В статье рассматривается создание локальных краудфандинговых платформ на уровне отдельных муниципалитетов, направленных на создание прозрачного и результативного механизма для народного финансирования проектов, соответствующих актуальным потребностям администрации и жителей города.
Ключевые слова : краудфандинг, проекты,цифровая трансформация, сервисы.
Краудфандинг (от англ. crowd — толпа и funding — финансирование) — коллективный сбор финансовых средств, предназначенный для реализации какого-либо проекта. Сам процесс такого коллективного финансирования появился очень давно, однако в полной мере им начали пользоваться именно в интернет-среде.
В мировом опыте в рамках реализации проектов часто используются краудфандинговые инструменты, выполняют функции внедрения различных проектов. Например, за один год в США благодаря краудфандинговым технологиям было привлечено около 600 млн долларов инвестиций в развитие инфраструктуры. В контексте развития городской среды и инфраструктуры в качестве инвестиций могут выступать финансовые средства жителей города, администрации и различных предприятий. Специалисты отмечают, что в России данный способ финансирования городских проектов развит слабо. По статистике большое количество муниципальных властей не ведут целенаправленную работу в данном направлении. Хотя в некоторых зарубежных государствах запущены проекты по реализации и внедрению «гражданского краудфандинга» для поддержки городских проектов.
Создание локальных краудфандинг-платформ на уровне отдельных муниципалитетов не только могло бы стать инструментом сбора средств на относительно небольшие городские проекты, но и само по себе являлось бы цифровой трансформацией городской экосистемы. Примером внедрения краудфандинга в работу органов местного самоуправления может считаться опыт города Иннополис. Некоторые реализованные администрацией проекты в Иннополисе, касающиеся городской среды, выполнены совместно с жителями и их непосредственным финансовым вложением. В связи с этим создание платформы краудфандинга на базе Цифровой модели города Иннополис является актуальным направлением.
Сервис краудфандинга.
Основные функции и операции сервиса:
— отображение списка проектов по категориям;
— обеспечение перевода средств на счет проекта;
— формирование физическим и юридическим лицом заявки на добавление нового проекта;
— обработки сотрудником заявки на добавление нового проекта [3].
С помощью данного сервиса появится возможность рассказать о проекте, который хотели бы реализовать в городе. Сервис предлагает пространство для поиска единомышленников, для финансирования идей и согласования проекта в дистанционном режиме с администрацией города и задействованными организациями, а также возможность знакомства с проектами, реализованными в городе (рис.1).
Рис. 1. Пример ознакомления с проектом
Ключевыми преимуществами и целями краудфандинга являются:
— демократизация процесса поддержки культуры и искусства, а также генерацию дополнительного дохода для различной индустрии;
— поддержка инновационных решений и стартапов, что в том числе позволит традиционным посредникам находить успешных и талантливых людей;
— создание прозрачного и эффективного механизма для народного финансирования проектов [1].
Главным ориентиром развития краудфандинговой системы является продвижение и реализация различных городских проектов в соответствии с актуальными потребностями сотрудников администрации и жителей города.
Таким образом, можно сделать вывод, что краудфандинговые технологии являются важным направлением развития, что свидетельствует большая скорость роста данного течения. Краудфандинг — один из самых эффективных способов развития гражданского общества и развития экономики страны в целом.
Литература:
1. Грахов А. А. «Краудфандинговые технологии как способ реализации социальных проектов» / А. А. Грахов, Е. И. Жирова, 2016 г.
2. Проект Университета Иннополис «Цифровая 4-D модель города Иннополис», 2020 г.
3. Blumenthal Y. ‘Crowdfunding as financing tool: exploring the extra something’, Maastricht University Press, 2012