В статье исследуется правовой статус унитарных предприятий в Российской Федерации в условиях современной правовой действительности. Рассматриваются особенности правового регулирования, функционирования и управления унитарными предприятиями, а также их роль и значение в экономике страны. Особое внимание уделяется вопросам собственности, ответственности и возможности трансформации в иные организационно-правовые формы. Анализируются действующие нормативные акты и предлагаются рекомендации по совершенствованию правового поля для повышения эффективности деятельности унитарных предприятий.
Ключевые слова: унитарные предприятия, правовой статус, РФ, собственность, нормативные акты, экономическая эффективность.
Эффективное управление государственной и муниципальной собственностью играет ключевую роль в стабильном развитии экономики. Для повышения эффективности использования государственной собственности необходимо учитывать несколько важных аспектов, среди которых следующие:
– во-первых, все объекты государственной и муниципальной собственности должны быть детально учтены и регулярно обновляться в соответствующих реестрах, что позволит более точно планировать использование и обслуживание активов;
– во-вторых, регулярная оценка экономической эффективности использования каждого объекта собственности поможет выявить неэффективные участки, а также принять меры для их исправления;
– в-третьих, обеспечение открытого доступа к информации о государственной и муниципальной собственности позволит повысить уровень доверия со стороны общества и улучшить контроль за ее использованием;
– в-четвертых, совершенствование нормативно-правовой базы регулирования государственной собственности может способствовать более четкому и эффективному управлению [4].
Иными словами, эффективное использование государственной и муниципальной собственности способствует устойчивому развитию экономики, повышению конкурентоспособности и улучшению качества предоставляемых населению услуг.
Государственные и муниципальные предприятия играют ключевую роль в экономике и обществе, поскольку они обеспечивают выполнение функций, которые не всегда выгодны с точки зрения частного бизнеса, но важны для устойчивого развития страны в целом. Такие предприятия помогают в следующих направлениях:
- Они способствуют поддержанию стабильности экономического процесса, регулируя производство и потребление, и сглаживают циклические экономические колебания;
- Государственные предприятия могут направлять экономику в сторону более прогрессивных и устойчивых моделей производства, стимулируя развитие ключевых отраслей;
- Они играют важную роль в развитии социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, транспорт), благодаря чему повышается качество жизни населения;
- Такие предприятия могут участвовать в программах по защите окружающей среды, поскольку не всегда частный сектор имеет стимулы для инвестирования в экологически чистые технологии и устойчивые практики.
- Государственные предприятия могут способствовать выравниванию экономического развития между регионами, поддерживая менее развитые территории [5].
Благодаря названным выше направлениям государственные и муниципальные предприятия обеспечивают более сбалансированное и всестороннее развитие общества, поддерживая интересы государства и населения в долгосрочной перспективе.
Кроме того, унитарные предприятия создаются для решения конкретных задач, которые могут охватывать широкий спектр деятельности, включая производство товаров, оказание услуг и выполнение работ, необходимых для обеспечения общественных нужд. Их главная особенность заключается в отсутствии права собственности на имущество, которое они используют в своей деятельности [4]. Иными словами, данное имущество остается в собственности государства или муниципалитета и передается предприятию только в оперативное управление. Тем самым обеспечивается контроль над использованием государственных или муниципальных ресурсов, что способствует их более эффективному и целевому использованию.
Правовой статус унитарных предприятий определен в главе 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая устанавливает основные принципы их функционирования. Также деятельность исследуемых предприятий регулируется Федеральным законом от 14.11.2002 № 161 «О государственных и муниципальных предприятиях» и иными нормативными правовыми актами, определяющих порядок их создания, реорганизации и ликвидации, а также особенности их управления.
Следует отметить, что, хотя унитарные предприятия действуют на коммерческих принципах, они не всегда преследуют цель получения прибыли. Главной задачей многих из них является выполнение общественно значимых функций, что накладывает определенные ограничения на их деятельность и финансовые результаты.
Унитарные предприятия являются особой формой организации, создаваемой государством или муниципальными образованиями. Как было отмечено выше, они не являются собственниками имущества, которое им передано, а только управляют им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Иными словами, они могут использовать имущество в своей деятельности, но не могут распоряжаться им, например, продавать или отдавать в залог без согласия собственника.
Законодательное разделение на предприятия, которые действуют на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, также оправдано. Первый вариант предоставляет компании больше хозяйственной самостоятельности в использовании имущества для достижения своих целей, тогда как второй вариант (право оперативного управления, присуще казенным предприятиям) оставляет за государством большое количество полномочий и контроля, что важно для выполнения определенных государственных функций [6].
В целом, данная структура позволяет экономически эффективно использовать имущество и при этом выполнять государственные и общественные задачи.
Считаем, что деятельность унитарных предприятий связана с наличием определенных практических противоречий, присущих их структуре и функционированию. Безусловно, такие предприятия находятся в особом положении, балансируя между коммерческой деятельностью и выполнением социальных обязательств, которые возложены государством или муниципалитетом.
Одной из ключевых проблем является отсутствие права собственности на имущество, что ограничивает унитарные предприятия в принятии самостоятельных решений касаемо использования активов и реинвестирования прибыли для модернизации или расширения бизнеса [5]. Учитывая, что значительная доля сделок требует согласования с собственником, такое предприятие утрачивает гибкость в рыночных отношениях и скорость реагирования на изменения в бизнес-среде. Также данное ограничение влияет на инвестиционную привлекательность унитарных предприятий, поскольку потенциальные инвесторы не могут рассчитывать на приобретение доли в имуществе предприятия. Тем не менее, концепция имущественной обособленности позволяет собственнику контролировать использование имущества и направлять деятельность предприятия согласно государственным или муниципальным интересам.
Финансовый механизм унитарных предприятий также отражает их правовой статус. Унитарные предприятия, которые различаются в зависимости от уровня собственника, имеют специфические финансовые отношения с государством. Данные отношения определяют, как финансирование, так и распределение прибыли предприятия.
Резюмируя, можно говорить, что особенности правового статуса и финансовой деятельности унитарных предприятий следует внимательно учитывать, как при их управлении, так и при разработке процедур инвестирования и сотрудничества с частными компаниями. Вероятно, гибкость в регулировании некоторых аспектов (например, право использования имущества), могла бы повысить эффективность и привлекательность унитарных предприятий, сохраняя при этом государственный контроль в необходимых областях.
Также стоит отметить, что, несмотря на коммерческий характер, унитарные предприятия зачастую выполняют функции, напрямую связанные с государственными интересами и социальными заказами, что может препятствовать полноценной реализации бизнеса и снижает стимулы к повышению эффективности [4]. Впоследствии унитарные предприятия могут столкнуться с трудностями в обеспечении конкурентоспособности, что ставит под угрозу их долгосрочную устойчивость на рынке.
Тем не менее, значимость унитарных предприятий, особенно в стратегических отраслях, неоспорима. Они играют важную роль в управлении государственным и муниципальным имуществом и позволяют правительству или местным властям влиять на экономические процессы через предпринимательскую деятельность.
Возможным решением проблемы может быть выработка соответствующих изменений в российском законодательстве, которые позволяли бы унитарным предприятиям больше свободы в принятии управленческих решений, сохраняя при этом их социальную направленность. На наш взгляд, реализация данного предложения могла бы стать шагом к улучшению их экономической эффективности и конкурентоспособности.
Начиная с 2018 года, был реализован процесс реорганизации унитарных предприятий. С 2019 года же предлагалось ограничить деятельность унитарных предприятий в целом, а к 2023 году большую часть из них ликвидировать. Сокращение количества данной организационно-правовой формы юридических лиц, по мнению депутатов Государственной Думы Российской Федерации, будет способствовать снижению бюджетных расходов. Иными словами, предполагается, что, чем меньше будет государственных и муниципальных предприятий, тем меньше будут издержки бюджета, а также больше ресурсов будет оставаться для решения социальных, инвестиционных и иных государственных проектов.
Кроме того, в целом отмечалось, что унитарные предприятия отрицательно воздействуют на российскую экономику, в частности оказывает негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках. Также указывали, что возникла монополизация в экономике как последствие чрезмерного распространения таких юридических лиц.
Позже на заседании Правительства Российской Федерации был одобрен законопроект о запрете создания унитарных предприятий или изменения видов их деятельности. Государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые работают на товарных рынках, будут ликвидированы или реорганизованы. Исключение составят случаи, когда такие предприятия создаются с разрешения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации для обеспечения обороны и безопасности государства, а также для работы в области естественных монополий или гособоронзаказа.
Федеральный закон от 27.12.2019 № 485 внес значительные изменения в российское законодательство о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, и защите конкуренции. Основное внимание в данном законе было уделено усилению антимонопольного регулирования, что отражается в следующем:
– Новая глава 7.1 в законе «О защите конкуренции»: данный раздел «Антимонопольные требования к созданию унитарных предприятий и осуществлению их деятельности» регулирует аспекты создания и функционирования унитарных предприятий с целью предотвращения монополизации рынков и обеспечения конкуренции;
– Изменения в законе «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»: поправки касаются оперативной деятельности унитарных предприятий, ограничивая их участие в коммерческих проектах и усиливая меры контроля и отчетности перед государственными органами, что важно для того, чтобы данные предприятия могли эффективно работать без создания препятствий для частного бизнеса и конкуренции [3].
Перечисленные выше изменения направлены на обеспечение более справедливой конкурентной среды в России, предотвращение злоупотреблений в сфере унитарных предприятий и, в конечном итоге, защиту интересов потребителей и бизнеса.
Реформа действительно направлена на увеличение конкурентоспособности и создание более динамичной экономической среды. Сокращение числа государственных и муниципальных унитарных предприятий или их преобразование в структуры, более соответствующие рыночным условиям, способствует ускорению роста частного сектора, что может стимулировать развитие инновационных подходов и снижение монополизации в различных отраслях.
Кроме того, изменения в организационо-правовой форме данных организаций отражают общий тренд на поддержку частной инициативы и предпринимательства. Когда государственные структуры становятся более открытыми к конкуренции, это не только способствует улучшению качества товаров и услуг, но и может привести к более эффективному использованию ресурсов.
Тем не менее, успешность подобных реформ зачастую зависит от тщательно продуманной реализации и обеспечения равноправных условий для всех участников рынка. Стоит также учитывать потенциальные социальные и экономические последствия (например, вопросы занятости и возможные первоначальные потери в отдельных секторах экономики).
Акционирование государственных унитарных предприятий, например, ФГУП «Почта России», было направлено на повышение прозрачности и эффективности их деятельности. Превращение их в акционерные общества подразумевает более строгий контроль за финансовой отчетностью и требует обязательного проведения аудита, что способствует улучшению управления и повышению конкурентоспособности на рынке [7].
Более того, акционирование позволяет привлечь инвестиции и улучшить корпоративное управление, что часто ведет к оптимизации бизнес-процессов и повышению качества предоставляемых услуг. Однако важно отметить, что при сохранении контроля государства такие компании все же остаются частично под влиянием государственных структур, что может как положительно, так и отрицательно сказаться на их гибкости и способности быстро адаптироваться к изменениям на рынке.
Реорганизация иных унитарных предприятий по аналогичной модели может привести к схожим результатам, улучшив их финансовую прозрачность и операционную эффективность. Однако успех зависит от правильной реализации реформ и создания условий, которые способствуют поддержанию баланса между государственным контролем и рыночной эффективностью.
В настоящее время унитарные предприятия сталкиваются с рядом вызовов, которые связаны с необходимостью повышения эффективности управления и адаптации к рыночным условиям. Преобразования таких предприятий в акционерные общества или иные организационно-правовые формы становятся все более актуальными, что обусловлено стремлением к большей экономической самостоятельности и повышению конкурентоспособности на рынке [8].
Однако, несмотря на определенные ограничения, унитарные предприятия продолжают выполнять важные функции в экономике, обеспечивая выполнение социальных и государственных задач, особенно в сферах жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и энергетики. В условиях современной правовой действительности целесообразно проведение реформ, которые были бы направлены на адаптацию правового статуса унитарных предприятий к современным экономическим условиям, что позволит не только повысить их эффективность, но и улучшить качество предоставляемых ими услуг.
Таким образом, правовой статус унитарных предприятий нуждается в дальнейшей эволюции и пересмотре с учетом текущих и перспективных экономических вызовов. Сбалансированный подход к реформированию правового положения таких организаций может способствовать более эффективному выполнению ими возложенных функций при сохранении государственного контроля над стратегически важными секторами экономики.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994. — № 32. — ст. 3301.
- О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 22.04.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 48. — ст. 4746.
- О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции»: Федеральный закон от 27.12.2019 № 485-ФЗ (ред. от 26.12.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2019. — № 52 (часть 1). — ст. 7803.
- Грекова Н. С. Государство как юридическое лицо публичного права / Н. С. Грекова, С. В. Завражин // Наука и образование. — 2023. — № 1. — С. 14–20.
- Зяблицкий А. В. О правосубъектности отдельных видов юридических лиц, созданных с участием субъектов публичного права / А. В. Зяблицкий // Право и практика. — 2022. — № 3. — С. 168–172.
- Корсик К. А. Законодательство о юридических лицах — сфера интенсивного нормотворчества / К. А. Корсик // Нотариальный вестник. — 2024. — № 1. — С. 2–4.
- Корякин Б. И. Корпоративное управление компаниями с государственным участием: правовые особенности и актуальные проблемы / Б. И. Корякин // Вестник науки. — 2023. — № 12 (69). — С. 454–460.
- Опенков Е. А. Виды юридических лиц: особенности и классификация / Е. А. Опенков, А. Т. Жапов // Столыпинский вестник. — 2023. — № 6. — С. 3091–3112.