Очередность удовлетворения требований уполномоченного органа в ходе процедуры банкротства — конкурсного производства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 марта, печатный экземпляр отправим 2 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №11 (562) март 2025 г.

Дата публикации: 11.03.2025

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Цымбаленко, А. Д. Очередность удовлетворения требований уполномоченного органа в ходе процедуры банкротства — конкурсного производства / А. Д. Цымбаленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 11 (562). — URL: https://moluch.ru/archive/562/123313/ (дата обращения: 18.03.2025).

Препринт статьи



В рамках данной статьи проводится анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих вопрос очередности удовлетворения требований уполномоченного органа в ходе конкурсного производства. Дается правовая характеристика порядка удовлетворения текущих, а также реестровых требований уполномоченного органа в рамках процедуры банкротства юридического лица — конкурсного производства. Также в рамках данной статьи автором выделяются проблемы, существующие в изучаемой области (очередность погашения задолженности по страховым взносам).

Ключевые слова: банкротство, должник, задолженность, Закон о банкротстве, конкурсное производство, реестровые требования, реестр требований кредиторов, страховые взносы, текущие требования, уполномоченный орган, юридические лица.

В рамках современных условий экономической системы институт несостоятельности (банкротства) выступает в качестве одного из важнейших механизмов функционирования рынка, в связи с тем, что данный институт включает в себя совокупность в первую очередь реабилитационных, а также ликвидационных мер, которые способствуют функционированию предпринимательской отрасли без субъектов, неэффективно реализующих свою непосредственную деятельность.

В первую очередь необходимо отметить, что согласно положениям ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом или наступившая в результате завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей [4].

Говоря кратко, несостоятельность — это финансовая невозможность должника юридического или физического лица погасить возникшую у него задолженность по гражданско-правовым, трудовым и т. д. обязательствам, а также по налогам, сборам и иным обязательным платежам [9].

На данном этапе необходимо отметить, что уполномоченный орган является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам. Уполномоченным органом, в соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве», является — Федеральная налоговая служба [5].

Федеральная налоговая служба в рамках дел о несостоятельности (банкротстве), а также в рамках процедур, применяемых в деле о банкротстве, правомочна обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом), также направлять заявление о включении требований в реестр требований кредиторов должника, в соответствии с размером задолженности по обязательным платежам и денежным обязательствам, возникшей до возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве), принимать участие в собрании кредиторов и т. д. То есть, уполномоченный орган является полноправным участником дела о банкротстве, обладающим всеми правами конкурсных кредиторов, заявителя.

Рассматривая тему очередности удовлетворения требований уполномоченного органа в ходе конкурсного производства, изначально стоит отметить, что процедура конкурсного производства выступает в качестве конечной стадии в рамках банкротства юридического лица. Основной целью конкурсного производства, как структурированного порядка последовательных действий, осуществляемых конкурсным управляющим непосредственно в отношении должника под контролем арбитражного суда, а также конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, является ликвидация должника (завершение процедуры конкурсного производства) и соразмерное погашение требований кредиторов в рамках текущей и реестровой задолженности.

В общем и целом, в юридической литературе требования кредиторов в рамках дел о несостоятельности (банкротстве) могут быть классифицированным по таким признакам как — очередность удовлетворения согласно Закону о банкротстве, возможность участия в принятии решений собраниями кредиторов, правовая природа, статус кредитора и т. п. [10].

В рамках данной статьи, с целью изучения механизма правового регулирования очередности удовлетворения требований уполномоченного органа в ходе процедуры банкротства — конкурсного производства, перелагается разделить требования кредиторов, уполномоченного органа на текущие и реестровые.

С момента возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) и введения в данном случае в отношении должника-юридического лица одной из процедур банкротства (наблюдение, внешнее управление, финансовое оздоровление, конкурсное производство) все, предусмотренные законодательством мероприятия, проводятся с целью справедливого распределения конкурсной массы между кредиторами [7].

Согласно положениям п. 1 ст. 5 Закона о банкротстве, под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено Законом о банкротстве. Возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ также являются текущими [4, п. 1, ст. 5].

Порядок погашения задолженности по текущим платежам регламентируется ст. 134 Закона о банкротстве. Данная статья устанавливает следующую очередность:

– Первая очередь: расходы на проведение процедуры банкротства в том числе, судебные расходы, расходы на выплату вознаграждения арбитражному управляющему, расходы на оплату услуг специалистов, привлеченных арбитражным управляющим для осуществления своей непосредственной деятельности (обязательные привлеченные специалисты);

– Вторая очередь: расходы по выплате заработной платы, а также выходных пособий;

– Третья очередь: расходы на оплату услуг специалистов, привлеченных арбитражным управляющим для осуществления своей непосредственной деятельности (не обязательные привлеченные специалисты);

– Четвертая очередь: эксплуатационные платежи (коммунальные услуги, энергоснабжение и т. п.);

– Пятая очередь: иные текущие платежи, которые не относятся к 1–4 очереди [4, ст. 134].

Согласно п. 8, 14 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016) задолженность по налогу на доходы физических лиц, а также задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование подлежит погашению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы, то есть в порядке второй очереди [6, пункты 8, 14].

Таким образом, руководствуясь положениями Закона о банкротстве, а также Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, можно сделать вывод о том, что текущие требования уполномоченного органа удовлетворяются в следующем порядке:

– Задолженность по налогу на доходы физических лиц, а также задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование — погашается в порядке второй очереди;

– Задолженность по иным налогам — погашается в порядке пятой очереди.

Отталкиваясь от понятия текущих платежей, закрепленного в ст. 5 Закона о банкротстве, необходимо установить понятие требований, включенных в реестр требований кредиторов (реестровая задолженность). Требования, включенные в реестр требований кредиторов должника, — это требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие до даты принятия заявления о признании должника банкротом.

Необходимо также отметить, что в соответствии с положениями п. 1 ст. 71 Закона о банкротстве кредитор должен направить в арбитражный суд заявление о включении требований в реестр требований кредиторов должника в течение тридцати календарных дней с даты публикации в официальном источнике (газета «Коммерсантъ») сообщения о введении в отношении должника процедуры наблюдения. В рамках процедуры конкурсного производства, согласно п. 1 ст. 142 Закона о банкротстве, кредитор должен направить данное заявление в течение двух месяцев до закрытия реестра (срок исчисляется с момента публикации сообщения об открытии конкурсного производства) [4, статьи 71, 142].

Очередность удовлетворения реестровых требований также регламентируется ст. 134 Закона о банкротстве. В соответствии с п. 4 ст. 134 Закона о банкротстве требования, включенные в реестр требований кредиторов должника, удовлетворяются в следующей очередности:

– Первая очередь: требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

– Вторя очередь: требования по выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

– Третья очередь: требования по иным обязательствам [6, пункт 4 статьи 134].

Аналогично установленной очередности погашения текущих платежей, в соответствии с положениями Закона о банкротстве, а также п. 8,14 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства требования уполномоченного органа, включенные в реестр требований кредиторов должника, погашаются в следующей очередности:

– Вторая очередь: задолженность по налогу на доходы физических лиц, а также задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование;

– Третья очередь: задолженность по иным налогам.

В настоящее время в рамках процедуры конкурсного производства существует большой спектр проблем. К проблемам погашения задолженности по обязательным платежам и денежных обязательствам перед бюджетом Российской Федерации можно отнести следующие аспекты: текущие обязательства должника значительно превышают требования, включенные в реестр требований кредиторов; отсутствие у должника достаточных активов для формирования конкурсной массы; выявленное имущество должника — неликвидно; возникающие трудности при заключении в рамках конкурсного производства мировых соглашений; противоправное поведение контролирующих должника лиц [8].

Однако, по состоянию на сегодняшний день, существует проблема включения задолженности по страховым взносам в третью очередь реестра требований кредиторов должника, а не во вторую.

Федеральным законом от 14.07.2022 № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» установлен особый порядок уплаты налогов в виде единого налогового платежа (далее — ЕНП) и единого налогового счета (далее — ЕНС) [3].

В соответствии со ст. 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица, который ведется в отношении каждого физического лица. Исполнение обязанности, числящейся на ЕНС, осуществляется с использованием единого налогового платежа [2, статья 11.3].

Согласно п. 3 ст. 425 НК РФ начиная с 2023 года устанавливаются тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование в следующих единых размерах (единый тариф страховых взносов), если иное не предусмотрено главой 34 НК РФ:

  1. в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов — 30 процентов;
  2. свыше установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов — 15,1 процента [2, пункт 3 статьи 425].

Согласно п. 6 ст. 431 НК РФ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование исчисляются плательщиками страховых взносов, указанными в пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ, в виде единой суммы [2, пункт 6 статьи 431]. Из статьи 11.3 НК РФ следует, что с 01.01.2023 года все обязательные платежи уплачиваются в составе единого налогового платежа.

В соответствии с п. 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг [6, п. 6].

Моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога.

Страховые взносы (на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, в Фонд социального страхования) имеют единую природу, основанную на компенсационном назначении взносов, связанную с правом на труд, гарантированным Конституцией РФ, с социальным обеспечением граждан РФ.

Конституция Российской Федерации, исходя из целей социального государства, закрепленных в ч. 1 ст. 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции РФ) [1, часть 1 статьи 39]. Страховые взносы, исходя из положений постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.1998 № 7-П и от 10.07.2007 № 9-П, имеют единую социально-правовую природу этих платежей: их обязательность и целевой характер.

Уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социального государства (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.1998 № 7-П и от 10.07.2007 № 9-П, определение Конституционного Суда РФ от 22.01.2004 № 8-О).

Таким образом, с 01.01.2023 страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование исчисляются совместно, уплачиваются налогоплательщиком единым платежом.

По мнению Федеральной налоговой службы, у страховых взносов единая социально-правовая природа. Страхование неразрывно связано с оплатой труда работников и должно уплачиваться в составе второй очереди требований кредиторов.

В сложившейся ситуации, образовавшейся на базе изменений, внесенных в Налоговый кодекс Российской Федерации, сформировался правовой пробел, характеризующийся противоположной практикой арбитражных судов страны. Данный правовой пробел, приводящий к затруднению правоприменения и нагрузке судебной системы (из-за большого количества апелляционных и кассационных жалоб уполномоченного органа), необходимо разрешить как минимум посредством разъяснений Верховного суда Российской Федерации, а как максимум посредством внесения изменений в законодательство о банкротстве.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (Дата обращения: 10.03.2025).
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (Дата обращения: 10.03.2025).
  3. Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» от 14.07.2022 N 263-ФЗ [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_421873/ (Дата обращения: 10.03.2025).
  4. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ. [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39331/ (Дата обращения: 10.03.2025).
  5. Постановление Правительства РФ от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве» [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_47869/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/ (Дата обращения: 10.03.2025).
  6. Обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016) [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_209226/ (Дата обращения: 10.03.2025).
  7. Рыков, Д. А. Очередность удовлетворения требований кредиторов по текущим платежам в деле о банкротстве: тенденции развития российского законодательства / Д. А. Рыков // Baikal Research Journal. — 2018. — № 3. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ocherednost-udovletvoreniya-trebovaniy-kreditorov-po-tekuschim-platezham-v-dele-o-bankrotstve-tendentsii-razvitiya-rossiyskogo (Дата обращения: 10.03.2025).
  8. Сычева-Передеро, О. В. Проблемы погашения налоговой задолженности при процедуре банкротства / О. В. Сычева-Передеро. // СибСкрипт. — 2015. — № 4–3 (64). [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-pogasheniya-nalogovoy-zadolzhennosti-pri-protsedure-bankrotstva (Дата обращения: 10.03.2025).
  9. Теплюкова, Л. С. Участие налоговых органов в делах о банкротстве / Л. С. Теплюкова. // Теория и практика современной науки. — 2017. — № 7. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchastie-nalogovyh-organov-v-delah-o-bankrotstve (Дата обращения: 10.03.2025).
  10. Чернова, М. В. Классификация требований кредиторов при банкротстве / М. В. Чернова. // Экономический анализ: теория и практика. — 2009. — № 7. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-trebovaniy-kreditorov-pri-bankrotstve (Дата обращения: 10.03.2025).


Задать вопрос