Статья адресована, прежде всего, тем, кто интересуется историей отечественного образования, историей Казанского Императорского университета. Актуальность исследования обоснована необходимостью разностороннего изучения поведения, привычек, досуга, в целом жизнедеятельности студенчества, являющегося драйвером развития общества. Целью исследования является анализ исторических источников, архивных материалов, текстов студенческих песен. В качестве исследовательского материала были использованы «Книга о поведении студентов педагогического института Императорского Казанского Университета» Франса Ксаверия Броннера (1758–1850 гг.), сборник «Песен казанских студентов» А.Аристова (1904 г.), воспоминания студентов Казанского Императорского университета и др. В результате проведенной работы была воссоздана картина повседневной жизни, поведения, досуга студентов Казанского университета. На основании изученного материала был сделан вывод о том, что досуг студентов Казанского Императорского университета включал такие виды художественно-творческой деятельности как музицирование, игра на музыкальных инструментах, сочинение песен и их исполнение. Самодеятельное творчество студентов может рассматриваться как творческая рефлексия разносторонней жизни студенчества.
Ключевые слова: Казанский Императорский университет, студенты, музыкальный досуг, песни казанских студентов.
Существует много интерпретаций слова «досуг». Чаще всего под досугом подразумевают свободное время. Однако отождествлять свободное время с досугом неправильно, ведь свободное время есть у всех, а досугом обладает не каждый. В современном обществе понятие «досуг» включает в себя широкий спектр различных видов деятельности. Это и туризм, и самообразование, и волонтерство, и блогерство и многое другое. Мейнстрим в деле досуга принадлежит самой передовой части общества — студенчеству. Студенты даже в период вынужденной самоизоляции в период пандемии коронавируса находят возможности для проявления своих художественных, поэтических, спортивных, интеллектуальных потребностей, чему свидетельством являются безграничные ресурсы интернета. А чем занимались в свободное время студенты далекого безынтернетного прошлого? Каким был досуг студентов Казанского Императорского университета?
Бесценным свидетельством жизнедеятельности, нравов и поведения студентов XIX века является «Книга о поведении студентов педагогического института Императорского Казанского Университета» — первого директора педагогического института при казанском императорском университете Франса Ксаверия Броннера (1758–1850 гг.) [1].
В качестве директора педагогического института при казанском императорском университете Ф. К. Броннер служил 7 лет и остался в памяти студентов и коллег по университету не столько в качестве ученого профессора, сколько как педагог и воспитатель. Ежедневно, с 6часов утра и до позднего вечера он был на ногах, обходя каждые два часа, даже в праздники, комнаты студентов и кандидатов в студенты. Наиболее исторически ценным документом этой деятельности является его дневник. Книга Ф. К. Броннера поистине кладезь ценнейшей информации о характеристиках условий быта и нравов студентов тех лет. Обратимся к записям Броннера. Так 29 сентября 1814 года Броннер пишет: «Мне была доставлена выписка из Журнала Правления университета, согласно которой запрещается доставлять, кого бы то ни было в больницу без записки инспектора или субинспектора, причём доставленный не должен брать с собою музыкальные инструменты…» [1, с. 20]. Данная запись свидетельствует о том, что вместо привычных ныне гаджетов, студенты скрашивали больничные будни музицированием, игрой на музыкальных инструментах.
Какие же музыкальные инструменты предпочитали студенты в XIX веке? В том же дневнике Броннера в записи от 5 октября 1814 года читаем: «Зайдя перед ужином, я застал младших студентов пляшущими под звуки гитары, на которой играл Тиманов. Я не запретил им, имея в виду, что не следует чрезмерно стеснять проявлений юношеской веселости» [1, с.20]. В записи от 2 февраля 1815 г. находим следующее: «…маг. Юнаков сообщил мне, что студенты: Филипповский, Лентовский, Кожевников, Телешев, Спиридонов, Чхеидзе отсутствовали ночью с 1го на 2-е февраля. Спрошенные мною лично объяснили: Филипповский, что он занимался музыкой у г. Киричевского и там ночевал. Лентовский — что пробыл у родителей…» [1, с.67] А 17 мая 1816 г. «…Другие … заявляли также о том, что студенты этой камеры занимаются музыкой во время чтения лекций» [1, с.67].
Несмотря на контроль и строгость к времяпровождению студентов, надо отметить, что музыкальные потребности студентов университета поощрялись руководством, так в записи от 19 октября 1814г. в дневнике Броннера находим следующее:
«Я вывесил следующее объявление в коридоре университет аудиторий:
По определению Совета университета объявляется:
П.II/Что Совет университета на основании п.120 унив. Устава, постановил, чтобы с каждого своекоштного студента или слушателя, желающего обучаться танцам, рисованию или музыке, взыскивалось пятнадцать рублей в полугодие» [1, с. 47][1].
С начала XIX века и по 60-е годы при Казанском Императорском университете была постоянная должность учителя музыки, который создавал оркестры, ансамбли, обучал игре на скрипке и фортепьяно. Университет, среди профессоров которого было немало хороших музыкантов, играл видную роль как инициатор прочных традиций музицирования, и записи в дневнике Ф. К. Броннера свидетельствуют о том, что любимым времяпровождением студентов молодого казанского императорского университета было любительское музицирование.
Студенческое музыкальное творчество наиболее ярко отразилось в студенческих песнях, которые были собраны выпускником университета А. Аристовым и изданы к 100-летию Императорского Казанского университета в 1904 г. в Санкт-Петербурге. Сам Аристов указал в примечаниях к сборнику «Песен казанских студентов», что некоторые студенческие песни были сообщены Милием Алексеевичем Балакиревым и Степаном Васильевичем Смоленским (оба, в разное время, учились в Казанском университете) [2].
Основу сборника составили песни неизвестных авторов, популярные в студенческой среде в период с 1840 по 1868 гг. Среди них: «Вниз по матушке по Волге», «Быстры, как волны, дни нашей жизни», «Где с Казанской рекой», «Под вечер осенью ненастной», «Не осенний мелкий дождичек», «По чувствам братья мы с тобою» и др. В приложение вошло несколько авторских произведений, созданных студентами-композиторами, в том числе и самим Аристовым, а также 16 песенных текстов с указанием мотивов, на которые они исполнялись, лиц, сообщивших ту или иную песню, а также кратким изложением обстоятельств их сочинения. Публикация дополняется списком популярных песен, в том числе, народных, и романсов, которые «часто певались студентами» [2, с. 98].
Сборник Аристова по-своему раскрывает характер досуга студентов университета дореволюционного времени. По воспоминаниям выпускника Казанского университета, доктора медицины Н. Ф. Флёрина, студента 1870 — начала 1880-х гг.: «Устраивали иногда студенты пирушки у себя на квартире. Это удовольствие недорого обходилось: за три рубля можно было строить скромную пирушку на 10 человек. Приобреталось ведро пива (20 бутылок) на пивном складе за 1 р. 05 к., покупалось 5 ф. лучше (без костей) вареной ветчины по 20 к. фунт, нужное количество белого и черного хлеба, за 5 к. баночка готовой горчицы. Пили чай, пиво, проводили время в приятных беседах и спорах на разные злободневные и научные темы, пели студенческие песни: «Gaudeamus igitur»… «Проведемте же, друзья»… «Из страны, страны далекой»… «Там, где тинный Булак»… «Есть на Волге утес»… «Много песен слыхал» — с припевом «Дубинушка» и др. вольные и запрещенные» [4; 3 с.148].
Оценивая сборник с позиции уже советского времени, М. А. Васильев считал, что в нем нашла себе место лишь «незначительная часть» студенческих песен, «притом песен преимущественно аполитических, “невинных”», а также «песен вина, любви и разных минут блаженства», которые «дают материал только для характеристики бытовой обстановки и нравов, но не политики…» [5;3,с.148].
Однако как актуально звучит сегодня сочинение студента Александра Серафимовича Гацинского «Молодым либералам, профессорам Казанского университета», в котором есть следующие строки:
Филологи и юристы,
Все, в ком совесть умерла,
Чьи сердца давно нечисты,
Чьи сомнительны дела.
Собралося это стадо
Под защитою штыков;
С ними был, как ждать и надо.
Психолог и Богослов.
И засел совет лукавый
В дом под сению креста
«- Отпустить, кричит, Варраву
И замучить вновь Христа!
Все, что молодо, что смело,
Чей язык не льстив и строг,
В ком святая искра тлела, -
Всех в изгнанье, иль в острог!»
Где ж вы были, молодые
Либералы, крикуны,
Вы враги не подкупные
Пресловутой старины?
Что вы делали?...Ужели
Вслед за П…..м пошли… [2, с.95].
У каждого времени свои песни…. Сегодня, казанское студенчество, сохраняя верность любимому виду досуга — музыке пишет другие песни на злобу дня, рефлексируя по поводу происходящего, но в этих песнях так же, как и в творчестве студентов Казанского Императорского университета есть место Весне, Любви, Надежде и самоиронии.
Я в тебя влюблена
Жаль, что эта весна разделяет так сильно.
Между нами «ВКонтакте», между нами «What’sApp»
Чувства на карантине.
Самоизоляция обнулила мой статус
Мечтаю о тебе, но снова дома остаюсь… [6].
Литература:
- Профессор Франц Ксаверий Броннер, его дневник и переписка. (1758–1850 гг.): С портр. Броннера, снимком его рукописи, табл. и указ.: Исслед. по арх. документам Д. Нагуевского, проф. Казан. ун-та. — Казань: типо-лит. Ун-та, 1902. — [2], CCLXXVIII, [2], 504 с., 1 л. фронт. (портр.), 3 л. ил.; 26.
- Песни казанских студентов: 1840–1868. СПб., 1904.
- Подрезова С. В. Штрихи к портрету композитора и собирателя народных песен Алексея Павловича Аристова (1842–1910) // Из истории русской фольклористики. К юбилею Валерии Игоревны Ереминой. Санкт-Петербург, 2018. С. 123–157.
- Воспоминания доктора медицины Н. Ф. Флёрина (Ростов н/д.) // Ученые записки Казанского государственного университета им. В. И. Ульянова-Ленина. Казань, 1930 Т. 90 Кн. 5 С. 900
- Васильев М. А. Песни Казанского студенчества (1850–1860-х гг.) // Ученые записки Казанского государственного университета им. В. И. Улья нова-Ленина. Казань, 1930 Т. 90, кн. 5 С. 839–860.
- «Казанские студенты сняли ролик про самоизоляцию». Источник: Реальное время https://realnoevremya.ru/news/170205-kazanskie-studenty-snyali-rolik-pro-samoizolyaciyu?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https %3A %2F %2Fyandex.ru %2Fnews
[1] Своекоштными называли студентов, которые сами содержали себя в период обучения, т.е. находящихся на собственном содержании (коште), не пользующийся казённым коштом в отличие от «студентов казённокоштных».