Психологические аспекты педагогического сопровождения безработных граждан, стоящих на учете в центре занятости | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (562) март 2025 г.

Дата публикации: 11.03.2025

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Карналь, Н. С. Психологические аспекты педагогического сопровождения безработных граждан, стоящих на учете в центре занятости / Н. С. Карналь. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 11 (562). — С. 49-51. — URL: https://moluch.ru/archive/562/123309/ (дата обращения: 02.04.2025).



В статье автор исследует психологические аспекты педагогического сопровождения безработных граждан, стоящих на учете в центре занятости.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, женщина, трудоустройство, безработица.

Автором был проведен анализ литературы, который показал, что в современном обществе наблюдается социально-экономическая ситуация безработицы, которая оказывает прямое и сильное воздействие на каждого человека [1].

Проблемой безработицы в России занимались такие современные исследователи, как М. Г. Гильденгерш, A. A. Гордиенко, А. Н. Демин, B. C. Магун, Л. Пельцман, Г. И. Соколова, Н. В. Чернина, и др. Кроме того, некоторые авторы при изучении данной проблемы рассматривали такие ее аспекты, как влияние безработицы на здоровье (С. Манила, Э. Лахельма, М. Х. Бреннер), поведенческие реакции (М. Яхода, Бринкманн, Д. Брем, Р. Лазарус, Д. Фельдман, Л. Уэнгард), психолого-педагогические аспекты затрагивали Д. Г. Барнз, Г. Мауэр, Э. Эккерле и т. д.

В отечественной психологии изучались индивидуально-личностные характеристики безработных (В. Е. Гимпельсон, В. С. Магун, В. К. Оше, К. М. Оганесян, Х. Г. Толордава, В. А. Солнцева, А. И. Колобкова, А. В. Селезнева); типологические особенности безработных (С. Д. Шафикова); психологическое обеспечение профессиональной поддержки безработных женщин (Г. И. Ефремова); совладающее поведение безработной молодежи (Г. А. Рахимова); ценностно-смысловые ориентации (М. В. Дмитриева, А. Н. Кошелева, С. А. Фролова); саморегуляция (А. К. Осницкий, Т. С. Чуйкова, Е. А. Молоткова); профессиональная ориентация и самоопределение (Г. И. Елисеева, Н. В. Григорьева); социально-психологические особенности адаптации (С. А. Петунова, И. А. Шолохов, Е. П. Боровикова); жизнеспособность (А. А. Нестерова); особенности протекания личностно-профессионального кризиса (М. А. Бендюков, А. Н. Демин, К. В. Карпинский).

Психолого-педагогические аспекты безработицы рассматривали такие авторы, как З. Г. Гаджинская, Г. И. Осадчая, З. Т. Голенкова. Так, например, З. Т. Голенкова и Е. Д. Игитханян рассматривают статусные характеристики рабочих в сегодняшней России, их фактическое место в социально-групповом пространстве.

Для большинства людей потеря работы означает необходимость изменения привычного образа жизни, влечет повышение уровня тревожности и может нанести глубокую психологическую травму [3]. Поэтому у людей, потерявших работу, повышается уровень стресса.

Проблемы, связанные с безработицей, могут вызывать соматические (инсульты, инфаркты, язвенные болезни желудка) и психические (различные неврозы, проявление психопатических реакций), и другие изменения состояния здоровья [4].

В Российской Федерации существует ряд программ, направленных на борьбу с безработицей, таких как «Демография» от центра «Труд всем», «Мама — предприниматель» от центра «Мой бизнес», тем не менее важным и значимым представляется исследование проблемы психолого-педагогического сопровождения безработных граждан.

Проведенное нами исследование выявило недостаточный уровень влияния психолого-педагогического сопровождения женщин, воспитывающих дошкольников и детей младшего школьного возраста (нервно-психическую устойчивость, самооценку, социальную референтность, ценностные ориентации и др.) на эффективность процесса их адаптации, где бы сопоставлялись результаты деятельности наемного работника и его семьи в периоды, когда он имеет работу, и те периоды, когда он ее потерял.

Наблюдаем, что недостаточно исследованы трудности и барьеры, которые связаны с поиском работы и сложности в получении новой работы, которые существуют в обществе, не обеспечивающем всеобщую занятость, особенно для женщин при выходе из декретного отпуска и воспитывающих детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В данной статье автор обращает внимание на проблему трудоустройства женщин, воспитывающих детей дошкольного и младшего школьного возраста. Не каждая из них обладает гибкостью и умением адаптироваться к изменениям в их трудоспособности (больничные, связанные с уходом за ребенком) и ситуации, с этим связанные (часто имеет место быть негативное отношение работодателей к данной категории граждан, в связи с этим им приходится идти на увольнение), и это является сильным стрессовым фактором. Для России этот фактор безработицы среди данной категории женщин имеет большое значение, так как это образованные, способные и желающие трудиться по найму люди, но они не могут найти себе работу по специальности или вообще трудоустроиться ввиду проблемы, описанной выше.

В аспекте статьи автора научный интерес представляет понятие «психолого - педагогическое сопровождение» — это процесс взаимодействия специалиста и психически здоровых людей, направленный на создание условий для личностного развития, формирование необходимых компетенций и поддержку в сложных жизненных ситуациях [5].

Поскольку наше исследование посвящено изучению особенностей психолого-педагогического сопровождения безработных граждан, целесообразно дать характеристику понятию «безработные граждане».

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в центре занятости населения в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней[1].

Безработные — это трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, которые по независящим от них причинам не имеют работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированы в государственно службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, способные и готовые трудиться и которым эта служба занятости не сделала предложений подходящей работы [6].

Согласно ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработные граждане — трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней [7].

При обсуждении развития человека как субъекта трудовой деятельности нас интересует деятельность как психологическое, а не организационно-техническое понятие.

Анализируя безработицу в России, можно выявить, что рост безработицы приводит к снижению жизненного уровня, следствием чего является подрыв психического здоровья нации [8].

Установлено, что возрастные группы индивидов от 31 до 40 лет редко обычно редко меняют место работы. Это можно объяснить тем, что представители первой возрастной группы находятся на пике карьеры или на пути к её построению, являются востребованными специалистами, имеют определенный набор мотиваций (соц.пакет, оплачиваемый отпуск, премии, тринадцатая зарплата и т. д.), соответственно наблюдается постоянство в трудовой деятельности. И в связи с этим для женщин 30–40 лет особенно сложно морально потерять работу.

Сравнивая мужчин и женщин в аспекте безработицы, женщины более остро реагируют на снижение жизненного уровня и утрату квалификации и менее болезненно на усиление социальной напряженности и политической нестабильности [9].

Очень важным является характеристика этапов организации работы с безработными в рамках психолого-педагогического сопровождения. Поэтому следует применять основные методики, которые характеризуют данный вид сопровождения.

На первом этапе работник центра занятости должен проанализировать сведения о гражданине (профессия, образование, опыт работы, должность, знания, умения, навыки, позволяющие вести профессиональную деятельность, наличие медицинских показаний или противопоказаний для осуществления отдельных видов деятельности, обучения).

На втором этапе необходимо ознакомить гражданина с методами, методиками, используемыми при профориентации граждан, формами тренингов. Предложить гражданину пройти тестирование (анкетирование) с использованием программного обеспечения или в письменной форме. Провести тестирование (анкетирование) в соответствии с выбранным гражданином способом. Обработать и интерпретировать материал тестирования (анкетирования) гражданина.

На третьем этапе предложить гражданину пройти тренинг по профессиональной ориентации, провести и подвести итоги тренинга.

Четвертый этап предполагает выявление факторов мотивации к выбору вида профессиональной деятельности, профессии для профессионального обучения или дополнительного профессионального образования при помощи методов беседы и на основании результатов тестирования, тренинга.

Заключительный пятый этап предполагает оформление и выдачу гражданину заключения о предоставлении государственной услуги по организации профессиональной ориентации, содержащего рекомендуемые виды профессиональной деятельности, возможные направления прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования. При формировании заключения о предоставлении государственной услуги по организации профессиональной ориентации необходимо учитывать следующее: возрастные особенности, социальный статус, психологические особенности, возможности здоровья гражданина, потребности рынка труда, а также квалификационные требования к работнику [10].

На сегодняшний день среди безработных женщин, стоящих на учете в центре занятости, воспитывающих дошкольников и детей младшего школьного возраста часто встречается мнение, что со стороны работодателей все более активно проявляется дискриминация в адрес персон их социального статуса.

В самих вакансиях в условиях не указывают ограничения по данному признаку, зато на собеседовании это может быть как одно из ограничений для соискателей наряду с нехваткой опыта в работе. Причинами, по которым работодатели колеблются принимать на работу женщин, стоящих на учете в центре занятости, воспитывающих дошкольников и детей младшего школьного возраста могут стать:

  1. частые больничные листы по уходу за ребенком;
  2. трудности в концентрации внимания (отвлечение на школьные и чаты детских садов, частые звонки от детей);
  3. устаревшая имеющаяся профессия (при выходе из декретного отпуска);
  4. низкая мотивация к труду (по мнению некоторых работодателей, женщины детородного возраста могут еще раз уйти в декрет).

В связи с частыми отказами от работодателей у женщин, стоящих на учете в центре занятости, воспитывающих дошкольников и детей младшего школьного возраста, часто возникает ощущение, что им отказывают именно из-за детей, а не по каким-либо другим причинам.

Данная ситуация вызывает у женщин, стоящих на учете в центре занятости, воспитывающих дошкольников и детей младшего школьного возраста ряд психологических проблем: снижение уровня самооценки, повышение уровня тревожности, снижается уровень адаптивного потенциала. Если взять женщин и мужчин, воспитывающих дошкольников и детей младшего школьного возраста, проблемы трудоустройства не обходят стороной только женщин, к мужчинам в таком социальном статусе у работодателей нет претензий.

Чтобы избежать подобных проблем, необходимо приложить максимум усилий и постараться доказать работодателю, что он может приобрести действительно ценного сотрудника. Для достижения такого результата безработным женщинам необходимо преодолеть стрессовую ситуацию (безработицу) при помощи комплекса мероприятий, входящих в психолого-педагогическое сопровождение безработного гражданина.

Литература:

  1. Клочко А. А. Влияние безработицы на экономику России. Студенческий научный форум — 2016 [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016025086.
  2. Голенкова, З. Т. Российский рабочий: социально-политические ориентации / З. Т. Голенкова, М. К. Горшков. // Россия реформирующаяся. Вып. 11. — М.: Новый хронограф, 2012, с. 191–201.
  3. Петунова С. А. Влияние статуса безработного на психоэмоциональное благополучие личности [Электронный ресурс] –– Режим доступа URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-statusa-bezrabotnogo-na-psihoemotsionalnoe-blagopoluchie-lichnosti.
  4. Корецкая Е. В. Текст научной статьи «Проблема саморегуляции активности безработных в ситуации потери работы» [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-samoregulyatsii-aktivnosti-bezrabotnyh-v-situatsii-poteri-raboty.
  5. Компоненты и модели психолого-педагогического сопровождения [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: https://kpfu.ru/portal/docs/F_1731546833/lekciya.2.pdf.
  6. Словарь по профориентации и психологической поддержке. Издатель ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Н. Э. Баумана — [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL:https://vocabulary.ru/termin/.html.
  7. Борисов А. Б. Большой юридический словарь [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: https://jurisprudence.academic.ru/7832/ Безработные_граждане
  8. Вечканов Г. С. Макроэкономика. Для бакалавров и специалистов: Учебник для вузов. / Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова.– СПб.: Питер, 2011, с.233.
  9. Безнадежных, Т. И. Управление занятостью населения на местном уровне / Т. И. Безнадежных, В. Н. Иванова. — М.: Финансы и статистика, 2009, С.241.
  10. Глазков А. М. Программа по трудоустройству в Самарской области / А. М. Глазков // Газета «Презент» — 2009. — № 202.

Основные термины (генерируются автоматически): младший школьный возраст, центр занятости, женщина, профессиональная ориентация, работа, ребенок, Россия, профессиональная деятельность, психолого-педагогическое сопровождение, социальный статус.


Похожие статьи

Исследование мотивационных особенностей лиц, обращающихся в центры занятости населения

Статья посвящена проблеме занятости населения в современных условиях рынка труда. В ходе работы выявлены мотивы и потребности человека, определяющие его активность на рынке труда.

Значимость комплексного подхода в работе службы психолого-педагогического сопровождения в вопросах адаптации обучающихся при переходе на новую ступень обучения

В статье автор исследует дезадаптационные явления у обучающихся при переходе на новую ступень обучения.

Психологическое обеспечение адаптации молодых сотрудников в медицинском учреждении

Статья посвящена вопросам психологического обеспечения адаптации медицинских сотрудников, вновь назначенных на должность. Обращено внимание на факторы риска, влияющие на успешную адаптацию молодых специалистов. Научная новизна исследования в разработ...

Проблемы трудоустройства и занятости молодежи в условиях пандемии COVID-19

В данной статье рассмотрены ключевые аспекты трудоустройства и занятости молодежи в условиях пандемии. Анализируются основные проблемные вопросы, связанные с трудоустройством молодежи с социальной и правовой точек зрения.

Взаимосвязь уровня интеллектуального развития и особенностей мотивационной сферы кандидатов на службу в органах внутренних дел

В статье представлено исследование о наличии взаимосвязи уровня интеллектуального развития и особенностей мотивационной сферы кандидатов службу в органы внутренних дел.

Анализ результатов педагогического сопровождения выпускников интернатного учреждения в вопросах трудоустройства

В статье авторы проводят анализ результатов педагогического сопровождения выпускников интернатного учреждения в вопросах трудоустройства.

Психологическое сопровождение профессиональной деформации личности сотрудника уголовно-исправительного учреждения

В статье проводится теоретический анализ проблемы психологического сопровождения профессиональной деформации сотрудников уголовно-исправительных учреждений.

Роль семьи и направления работы педагога-психолога для успешной адаптации ребенка к обучению в школе

В статье автор исследует роль семьи и направления работы педагога-психолога для успешной адаптации ребенка к обучению в школе.

Работа психолога по созданию психологически безопасной образовательной среды в условиях общеобразовательной школы

В статье исследуются возможности работы психолога по созданию психологически безопасной образовательной среды в условиях общеобразовательной школы. Экспериментальным путем выявляется уровень психологической безопасности образовательной среды в сельск...

Рынок труда молодежи: проблемы и пути их решения

В статье рассматриваются направления формирования для молодежи возможности трудоустройства на рынке труда.

Похожие статьи

Исследование мотивационных особенностей лиц, обращающихся в центры занятости населения

Статья посвящена проблеме занятости населения в современных условиях рынка труда. В ходе работы выявлены мотивы и потребности человека, определяющие его активность на рынке труда.

Значимость комплексного подхода в работе службы психолого-педагогического сопровождения в вопросах адаптации обучающихся при переходе на новую ступень обучения

В статье автор исследует дезадаптационные явления у обучающихся при переходе на новую ступень обучения.

Психологическое обеспечение адаптации молодых сотрудников в медицинском учреждении

Статья посвящена вопросам психологического обеспечения адаптации медицинских сотрудников, вновь назначенных на должность. Обращено внимание на факторы риска, влияющие на успешную адаптацию молодых специалистов. Научная новизна исследования в разработ...

Проблемы трудоустройства и занятости молодежи в условиях пандемии COVID-19

В данной статье рассмотрены ключевые аспекты трудоустройства и занятости молодежи в условиях пандемии. Анализируются основные проблемные вопросы, связанные с трудоустройством молодежи с социальной и правовой точек зрения.

Взаимосвязь уровня интеллектуального развития и особенностей мотивационной сферы кандидатов на службу в органах внутренних дел

В статье представлено исследование о наличии взаимосвязи уровня интеллектуального развития и особенностей мотивационной сферы кандидатов службу в органы внутренних дел.

Анализ результатов педагогического сопровождения выпускников интернатного учреждения в вопросах трудоустройства

В статье авторы проводят анализ результатов педагогического сопровождения выпускников интернатного учреждения в вопросах трудоустройства.

Психологическое сопровождение профессиональной деформации личности сотрудника уголовно-исправительного учреждения

В статье проводится теоретический анализ проблемы психологического сопровождения профессиональной деформации сотрудников уголовно-исправительных учреждений.

Роль семьи и направления работы педагога-психолога для успешной адаптации ребенка к обучению в школе

В статье автор исследует роль семьи и направления работы педагога-психолога для успешной адаптации ребенка к обучению в школе.

Работа психолога по созданию психологически безопасной образовательной среды в условиях общеобразовательной школы

В статье исследуются возможности работы психолога по созданию психологически безопасной образовательной среды в условиях общеобразовательной школы. Экспериментальным путем выявляется уровень психологической безопасности образовательной среды в сельск...

Рынок труда молодежи: проблемы и пути их решения

В статье рассматриваются направления формирования для молодежи возможности трудоустройства на рынке труда.

Задать вопрос