Рыночные преобразования на современном этапе становления экономической системы Украины, сопровождается перестройкой в структуре финансовых ресурсов предприятий. При этом происходит также перестройка кредитной системы в виде расширения круга кредитных отношений, возникновении новых видов займов и кредитных инструментов. В результате возрастает роль эффективности использования финансовых ресурсов, оптимального распределения активов предприятия и источников их финансирования. Все это требует пересмотра ряда важных теоретических положений финансовых и кредитных отношений, дополнительной разработки и глубокого осмысления понятия финансово-кредитного обеспечения предприятий.
Среди украинских авторов исследовавших проблемы финансово-кредитного обеспечения предприятий аграрной сферы следует выделить Л. А. Мамуль, А. А. Непочатенко, И. И. Малый, М. Я. Демьяненко, А. М. Сомик, Г. В. Черевко, М. С. Ващик и много других. Вместе с тем изучение работ отечественных и зарубежных ученых свидетельствует, что отдельные проблемы требуют детальной проработки. Так, на сегодня необходимо более глубоко исследовать вопросы выявления экономических закономерностей действия инструментов и методов финансово-кредитного регулирования в сельском хозяйстве.
Европейские страны используют системы среднесрочного и долгосрочного кредитования. В которых можно отметить несколько подходов. Небольшие страны, например, Аргентина, Колумбия, Мексика, Чили удлиняют действие систем краткосрочного рефинансирования своих центральных банков и на среднесрочное и долгосрочное кредитование. Другие (например, Бразилия) долгосрочное финансирование осуществляется за счет ресурсов специального государственного фонда. В третьих странах созданы специальные учреждения для финансирования и банковского обслуживания более долгосрочных кредитов. Государство, как правило, дает гарантии в форме страхования кредитов от серии рисков. В частности: рисков неплатежей, рисков, испытываемых коммерческими банками в результате невозврата кредитов и т. д. Резервная система США планирует расширить свою программу стимулирования выдачи кредитов до 1 триллиона долларов. Этот «инструмент» оживит потребительское кредитование и выдачу займов для малого бизнеса [7].
Для усовершенствования порядка определения размера частичной компенсации, а соответственно и размера фактической (льготной) кредитной ставки для заемщика, целесообразно проанализировать зарубежный опыт, который свидетельствует о разнообразии подходов к решению этого вопроса. В частности, во Франции механизм действия льготных кредитов основывается на принципе бонификации — компенсации кредитору из средств государственного бюджета разницы между договорной процентной ставкой и ставкой льготного кредита. Размер льготной кредитной ставки является фиксированным, законодательно определенным и дифференцированным в зависимости от вида кредита: на обустройство хозяйства — 2,7–4 %, модернизацию — 2,7–5 %, развитие животноводства — 5–6 %, производство некоторых продуктов растениеводства — 6–10 %, земельные ссуды — 5,2 %, финансирование кооперативов по совместному использованию техники — 3,7–5 %. В Германии существуют две программы льготного кредитования «Программа инвестиционного стимулирования» и «Общая программа аграрных кредитов», в результате чего льготное кредитование осуществляется в виде кредитов, предоставленных по ставке 1 % годовых, или путем снижения ссудного процента действующих кредитов на 4–7 %. Соответственно для немецких сельскохозяйственных производителей, фиксированными являются либо ставка льготного кредита, или размер частичной компенсации.
В Австрии не устанавливается фиксированная ставка льготного кредита для сельскохозяйственных заемщиков. Льготный инвестиционный кредит австрийским фермерам дифференцирован в зависимости от вида кредита по двум уровням компенсационных доплат — 50 и 36 % действующей процентной ставки банка-кредитора. В США Ассоциация по делам фермеров финансирует программу по уменьшению кредитных процентных ставок с компенсацией 4 % от процентной ставки полученного кредита в коммерческих банках фермером или сельскохозяйственным товаропроизводителям [8].
Румынским сельскохозяйственным предприятиям частичная компенсация осуществлялась после возвращения льготного кредита в оговоренный срок в размере 70 % процентной ставки кредитора.
По нашему мнению, именно льготное кредитование предприятий аграрного сектора является эффективным, чем предоставляемые государством субвенции или дотации. А поэтому совершенствование механизма кредитного обеспечения этих предприятий со стороны банковских учреждений наиболее целесообразно в решении проблемы их финансирования.
По расчетам украинских ученых, объемы банковского кредитования аграрного сектора экономики Украины должны были быть на уровне 12 млрд. гривен (грн.). Для привлечения таких средств в государственном бюджете необходимо было заложить 1 млрд. грн. компенсационных выплат. Заложенные в бюджет расходы позволят уменьшить стоимость обслуживания кредитов в сумме 4–5 млрд. грн. Следовательно, дефицит оборотных средств составляет около 10 млрд. грн. [2, с. 150]. Финансирование программ удешевления кредитов на протяжении 2005–2010 годов осуществлялось на основании норм Порядка использования средств, предусмотренных в государственном бюджете для финансовой поддержки предприятий агропромышленного развития через механизм удешевления кредитов, ежегодно утверждаются постановлениями Кабинета Министров Украины. Указанными порядками определено целевое использование кредитов, механизм использования средств и размеры частичной компенсации процентной ставки по привлеченным предприятиями агропромышленного комплекса в банках кратко-, средне- и долгосрочным кредитам и займам. Порядок использования средств для льготного кредитования достаточно нестабильны и ежегодно меняются [5 с.100].
По мнению ученых, основная причина снижения уровня кредитного обеспечения предприятий аграрного сектора заключается в отсутствии залога и высоких процентных ставок по кредиту.
Процентные ставки в Украине, под которые сегодня предприятия привлекают кредиты, достигают уровня от 16,5 до 39 % годовых [4]. Проанализируем закономерность влияния процентной ставки на основной показатель социально-экономического развития государства–ВВП (рис.1).
Рис. 1. Моделирование влияния среднегодовой процентной ставки по кредитам на объем ВВП*
*Рассчитано автором
Данный рисунок 1 показывает, что одним из основных инструментов государственной политики защиты отечественных товаропроизводителей есть регулирование процентной ставки. Ведь уменьшение банками процентной ставки приводит к росту кредитования, предоставляет возможность отечественным предприятиям модернизировать производство и наращивать его объемы, а это способствует росту национальной экономики в целом. Как известно, основным показателем, характеризующим состояние экономики страны, является ВВП. При анализе наблюдаем обратную связь между среднегодовой процентной ставкой по кредитам в национальной валюте и объемом номинального ВВП.
Уравнение прямой на рис. 1. свидетельствует о том, что при росте среднегодовой процентной ставки по кредитам в национальной валюте на 1 % ВВП может уменьшиться на 1,5 %. Коэффициент детерминации R2 показывает, что вариация ВВП на 59 % обусловливается вариацией процентной ставки по кредитам, коэффициент корреляции R = 0,77 указывает на плотную связь между фактором и результатом. Проверка коэффициента детерминации на статистическую значимость по F-критерию Фишера показывает, что фактическое значение Fфакт = 11,3 больше теоретического в 2 раза. Фактическое значение t = 3,4 не входит в область [-2,306; 2,306], поэтому коэффициент корреляции модели статистически значим.
В США уровень государственной поддержки сельского хозяйства составляет 40 % от стоимости произведенной сельскохозяйственной продукции, в странах ЕС — 35 %, в Японии и Франции — 72 %, в Украине — 8,3 %. В странах ЕС государственной поддержке сельского хозяйства осуществляют путем предоставления аграриям дешевых кредитов и поддержание твердых цен, выполнение непосредственных выплат и т. д.. В Европе под государственное регулирование подпадает 90 % цен на сельскохозяйственную продукцию в виде субсидий для поддержки аграриев из-за высоких цен на средства производства [3, с. 19]. Для аграрных предприятий подавляющее количество кредитов, предоставленных коммерческими банками сроком от 1 года до 5 лет составляет 52,67 %, более 5 лет только 9,35 % от общего объема [1]. Это очень низкое обеспечение сельскохозяйственных предприятий долгосрочным кредитованием, так как для обновления основных фондов и аграрной техники необходимо время и большие денежные ресурсы. На данном этапе финансово-кредитного обеспечения агропредприятий необходимо принять меры с применением нетрадиционных форм и схем долгосрочного кредитования. К нетрадиционным источникам финансирования можно отнести: финансовый лизинг; факторинг; форфейтинг, использование венчурного капитала.
Из сказанного можно сделать вывод — финансовая ситуация в аграрном секторе экономики Украины действительно сложная, но в государстве все больше создаются условия для его стабильного и перспективного развития. Однако для этого необходимо осуществить еще много общегосударственных мероприятий, которые должны происходить в условиях политической стабильности. При анализе статистических показателей, автор сделал вывод, что государству Украины необходимо понижать процентные ставки по кредитам, соответственно это приведет к экономическому росту государства, увеличению объему ВВП и развитию национального товаропроизводителя в дальнейшем.
Финансовая поддержка предприятий через механизм удешевления кредитов является важной частью обеспечения аграрного сектора экономики, однако эта мера является временной, и она не решает сегодня проблемные вопросы кредитного рынка. Первоочередной задачей в государственной поддержке финансово-кредитного обеспечения предприятий АПК является пересмотр и утверждение новой нормативно-правовой базы, совершенствование механизмов залога, решение вопросов защиты прав кредиторов и заемщиков. Сельскохозяйственным предприятиям следует привлекать новые нетрадиционные формы и источники финансирования это улучшит материально-техническое обеспечение сельскохозяйственных производителей, уменьшит затраты на производство и повысит уровень конкурентоспособности отечественной продукции.
Литература:
1. Бюлетень Национального банку Украины [Электронний ресурс] 2010.№ 7(208). ¾ Режим доступа к журн.: http://www.bank.gov.ua/Publication/econom.htm
2. Демяненко М. Я. Фінанси в період реформування аг промислового виробництва /М. Я. Демяненко, В. М. Алейсенчук, А. Г. Борщ / За ред. М. Я. Демяненка. — К.: ІАЕ УААН, 2002. — С.150.
3. Малий І.Й.Про романтизацію приватної власності на землю і кризу аграрного сектора / І.Й. Малий // Економічна теорія. — 2008. — № 3. — С. 11–20.
4. Министерство Аграрной политики Украины — [Электронний ресурс]. — Режим доступа: http://www.minagro.gov.ua
5. Непочатенко О. О. Державна підтримка АПК через удосконалення системи кредитування /О. О. Непочатенко // Економіка АПК. — 2008. — № 8. — С.95–100.
6. Непочатенко О. О. Фінанси підприємств [Текст]: підручник / О. О. Непочатенко. Н. Ю. Мельничук. — К. «Центр учбової літератури», 2013. — 504 с.
7. Сомик А. В. Особливості розвитку системи сільськогосподарського кредитування у зарубіжних країнах/ А. В. Сомик // Економіка України. — 2004. — № 8. — С. 54–59.
8. Черевко Г. В., Ващик М. С. Система кредитування фермерства у США / Г. В. Черевко, М. С. Ващик // Фінанси України. — 2008. — № 7. — С. 102–104.