Особенности развития грамматического строя речи у младших школьников с задержкой психического развития в рамках положений Л. С. Выготского | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (550) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 18.12.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Комарова, В. В. Особенности развития грамматического строя речи у младших школьников с задержкой психического развития в рамках положений Л. С. Выготского / В. В. Комарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 51 (550). — URL: https://moluch.ru/archive/550/120723/ (дата обращения: 18.12.2024).

Препринт статьи



Задержка психического развития (ЗПР) — это сложное нейропсихологическое состояние, характеризующееся отставанием в темпах психического развития по сравнению со среднестатистическими показателями для данного возраста. Ключевые фигуры в изучении ЗПР, такие как Лев Семенович Выготский, Жан Вильям Фриц Пиаже и Алексей Николаевич Леонтьев, единодушно указывают на замедление темпа познавательных процессов как на первичный дефект. Это замедление не является просто отставанием в количестве знаний, а затрагивает фундаментальные механизмы обработки информации, памяти и мышления. В результате, страдает и речевое развитие, что является одним из наиболее заметных проявлений ЗПР.

В основе речевых нарушений при ЗПР лежит дисфункция семантического компонента речи — понимания и использования значений слов и предложений. Это нарушение напрямую связано с тесной взаимосвязью между речевым и интеллектуальным развитием, выявленную еще Пиаже и подтвержденную многочисленными последующими исследованиями. Эта связь не является линейной, а скорее представляет собой сложную систему взаимодействий, где развитие речи и мышления взаимоподдерживают и стимулируют друг друга.

Рассмотрим подробнее, как проявляется эта взаимосвязь и как ее нарушение ведет к речевым проблемам при ЗПР.

  1. Когнитивный базис речи: Пиаже подробно описал стадии когнитивного развития, начиная с сенсомоторного интеллекта. На этом этапе (примерно до 2 лет) ребенок познает мир через действия с объектами. Ребенок учится понимать причинно-следственные связи, координировать свои движения и манипулировать предметами. Этот опыт является фундаментом для формирования символического мышления — способности представлять объекты и события мысленно, без их непосредственного присутствия. Развитие сенсомоторного интеллекта предшествует появлению речи и является необходимым условием для ее возникновения. При ЗПР замедление темпа развития проявляется уже на этой начальной стадии. Ребенок может испытывать трудности с освоением элементарных действий, с формированием предметных действий, что отражается на понимании причинно-следственных связей и, впоследствии, на развитии речи. Например, ребенок может не понимать, что нажатие кнопки включает свет, что затруднит его понимание функционального значения слов, связанных с этим действием [3].

Задержка в развитии сенсомоторного интеллекта влечет за собой отставание в развитии символической функции, которая необходима для использования слов как символов объектов и действий. Ребенок может понимать отдельные слова, но испытывать затруднения в понимании предложений, грамматических конструкций и абстрактных понятий. Например, он может понимать слово «мяч», но не понимать предложение «Кот играет с мячом».

  1. Взаимодействие мышления и речи: Выготский подчеркивал, что мышление и речь взаимосвязаны и развиваются параллельно, но не независимо друг от друга. Словесно-логическое мышление основывается на оперировании понятиями, а понятия формируются и закрепляются благодаря речи. В норме, к определенному возрасту происходит «интеллектуализация речи» и «речевое оформление мышления», как выразился Выготский. Речь становится инструментом мышления, позволяющим анализировать, сравнивать, обобщать. При ЗПР этот процесс замедляется. Словарный запас у ребенка с ЗПР расширяется медленнее, чем у сверстников. Он может испытывать трудности с формированием абстрактных понятий, с использованием обобщающих слов (например, «транспорт», «мебель»). Это затрудняет его понимание сложных текстов, участие в абстрактных рассуждениях и общении на высоком когнитивном уровне [1].
  2. Нарушение связей между речью и мышлением: К двум годам у типично развивающегося ребенка происходит интеграция линий развития речи и мышления. При ЗПР эта интеграция нарушается. Разрыв между речевыми и когнитивными способностями становится все более заметным. Ребенок может понимать больше, чем может выразить словами, или же говорить много, не понимая полностью значения своих слов. Это может проявляться в эхолалии (повторении услышанных фраз), в неправильном использовании грамматических конструкций, в недостаточной точности и точности выражений. Несоответствие между уровнем когнитивного развития и речевыми возможностями создает дополнительные трудности в обучении и общении [1].
  3. Нейропсихологические аспекты: Современные исследования уделяют большое внимание нейропсихологическим механизмам ЗПР. Замедление темпа познавательных процессов может быть связано с нарушениями в работе разных отделов головного мозга, отвечающих за восприятие, память, внимание и речь. Например, нарушения в работе передних долей мозга могут приводить к трудностям в планировании, регуляции поведения и формированию абстрактного мышления. Повреждения в затылочных или височных долях могут влиять на восприятие и обработку сенсорной информации, что отражается на развитии речи и мышления. Функциональная МРТ, ЭЭГ и другие методы нейровизуализации помогают выявлять эти нейропсихологические нарушения и разрабатывать индивидуальные программы реабилитации.

Для грамматического строя речи детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) характерны несколько особенностей:

Нарушения словоизменения как существительных, так и глаголов. Например, нечеткое использование глаголов, сложности в различении числа глаголов, неправильное чередование основ глаголов.

Проблемы с согласованием существительных с прилагательными, числительными и местоимениями по роду и падежу.

Ошибки в выражении временных отношений, особенно в будущем времени глаголов.

Некорректное использование предлогов: дети не применяют сложные предлоги, а в случае необходимости употребления простых могут как заменять их, так и пропускать.

Затруднения в освоении словообразования. Например, трудности в создании уменьшительно-ласкательных форм, названий детёнышей животных, замена глаголов с приставками на глаголы без приставок, сложности с образованием относительных прилагательных.

Смешение падежных форм. Дети часто путают окончания винительного, родительного, творительного и предложного падежей.

Наиболее распространенные ошибки в высказываниях детей с ЗПР включают пропуски или избыточность членов предложения, ошибки в управлении и согласовании, неправильное употребление служебных слов и неясную структуру выражений [2].

В заключение, речевые нарушения при ЗПР — это не просто отставание в речевом развитии, а сложное явление, отражающее более глубокие проблемы в когнитивной сфере. Они тесно связаны с замедлением темпа развития сенсомоторного интеллекта, нарушением взаимодействия между мышлением и речью, а также с нейропсихологическими особенностями головного мозга. Понимание этих взаимосвязей необходимо для разработки эффективных методов диагностики и коррекции речевых нарушений при ЗПР. Для коррекции речевых нарушений у детей с ЗПР важно применять индивидуализированный подход. Специалисты, такие как логопеды и психологи, могут использовать различные методики, направленные на развитие фонематического слуха, расширение словарного запаса и улучшение грамматической структуры речи. Занятия должны быть игровыми и мотивирующими, чтобы поддерживать интерес детей к обучению.

Комплексный подход, включающий логопедическую помощь, нейропсихологическую коррекцию и психолого-педагогическую поддержку, позволяет достичь значительного прогресса в развитии речи и когнитивных способностей детей с ЗПР.

Речевое недоразвитие у детей с задержкой психического развития — это сложная и многогранная проблема, требующая комплексного подхода и внимания со стороны специалистов и родителей. Чем раньше будет начата работа по коррекции речевых нарушений, тем больше шансов у детей на успешную социализацию и интеграцию в общество.

Литература:

  1. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. — Москва: Директ-Медиа, 2014. — 570 с. — Режим доступа: по подписке. — URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=240335 (дата обращения: 16.12.2024). — ISBN 978–5–4475–0478–6. — Текст: электронный.
  2. Лалаева, Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, С. В. Зорина — М., 2004. — 482 с. — ISBN 51076-Х -691–0
  3. Пиаже, Ж. В. Ф. Речь и мышление ребенка / Ж. В. Ф. Пиаже. — Москва: Директ-Медиа, 2008. — 848 с. — Режим доступа: по подписке. — URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=39215 (дата обращения: 16.12.2024). — ISBN 9785998915727. — Текст: электронный.


Задать вопрос