрен один из этапов Гражданской войны в России, разворачивавшийся на Дону в 1919–1920 годы. Противостояние «красного» и «белого» казачества имело ряд своих особенностей, что было обусловлено разными ресурсами, задачами и тактиками обеи...

О масштабах репрессий в годы Гражданской войны в Смоленской губернии

В статье раскрываются масштабы репрессий со стороны белых и красных в годы Гражданской войны на территории Смоленской губернии. Дается описание подавления восстания белых и определение белого и красного террора. Делается вывод о причинах неудачи бело...

Причины обострения социальных противоречий на Дону весной 1918 года

Весной 1918 г. Донское советское правительство столкнулось с сопротивлением со стороны части казачьего населения, несогласного с политическими решениями новой власти. В данной статье анализируются основные факторы, повлиявшие на обострение социальных...

Сказочные герои в Ирландских сказках и их нравственно-педагогическая роль

В данной статье описывается нравственная и педагогическая роль ирландских сказок, мифов, легенд и в частности сказочных героев. Прописана историческая и культурная ценность ирландских сказок, сформулирована личная позиция по заданной теме. Проанализи...

Легенды и сказания о городах и селах в произведении Наршахи «История Бухары»

Статья посвящена произведению Наршахи «История Бухары», созданному в Х веке и являющемуся ценным источником для фольклористики, выведения научных заключений относительно эпического сюжета и истории формирования традиционных мотивов, а также эволюцион...

Ономастическое пространство селькупского прозаического фольклора

В статье рассматривается ономастическое пространство селькупских сказок. Исследуются различные типы фольклорных текстов (рассказы о священных местах, богатырские сказания, сказки); проводится анализ топонимов и их разновидностей (гидронимов, ойконимо...

Сибирская печать об «инородческом вопросе» в конце XIX — начале XX в.

В статье автор исследует сибирские периодические издания конца XIX — начала XX в., которые отражали проблему «инородческого вопроса» и его причины. Были затронуты такие причины, как ухудшение здоровья инородцев, малоземелье, увеличение ссыльного элем...

Религиозные верования и обряды коренных народов Ямала

В данной статье рассмотрены религиозные представления малочисленных коренных народов Севера. Определены специфические черты мировоззрения, свойственные данным народам. Приведены примеры обрядов и жертвоприношений, существующие в каждой системе верова...

Маркеры культуры в именованиях героев русской народной сказки «Звериное молоко»

В статье исследуются особенности именований героев русской народной сказки, которые, являясь маркерами культуры, дают представления о традиции называния героев, о народных, мифологических представлениях о мире, о природе, о нравственных, духовных осн...

Историко-мифологические представления как основа культурной традиции японцев

Статья посвящена вопросам, связанным с изучением процессов формирования культурной традиции японской нации, через которую представляется возможным рассмотреть специфику японского этноса. Изучены основные историко-мифологических представления древних ...

Похожие статьи

Перелом в Гражданской войне на Дону и победа красного казачества в 1919–20-е годы

В статье рассмотрен один из этапов Гражданской войны в России, разворачивавшийся на Дону в 1919–1920 годы. Противостояние «красного» и «белого» казачества имело ряд своих особенностей, что было обусловлено разными ресурсами, задачами и тактиками обеи...

О масштабах репрессий в годы Гражданской войны в Смоленской губернии

В статье раскрываются масштабы репрессий со стороны белых и красных в годы Гражданской войны на территории Смоленской губернии. Дается описание подавления восстания белых и определение белого и красного террора. Делается вывод о причинах неудачи бело...

Причины обострения социальных противоречий на Дону весной 1918 года

Весной 1918 г. Донское советское правительство столкнулось с сопротивлением со стороны части казачьего населения, несогласного с политическими решениями новой власти. В данной статье анализируются основные факторы, повлиявшие на обострение социальных...

Сказочные герои в Ирландских сказках и их нравственно-педагогическая роль

В данной статье описывается нравственная и педагогическая роль ирландских сказок, мифов, легенд и в частности сказочных героев. Прописана историческая и культурная ценность ирландских сказок, сформулирована личная позиция по заданной теме. Проанализи...

Легенды и сказания о городах и селах в произведении Наршахи «История Бухары»

Статья посвящена произведению Наршахи «История Бухары», созданному в Х веке и являющемуся ценным источником для фольклористики, выведения научных заключений относительно эпического сюжета и истории формирования традиционных мотивов, а также эволюцион...

Ономастическое пространство селькупского прозаического фольклора

В статье рассматривается ономастическое пространство селькупских сказок. Исследуются различные типы фольклорных текстов (рассказы о священных местах, богатырские сказания, сказки); проводится анализ топонимов и их разновидностей (гидронимов, ойконимо...

Сибирская печать об «инородческом вопросе» в конце XIX — начале XX в.

В статье автор исследует сибирские периодические издания конца XIX — начала XX в., которые отражали проблему «инородческого вопроса» и его причины. Были затронуты такие причины, как ухудшение здоровья инородцев, малоземелье, увеличение ссыльного элем...

Религиозные верования и обряды коренных народов Ямала

В данной статье рассмотрены религиозные представления малочисленных коренных народов Севера. Определены специфические черты мировоззрения, свойственные данным народам. Приведены примеры обрядов и жертвоприношений, существующие в каждой системе верова...

Маркеры культуры в именованиях героев русской народной сказки «Звериное молоко»

В статье исследуются особенности именований героев русской народной сказки, которые, являясь маркерами культуры, дают представления о традиции называния героев, о народных, мифологических представлениях о мире, о природе, о нравственных, духовных осн...

Историко-мифологические представления как основа культурной традиции японцев

Статья посвящена вопросам, связанным с изучением процессов формирования культурной традиции японской нации, через которую представляется возможным рассмотреть специфику японского этноса. Изучены основные историко-мифологических представления древних ...

Задать вопрос