Умение слушать и слышать своих учеников, особенно во время урока иностранного языка, является одним из самых важных профессиональных качеств преподавателя, которое трудно переоценить. Внимательный слушатель — это тот, кто направляет все свое внимание на говорящего, стараясь не только понять идею произносимой речи, но и выразить искреннее уважение к говорящему.
Активное слушание — это способность внимательно слушать собеседника и воспринимать информацию, сосредотачиваясь на содержании и контексте высказывания. Человек не просто пассивно принимает информацию, но и активно участвует в разговоре: кивает, задаёт вопросы и поддерживает [2].
Преподаватели иностранных языков должны четко понимать пределы времени, отведенного им на разговор (или Teacher’s Talking Time , далее — TTT) в классе [1].
Концепция TTT в настоящее время активно обсуждается профессиональными методистами и включена в учебные планы студентов, которые выбрали преподавание в качестве своей будущей профессии.
Почему это важный аспект обучения, и какие методы мы должны применять, чтобы не превысить адекватный уровень ТТТ?
Ответы на эти вопросы варьируются в зависимости от:
а) типа урока (лекция, семинар, тренинг и т. д.);
б) количества и возраста учащихся в классе;
в) предмета;
г) места преподавания (корпоративное обучение, технический университет, военная академия и т. д.).
Студенты, посещающие уроки иностранного языка, должны как можно больше практиковать свои разговорные навыки, поэтому главная роль преподавателя — правильно организовать этот процесс, быть ненавязчивым, вежливым и тактичным. Излишнее красноречие здесь также не приветствуется: б о льшую часть урока должно занимать говорение студентов.
Преподаватель во время урока внимательно следит и одновременно анализирует обе стороны речи студента, то есть ее внутреннее наполнение (осмысленность) и внешнюю оболочку (адекватный выбор лексики и выразительных средств, а также грамматику и произношение студента).
Но профессиональный преподаватель знает, что его работа в классе не ограничивается вышеперечисленными формальными обязанностями, поскольку учащиеся приходят на занятия с разными целями, но одна из них, безусловно, — качественное общение. В этом смысле дети высоко ценят жизнерадостных и активных учителей, чей энтузиазм заряжает их энергией и мотивирует на дальнейшие достижения.
Взрослые же слушатели, как правило, ведут речь о событиях своей жизни, профессиональных достижениях или неудачах. В данном случае учитель должен быть готов внимательно выслушать их и проявлять гибкость в плане урока и запланированных мероприятий с учетом текущего психического и физического состояния учеников.
Несомненно, при работе в учебных заведениях, стоит следовать заданному плану урока и стремиться к выполнению всех пунктов учебной программы по предмету, однако, некоторая спонтанность и вариативность имеет право на существование.
Неумение поддерживать беседу и, самое главное, слышать своего собеседника приводит ко многим коммуникативным сбоям. Если учитель не в состоянии внимательно слушать своих учеников, любой урок вполне может превратиться в бесконечную скучную лекцию. Оживленная дискуссия по предмету, которая вовлекает аудиторию, может послужить своеобразной «приманкой» для учащихся, вызвав у них интерес к учебе и заложив основу для будущей образовательной деятельности.
Безусловно, обладать талантом грамотно читать лекции крайне важно для преподавателя, но быть хорошим слушателем — это, конечно, его самый мощный профессиональный навык. Здесь, для адекватной оценки наших навыков слушания необходима способность к рефлексии.
Одним из самых ярких примеров ее отсутствия является Эдмунд Гуссерль, который был известным философом и лектором. Однажды в самом начале своей лекции он обратился к своим студентам с вопросом и, получив от них краткий ответ, он продолжал обсуждать его в течение всей лекции, то есть два часа подряд профессор говорил непрерывно. В конце концов, выходя из класса, он заметил: «Сегодня у нас была интересная дискуссия» [3, с. 163]. Как мы понимаем, это была не дискуссия, а монолог.
Обладание навыком внимательно слушать и слышать собеседника далеко не всегда является врожденным. Эта способность может быть и приобретенной при условии развитой рефлексии, а также знании определенных приемов, помогающих более внимательно и осмысленно принимать информацию от говорящего:
- Своевременное разъяснение, т. е. задавать вопросы своему собеседнику с целью лучшего понимания предмета речи. Это не только помогает слушателю точнее понять суть, но и создает атмосферу взаимного интереса и уважения.
- Перефразирование слушателем сказанного — это еще один разговорный прием, который способствует достижению той же цели, и здесь могут использоваться такие фразы, как «Если я правильно понимаю»..., «Вы имеете в виду, что»..., «Если я не ошибаюсь... ", «Другими словами... " и т. п.
- Поддержание зрительного контакта с собеседником является важнейшим моментом взаимодействия.
- Сохранение объективной и непредубежденной позиции к другому мнению, а также избежание любых негативных суждений до завершения своей речи говорящим, в конечном счете, помогает слушателю мыслить шире.
- Логическое планирование и осмысление процесса прослушивания, что означает, что слушающий делает свои промежуточные выводы по мере того, как говорящий продолжает свою речь.
Успешная коммуникация в научной литературе характеризуется как «адекватная коммуникация, при которой достигается более или менее полное, но обязательно достаточное, с точки зрения коммуникантов, взаимопонимание» [4, с. 144].
Однако на пути к достижению взаимопонимания иногда могут возникать неожиданные препятствия, вызванные различными внутренними или внешними факторами, что приводит к коммуникативным сбоям или даже провалам.
Неуспешная коммуникация представляет собой такое общение, при котором возможны «коммуникативный сбой, коммуникативный провал и коммуникативная неудача, являющиеся причиной недостаточного, с точки зрения коммуникантов, взаимопонимания» [4, с. 145].
Важнейшими с точки зрения успешности коммуникации являются следующие условия:
— общий фонд знаний коммуникантов,
— их связь с определенной коммуникативной ситуацией,
— соблюдение ими принципов кооперации и вежливости,
— грамотный выбор стратегий и тактик общения.
В противоположном случае, то есть при несовпадении этих факторов, может произойти коммуникативный сбой или даже провал.
Он также может случиться в ситуации несоответствующего физического и психологического состояния собеседников (усталость, стресс, болезни, подавленное настроение, низкий уровень концентрации и внимания, нежелание или даже лень выслушать до конца), что, безусловно, недопустимо в ситуации общения учитель-ученик.
Литература:
- Teacher Talking Time // https://www.teachingenglish.org.uk /professional-development/teachers/knowing-subject/t-w/teacher-talking-time. Дата обращения: 03.01.2025.
- Чем активное слушание отличается от пассивного // https:// skillbox.ru/media/growth/aktivnoe-slushanie-chto-takoe-i-kak-emu-nauchitsya/ Дата обращения: 03.01.2025.
- Щербинина Ю. В. Педагогический дискурс: мыслить — говорить — действовать: учебное пособие. М.: Флинта, 2010. 440 с.
- Щетинина Н. А. Коммуникативные особенности англоязычного дискурса радиообмена гражданской авиации. Тверь: ТвГУ, 2013. 213 с.