Статья посвящена исследованию возможностей и особенностей финансирования волонтерской деятельности с использованием одной из краудфандинговых платформ в России. В работе рассматриваются ключевые принципы краудфандинга, а также его потенциал для поддержки инициатив в области волонтерства. Особое внимание уделяется личному опыту автора в организации краудфандинговых проектов. Анализируются успешные практики, возникающие трудности и пути их преодоления. Предложены рекомендации для волонтеров и общественных организаций, планирующих использовать краудфандинг для реализации социальных проектов.
Ключевые слова : краудфандинг, финансирование, волонтерская деятельность, волонтеры.
Краудфандинг — (от англ. crowd — толпа, funding — финансирование) представляет собой отдельную категорию более широкого явления краудсорсинг (от англ. crowd — толпа, sourcing — предоставление ресурсов). Принципиальным отличием краудфандинга является привлечение именно денежных средств от неограниченного круга лиц для финансирования широкого спектра проектов при посредничестве цифровых платформ. Современное явление краудфандинга как способа инвестирования и привлечения инвестиций с помощью цифровых платформ возникло в 2001 году с появлением онлайн-платформы ArtistShare, предназначенной для поддержки творческих проектов, например, как запись музыкальных альбомов. ArtistShare позволяла авторам напрямую привлекать финансирование от поклонников в обмен на уникальные вознаграждения [1]. Тем не менее, сам термин, объединивший данный вид финансирования проектов, был введен американским предпринимателем и автором Джеффом Хоуи (Jeff Howe) в своей статье «The Rise of Crowdsourcing», опубликованной в журнале Wired [2].
Первой и крупнейшей российской цифровой краудфандинговой платформой на данный момент считается Planeta.ru [3]. Она была основана в 2012 году. В 2024 году общее количество успешных выполненных проектов на платформе Planeta.ru составило более 8,6 тысячи [4]. Отдельно следует отметить, что среди категорий проектов на платформе с наиболее успешными результатами выделяются категории «Благотворительность» и «Общественные инициативы». В категории «Благотворительность» представлены проекты, созданные исключительно российскими юридическими лицами, а именно благотворительными организациями и НКО. В категории «Общественные инициативы» представлены проекты, созданные физическими лицами, волонтерами, активистами и другими, направленные на достижение общественно значимых целей и улучшение качества жизни общества в России. В частности в данной категории представлены экологические, культурные, исторические, социальные, цифровые и прочие проекты. В том числе в данной категории платформы Planeta.ru представлены мои собственные волонтерские проекты. На момент окончания 2024 года в категории «Общественные инициативы» представлены семь моих успешных завершенных проектов, а также восьмой краудфандинговый проект, сбор которого в момент написания данной статьи является активным.
Принцип работы краудфандинговой платформы Planeta.ru заключается в том, что инициатор может сформулировать идею и опубликовать ее описание вместе с точной суммой необходимых для реализации средств через специальную форму, предложив другим пользователям платформы инвестировать денежные средства в идею с помощью инструментов платформы. Более того, инициатор может предложить взамен инвестированию определенные цифровые или материальные вознаграждения. Платформа Planeta.ru составляет и публикует онлайн-каталог прошедших модерацию оформленных в проекты идей, а пользователи платформы могут выбрать из этого онлайн-каталога понравившуюся идею и профинансировать ее на любую сумму, начиная с 30 рублей (на момент 26.12.2024). Инвестирование проектов называется краудфандинговым сбором. Время действия краудфандингового сбора может быть ограничено. На платформе Planeta.ru оно длится не более 200 дней. Однако, для некоторых краудфандинговых проектов администрацией платформы создаются специальные условия без учета сроков. В случае, если краудфандинговый проект собирает не менее 50 % от обозначенной при описании суммы для реализации идеи, вся собранная сумма, за исключением комиссии платформы, после окончания срока сбора перечисляется на указанный банковский счет инициатора.
Процесс оформления идеи в готовый краудфандинговый проект на платформе Planeta.ru состоит из четырех частей. Первая часть является оформлением карточки проекта, которая будет видна пользователям платформы в каталоге среди всех прочих краудфандинговых проектов. В карточке указывается название проекта, его краткое и емкое описание, указывается сумма, необходимая для реализации идеи, выбирается иллюстрирующее изображение, а также указываются дополнительные данные: локация реализации и срок окончания краудфандингового сбора. Вторая часть является подробным описанием идеи, которое будет видно на отдельной странице на краудфандинговой платформе при переходе по ссылке карточки. Для описания также можно подобрать изображения, к примеру, иллюстрирующие идею, структурирующие или привлекающие внимание к описанию. Третья часть оформления является описанием вознаграждений, которые получат пользователи при финансировании идеи на определенную сумму, обозначенную инициатором. Вознаграждения могут быть как материальными, так и цифровыми, и подбираются по усмотрению инициатора. Для вознаграждений необходимо указать сумму инвестиции в идею, краткое описание, подобрать изображение, а также указать способ получения вознаграждения. Наконец, четвертой частью оформления краудфандингового проекта является заполнение инициатором специальной анкеты с указанием персональных данных для оформления договора об оказании услуг и банковских реквизитов для перечисления собранных средств. Краудфандингового проект после оформления отправляется на модерацию администраторами краудфандинговой платформы. В случае одобрения краудфандинговый проект публикуется в общем каталоге платформы, в ином случае инициатору направляются рекомендации для исправления. В некоторых случаях проекты могут быть полностью отклонены.
Первый краудфандинговый проект на платформе Planeta.ru был оформлен мною в 2021 году [5]. Моей целью был сбор средств для приобретения пряжи, последующего создания из этой пряжи ста пар носков и передачи их в благотворительные организации. Краудфандинговый сбор моего первого проекта осуществлялся с 25 февраля по 2 апреля 2021 года. Указанная мною сумма для реализации проекта равнялась 10.000 (десяти тысячам) рублей. В результате краудфандингового сбора проект был профинансирован 41 пользователем краудфандинговой платформы Planeta.ru на 10.099 (десять тысяч девяносто девять) рублей. В рамках платформы Planeta.ru проект считается успешным. Проект был реализован в том же 2021 году, связанные мною вещи переданы в благотворительный фонд «Ночлежка» и фонд помощи хосписам «Вера» [6]. Таким образом моя волонтерская инициатива, направленная для достижений социально значимой цели, была оформлена на краудфандинговой платформе Planeta.ru, получила финансирование от пользователей платформы и была успешно реализована в полном соответствии с заявленной целью. С 2021 года после окончания первого краудфандингового проекта аналогичным образом с помощью платформы Planeta.ru мною было организовано еще шесть краудфандинговых сборов для осуществления своей волонтерской деятельности. Каждый из указанных шести краудфандинговых сборов был полностью в соответствии с заявленными суммами профинансирован пользователями платформы Planeta.ru. Часть из этих краудфандинговых проектов при этом получила в различной степени больше инвестиций, чем было необходимо для реализации.
Платформа Planeta.ru после публикации краудфандингового проекта не занимается продвижением, рекламой, любым иным распространением информации о краудфандинговом сборе инициатора. В этом заключается, пожалуй, главная трудность краудфандингового сбора. Инициатор должен самостоятельно заниматься распространением информации о своей идее и возможном финансировании этой идеи. Соответственно, инициаторы, имеющие большее количество каналов коммуникации, например, в СМИ или социальных сетях, имеют более высокие шансы для успешного и скорого краудфандингового сбора, поскольку имеют больший охват аудитории, среди которой могут быть потенциальные инвесторы. Тем не менее, краудфандинговый сбор может быть закрыт и инвестициями только самих пользователей краудфандинговой платформы. В моем конкретном случае во время первого краудфандингового сбора сумма была накоплена благодаря инвестициям пользователей Planeta.ru. При этом я не распространял информацию о краудфандинговом сборе каким-либо образом, используя доступные мне каналы коммуникации. В соответствии с этим можно отметить, что любой инициатор, в том числе волонтер или общественная организация, имеет шанс получить финансирование на реализацию собственных идей с помощью публикации оформленного проекта на краудфандинговой платформе, например, как Planeta.ru.
Следует уделить особое внимание тому, что ключевым фактором для получения финансирования на основе вышеописанного алгоритма работы с краудфандинговой платформой является оформленный и опубликованный проект. Поскольку опубликованный краудфандинговый проект станет одним из многих в каталоге краудфандинговой платформы, стоит иметь ввиду, что его успешность зависит от привлекательности для пользователей краудфандинговой платформы. Этот момент можно назвать еще одной трудностью, с которой сталкиваются инициаторы. Качество оформления краудфандингового проекта зависит от многих факторов, основные из которых: проработанность и детализированность самой идеи краудфандингового проекта, обоснованность суммы краудфандингового сбора и подробное объяснение ее составляющих, структурированность и оптимальность описания идеи, использование таких медиа-материалов, как изображения и видео для иллюстрации идеи и примеров реализации. Иными словами, успешность краудфандингового сбора зависит в том числе и от презентабельности изложения на краудфандинговой платформе. Конечно, не в последнюю очередь здесь важны умения самого инициатора пользоваться интернет инструментами и конкретно формой создания краудфандингового проекта. Тем не менее, любой инициатор всегда может ознакомиться с примерами успешных краудфандинговых проектов на платформе Planeta.ru, изучить их структуру и содержание для последующего применения при оформлении собственного проекта.
Помимо описания краудфандингового проекта для его публикации на краудфандинговой платформе в обязательном порядке необходимо создать ряд цифровых или материальных вознаграждений, которые могут получить инвесторы за инвестиции в ваш проект на определенную сумму. Это также можно назвать одной из трудностей, с которой сталкиваются инициаторы. Несмотря на то, что примеры возможных вознаграждений можно изучить среди многих других опубликованных краудфандинговых проектов, оформление вознаграждений для собственного проекта может обернуться рядом серьезных ошибок для инициатора. Стоит обратить внимание на то, что расходы по созданию и логистике вознаграждений включены и являются частью общей суммы краудфандингового сбора. Соответственно, инициатору для каждой единицы вознаграждения необходимо заранее изучить и правильно рассчитать затраты, после чего включить их в сумму сбора. Одной из распространенных ошибок при оформлении вознаграждений на краудфандинговых платформах является отсутствие учета стоимости затрат на пересылку вознаграждения инвестору в сумме стоимости самого вознаграждения. Стоит понимать, что в такой ситуации инициатору придется изымать средства для пересылки вознаграждения из остальной суммы для реализации идеи, или же оплачивать пересылку из личных средств. Еще одной распространенной ошибкой при расчете стоимости вознаграждений краудфандингового проекта является включение в их сумму затрат только на производство и пересылку, но без включения определенной суммы средств на реализацию самого проекта. Подобные вознаграждения не принесут финансирования для реализации идеи инициатора, они являются лишь способом поощрения инвесторов. Поэтому стоит помнить: в основе стоимости вознаграждения должны быть заложены как стоимость затрат на его производство и логистику, так и определенная сумма, которая будет направлена на реализацию идеи инициатора. Более того, следует очень ясно понимать, что краудфандинговый проект не является способом реализации вознаграждений, а соответственно их стоимость не может коррелироваться с их ценностью, поскольку конечной целью вознаграждений является инвестирование в идею инициатора, а сами вознаграждения являются лишь бонусом для поощрения инвесторов.
Резюмируя изложенную информацию, прежде всего, стоит обозначить, что инициаторы, в том числе волонтеры и общественные организации, в настоящее время для финансирования собственных идей и деятельности могут успешно использовать краудфандинг и такие краудфандинговые платформы, например, как Planeta.ru, что подтверждается в том числе личным опытом автора статьи. При использовании краудфандинговых платформ инициаторам следует уделить особое внимание на следующие моменты. Во-первых, качество оформления краудфандингового проекта и описания идеи, которые должны быть детализированными, оптимальными и презентационными благодаря медиа-файлам. Во-вторых, точный расчет суммы краудфандингового сбора, которая должна быть основана на заранее изученных затратах не только на реализацию идеи, но и на производство и логистику вознаграждений. Успешность и сроки краудфандингового сбора зависят от количества каналов коммуникации, которые использовал инициатор для распространения информации о нем. Тем не менее, исходя в том числе из собственного опыта, стоит отметить, что краудфандинговый сбор может быть успешным и без распространения информации о не через доступные каналы коммуникации, исключительно благодаря инвестициям пользователей краудфандинговой платформы, что делает краудфандинг доступным способом финансирования идей и деятельности буквально для каждого волонтера, имеющего доступ к краудфандинговых платформам.
Литература:
- Whiteley, Sheila; Rambarran, Shara (2016). The Oxford Handbook of Music and Virtuality. Oxford University Press. ISBN 9780199321285.
- Теплякова А. О. Краудфандинг в издательском деле // Журналистика. 2016. С. 45–46
- Как зарабатывают Planeta и Boomstarter и почему они не всегда находят общий язык // Roem.ru. URL: https://roem.ru/10–07–2015/200002/boomstarter-vs-planeta/ (дата обращения: 26.12.2024)
- За 12 лет общий сбор Planeta.ru превысил 2 млрд рублей. Агентство социальной информации. // URL: https://asi.org.ru/news/2024/06/07/za-12-let-obshhij-sbor-platformy-planeta-ru-prevysil-2-mlrd-rublej/ (дата обращения: 26.12.2024)
- 100 пар носков для нуждающихся и одиноких. Planeta.ru // URL: https://planeta.ru/campaigns/stonoskov (дата обращения: 26.12.2024)
- Петербуржец вяжет сотни теплых носков и шапок для нуждающихся. Городская среда Петербурга // URL: https://gorsreda-spb.ru/Peterburzhec_vyazhet_sotni_teplih_noskov_i_shapok_dlya_nuzhdayuschihsya_.htm (дата обращения: 26.12.2024)