Особенности правового регулирования саморегулируемых организаций строителей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №9 (456) март 2023 г.

Дата публикации: 04.03.2023

Статья просмотрена: 89 раз

Библиографическое описание:

Акбаев, А. Ю. Особенности правового регулирования саморегулируемых организаций строителей / А. Ю. Акбаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 9 (456). — С. 235-236. — URL: https://moluch.ru/archive/456/100533/ (дата обращения: 17.12.2024).



Требование обязательного членства в саморегулируемой организации в сфере строительства как основание возникновения специальной правоспособности субъекта предпринимательской деятельности вызывает повышенный интерес к исследованию правового статуса члена саморегулируемой организации, поскольку влечет наделение его дополнительными правами и обязанностями. В большей степени членство в саморегулируемой организации связано с самоограничением субъекта, которое выражается в необходимости подчинения определенным правилам и локальным актам саморегулируемой организации.

Формирование базы для регулирования СРО началось в 2007 году с появлением в России ФЗ № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Данный закон определил необходимость создания и стандартизации механизмов регуляции СРО за счет выбора наиболее эффективных мер контроля, модернизацию институтов внесудебного урегулирования споров, а также возможность применения мер дисциплинарной и имущественной ответственности участников саморегулируемой организации, в частности за счет созданных компенсационных фондов, персонификации самых авторитетных участников рынка. [3]

Согласно статистическим данным, на начало 2020 года в России насчитывалась 1191 саморегулируемая организация, из которые 767 составляли организации с обязательным членством, а оставшиеся — с членством на добровольной основе. [5]

Согласно п.3 ст.48 Гражданского кодекса Российской Федерации, саморегулируемые организации относятся к ассоциациям (союзам).

По определению, данном в пункте 1 статьи 3 Федерального закона № 315 от 01 декабря 2007 г. «О саморегулируемых организациях», «саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг), или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида». [3]

Сами СРО, как субъекты российского права, обладают комплексной правоспособностью, которая образуется за счет слияния прав и обязанностей, проявляющихся как в рамках частного права, так и в рамках публичных прав, определяемых в юридической литературе как «правообязанности».

Публичные интересы возникают по мере реализации СРО своих интересов как представителей коллективного субъекта права, сформированного в качестве юридического лица (некоммерческих организаций).

Сущность прав и обязанностей, которые являются частью гражданско-правовой части правосубъектности, определяется установкой для создания СРО России, что подтверждается действующим законодательством РФ.

В соответствии со статьей 49 Гражданского кодекса РФ, в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ. [2]

Установлен запрет на проведение работ без допуска СРО (саморегулируемой организации), которые влияют на безопасность объекта строительства.

Основным признаком ответственности и добросовестности строительной организации в настоящее время является ее членство в СРО, следовательно, саморегулируемая означает самостоятельная и активная деятельность, через которую субъекты профессиональной или предпринимательской деятельности ведут надзор за соблюдением правил и требований указанной работы.

Практически, для всех работ, на которые раньше строительной организации требовалась лицензия, на сегодняшний день необходимо получить допуск СРО строителей (выписка из реестра СРО). Кроме того, генеральные подрядчики должны иметь разрешение на организацию работ, а субподрядчики — непосредственно на те виды работ, которые исполняют по договору.

При этом уже на этапе подачи заявления о вступлении в члены СРО кандидат должен доказать свое соответствие требованиям СРО, в том числе о наличии квалификационного состава специалистов для выполнения работ, отнесенных градостроительным законодательством к предмету регулирования СРО. Основной целью саморегулирования в строительстве можно назвать повышение качества выполняемых работ и оказываемых услуг в строительстве.

Таким образом, это позволяет говорить о возможности СРО принимать участие в имущественных отношениях, пусть и в ограниченном виде.

В качестве главных публичных правообязанностях российских СРО, которые реализуются посредством закрепления в действующем законодательстве, выделяются следующие:

– создавать и устанавливать регуляторы профессиональной и предпринимательской деятельности, которые сформированы в форме стандартов и правил, а также устанавливать условия членства субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности в СРО, что закреплено в ст. 4 ФЗ «О саморегулируемых организациях»);

– осуществлять предоставление свидетельств о допуске к работам, проводить аккредитации, предоставлять право на допуск к занятиям профессиональной и предпринимательской деятельностью, а также принятие в участники и исключение из них в составе СРО, что закрепляется ст. 5, 6 ФЗ «О саморегулируемых организациях», ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации. [1]

Согласно п. 5 ст. 22 ФЗ № 315 — ФЗ от 01 декабря 2007 г. «О саморегулируемых организациях», СРО могут быть исключены решением суда из государственного реестра, если организация не удовлетворяет требования, предписанные действующим законодательством в отношении количества участников, наличия стандартов и правил, различных механизмов дополнительной ответственности (компенсационных фондов и фондов страхования), а также при нарушении иных требований закона более двух раз за год, если нарушения имеют неустранимый характер или не устранены.

Помимо административной, саморегулируемые организации могут нести также гражданско-правовую ответственность.

С 1 июля 2017 г. упразднены допуски саморегулируемых организаций в сфере строительства к выполнению работ как юридическое основание возникновения у члена СРО права на выполнение работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства. Теперь специальная правоспособность члена СРО в сфере строительства в части приобретения права на выполнение указанных работ возникает в силу факта членства в СРО.

Согласно ч. 12 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ решение СРО в сфере строительства о приеме в члены вступает в силу со дня уплаты в полном объеме взноса (взносов) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) СРО, а также вступительного взноса в случае, если внутренними документами СРО установлены требования к уплате такого взноса.

Следовательно, оплата взноса в компенсационный фонд должна рассматриваться в качестве акта доброй воли кандидата в члены СРО, поскольку на момент оплаты взноса в компенсационный фонд (компенсационный фонд возмещения вреда, компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств) правомочия СРО по вынесению обязательных для такого хозяйствующего субъекта решений на него еще не распространяются, а локальные акты соответствующей СРО не имеют для него обязательной юридической силы. [4]

На сегодняшний день российское законодательство в части регулирования саморегулируемых организаций не отражает особенности саморегулирования строительной деятельности и находится на стадии разработки.

Литература:

  1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // Официальный интернет портал правовой информации. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http: pravo.gov.ru. 01.02.2023.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // Официальный интернет портал правовой информации. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http: pravo.gov.ru. 01.02.2023.
  3. Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О саморегулируемых организациях» //Официальный интернет портал правовой информации. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http: pravo.gov.ru. 01.02.2023.
  4. Даутия Т. В. Особенности правового статуса члена саморегулируемой организации в сфере строительства //Журнал российского права. 2018. № 11.
  5. Саморегулирование не стоит на месте. — URL: http://нсопб.рф/news/4040.php (дата обращения: 01.02.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): саморегулируемая организация, предпринимательская деятельность, сфера строительства, выполнение работ, компенсационный фонд, СРО, член СРО, обязательное членство, профессиональная деятельность, Российская Федерация.


Похожие статьи

Анализ способов формирования саморегулируемых организаций арбитражных управляющих

Проблемы правового статуса нетипичных субъектов трудового права

Особенности системы внутреннего контроля в сельскохозяйственных организациях

О проблемах правового регулирования фактических брачных отношений

Проблемы правового регулирования аренды предприятия

Проблемы взаимодействия исполнительных органов государственной власти с территориальными саморегулируемыми организациями в сфере ЖКХ

Актуальные проблемы гражданско-правового регулирования цифровых финансовых активов

Особенности формирования этических основ деятельности института адвокатуры

Инструменты государственного регулирования в сфере обращения лекарственных средств: правовой аспект

Формирование опыта профессионального саморегулирования посредством учебной деятельности

Похожие статьи

Анализ способов формирования саморегулируемых организаций арбитражных управляющих

Проблемы правового статуса нетипичных субъектов трудового права

Особенности системы внутреннего контроля в сельскохозяйственных организациях

О проблемах правового регулирования фактических брачных отношений

Проблемы правового регулирования аренды предприятия

Проблемы взаимодействия исполнительных органов государственной власти с территориальными саморегулируемыми организациями в сфере ЖКХ

Актуальные проблемы гражданско-правового регулирования цифровых финансовых активов

Особенности формирования этических основ деятельности института адвокатуры

Инструменты государственного регулирования в сфере обращения лекарственных средств: правовой аспект

Формирование опыта профессионального саморегулирования посредством учебной деятельности

Задать вопрос