Фандрайзинг как способ финансирования проекта | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и коммуникации

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №4 (20) июль 2019 г.

Дата публикации: 06.06.2019

Статья просмотрена: 2141 раз

Библиографическое описание:

Зубова, В. А. Фандрайзинг как способ финансирования проекта / В. А. Зубова. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2019. — № 4 (20). — С. 24-27. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/132/4274/ (дата обращения: 16.11.2024).



Под фандрайзингом принято понимать процесс привлечения денежных средств и материальных ресурсов, которые организация не может обеспечить самостоятельно, необходимые для реализации конкретного проекта или обеспечения всей деятельности организации. [1, с. 42]

Термин «фандрайзинг» пришёл из США, где использовался на протяжении длительного времени, как правило, в сфере привлечения финансирования в так называемый третий сектор. В Америке третий сектор, который наиболее активно развивался с конца XIX века по начало XX века и осуществлял свою деятельность вместе с частным и государственным производством, объединил в себе некоммерческие и негосударственные организации, которые были направлены на решение задач, игнорируемых частным и государственным секторами. [1, с. 44]

Основной задачей благотворительных организаций в области фандрайзинга является разработка и реализация разных стратегий: подготовка проектов для социального партнерства с органами власти или разработка проектов для корпоративного фандрайзинга.

В Российской Федерации данное направление наиболее активно стало развиваться в конце 1990-х годов, когда появились первые некоммерческие организации, деятельность которых была направлена не на получение прибыли, а на решение общественно значимых задач, что сделало актуальным вопросы финансирования их деятельности. На данный момент понятие «фандрайзинг» используется в таких сферах, как социальный менеджмент, маркетинг и реклама.

Наиболее часто данный метод практикуется некоммерческими организациями и представляет собой вид деловых коммуникаций между организациями и их реальными и потенциальными поставщиками: коммерческим бизнесом, спонсорами или благотворителями, а так же с административными органами, которые контролируют государственный бюджет.

Стоит отметить, что фандрайзинг значительно отличается от поиска и привлечения инвестиций. Например, целью инвесторов является извлечь прибыль, а фандрайзинг направлен на поиск средств под некоммерческие проекты, которые не приносят прибыли. К примеру, это может быть реализация политических и социальных целей, дополнительные возможности рекламы, развитие и продвижение позитивного имиджа и репутации и так далее.

Зачастую инвестиции необходимы для создания ключевых фондов, отдача от которых будут получена в ближайшей перспективе. В случае фандрайзинга испытывается нехватка оборотных средств на реализацию различных проектов и программ. Сюда можно отнести заработную плату и гонорары участников, оплату аренды помещений, типографские расходы.

Перед фандрайзингом стоят следующие важные задачи: [2, с. 32]

  1. Найти потенциальные благотворительные организации.
  2. Объяснить потребность компании в соответствие с интересами потенциальных благотворительных организации и уровнем их понимания проблем, стоящих перед организацией.
  3. Осуществление постоянной работы с потенциальными благотворительными организациями, которая заключается в формировании, поддержании и развитие связей.
  4. Формирование социального мнения, направленного на оказание поддержки деятельности компании или коллектива. Сюда можно отнести сбор писем или приобретение авторитета.

Среди основных источников финансирования некоммерческого сектора в Российской Федерации выделяют [2, с. 33]:

  1. Пожертвования и спонсорскую поддержку от различных частных лиц или организаций.
  2. Гранты от специальных и благотворительных фондов.
  3. Осуществляемые специальные мероприятия, направленные на сбор необходимой суммы денег.
  4. Помощь и гранты от государственных органов и социальных заказов.
  5. Членские взносы.

Стоит подчеркнуть, что если в практической деятельности благотворительная организация занимается деятельностью по привлечению ресурсов, то такая деятельность будет носить название фандрайзинга. Однако если рассматривать данную сферу деятельности более широко, то фандрайзинг основывается на организации благотворительных акций. Т. е. осуществляя различные благотворительные акции и мероприятия, компания привлекает к себе внимание пассивных благотворителей.

Для достижения целей поставленных перед компанией используются следующие методы: [3, с. 101]

  1. Принятие участие в различных совместных проектах и получение целевого финансирования по программам международных организаций. Стоит отметить, что в отличие от фонда, который только финансирует проекты, есть благотворительные агентства, которые кроме выдачи грантов привлекают ещё и научные коллективы для участия.

2. Принятие участия в проекте, которые финансируются с помощью государства. Главным преимуществом данного метода является то, что он создает базу для социального партнерства между государственными структурами и коммерческими организациями, что позволяет развить взаимный интерес и понимание всей важности долгосрочного сотрудничества.

3. Проведение специальных мероприятий, направленных на сбор средств. Это могут быть благотворительные вечера, концерты, спортивные соревнования так далее. Главное преимущество данного метода заключается в том, что он обусловливает возможность одновременной встречи с различными потенциальными благотворительными компаниями, а также привлечь внимание единомышленников.

4. Привлечение помощи волонтеров. Главным преимуществом данного метода является то, что люди, которые отдают безвозмездно свое время, знания профессиональные навыки, способствуют решению некоторых важных задач организации.

5. Личные встречи. Стоит отметить, что данный метод требует достаточно больших затрат времени и высоких профессиональных качеств менеджера по фандрайзингу. Однако такие встречи являются наиболее эффективным методом, поскольку помощь будет оказываться не организацией организации, а конкретно человеком человеку.

6. Использование Интернет ресурсов. Навык хорошо ориентироваться в глобальной сети и эффективно использовать его преимущественно для привлечения потенциальных благотворительных организаций, а также для размещения собственных страничек с описанием программ и проектов организации является наиболее эффективным средством, поскольку интернет охватывает широкую целевую аудиторию.

7. Реклама. Данный метод является зачастую малоэффективным и ресурсозатратным, но охватывает большую аудитории. Рекламу может размещаться в форме специальных статей, то есть обращение в СМИ, видеороликов для показа на специальных мероприятий, различных плакатов, которые отражают социально значимую задачу, стоящую перед компании. Одним из современных видов рекламы является размещение баннеров в сети Интернет, также рассылка обращений по электронной почте для подписчиков.

8. Осуществление рассылки писем благодарности. Данный метод интересен и привлекателен для установления более тесных контактов с участниками, которые оказали помощь компании. Целью является привлечение лиц, которые проявили интерес к данным мероприятиям не единожды.

9. Привлечение членских взносов в организацию или этап самофинансирования. Однако в современной экономической ситуации взносы не всегда являются большими, а поэтому достаточного финансирования данный метод не представляет.

Планирование методов фандрайзинга является сложным и трудоемким процессам, и должно опираться на единую стратегию развития компании. Это может быть общая система маркетинга, а также специальная стратегия, разработанная специально для целей фандрайзинга.

Неотъемлемой частью любого фандрайзинга является план сбора средств. Наличие такого плана дает возможность: [3, с. 36]

  1. Развивать деятельность любой организации в данном направлении.
  2. Уделить внимание решению особо значимых задач.
  3. Суметь составить прогноз на будущее.
  4. Работать в коллективе.
  5. Осуществлять полноценный контроль ситуации.
  6. Наиболее рационально использовать ресурсы.
  7. Увеличивать поступления финансов.

Планированию проведения конкретной компании фандрайзинга должна предшествовать разработка непосредственно содержательной части проекта, под который будут привлекаться средства. Данная программа должна существовать минимум за 4 месяца до начала непосредственной фандрайзинговой кампании. Оптимальным сроком для начала является 6–9 месяцев до главного мероприятия или проекта, под который будут искать средства. Средства под большие и масштабные проекты необходимо искать за несколько лет вперёд.

Описание: fandrayzing_kak_sposob_privlecheniya_sredstv_nekommercheskoy_organizatsii4

Рис. 1. Основные этапы фандрайзинга

Постепенное осуществление всех этапов фандрайзинговой кампании даст возможность привлечь средства инвесторов в установленные сроки и в нужных объемах.

Стоит подчеркнуть, что привлечение средств может осуществляться из фондов или благотворительных обществ. В данном случае благотворительное общество выступает в качестве организации, которая осуществляет выдачу грантов. Как правило, такие организации создаются группой единомышленников или членами семьи, и существуют исключительно для спонсирования компаний, которые помогают другим или имеют определённую благотворительную миссию.

Для привлечения средств их фондов или благотворительных компаний необходимо подать заявку в установленной форме, где будут обозначены следующие вопросы: цели и задачи некоммерческого проекта: структура проекта, на который необходимы средства; детали осуществления проекта; итоги выполнения проекта; выгода, полученная от реализации проекта. [1, с. 102]

В процессе разработки фандрайзинговой кампании очень важно понимать насколько будут эффективными действия организаторов проекта по привлечению дополнительных средств на его осуществления.

Данный анализ должен ответить на три ключевых вопроса: эффективность поставленных целей, результативность компании, эффективность затрат средств на получение данного результата.

С целью оценки эффективности итоговых результатов фандрайзинговой компании рассчитывают коэффициент оборачиваемости расходов, коэффициент рентабельности и коэффициент окупаемости расходов.

Анализ эффективности фандрайзинга может быть осуществлен только при четкой и слаженной работе системы учета. В процессе анализа могут быть использованы такие показатели, как: количество поступивших предложений, сумма собранных средств, доход, полученный на единицу запросов и так далее. Проведя анализ с использованием данных показателей можно сделать вывод о перспективе дальнейшего сотрудничества. [1, с. 103]

Таким образом, фандрайзинг в Российской Федерации тесно связан с развитием благотворительности, поскольку увеличивается количество финансируемых ресурсов, которые тратятся на поддержку различных проектов со стороны зарубежных и отечественных благотворительных организаций.

Литература:

  1. Авраменко А. Фандрайзинг: искусство добывать и отдавать деньги / А. Авраменко, Г. Аксенов. — К.: Цланета людей, 2017. — 325 с.
  2. Артемьева Т. В. Фандрейзинг: привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образования/Т. В. Артемьева, Г. Л. Тульчинский. — СПб.: Лань, 2016. — 143 с.
  3. Богатова Е. Р. Фандрайзинг и краудфандинг // В курсе правового дела. № 2. — 2017. — С. 32–41.
Основные термины (генерируются автоматически): главное преимущество, проект, Российская Федерация, средство, выдача грантов, деятельность, компания, мероприятие, привлечение средств, социальное партнерство, фонд.
Задать вопрос