В статье рассмотрены правовые основы государственного регулирования в сфере несостоятельности (банкротства), роль Федеральной налоговой службы по инициированию процедур несостоятельности (банкротства) в отношении должников, имеющих задолженность по обязательным платежам, а также причины роста количества заявлений Федеральной налоговой службы о признании несостоятельным (банкротом) должников в 2021 году.
Ключевые слова : федеральная налоговая служба, несостоятельность (банкротство), процедуры банкротства, обязательные платежи, мораторий на банкротство.
Согласно статье 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) «уполномоченным органом является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам» [1].
В силу пункта 2 постановления Правительства РФ от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве» уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам является Федеральная налоговая служба [2].
Закон о банкротстве в статье 34 среди лиц, участвующих в деле, особо выделяет Федеральную налоговую службу как уполномоченный орган, обладающий соответствующими правами и обязанностями, в том числе по инициированию процедур банкротства.
Необходимо отметить, что согласно требованиям законодательства у Федеральной налоговой службы право по инициированию процедуры банкротства имеется только в отношении тех должников, задолженность которых состоит из обязательных платежей, т. е. налогов, сборов и иных обязательных взносов, в том числе штрафов, пени и иных санкций за неуплату указанных платежей.
Таким образом, в отношении иных денежных обязательств должника, например, по кредитным договорам, договорам залога, купли-продажи имущества, подряда и т. д., различным распискам в получении денежных средств, должник вправе обратиться с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом) самостоятельно, поскольку у Федеральной налоговой службы в данной части какие-либо полномочия отсутствуют.
Согласно официальной статистике Федеральная налоговая служба является инициатором значительного количества дел о несостоятельности (банкротстве) и является основным либо единственным кредитором должника, в связи с чем обладает большинством голосов на собрании кредиторов и обладает возможностью определять необходимость проведения соответствующих мероприятий, предусмотренных Законом о банкротстве.
Так, федеральными арбитражными судами субъектов Российской Федерации за 1 полугодие 2021 года принято к своему производству по обращению уполномоченных органов в отношении должников юридических лиц — 7490 заявлений, что составляет 55 % от заявлений иных кредиторов, в отношении индивидуальных предпринимателей — 455 заявлений, что составляет 46 % от заявлений иных кредиторов, в отношении граждан (не имеющих статус индивидуального предпринимателя) — 1375 заявлений, что составляет 13 % от заявлений иных кредиторов [3].
За аналогичные периоды прошлых лет статистика следующая: за 1 полугодие 2019 года в отношении должников юридических лиц — 3877 заявлений, что составляет 33 % от заявлений иных кредиторов, в отношении индивидуальных предпринимателей — 402 заявлений, что составляет 48 % от заявлений иных кредиторов, в отношении граждан (не имеющих статус индивидуального предпринимателя) — 638 заявлений, что составляет 10 % от заявлений иных кредиторов [4]; за 1 полугодие 2020 года в отношении должников юридических лиц — 3421 заявлений, что составляет 38 % от заявлений иных кредиторов, в отношении индивидуальных предпринимателей — 204 заявлений, что составляет 29 % от заявлений иных кредиторов, в отношении граждан (не имеющих статус индивидуального предпринимателя) — 469 заявлений, что составляет 8 % от заявлений иных кредиторов [5].
Анализ приведенных статистических данных приводит к выводу, что Федеральная налоговая служба инициирует больше дел о банкротстве в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, тогда как обычные граждане, не имеющие статус индивидуального предпринимателя и не занимающиеся предпринимательской деятельностью, редко имеют задолженность по обязательным платежам, установленную Законом о банкротстве и необходимую для инициирования процедуры банкротства уполномоченным органом.
Также, нельзя не отметить значительный рост заявлений, с которыми обратилась Федеральная налоговая служба, о признании несостоятельными (банкротами) юридических лиц.
Рост поданных заявлений за 1 полугодие 2021 года по сравнению с 1 полугодием 2019 года и 1 полугодием 2020 года составляет соответственно 48 % и 54 %, т. е. больше в два раза.
Указанные обстоятельства можно объяснить появлением новой коронавирусной инфекции, связанными с ней экономическими последствиями для экономики страны, и внесенным в Закон о банкротстве Федеральным законом от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» мораторием на возбуждение дел о банкротстве [6].
Для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами (далее для целей настоящей статьи — мораторий), на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
Срок действия моратория может быть продлен по решению Правительства Российской Федерации, если не отпали обстоятельства, послужившие основанием для его введения.
Так, постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 428 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников» введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении должников, код основного вида деятельности которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности указан в перечне отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, а также если должник включён в перечень (перечни) системообразующих организаций российской экономики, перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, в перечень стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики [7].
Срок действия постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 428 составлял 6 месяцев со дня вступления его в законную силу.
Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 № 1587 «О продлении срока действия моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников» мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении определенных постановлением должников продлен на 3 месяца [8].
Поскольку 08.01.2021 года срок действия моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов истек и Правительством РФ продлен не был, в связи с чем у кредиторов, в том числе Федеральной налоговой службы, появилось законное право по инициированию процедуры банкротства в отношении должников, в связи с чем вызван рост числа обращений уполномоченных органов с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом).
Таким образом, деятельность Федеральной налоговой службы как уполномоченного органа в сфере банкротства регулируется как федеральными законами, так и постановлениями правительства, действующими во взаимосвязи. Федеральная налоговая служба является одним из основных и значимых кредиторов, представляющий интересы Российской Федерации, по инициированию процедур банкротства в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а рост числа заявлений по обращениям Федеральной налоговой службы о признании должника несостоятельным (банкротом) в 1 полугодии 2021 года объясняется окончанием срока действия моратория на возбуждение дел о банкротстве.
Литература:
- Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // СЗ РФ от 2002 г., № 43, ст. 4190.
- Постановление Правительства РФ от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве» // СЗ РФ от 2004 г., № 23, ст. 2310.
- Сводные статистические сведения о деятельности федеральных арбитражных судов за 1 полугодие 2021 года. — Текст: электронный // http://www.cdep.ru: [сайт]. — URL: http://www.cdep.ru/userimages/sudebnaya_statistika/2021/1aAS_svod_1–2021_24.11.2021.xls (дата обращения: 26.12.2021).
- Сводные статистические сведения о деятельности федеральных арбитражных судов за 1 полугодие 2019 года. — Текст: электронный // http://www.cdep.ru: [сайт]. — URL: http://www.cdep.ru/userimages/sudebnaya_statistika/2019/AC1a_svod_1–2019.xls (дата обращения: 26.12.2021).
- Сводные статистические сведения о деятельности федеральных арбитражных судов за 1 полугодие 2020 года. — Текст: электронный // http://www.cdep.ru: [сайт]. — URL: http://www.cdep.ru/userimages/sudebnaya_statistika/2020/AC1a_svod-6m-2020.xls (дата обращения: 26.12.2021).
- Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» // СЗ РФ от 2020 г., № 14, ст. 2028 (Часть I).
- Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 428 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников» // СЗ РФ от 2020 г., № 15, ст. 2282 (Часть IV).
- Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 № 1587 «О продлении срока действия моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников» // СЗ РФ от 2020 г., № 41, ст. 6429.