Правовая природа унитарного предприятия и перспективы его развития
Автор: Кирюшин Юрий Сергеевич
Рубрика: Гражданское право и процесс
Опубликовано в Новый юридический вестник №1 (15) январь 2020 г.
Дата публикации: 26.12.2019
Статья просмотрена: 848 раз
Библиографическое описание:
Кирюшин, Ю. С. Правовая природа унитарного предприятия и перспективы его развития / Ю. С. Кирюшин. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2020. — № 1 (15). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/151/4764/ (дата обращения: 17.12.2024).
Актуальность темы исследования обуславливается усилением внимания со стороны ученых и законодателя к унитарным юридическим лицам как одной из основных форм участия государства в предпринимательской деятельности, что вызвано главным образом потребностями существующей практики в нашей стране и особенно дальнейшими перспективами развития экономики.
Унитарные юридические лица занимают прочное место в экономической структуре государства и связаны с решением ряда задач, социального значения. Практика показывает, что государственные унитарные предприятия традиционно являются одной из ведущих форм государственного предпринимательства и составляют одно из основных звеньев всего государственного сектора экономики, «а в период кризиса роль государства в экономике, естественно, вновь возросла» не только как регулятора процесса, но и как собственника предприятия. На сегодняшний день можно сказать, что в России сложилась ситуация, когда судьба унитарных предприятий может быть решена по инициативе государственного органа без учета положительных сторон данного института и без решения негативных явлений, связанных с унитарными предприятиями.
Основная часть. Термин «унитарное» (от лат. unitas — единство) означает единое, объединенное, составляющее одно целое. В унитарном предприятии, образованном в соответствии с гражданским законодательством России, такое единство выражается в ряде признаков, характеризующих статус юридических лиц данного вида [5].
Основными признаками унитарных юридических лиц является конкретное решение учредителем видов и цели деятельности для образуемого юридического лица. Также значимым признаком является дистанционирование учредителя от управления организацией. Такая система управления не включает присутствия учредителя, как составной части управления.
Главное в этой ситуации — сформировать необходимую имущественную основу деятельности организации. Данный пример является показательным для демонстрации значения признака «имущественная обособленность».
Особенности, существование которых дозволяет юридическому лицу принимать участие в гражданском обороте как полноценному субъекту:
– организационная целостность — внутренний порядок организации (структура, органы, их компетенция), зафиксированная в учредительном документе;
– имущественная обособленность — владение имуществом, отдельным от собственности его учредителей, что проявляется в присутствии уставного капитала, независимого баланса, банковского счета;
– автономный характер участия в гражданском обороте, что проявляется в возможности приобретать и реализовывать гражданские права, нести ответственность имеющимся имуществом по своим обязательствам, быть истцом и ответчиком в суде.
Унитарному юридическому лицу надлежит закрепить наименование и место нахождения, указанием данных в учредительных документах.
Наименование неизменно включает в себя указание на его организационно-правовую форму. В отношении некоммерческих (а при предусмотренных законом случаях в отношении коммерческих) учреждений введено требование о наличии в названии указания на вид деятельности юридического лица. В наименование коммерческой организации должно входить обязательное фирменное название, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.
Под учредительными документами понимаются документы, которые обеспечивают юридическое основание для деятельности юридического лица. Законодатель относит к числу учредительных документов устав организации или (и) учредительный договор, а также положение.
Устав унитарного юридического лица содержит общие положения, которые перечисляют фирменное наименование, указывают на место нахождения, цели, предмет, виды деятельности, сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества предприятия (или организации), перечисляет фонды, создаваемые унитарным предприятием, размеры, порядок формирования и использования этих фондов.
Правовая природа унитарного предприятия не предполагает многообразия форм собственности, используемой при его создании — такое предприятие может быть создано на основе либо государственной (Российской Федерации, ее субъекта), либо муниципальной (муниципального образования) собственности.
Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Федерации или муниципальных образований, запрещено императивной нормой (см. п. 4 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях») [2].
Данные предприятия формируются по таким причинам:
– для того, чтобы располагать имуществом, которое невозможно приватизировать;
– чтобы осуществлять работу касательно реализации важных целей, продавая некоторые услуги, а также товары по доступным ценам, а также осуществляя товарную интервенцию касательно товаров первой необходимости;
– чтобы осуществлять некоторые виды работ, которые должны датироваться, а также вести убыточное производство.
Итак, унитарность подразумевает под собой определенную форму работы организации, у которой есть такие особенности:
– создание данного юридического лица осуществляется тогда, когда владелец выделяет определенную долю в имущественной массе, а не при помощи юридическое лицо имеет в своей собственности имущество, которое находится на праве хозяйственного ведения либо же оперативного управления, а соответственно разделить его на части нельзя;
– членство не рассматривается;
– управление происходит только одним лицом.
– объединения имущества некоторого количества субъектов;
Законодательная база касательно унитарных предприятий гласит, что основной их работой выступает поиск решений задач, которые имеют государственное значение. При формировании указанных юридических лиц, государство предоставляет им имущество, что будет находиться в их собственности на праве осуществления хозяйственного ведения либо оперативного управления.
Всякое название, что дается данному субъекту, должно раскрывать принадлежность имущества. Это четко прописано в уставных документах. Данное предприятие отвечает по возникшим обязательствам в пределах данного имущества, при этом, не неся ответственности перед его владельцем [4].
По характеру прав и объему правомочий Гражданского кодекса Российской Федерации [1] и специальный закон предусматривают два вида коммерческих унитарных предприятий:
– предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения;
– предприятие, основанное на праве оперативного управления.
Общие положения, предусмотренные ст. 113 и ст. 114 Гражданского кодекса Российской Федерации о создании унитарного предприятия, его уставном фонде распространяются на оба эти предприятия.
Каковы же перспективы совершенствования законодательства об унитарных предприятиях? Ответ на этот вопрос дан в Концепции развития гражданского законодательства [3]. Организационно-правовая форма унитарного предприятия рассматривается как следствие сохранения в гражданском праве России институтов прежнего советского гражданского права, основанного на плановой экономике. Очевидным является бесперспективность этой формы. На наш взгляд, целесообразно сохранить унитарные предприятия в форме казенных, причем только федеральные, в наиболее важных для государства, общества сферах.
Представляется целесообразным изложить суждения относительно понятия унитарного юридического лица (ст. 65.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По-нашему мнению, по сравнению с определением корпоративного юридического лица, признаки унитарного «скудно» отражают его юридическую природу. В отношении такого вывода следует присоединиться к точке зрения, отраженной в ряде научных публикаций. Настолько большое внимание уделено в Гражданском кодексе Российской Федерации корпоративным организациям, что само юридическое лицо ассоциируется только с корпоративными организациями. Но ведь в хозяйственном обороте значительное место принадлежит и унитарным предприятиям, которые являются коммерческими. Их правовой статус, перспективы законодательного регулирования необходимо более четко и корректно регламентировать.
Выводы. В новых экономических условиях унитарные предприятия как коммерческие юридические лица участвуют в гражданском обороте. Являясь субъектами другого (ограниченного) вещного права, обеспечивают развитие экономики страны. Законодательное определение правового статуса субъектов права хозяйственного ведения, права оперативного управления целесообразно определять из реальной потребности государства.
На сегодняшний день проблемные аспекты правового статуса унитарных предприятий указывают на то, что данная организационно-правовая форма не отвечает потребностям современного гражданского оборота.
Целесообразность реформирования государственных предприятий, использующих для осуществления своей деятельности комплекс государственного имущества, объясняется их негативным влиянием на развитие добросовестной конкуренции в Российской Федерации.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
- Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 48. Ст. 4746.
- Андреев В. К. Корпорация как самостоятельный субъект права // Гражданское право. 2015. № 1. С. 7.
- Гаюров Ш. К. Унитарное предприятие // Правовая жизнь. 2015. № 3 (11). С. 118–125.
- Коновалова Е. С., Кузнецова А. С. Унитарное предприятие и публичное акционерное общество: кому отдать голос? // В сборнике: Актуальные вопросы развития России в исследованиях студентов: управленческий, правовой и социально-экономический аспекты Материалы XV Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор С. В. Нечаева. 2017. С. 126–128.