В статье рассматривается актуальный вопрос о необходимости участия российских строительных компаний в тендерах, проводимых как для получения государственных, так и коммерческих заказов, и дается подробное описание конкурсной процедуры для подрядчиков.
Ключевые слова: строительная компания (организация), тендер, строительный бизнес, конкуренция, заказчик, подрядчик.
В современном мире высоких технологий, диверсифицированных возможностей и конкурентной борьбы любой компании для успешной работы на рынке важно иметь некую уникальную особенность, которая отличала бы её от других компаний, или же уникальные условия, предлагаемые потребителям.
Говоря о фирмах, задействованных в строительной отрасли, необходимо уточнить, что помимо «уникальности» предлагаемых заказчикам услуг, оптимального соотношения цены и качества, важную роль играет деловая репутация, которую не так просто заработать — особенно новичкам строительного бизнеса. Деловая репутация для компании, как кредитная история для заемщика: раз зарекомендовав себя на строительном рынке, подрядчики в дальнейшем значительно увеличивают свои шансы на получение новых заказов.
Для отбора строительных фирм с хорошей деловой репутацией требуется специальный конкурс, проводимый по заведенным правилам — тендер, получивший популярность в мире лет 30 назад, а в России совсем недавно — 10–15 лет назад.
В последнее время тендерам, их организации и участию в них посвящено большое количество публикаций в российских СМИ. Это неудивительно, ведь конкурсная модель распределения подрядов находит в нашей стране все более широкое применение, постепенно становясь обязательным условием для получения заказа. Однако для многих участников рынка такая форма бизнеса все еще остается непривычной, ассоциируясь с простой формальностью, не имеющей никакой смысловой нагрузки.
Именно поэтому у руководства строительных компаний, столь широко представленных в современной России, возникает множество таких вопросов, как: «почему участие в тендере становится актуальным в строительном бизнесе≤», «какова процедура проведения тендеров≤» и прочие.
Ответить на данные вопросы попытаемся в этой статье, проанализировав мнения различных организаторов подрядных торгов, а также рассказав о процедуре их проведения.
Для строительной организации выиграть тендер — значит обеспечить себя работой, а, значит стабильным доходом на четко обозначенный срок. Кроме того, победители крупных строительных тендеров (чаще всего на получение госзаказа), возводящие какие-то стратегически значимые или важные для инфраструктуры объекты, получают и «нематериальный» доход — признание их лидерства в строительном бизнесе. При этом подрядчик не влияет на процедуру конкурса, что является крайне важным для заказчика, потому что строительные работы — долгий, трудоемкий процесс, требующий привлечения серьезных, профессиональных исполнителей. Следовательно, выбор компании, которая будет выполнять строительные работы, является делом ответственным, зачастую сопряженным с определенным финансовым риском. К тому же сегодня в России нормальным производственным и бизнес-процессам мешает высокий уровень коррупции. Это касается и строительной сферы: часто масштабные проекты по возведению, реконструкции или ремонту больших объектов отдаются не тем компаниям, которые в состоянии выполнить заказ качественно и быстро, а тем, кто предложит больший откат или меньшие цены.
В результате возникают проблемы со сроками сдачи и качеством сданного объекта. Бывают случаи, когда недобросовестный застройщик использует дешевые, некачественные материалы или же нарушает технологические нормы — так, если залитый бетон должен «стоять» нетронутым в течение двух суток, а подрядчик начинает работы с использованием этого бетона раньше, то в итоге и «вырастает» здание с трещинами, перекосами и другими проблемами. В целях сокращения количества таких фактов и было принято решение создать «конкурентную среду» для компаний, т. е. проводить тендеры на строительные работы.
По мнению генерального директора ОАО «Мосметрострой», Е. И. Кашина, «сама по себе конкуренция — идея хорошая, если под ней понимается рыночная конкуренция между компаниями с одинаковой компетенцией в заявленной отрасли. Учитывая некоторые несовершенства 94-ФЗ («О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ.»..), в последнее время участились случаи, когда работу выигрывают демпингующие по цене компании, не имеющие даже отдаленного представления о том, как реализовать проект. Есть такая тактика: выиграть любой ценой, а дальше что-нибудь придумать» [1].
Таким образом, по мнению Е. И. Кашина, на практике появление тендеров на строительные работы не сняло вопросы выбора застройщика и его возможного недобросовестного поведения в отношении заказчика.
Однако, по мнению президента Национального объединения строителей, Е. В. Басина, «конкуренция дает и положительный эффект — она заставляет бороться за качество, сроки строительства, экономию средств, энергоэффективность…
Хотя ФЗ-94, которым так гордилось Минэкономразвития (сейчас уже не гордится) и так гордится сегодня ФАС, предусматривает, что аукцион выигрывает тот, кто максимально сбросил цену. И в результате цена сбрасывается на 40–50 %. Но ведь заказчик взял эту цену не с потолка — проектировщик разработал проект, госэкспертиза проверила правильность расчетов, заказчик выделил бюджетные средства на этот проект, и вдруг он становится в два раза дешевле. С какой стати≤ Но чудес же не бывает, и такой демпинг может дать либо катастрофически неграмотный участник, не понимающий, как и что можно строить, либо авантюрист, который или перепродаст контракт, или получит аванс и исчезнет. И таких случаев у нас очень много.
Второй вариант — заказчик становится заложником этого «демпингиста», и ради того, чтобы построить объект, фактически соглашается на шантаж, доплачивает деньги, переделывает проект, чтобы хоть как-то выкрутиться» [2].
Анализируя это мнение, приходим к выводу, что заказчик, зачастую понимая, что в подрядном предложении изначально есть подвох, всё равно соглашается на него, а значит ответственность за результаты строительных работ должен брать на себя.
Существует также мнение — министра транспорта РФ, И.Левитина — о том, что «сейчас при конкурсе на строительство учитывается только стоимость строительства, а «…» важен весь жизненный цикл по ремонту… «…» важна общая стоимость жизненного цикла, чтобы подрядчик за нее отвечал как можно дольше, и тогда будет видно, как он выполнил работы» [3].
Следовательно, отношения заказчика с подрядчиком никак не могут быть краткосрочными, поэтому выбор делового партнера должен быть верным сразу.
Итак, очевидно, что непосредственные участники, организаторы рынка подчеркивают, что в нынешних условиях в России сложно организовать процесс таким образом, чтобы избежать победы недобросовестных участников и не «отвергнуть» достойных претендентов на получение заказов, но при этом они признают достоинства конкуренции на основе многоступенчатого конкурса для строительных компаний.
Так, первый этап конкурса представляет собой размещение в прессе или на специальных сайтах в Интернете объявления о проведении тендера (если это открытый тендер). Это дает возможность потенциальным подрядчикам узнать о предстоящем конкурсе и подать свои анкеты. Организатор тендера (в лице тендерного комитета) рассматривает полученные заявки и проводит квалификационный отбор участников, по результатам которого утверждает нескольких из них. Затем им отправляется документация со сведениями о форме тендерного предложения и особенностях предстоящих работ. В перечень документов входят техзадание, сметы, чертежи и др.
Следует отметить, что успех строительных тендеров зависит, в первую очередь, от качественной и правильной подготовки тендерной документации, в противном случае все может завершиться сорванным тендером или некачественно выполненным проектом [4].
После предоставления тендерной документации претенденты начинают готовить предложение — оферту. В ней указываются сроки и условия выполнения подрядных работ, а также их стоимость. Оферты передаются организаторам тендера только в заклеенных конвертах, которые вскрываются в заранее установленный день. Предложения от претендентов рассматривает тендерный комитет, в него входят специалисты строительной отрасли и опытные менеджеры.
Для участия в торгах претендент обязан после прохождения предварительной квалификации до момента представления оферты внести первый задаток на расчетный счет заказчика.
Размер первого задатка определяется тендерным комитетом.
При оценке оферты учитываются такие важные моменты, как деловая репутация претендента и уже завершенные объемы работ в сфере строительства, выполненные организацией. Кроме того, служба безопасности заказчика изучает потенциального подрядчика на предмет наличия у него долгов, а также обращает внимание на своевременность внесения им налоговых платежей.
Только после того, как станут известны результаты оценки, выявляется победитель тендера. Затем составляется протокол, который утверждается заказчиком, и тендер объявляется закрытым.
После этого победитель торгов имеет право на заключение договора с заказчиком на условиях, установленных данной им офертой, составленной в соответствии с тендерной документацией.
На практике разделяют понятия «открытого» и «закрытого» тендеров.
Закрытый тендер проводится по той же схеме, что и открытый. Однако имеется различие в том, как весь этот процесс начинается и как происходит отбор претендентов на выполнение работ.
При проведении закрытого тендера приглашение в СМИ не публикуется. Заказчик сообщает о предстоящем конкурсе только определенному кругу застройщиков.
По словам заместителя генерального директора по развитию ООО «СИТЕХ-Инжиниринг», В. А. Зотина, «закрытые тендеры все-таки более объективные к участникам, более честные по сравнению с открытыми» [5]. Это мнение, широко распространенное в наши дни, объясняется тем, что в открытом тендере могут принимать участие все желающие, а в закрытом — только приглашенные компании, отобранные заказчиком по предварительной квалификации.
Также к закрытому тендеру прибегают тогда, когда предполагаются не строительные, а, допустим, ремонтные работы. Если они не капитальные и не очень затратные, то заказчику просто нет смысла тратить деньги и время на рассмотрение и оценку большого количества конкурсных заявок, поэтому он приглашает ограниченное количество подрядчиков.
Выбор того или иного вида тендера зависит от многих факторов (таких как область строительства, наличие деловой репутации у фирмы и пр.) и является индивидуальным решением каждого участника.
Таким образом, оценив и сопоставив мнения специалистов, задействованных в строительном бизнесе, относительно преимуществ и недостатков проведения тендеров, можно сделать вывод о том, что идея организации конкурсных торгов хороша, так как они создают атмосферу «живой конкуренции», при этом любой компании, даже начинающей свою деятельность, к вопросу участия в тендере следует подходить со всей ответственностью: скрупулезно формировать пакет документов для подачи, досконально изучать законодательство в соответствующей сфере — и обязательно принимать участие в тендере, ориентируясь на успешный опыт своих конкурентов, нацеливаясь на их опережение.
Потому что как показывает практика в современной России, конкурс — это не обыкновенная формальность, а необходимое условие для производственной, строительной деятельности, определяющее дальнейшее положение компании на рынке и получение ею своего сегмента бизнеса.
Литература:
1. «Ведомости», 20.03.12г., № 49
2. «Экономика «Строительство»// Российская газета, 12.08.11г., № 5553 (177)
3. Интернет-ресурс. Режим доступа: URL: http://www.gazeta.ru/19.04.11 (дата обращения: 03.07.13)
4. Интернет-ресурс. Режим доступа: URL: http://tendergid.ru/ru/procurement (дата обращения: 04.07.13)
5. «Стратегии успеха», сентябрь 2006, № 7–8