Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Кибербуллинг как новая форма воздействия на несовершеннолетних

Научный руководитель
Юриспруденция
13.04.2025
49
Поделиться
Библиографическое описание
Колесникова, Е. В. Кибербуллинг как новая форма воздействия на несовершеннолетних / Е. В. Колесникова, В. В. Баруткина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 15 (566). — С. 251-253. — URL: https://moluch.ru/archive/566/124146/.


В статье рассматривается феномен кибербуллинга как новой формы воздействия на несовершеннолетних в цифровом пространстве. Кибербуллинг, представляющий собой манипулятивное использование цифровых технологий для вовлечения подростков в противоправные или деструктивные действия. В настоящей работе разработаны меры по противодействию кибербуллингу несовершеннолетних.

Ключевые слова: кибербуллинг, Интернет, несовершеннолетние, цифровая безопасность, киберпреступность.

Кибербуллинг — это относительно новое явление, которое активно распространяется в мире Интернета. Проблемы, связанные с психологическим и физическим насилием, которые раньше существовали исключительно в реальной жизни, теперь перенесены в виртуальную среду. На первый взгляд, этот вид травли может показаться безобидным. Однако уникальные особенности Интернета, такие как анонимность, обширная аудитория, круглосуточная возможность для нападок и возможность подделки информации, делают кибербуллинг отличным от традиционного. В современных условиях проблема интернет-насилия становится всё более актуальной, поскольку под угрозой оказывается психическое здоровье подростков.

Многие жертвы кибербуллинга боятся рассказывать о своих проблемах взрослым, опасаясь, что их могут лишить доступа к Интернету. В эпоху цифровых технологий современный подросток проводит значительную часть своего свободного времени в сети [1, с. 154].

Кибербуллинг представляет собой злоупотребление информационными и коммуникационными технологиями, такими как электронная почта, мобильные устройства и персональные веб-сайты. Это умышленное, повторяющееся и враждебное поведение отдельного человека или группы, нацеленное на унижение других [2].

Как разновидность кибернасилия, кибербуллинг характеризуется агрессивными действиями, шантажом, а также распространением личных фотографий и видео, которые используются с целью посмеяться и оскорбить [3, с. 333].

Кибербуллинг может быть вызван рядом причин, включая желание доминировать, чувство собственной неполноценности, зависть, жажду мести, стремление получить удовольствие от своих действий, а также конформизм, то есть изменение мнения под влиянием группы. Также он может быть связан с проблемами в семье и низким уровнем личностного развития [4, с. 39].

В кибербуллинге участвуют личности с определёнными психологическими характеристиками, которые можно разделить на три группы: преследователи, жертвы и наблюдатели. Преследователь — это обычно темпераментный индивид, стремящийся подтвердить свою лидерскую позицию, демонстрирующий агрессию и не испытывающий сочувствия [5, с. 8]. Жертвы, напротив, часто бывают робкими, взволнованными, склонными к плачу и малообщительными. Наблюдатели же могут ощущать страх и беспомощность, иногда поддерживая преследователя.

Кибербуллинг может проявляться в различных формах:

  1. Флейминг — это конфликт ради конфликта через обмен сообщениями в чатах, форумах или соцсетях.
  2. Троллинг — это размещение провокационного контента, вызывающего конфликт.
  3. Клевета — это распространение ложных сведений, ухудшающих чью-то репутацию.
  4. Киберсталкинг — это преследование или домогательство онлайн.
  5. Секстинг — это переписка или пересылка интимного контента.
  6. Гриферство — это причинение ущерба в видеоиграх.
  7. Раскрытие секретов — публикация личной информации в сети.
  8. Выдача себя за другого — создание фальшивых профилей для травли [6, с. 6].
  9. Кетфишинг — копирование профиля жертвы для размещения негативного контента.
  10. Диссинг — публикация порочащей информации о жертве онлайн.
  11. Фрейпинг — захват чужой учетной записи для рассылки нежелательного контента от имени жертвы [7, с. 86].

Кибербуллинг может происходить круглосуточно, не давая жертве почувствовать защиту, в любое время дня и ночи. Анонимность агрессора усиливает страх и усугубляет ситуацию. В отличие от физического насилия, долгосрочные психологические последствия кибербуллинга значительно вредят психическому здоровью [8]. Распознать жертву эмоционального насилия не всегда легко, но знание эмоций и психологических признаков может помочь в своевременном реагировании и оказании помощи.

Жертвы кибербуллинга могут сталкиваться с множеством психологических проблем, таких как понижение самооценки, развитие депрессии, враждебное поведение, чувство тревоги, недоверие к окружающим, частые перепады настроения, пугливость, страхи и даже склонность к суициду [9, с. 117]. Эти люди особенно уязвимы и нуждаются в профессиональной психологической поддержке.

Российские исследования показывают, что проблема кибербуллинга среди молодежи становится всё более серьёзной. По данным Роскомнадзора, в 2023 году количество обращений, связанных с этой проблемой, выросло на 20 % по сравнению с предыдущим годом, а в 2024 году количество случаев кибербуллинга среди несовершеннолетних увеличилось ещё на 15 % [10].

Анализ деятельности специализированных подразделений МВД России, занимающихся расследованиями в сфере компьютерных технологий, показал недостаток возбужденных дел по фактам интернет-правонарушений с признаками кибербуллинга в отношении несовершеннолетних. Это говорит не столько об отсутствии таких случаев, сколько о том, что данный вид преступности часто остаётся скрытым. Жертвами кибербуллинга чаще всего становятся дети и подростки, которые обычно не склонны открываться обществу.

История Дианы Шурыгиной служит наглядным примером кибербуллинга. После публичного освещения преступления против её половой неприкосновенности она стала объектом общественного осуждения и травли. Пользователи не только обсуждали её ситуацию, но и высмеивали её публично, подвергая её жизнь и жизнь её семьи нападкам и угрозам. В результате они даже были вынуждены сменить место жительства [11].

Ситуация с кибербуллингом, по нашему мнению, всё ещё недооценена законодателями. Он может приводить к тяжелым, иногда необратимым последствиям, от серьёзных психологических травм до доведения молодёжи до самоубийства или воспитания в жертве нового агрессора.

Для эффективного противодействия кибербуллингу необходимо предпринять следующие меры:

  1. Ввести уголовную или административную ответственность за кибербуллинг, включая штрафы, общественные работы и обязательные курсы реабилитации;
  2. Сформировать специализированные подразделения в правоохранительных органах, занимающихся расследованием случаев кибербуллинга и защитой прав несовершеннолетних;
  3. Включить в школьную программу курсы по безопасному использованию интернета и социальных сетей;
  4. Организовать консультации для жертв кибербуллинга и их родителей, а также проводить тренинги по развитию эмоциональной устойчивости;
  5. Использовать искусственный интеллект для выявления и блокировки оскорбительного контента;
  6. Организовать круглосуточные службы поддержки, куда подростки смогут обратиться за помощью в случае кибербуллинга.

Таким образом, кибербуллинг представляет значительную опасность для психического благополучия и безопасности молодежи. Эффективная борьба с этой проблемой требует совместных усилий со стороны государства, образовательных организаций, технологических компаний и общества в целом. Лишь интегрированный подход поможет снизить угрозы и обеспечить безопасное цифровое пространство для молодого поколения.

Литература:

  1. Бенгина, Е.А., Гришаева С. А. Кибербуллинг как новая форма угрозы психологическому здоровью личности подроста // Вестник университета. — 2018. — № 2. — С. 153–157.
  2. Belsey B. Cyberbullying: An Emerging Threat to the «Always On» Generation. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.cyberbullying.ca/pdf/Cyberbullying_Article_by _Bill_Belsey.pdf (дата обращения: 21.03.2025).
  3. Вишневецкая, И. Н. Кибернасильственная преступность в отношении женщин // Правовая политика и правовая жизнь. — 2023. — № 4. — С. 331–337.
  4. Баранов, А. А. Психологический анализ причин несовершеннолетнихого кибербуллинга // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». — 2015. — № 25. — С. 37–41.
  5. Макарова, Е. А. Психологические особенности кибербуллинга как формы Интернет-преступления / Е. А. Макарова // Российский психологический журнал. — 2016. — № 3. — С. — 293–311.
  6. 10 форм кибербуллинга от kids.kaspersky.ru [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://stop-ugroza.ru/life/10-formkiberbullinga-ot-kids-kaspersky-ru/ (дата обращения: 21.03.2025).
  7. Тиркашева, Г. М. Кибербуллинг среди детей: понятие, современные формы и защитные механизмы // Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. — 2022. — № 5. — С 84–93.
  8. Кибербуллинг как новая форма угрозы безопасности личности ребенка. URL: https://mou45.ru/docs/Информация/Информационная безопасность/Кибербулинг.docx (дата обращения: 11.04.2025).
  9. Таранова Т. Н. Психолого-педагогическая характеристика буллинга в общеобразовательной школе // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. — 2014. — № 11. — С. 115–132.
  10. Роскомнадзор изучит инициативу по наказанию за кибербуллинг URL:https://www.m24.ru/news/obshchestvo/03032025/775853?utm_source=CopyBuf (дата обращения: 21.03.2025).
  11. Шурыгина рассказа об угрозах в адрес ее семьи // URL: https://iz.ru/694793/2018–01–12/shuryginarasskazala-ob-ugrozakh-v-adres-svoei-semi (дата обращения: 21.03.2025).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
кибербуллинг
Интернет
несовершеннолетние
цифровая безопасность
киберпреступность
Молодой учёный №15 (566) апрель 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 251-253):
Часть 4 (стр. 207-269)
Расположение в файле:
стр. 207стр. 251-253стр. 269

Молодой учёный