Инициирование Федеральной налоговой службой дел о несостоятельности (банкротстве) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №53 (395) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 30.12.2021

Статья просмотрена: 67 раз

Библиографическое описание:

Подкорытов, М. В. Инициирование Федеральной налоговой службой дел о несостоятельности (банкротстве) / М. В. Подкорытов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 53 (395). — С. 115-117. — URL: https://moluch.ru/archive/395/87415/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье рассмотрены правовые основы государственного регулирования в сфере несостоятельности (банкротства), роль Федеральной налоговой службы по инициированию процедур несостоятельности (банкротства) в отношении должников, имеющих задолженность по обязательным платежам, а также причины роста количества заявлений Федеральной налоговой службы о признании несостоятельным (банкротом) должников в 2021 году.

Ключевые слова : федеральная налоговая служба, несостоятельность (банкротство), процедуры банкротства, обязательные платежи, мораторий на банкротство.

Согласно статье 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) «уполномоченным органом является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам» [1].

В силу пункта 2 постановления Правительства РФ от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве» уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам является Федеральная налоговая служба [2].

Закон о банкротстве в статье 34 среди лиц, участвующих в деле, особо выделяет Федеральную налоговую службу как уполномоченный орган, обладающий соответствующими правами и обязанностями, в том числе по инициированию процедур банкротства.

Необходимо отметить, что согласно требованиям законодательства у Федеральной налоговой службы право по инициированию процедуры банкротства имеется только в отношении тех должников, задолженность которых состоит из обязательных платежей, т. е. налогов, сборов и иных обязательных взносов, в том числе штрафов, пени и иных санкций за неуплату указанных платежей.

Таким образом, в отношении иных денежных обязательств должника, например, по кредитным договорам, договорам залога, купли-продажи имущества, подряда и т. д., различным распискам в получении денежных средств, должник вправе обратиться с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом) самостоятельно, поскольку у Федеральной налоговой службы в данной части какие-либо полномочия отсутствуют.

Согласно официальной статистике Федеральная налоговая служба является инициатором значительного количества дел о несостоятельности (банкротстве) и является основным либо единственным кредитором должника, в связи с чем обладает большинством голосов на собрании кредиторов и обладает возможностью определять необходимость проведения соответствующих мероприятий, предусмотренных Законом о банкротстве.

Так, федеральными арбитражными судами субъектов Российской Федерации за 1 полугодие 2021 года принято к своему производству по обращению уполномоченных органов в отношении должников юридических лиц — 7490 заявлений, что составляет 55 % от заявлений иных кредиторов, в отношении индивидуальных предпринимателей — 455 заявлений, что составляет 46 % от заявлений иных кредиторов, в отношении граждан (не имеющих статус индивидуального предпринимателя) — 1375 заявлений, что составляет 13 % от заявлений иных кредиторов [3].

За аналогичные периоды прошлых лет статистика следующая: за 1 полугодие 2019 года в отношении должников юридических лиц — 3877 заявлений, что составляет 33 % от заявлений иных кредиторов, в отношении индивидуальных предпринимателей — 402 заявлений, что составляет 48 % от заявлений иных кредиторов, в отношении граждан (не имеющих статус индивидуального предпринимателя) — 638 заявлений, что составляет 10 % от заявлений иных кредиторов [4]; за 1 полугодие 2020 года в отношении должников юридических лиц — 3421 заявлений, что составляет 38 % от заявлений иных кредиторов, в отношении индивидуальных предпринимателей — 204 заявлений, что составляет 29 % от заявлений иных кредиторов, в отношении граждан (не имеющих статус индивидуального предпринимателя) — 469 заявлений, что составляет 8 % от заявлений иных кредиторов [5].

Анализ приведенных статистических данных приводит к выводу, что Федеральная налоговая служба инициирует больше дел о банкротстве в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, тогда как обычные граждане, не имеющие статус индивидуального предпринимателя и не занимающиеся предпринимательской деятельностью, редко имеют задолженность по обязательным платежам, установленную Законом о банкротстве и необходимую для инициирования процедуры банкротства уполномоченным органом.

Также, нельзя не отметить значительный рост заявлений, с которыми обратилась Федеральная налоговая служба, о признании несостоятельными (банкротами) юридических лиц.

Рост поданных заявлений за 1 полугодие 2021 года по сравнению с 1 полугодием 2019 года и 1 полугодием 2020 года составляет соответственно 48 % и 54 %, т. е. больше в два раза.

Указанные обстоятельства можно объяснить появлением новой коронавирусной инфекции, связанными с ней экономическими последствиями для экономики страны, и внесенным в Закон о банкротстве Федеральным законом от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» мораторием на возбуждение дел о банкротстве [6].

Для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами (далее для целей настоящей статьи — мораторий), на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.

Срок действия моратория может быть продлен по решению Правительства Российской Федерации, если не отпали обстоятельства, послужившие основанием для его введения.

Так, постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 428 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников» введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении должников, код основного вида деятельности которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности указан в перечне отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, а также если должник включён в перечень (перечни) системообразующих организаций российской экономики, перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, в перечень стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики [7].

Срок действия постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 428 составлял 6 месяцев со дня вступления его в законную силу.

Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 № 1587 «О продлении срока действия моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников» мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении определенных постановлением должников продлен на 3 месяца [8].

Поскольку 08.01.2021 года срок действия моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов истек и Правительством РФ продлен не был, в связи с чем у кредиторов, в том числе Федеральной налоговой службы, появилось законное право по инициированию процедуры банкротства в отношении должников, в связи с чем вызван рост числа обращений уполномоченных органов с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом).

Таким образом, деятельность Федеральной налоговой службы как уполномоченного органа в сфере банкротства регулируется как федеральными законами, так и постановлениями правительства, действующими во взаимосвязи. Федеральная налоговая служба является одним из основных и значимых кредиторов, представляющий интересы Российской Федерации, по инициированию процедур банкротства в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а рост числа заявлений по обращениям Федеральной налоговой службы о признании должника несостоятельным (банкротом) в 1 полугодии 2021 года объясняется окончанием срока действия моратория на возбуждение дел о банкротстве.

Литература:

  1. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // СЗ РФ от 2002 г., № 43, ст. 4190.
  2. Постановление Правительства РФ от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве» // СЗ РФ от 2004 г., № 23, ст. 2310.
  3. Сводные статистические сведения о деятельности федеральных арбитражных судов за 1 полугодие 2021 года. — Текст: электронный // http://www.cdep.ru: [сайт]. — URL: http://www.cdep.ru/userimages/sudebnaya_statistika/2021/1aAS_svod_1–2021_24.11.2021.xls (дата обращения: 26.12.2021).
  4. Сводные статистические сведения о деятельности федеральных арбитражных судов за 1 полугодие 2019 года. — Текст: электронный // http://www.cdep.ru: [сайт]. — URL: http://www.cdep.ru/userimages/sudebnaya_statistika/2019/AC1a_svod_1–2019.xls (дата обращения: 26.12.2021).
  5. Сводные статистические сведения о деятельности федеральных арбитражных судов за 1 полугодие 2020 года. — Текст: электронный // http://www.cdep.ru: [сайт]. — URL: http://www.cdep.ru/userimages/sudebnaya_statistika/2020/AC1a_svod-6m-2020.xls (дата обращения: 26.12.2021).
  6. Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» // СЗ РФ от 2020 г., № 14, ст. 2028 (Часть I).
  7. Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 428 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников» // СЗ РФ от 2020 г., № 15, ст. 2282 (Часть IV).
  8. Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 № 1587 «О продлении срока действия моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников» // СЗ РФ от 2020 г., № 41, ст. 6429.
Основные термины (генерируются автоматически): Федеральная налоговая служба, Российская Федерация, банкротство, возбуждение дел, уполномоченный орган, заявление, дело, заявление кредиторов, инициирование процедуры банкротства, отношение должников.


Похожие статьи

Особенности процедуры банкротства физических лиц

В статье рассматриваются особенности введенной с 2015 года в российском законодательстве процедуры банкротства физических лиц. В работе приводятся факты, подтверждающие актуальность введения указанной процедуры, анализируется процесс исполнительного ...

Проблемы конкурсного производства при банкротстве предприятий

В данной статье рассмотрены проблемы несовершенства положений Федерального Закона от 26.10.2002 № 127 «О несостоятельности (банкротстве)». Рассмотрена процедура банкротства, а также роль арбитражного управляющего в данной процедуре. Выявлено и обосно...

Проблемы взыскания задолженности за коммунальные услуги в ходе процедуры банкротства

В статье рассматривается проблема взыскания задолженности за предоставленные коммунальные услуги с юридических лиц предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, в ходе процедуры банкротства. В данной статье предложены пути решения вышеуказанной проб...

Уголовная ответственность в сфере банкротства

В статье рассмотрены данные судебной статистики и отдельные показатели единого федерального реестра юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности, харак...

Регулирование процедуры банкротства кредитных организаций в странах Европейского Союза

В статье рассматривается регулирование и предотвращение несостоятельности (банкротства) кредитных организаций в странах Европейского Союза (ЕС). Проанализированы надзорные органы и их компитенции в банковской сфере ЕС. Выявлены недостатки в процедуре...

Проблемы привлечения к ответственности при проведении процедуры банкротства физических лиц

В статье автор освещает особенности гражданско-правовой и административной ответственности, применяемой как к должнику, так и к финансовому управляющему в рамках процедур несостоятельности (банкротства) физических лиц, регламентированных Федеральным ...

Особенности электронных торгов в процедуре несостоятельности (банкротства)

Данная статья посвящена особенностям проведения электронных торгов про реализации имущества должников при осуществлении процедуры несостоятельности (банкротства). В статье проанализированы положения действующего законодательства, регламентирующие осо...

Новое в процедуре банкротства

В статье описывается механизм действия внесенных в Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О несостоятельности (банкротстве)" (далее — Закон о банкротстве) поправок. Анализируются проблемы, с которыми сталкивается арбитражный (...

К вопросу о законодательном регулировании банкротства строительных организаций (застройщиков)

В статье особое внимание уделено банкротству строительных организаций (застройщиков), пути его преодоления и так же правовое положение участников долевого строительства в свете последних изменений законодательства.

Отдельные вопросы института представительства по делам о несостоятельности (банкротстве): проблемы и перспективы

В рамках исследования автором отмечаются некоторые проблемные вопросы развития института представительства по делам о несостоятельности (банкротстве) в российском арбитражном процессе. Более того, характеризуются тенденции развития исследуемого инсти...

Похожие статьи

Особенности процедуры банкротства физических лиц

В статье рассматриваются особенности введенной с 2015 года в российском законодательстве процедуры банкротства физических лиц. В работе приводятся факты, подтверждающие актуальность введения указанной процедуры, анализируется процесс исполнительного ...

Проблемы конкурсного производства при банкротстве предприятий

В данной статье рассмотрены проблемы несовершенства положений Федерального Закона от 26.10.2002 № 127 «О несостоятельности (банкротстве)». Рассмотрена процедура банкротства, а также роль арбитражного управляющего в данной процедуре. Выявлено и обосно...

Проблемы взыскания задолженности за коммунальные услуги в ходе процедуры банкротства

В статье рассматривается проблема взыскания задолженности за предоставленные коммунальные услуги с юридических лиц предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, в ходе процедуры банкротства. В данной статье предложены пути решения вышеуказанной проб...

Уголовная ответственность в сфере банкротства

В статье рассмотрены данные судебной статистики и отдельные показатели единого федерального реестра юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности, харак...

Регулирование процедуры банкротства кредитных организаций в странах Европейского Союза

В статье рассматривается регулирование и предотвращение несостоятельности (банкротства) кредитных организаций в странах Европейского Союза (ЕС). Проанализированы надзорные органы и их компитенции в банковской сфере ЕС. Выявлены недостатки в процедуре...

Проблемы привлечения к ответственности при проведении процедуры банкротства физических лиц

В статье автор освещает особенности гражданско-правовой и административной ответственности, применяемой как к должнику, так и к финансовому управляющему в рамках процедур несостоятельности (банкротства) физических лиц, регламентированных Федеральным ...

Особенности электронных торгов в процедуре несостоятельности (банкротства)

Данная статья посвящена особенностям проведения электронных торгов про реализации имущества должников при осуществлении процедуры несостоятельности (банкротства). В статье проанализированы положения действующего законодательства, регламентирующие осо...

Новое в процедуре банкротства

В статье описывается механизм действия внесенных в Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О несостоятельности (банкротстве)" (далее — Закон о банкротстве) поправок. Анализируются проблемы, с которыми сталкивается арбитражный (...

К вопросу о законодательном регулировании банкротства строительных организаций (застройщиков)

В статье особое внимание уделено банкротству строительных организаций (застройщиков), пути его преодоления и так же правовое положение участников долевого строительства в свете последних изменений законодательства.

Отдельные вопросы института представительства по делам о несостоятельности (банкротстве): проблемы и перспективы

В рамках исследования автором отмечаются некоторые проблемные вопросы развития института представительства по делам о несостоятельности (банкротстве) в российском арбитражном процессе. Более того, характеризуются тенденции развития исследуемого инсти...

Задать вопрос