Встатье рассмотрены саморегулируемые организации в сфере строительства (СРО). Такие организации представляют собой объединения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые занимаются строительной деятельностью. Эта отрасль регулируется Градостроительным кодексом, и имеет множество аспектов, которые раскрыты в данной работе. Раскрыты проблемные моменты в развитии саморегулирования. А также, предложены варианты их решения. Сделаны выводы о том, что эта область имеет перспективы.
Ключевые слова: саморегулируемая организация, строительство, застройщик, вступительный взнос, компенсационный фонд, контроль.
The article considers self-regulatory organizations in the field of construction (SRO). Such organizations are associations of individual entrepreneurs and legal entities engaged in construction activities. This industry is regulated by the Town Planning Code, and has many aspects that are disclosed in this work. The problem points in the development of self-regulation are disclosed. And also, options for solving them are proposed. Conclusions are drawn that this area has prospects.
Keywords: self-regulatory organization, construction, developer, entry fee, compensation fund, control.
Саморегулируемые организации (СРО) широко распространены во многих отраслях. Этому способствует развитие экономики, сопровождающееся совершенствованием сферы управления и контроля.
Область строительства является одной из самых перспективных. Однако, формирование саморегулируемых организаций здесь происходит не очень быстро. Причины тому — объективные проблемы строительных компаний. А также, отсутствие достаточного количества современных научных исследований данной отрасли.
Изучение саморегулирования в строительстве вызвано не только теоретической, а и практической потребностью. Актуальность состоит в том, что исследование проблематики СРО может позволить в дальнейшем искать решения, исправлять ошибки и совершенствовать процессы.
Целью исследования является изучение саморегулируемых организаций в сфере строительства и аспектов, связанных с ней.
Объект — саморегулируемая организация в строительстве.
Предмет — процесс формирования и регулирования СРО.
Методика исследования основывалась на изучении, обобщении, анализе, систематизации и оценке полученной информации, а также, разработке способов совершенствования саморегулирования.
Информационной базой для данной работы послужили труды отечественных ученых, таких, как В. Д. Андрианов, И. Д. Иванов, A. А. Прохоровский, А. И. Романова, зарубежных специалистов — А.Курно, А.Маршалл, А.Смит, и других, а также, нормативные правовые акты РФ.
Регламентирована строительная деятельность Градостроительным кодексом РФ, Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и др.
Отметим, что вышеназванный кодекс был создан для исключения бюрократических барьеров, и для замены изжившего себя государственного регулирования. Благодаря этим изменениям, подходы в управлении отраслью стали другими. Это связано с ослаблением государственного контроля и увеличения влияния института самостоятельного регулирования. Теперь, хозяйствующие субъекты смогли самостоятельно устанавливать правила, в соответствии с интересами профессионального сообщества и третьих лиц.
Понятие саморегулируемых организаций в сфере строительства закреплено в Федеральном законе «О саморегулируемых организациях». Следовательно, саморегулируемую организацию можно определить, как некоммерческую организацию, представляющую собой ассоциацию, в состав которой входят индивидуальные предприниматели и юридические лица, члены которой занимаются строительной деятельностью. [3, с. 41]
Перечень работ, осуществляемых на всех этапах строительства, одобрен приказом № 624 от 30.12.2009 г. Однако, следует помнить, что в него не включены те объекты, для которых, согласно ст. 51 Гр.К. РФ, в разрешении на строительство нет необходимости, а также, те, что не попадают под действие положения об объектах индивидуального строительства. Известно, что сюда относятся: жилые дома менее трех этажей, находящиеся на отдельном земельном участке, многоквартирные дома той же высоты, имеющие отдельный подъезд для каждой квартиры.
Следует заметить, что с появлением в 2009 году саморегулируемых организаций, сфера строительства стала стремительно развиваться. В результате того, что механизм контроля и ответственности изменился, качество и безопасность вышли на новый уровень. Особенностью преобразований стала отмена лицензирования — все ранее выданные лицензии стали недействительны. Стало выдаваться свидетельство о допуске к работам, отличающееся бессрочностью и актуальностью на всей территории страны.
Однако, после внесения изменений в Градостроительный кодекс РФ в 2016 году допуски СРО перестали действовать. Сегодня, вступление в организацию осуществляется на добровольной основе. Обязательно оно только для тех, кто проводит строительные работы самостоятельно, для технических заказчиков, а также, для участников закупок, которые заключают договор на строительный подряд (более 3 млн рублей). [6, с. 75]
Одним из обязательных требований для вступления являются взносы. Рассмотрим на примере. Во-первых, вступительный взнос — в среднем 5000 рублей. Во-вторых, членский взнос (ежемесячный) — от 5000 до 20000 рублей. В-третьих, отчисления в компенсационный фонд — от 100000 до 30 млн. рублей. Необходимо подчеркнуть, что саморегулируемые организации имеют высокий уровень ответственности. Они должны следить не только за качеством, но и возмещать вред. Поэтому, члены СРО обязаны платить ежегодный взнос в компенсационный фонд. Без него не будет юридического статуса. Также, необходимо заключать договор страхования.
Обратим внимание на то, что вступление в саморегулируемые организации дает много преимуществ. Прежде всего, это минимизация рисков и юридическая поддержка. Это позволяет обмениваться опытом, повышать профессионализм. Таким образом, легче отслеживать рынок, тем самым оценивая уровень конкуренции между организациями. Кроме этого, СРО может представлять интересы своих членов в суде (с июля 2017 года). Компании, являющиеся членами СРО, чаще всего выбирают.
На сегодняшний день, в РФ зарегистрировано около 500 саморегулируемых объединений в сфере строительства. [8]
Цели СРО заключаются в объединении всех участников строительства для предупреждения и предотвращения нанесения вреда здоровью населения и окружающей среде, повышении качества работ, а также, для своевременного информирования об изменениях. [4, с. 42]
К основным функциям саморегулируемых организаций можно отнести следующие: разработка условий членства, организация обучения, аттестации работников, анализ деятельности компаний, ведение реестра и другие.
В результате внесения изменений в Градостроительный кодекс, появились дополнительные зоны ответственности для объединений. Кроме этого, начала действовать система учета и ведения реестра специалистов на базе НОСТРОЙ (Национального объединения строителей).
Вследствие всех нововведений система саморегулирования смогла не только принимать решения, относящихся к процессам и этапам строительства. Также, она стала заниматься обеспечением профессиональных кадров, подбирать их под уровень требований проекта. В результате чего качество выполнения работ улучшилось.
Отметим, что все правки Градостроительного кодекса РФ направлены на улучшение результатов деятельности, формирование модели саморегулирования, создание единой базы, включающей методологическую и нормативно-техническую документацию. Действующие расчеты и изменения рассчитаны до 2024 года. По мнению специалистов, современная система должна быть максимально продуктивной, жизнеспособной, не требующей дополнительного контроля. [7, с. 82]
Вместе с тем, для строительных организаций выбор СРО является немаловажным вопросом. Здесь следует обращать внимание на то, как долго работает СРО на рынке. Лучше, если более двух лет. Как правило, такие организации уже имеют опыт и прошли проверки по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Также, важно количество членов-участников. Около 1000 — это показатель доверия, а также, компенсационного фонда, который, при возникновении форс-мажорных обстоятельств, сможет возместить потери. Однако, новички на рынке могут замалчивать реальную цифру, чтобы привлечь клиентов.
При появлении новых участников вся информация о них отправляется в Ростехнадзор для регистрации.
На сайте организаций должно быть указано количество членов СРО и данные о них. А именно, название, ИНН, количество участников, дата регистрации, информация о страховой компании. Отметим, что открытый доступ ко всем данным является одним из важнейших критериев законности деятельности и порядочности саморегулируемой организации.
В результате проведенного анализа официальных сайтов строительных СРО, выявлено, что лишь немногие придерживаются этих требований.
Отметим, что получение выписки из Ростехнадзора — это единственный способ проверить застрахованность предприятия. Наличие такого документа увеличивает шансы строительной организации на заключение контрактов.
Сегодня выбрать СРО довольно сложно. Многие из них проводят масштабные PR-компании. Это может привести к необъективному решению. Очевидно, что при выборе СРО необходимо руководствоваться определенными принципами — сроки, специфика работ, репутация.
Одним их факторов надежности является предоставление законной рассрочки платежей. В момент вступления в организацию, должна вноситься полная сумма взноса. В то же время, на практике встречается вступление в рассрочку. Когда вносится вся сумма в компенсационный фонд, средства переводят на счет СРО. Благодаря отсутствию ограничений (ст. 55.16 Гр.К РФ), перечислять сумму может любой плательщик. Это позволяет вносить средства дочерней компанией, которой строительная организация выплачивает средства в течение года. Данный способ признается законным.
Следует добавить, что при оценке надежности саморегулируемой организации, также необходимо обращать внимание на процедуру проведения проверок, которая должна осуществляться с определенной периодичностью, и незначительную судебную практику, что говорит о соблюдении требований законодательства РФ. [2, с. 8]
Для устойчивого развития строительных организаций важен предупредительный контроль. Все работы должны осуществляться согласно установленным нормам. Для этого проводятся плановые проверки, когда проверяется соответствие стандартам и правилам, и внеплановые, основой для которых служит какая-либо жалоба. За возможные нарушения СРО несет ответственность согласно законодательству РФ.
Кроме этого, отметим, что контроль за качество выполняемых работ осуществляется и регулярным надзором со стороны застройщика. Также, существует технадзор, представляющий из себя проверочные мероприятия, осуществляемые управлением строительного надзора и экспертизы, суть которых заключается в изучении соответствия объекта проектной документации. Кроме этого, заказчик может приглашать независимых специалистов, таких, как архитекторы, проектировщики, сметчики, геодезисты. Итоговая проверка является наиважнейшим этапом, когда выдается заключение об объекте, о его соответствии нормам.
Согласно стандартам, прописанным в Градостроительном кодексе, саморегулируемая организация может самостоятельно утверждать требования к процессу строительства. Сегодня не существует четких правил по разработке и утверждению норм. Однако, эти вопросы активно поднимаются на уровне Национальных объединений СРО.
Как известно, сфера строительства является одним из основных факторов экономического роста и стабильности в стране. На сегодняшний день показатели данного сектора активно растут. Об этом свидетельствуют данные последних исследований компании PRM.
Из всего вышесказанного вытекает, что саморегулирование в строительстве имеет немало преимуществ. Однако, в данной области существуют и проблемы. Во-первых, это вступление в СРО. Несмотря на ряд требований к потенциальным членам, на деле происходит выдача разрешений без проведения необходимых проверок. Для решения данной проблемы нужно принимать соответствующие правовые нормы, которые могли бы контролировать проверку деятельности СРО на должном уровне.
Кроме этого, важным фактором является соответствие членов СРО требованиям закона. Существует установленная норма в 100 участников, но, зачастую, чтобы набрать необходимое количество участников, организации не обращают внимание на их характеристики. Это противоречит главной цели СРО — обеспечении безопасности, качества и надежности объектов.
Участие в одном проекте отдельных саморегулируемых организаций для различных направлений строительных работ чревато осложнениями. А именно, разрывом единого процесса, по причине самостоятельности каждой сферы. Следовательно, законодательство требует изменений — включения в кодекс положений по созданию комплексных СРО. [1, с. 109]
Отметим, что вопрос монополизации отрасли также требует рассмотрения. Поскольку вступительные взносы для небольших компаний являются неподъемными, крупные захватывают рынок. Решить вопрос может снижение размеров вступительных взносов для мелкого и среднего бизнеса.
Кроме этого, немало вопросов возникает при рассмотрении систем СНиПов и ГОСТов в строительстве, которые в некоторых моментах расходятся с международными стандартами качества. Следовательно, действующие нормы требуют пересмотра и обновления. [5, с. 330]
Все эти важные задачи могут быть успешно решены при реализации наиболее актуальных мероприятий по повышению эффективности деятельности строительных организаций.
Подводя итог вышеизложенному, отметим, что сфера саморегулирования в строительстве несовершенна. Но, несмотря на это, она довольно перспективна и способна решать многие вопросы. К тому же, уже сегодня проводятся работы по совершенствованию ее механизмов, разрабатываются законодательные нормы. Несомненно, предстоит еще много работы. Однако, современные темпы развития области говорят о том, что она принесет большую пользу экономике страны.
Решение проблем, возникающих в процессе создания саморегулируемых объединений и их деятельности, может существенно оптимизировать условия их взаимодействия. Также, это приведет к улучшению качества и безопасности строительных объектов. Что, в свою очередь, будет способствовать увеличению уровня конкурентоспособности отечественных строительных предприятий на российском и международном строительных рынках.
Литература:
- Апокорин, Р. С. Правовые риски и проблемы функционирования российских саморегулируемых организаций в строительстве // Молодой ученый. — 2018. — № 49. — С. 109–110.
- Батынков, А. П. Саморегулирование в строительстве: проблемы и пути решения. // Приволжский научный вестник.– 2015. — № 6. — С. 8–10.
- Волкова, М.А., Стародумова С. Ю. Понятие и виды саморегулируемых организаций в сфере строительства // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2017. — № 4. — С. 41–46.
- Кузнецова, Н. В. Информационная функция саморегулируемых организаций. // Градостроительное право. — 2016. — № 1. — С. 42–47.
- Романова, А. И. Повышение качества продукции строительных работ и услуг в условиях саморегулирования. // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. — 2015. — № 2. — С. 330–337.
- Устимова, С.А., Рассказова Е. Н. Нормативные изменения деятельности СРО в строительстве: проблемы и противоречия. // Вестник Московского университета МВД России. — 2018. — № 3. — С. 75–77.
- Шемякина, Т. Ю. Саморегулирование как фактор устойчивого развития строительных организаций. // Вестник университета. — 2019. — № 6. — С. 82–89.
- Все о СРО. — Электронный ресурс. — Режим доступа: http://all-sro.ru. Дата обращения: 20.10.2019.