В статье рассматривается проблема взыскания задолженности за предоставленные коммунальные услуги с юридических лиц предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, в ходе процедуры банкротства. В данной статье предложены пути решения вышеуказанной проблемы путем внесения изменений в Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве).
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, банкротство, задолженность, коммунальные услуги, конкурсное производство, предприятия жилищно-коммунального хозяйства, текущая задолженность, реестровая задолженность.
The article deals with the problem of debt collection for provided utility services from legal entities by enterprises of housing and communal services, in the course of a bankruptcy procedure. This article suggests ways to solve the above problem by amending the Federal law on insolvency (bankruptcy).
Keywords: housing and communal services, bankruptcy, debt, utilities, bankruptcy proceedings, enterprises of housing and communal services, current debt, registry debt.
В современном мире задолженность в сфере жилищно-коммунального хозяйства по официальным данным министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетике России является одной из самых масштабных во всех регионах РФ.
Работа по взысканию задолженности по оплате за предоставленные коммунальные услуги всегда являлась достаточно актуальной темой.
Среди причин неплатежей стоит выделить отсутствие контроля и постоянной требовательности со стороны соответствующих органов и руководителей предприятий жилищно-коммунального хозяйства, отсутствие постоянного мониторинга контрагентов, малозначительность штрафных санкций, предоставление н коммунальных услуг ненадлежащего качества, высокие тарифы особенно на территориях Крайнего Севера, банкротство должника.
Медлить при решении вопросов по взысканию долга с должника организациям жилищно-коммунального хозяйства не стоит, ведь в отдельных случаях вернуть задолженность просто не получится. Например, в ситуации, когда юридическое лицо официально реструктуризировано или объявлено банкротом. Следует отметить, что чем больше период просрочки (неоплаты) долга, тем больше возрастает риск ее непогашения или невозможности взыскания.
В современных условиях немаловажной является проблема взыскания задолженности за предоставленные коммунальные услуги с предприятий (юридических лиц) в ходе процедуры банкротства. В настоящем научном исследовании рассмотрим более подробно указанную проблему.
Разумеется, положительной особенностью процедуры банкротства для должника является списание задолженности. Как известно, действующее законодательство РФ позволяет освободить должника от исполнения обязательств перед кредитором.
Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее по тексту — Закон о банкротстве) установлено два вида задолженности должника перед кредитором: реестровая и текущая.
Что касается текущей задолженности, то указанным законом определено, что текущая заложенность не полежит включению в реестр требований кредиторов в деле о баронстве. Данная задолженность погашается в порядке очередности, установленной п. 2 ст. 134 вышеупомянутого закона.
Наиболее проблемным вопросом при реализации процедуры банкротства является взыскание реестровой задолженности. Нередки случаи возникновения рисков невозможности взыскания задолженности в ходе процедуры банкротства с должника-неплательщика. В настоящее время указанная процедура становится препятствием для реализации такого инструмента как взыскание задолженности.
Считается, что если после реализации всего имущества должника и расчета с кредиторами оказалось, что денежных средств недостаточно, чтобы удовлетворить требования всех кредиторов, в таком случае должник считается освобожденным от исполнения непогашенных обязательств перед оставшимися кредиторами. Данные положения закреплены в п. 3 ст. 213.28 Закона о банкротстве [1, с. 5].
В соответствии с положениями Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» заключительной процедуры ликвидации организации-банкрота является конкурсное производство. В ходе заключительного этапа деятельность предприятия фактически прекращается, и приступают реализовываться ликвидационные меры, которые направлены на образование конкурсной массы, ее оценку и осуществления для удовлетворения требований имеющихся кредиторов в порядке законодательно предусмотренной очередности.
Вышеуказанным законом, а именно: частью 4 статьи 134 предусмотрена следующая очередность удовлетворения требований кредиторов:
‒ Первая очередь: требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также расчеты по иным установленным Федеральным законом требованиям;
‒ Вторая очередь: расчеты по выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
‒ Третья очередь: расчеты с другими кредиторами, в том числе кредиторами по обязательствам.
Следовательно, необходимо отметить, что законодательством РФ четко регламентирован порядок очерёдности погашения как реестровой, так и текущей задолженности перед кредиторами должника. В тоже время существует положение: удовлетворение требований кредиторов каждой последующей очереди возможно только в случае, если требования предыдущих очередей погашены в полном объеме.
Как известно, реализованных денег оказывается недостаточно для того, чтобы погасить требования всех кредиторов должника и, как правило, большинство организаций, в том чили в сфере жилищно-коммунального хозяйства, вынуждены нести риски, связанные с неплатежеспособностью должника-неплательщика. Это приводит к тому, что большинство таких кредиторов в последствии и сами становятся банкротами, в связи с накопившейся дебиторской заложенностью.
Кроме того, еще одной немаловажной проблемок является то, что многие кредиторы не успевают включить свои требования в реестр требований кредиторов. Это связано с тем, что законодательством РФ установлен двухмесячный срок для предъявления требований к должнику с даты опубликования сообщения о признании гражданина банкротом. Как правило, вследствие недобросовестности финансового управляющего, выразившееся в не информировании кредиторов, или ряда других причин кредиторам не известно о начале процедуры банкротства в отношении того или иного должника. Одной из причин отсутствия информации о должнике является огромное количество контрагентов, и предприятие не в состоянии своевременно проводить мониторинг. Следовательно, необходимо внести изменения в законодательство РФ, в части установления ответственности финансового управляющего из несвоевременное информирование всех кредиторов о начале процедуры банкротства.
Как уже было упомянуто ранее, требования по оплате за предоставленные коммунальные услуги погашаются в четвертую очередь, а по текущим платежам — в третью очередь.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что зачастую денежных средств, полученных в ходе реализации имущества должника, не достаточно, чтобы погасить требования всех кредиторов. В таком случае неудовлетворенные требования автоматически считаются погашенными.
В настоящее время проблема взыскания задолженности, в том числе за коммунальные услуги в ходе процедуры банкротства продолжается оставить одной из актуальных. Для решения данной проблемы предлагаем внести изменения в законодательство РФ, в частности дополнить статью 142 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» пунктом 6.1. следующего содержания:
6.1. «Если в ходе реализации имущества будет установлено, что реализованных денежных средств недостаточно для удовлетворения требований всех кредиторов, включённых в реестр требований кредиторов, то денежные средства распределяются между кредиторами пропорционально суммам их требований, включенных в реестр требований кредиторов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В случае, если полученных от реализации имущества денежных средств окажется достаточно для удовлетворения требований всех кредиторов в полном объеме, то денежные средства распределяются согласно очередности, установленной статьей 134 настоящего Федерального закона».
В соответствии с вышеизложенным, можно сделать вывод, что при недостаточности денежных средств, полученных от реализации имущества должника, несение в законодательство РФ вышеуказанных положений позволило кредиторам, включенных в реестр требований кредиторов, рассчитывать по крайней мере на частичное погашение задолженности.
Литература:
- О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26.10.2002 года № 127-ФЗ (принят Государственной Думой Федерального собрания РФ 27.09.2002 г.) (ред. от 03.07.2016 г.).
- Старикова Л. Н. Оценка дебиторской задолженности МУП ЖКХ в процессе конкурсного производства // Вестник КемГУ. 2009. № 2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-debitorskoy-zadolzhennosti-mup-zhkh-v-protsesse-konkursnogo-proizvodstva (дата обращения: 24.05.2017).
- Хаванова Наталья Владимировна, Литвинова Елена Владимировна. Пути повышения эффективности взыскания задолженности с граждан за услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Сервис в России и за рубежом. 2015. № 3 (59). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/puti-povysheniya-effektivnosti-vzyskaniya-zadolzhennosti-s-grazhdan-za-uslugi-v-sfere-zhilischno-kommunalnogo-hozyaystva (дата обращения: 24.05.2017).