Проблема вовлеченности молодежи в социально-политическую жизнь общества на современном этапе развития России особо актуальна, поскольку молодежь занимает высокий удельный вес в демографической структуре населения и определяет функционирование системы общественных отношений, развитие политических процессов.
По данным Всероссийской переписи населения 2010 в России проживает 36269189 тыс. человек возрасте от 14 до 30 лет, что равно 25,4 % общей численности населения страны. На территории Чеховского муниципального района Московской области проживает 115 301 тыс. человек, из них в возрасте от 14 до 30 лет — 29 687 тыс. человек, что составляет 25,7 % от общего числа населения [1].
По данным Госкомстат, изложенных в статистическом сборнике «Молодежь России», молодые люди в возрасте от 14 до 29 лет уделяют общественной деятельности 4,4 % своего свободного времени [2]. Поэтому нельзя не обратить внимание на степень участия молодежи в жизни российского общества, включая местное сообщество. Талантливая и инициативная молодежь может получить практические навыки управления: в федеральных, региональных и местных органах исполнительной и законодательной власти; в консультативно — совещательных органах при органах власти и управления; молодежных общественных объединениях и, как следствие, способно формировать политическую элиту России.
Участие молодежи в политической жизни общества, позволит ей развивать свой потенциал в интересах России, включая местное сообщество, что соответствует цели Стратегии государственной молодежной политики РФ, приоритетам модернизации страны.
Актуальность участия молодежи в политической жизни общества отмечал руководитель Федерального Агентства по делам молодежи С. Ю. Белоконев 19 апреля 2013г. в Общественной палате Российской Федерации на V съезде Ассоциации молодежных правительств: «Федеральное агентство по делам молодежи делает ставку на молодых управленцев в регионах, молодежные правительства должны стать двигателем процесса формирования нового взгляда на реализацию государственной молодежной политики страны» [3].
Проблемы вовлечения молодежи актуализируются нормативными правовыми документами РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления, а именно:
- Конституцией РФ, ст. 130: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения…» [4];
- Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ (2008 г.) до 2020, которая ставит своей задачей «распространение эффективных моделей и форм участия молодежи в управлении общественной жизнью, вовлечение молодых людей в деятельность органов самоуправления [5];
- Стратегией государственной молодежной политики РФ (2006г.), одной из задач которой выделяется «обеспечение участия молодежи в процессе коллективного управления общественной жизнедеятельностью в процессе самоуправления…», «вовлечение молодежи в общественно — политическую жизнь общества» [6].
- «Развитие форм ученического, молодежного и студенческого самоуправления, содействие общественным формирования детей и молодежи…» рекомендуется в Письме Министерства образования и науки РФ от 30.05.2006 № АС-588/06 [7];
- в законе Московской области о государственной молодежной политике определена задача «создание условий для включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества» [8].
С целью выявления степени участия молодежи в общественной жизни автором был проведен социологический опрос в первом квартале 2012 года в Чеховском муниципальном районе Московской области.
По результатам анкетирования степень участия молодежи в общественной жизни можно оценить на 3,5 балла из 5 возможных:
- 83 % респондента знают о возможностях участия в общественной жизни в Чеховском районе, но всего 30 % молодых людей состоят в молодежных организациях;
- 15,2 % респондентов не желают участвовать в общественной жизни; 7 % не знают где можно получить информацию о возможностях участия в общественной жизни; 10 % не располагают свободным временем; 22 % иногда участвуют в мероприятиях, проводимых для молодежи.
В рамках решения изложенной проблемы был разработан социально значимый проект «Школа молодежного успеха», который ставил своей целью достижение всеобщего участия молодежи в жизни общества через ее вовлечение в структуру молодежного самоуправления в Чеховском муниципальном районе Московской области. Результаты реализации проекта представлены во второй главе данной квалификационной работы.
Изучение представленной темы необходимо начать с раскрытия основных определение «государственная молодежная политика», «муниципальная политика», «местное сообщество» и «муниципальная молодежная политика», «молодежное самоуправление».
Стратегия государственной молодежной политики РФ (2006), которая разработана на период до 2016 г., определяет совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь, включает задачи связанные с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектов. Стратегия определяет государственную молодежную политику как «систему формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий, возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и следовательно на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и национальной безопасности» [9].
Муниципальная политика — это деятельность акторов муниципальной политики, прежде всего, субъектов местной власти по определению и достижению целей развития муниципального образования, осуществляемая в рамках муниципальных политических институтов. Институты муниципальной политики, а так же акторы политического управления, образуют институциональную организацию молодежной политики. Состав акторов и содержание институтов муниципальной политики определяют форму муниципальной политики [10].
Местное сообщество — население, проживающее в городских, сельских поселениях и на других территориях, в границах которых осуществляется местное самоуправление [11].
Муниципальная молодежная политика — совокупность целей и мер по их реализации, принимаемых органами местного самоуправления в целях создания и обеспечения условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, развитие молодежных объединений, движений и инициатив. Это политика, осуществляемая на основе нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления в русле государственной молодежной политики, которая придает ей логическую стройность, системный и целостный характер по средствам демократических механизмов ее реализации [12].
Подготовка молодых людей к общественно — политической деятельности осуществляется в вузах и школах при изучении гуманитарных и правовых дисциплин, которые формируют основную базу знаний по политико-правовой культуре. Кроме того, для развития социальной активности молодежи на базе образовательных учреждений, муниципальных и региональных органах власти, необходимо развивать условия для участия молодежи в общественно-политической жизни общества.
Самоуправление, по сути, сокращенное словосочетание — «самостоятельное управление». Следовательно, когда говорят о самоуправление, подразумевают реализацию молодыми людьми определенных управленческих функций в рамках делегирования им полномочий и ответственности.
В контексте местного самоуправления социальная активность рассматривается как форма проявления потребности населения в социально значимой деятельности на местном уровне, и как совокупность качеств личности, характеризующих их отношение к этой деятельности. Основными компонентами социальной активности большинство исследователей считают самостоятельность, ответственность и инициативность личности в достижении общественно значимых целей. К числу факторов влияющих на проявление социальной активности относятся социально значимые мотивы и цели деятельности. В качестве условий ее повышения рассматривается стимулирование и возможности личного развития через участие в социально значимой деятельности [13].
Молодежное самоуправление — является одной из форм организации жизни молодых людей, которую можно классифицировать по тому кто является субъектом этой организации.
Молодежное самоуправление — форма организации жизнедеятельности молодежных групп, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей [14]. Групповую цель можно представить как:
- системообразование факторов процесса развития самоуправления;
- определение и достижение конкретного результата.
Осуществляя деятельность в различных формах самоуправления, решая управленческие проблемы на уровне местного сообщества, молодой человек чувствует свою значимость, полезность, получает удовлетворение от своей деятельности, что дает ему возможность быть гражданином, чувствовать себя способным влиять на происходящее. Самоуправление предоставляет личности возможность удовлетворить самые разные потребности, вплоть до самых «высших», реализовать свои интересы и способности обеспечивает рост внутренней свободы личности.
Изучение особенностей молодежного самоуправления в Чеховском муниципальном районе Московском области показало, что молодежное самоуправление можно разделить на две ступени: первая ступень молодежное самоуправление в учебных заведениях района, втора ступень молодежные советы поселений и районный молодежный совет.
Молодежное самоуправление в учебных заведениях Чеховского муниципального района. На уровне школ развитием молодежного самоуправления занимается Чеховская ассоциация детских организаций (ЧАДО) «Лопасненский росток». В состав ЧАДО входят учащиеся с 5 по 11 класс общеобразовательных школ района. В каждой школе созданы свои детские организации (совет школы, республики, планеты), представитель, от каждой детской школьной организации входит в совет ЧАДО. Координация деятельности детской школьной организации возлагается на заместителя директора по воспитательной части.
Схематично структуру ЧАДО «Лопасненский росток» можно представить (Рис. 1):
Рис. 1. «Структура организации Чеховской ассоциации детский организаций (ЧАДО) «Лопасненский росток»
В Чеховских высших и среднеспециальных учебных заведениях функционируют свои студенческие советы (всего 6 студенческих советов): Студенческий совет Чеховского филиала Московской финансово-юридической академии (МФЮА); Студенческий актив Чеховского филиала Московского государственного университета приборостроения и информатики (МГУПИ); Студенческий совет Мещерского медицинского училища (ГОУ МО ММУ); Студенческий совет Чеховского механико-технологического техникума молочной промышленности (ГОУ МО ЧМТТ); Студенческий совет Чеховского профессионального лицея № 56; Студенческий совет Чеховского профессионального училища № 32.
Во вторую ступень молодежного самоуправления входят: Районный Молодежный совет при Главе Чеховского муниципального района, Молодежный общественный совет при Главе города Чехова, Молодежный общественный совет при Главе городского поселения Столбовая, Молодежный совет при Главе сельского поселения Любучанское, Молодежный совет при Главе сельского поселения Баранцевское, Молодежный совет при Главе сельского поселения Стремиловское.
Районный Молодежный совет при Главе Чеховского муниципального района был образован в октябре 2011 года, на выездном обучающем семинаре для молодых активистов студенческих советов, общественных организаций и активистов района. Официальный статус приобрел 30.12.2011 с Постановлением Главы Чеховского муниципального района (ЧМР) № 1409/9–3. Молодежный совет при Главе ЧМР не является юридическим лицом и действует как коллегиальный общественный совещательный орган по вопросам муниципальной молодежной политики. Членом Молодежного совета являются граждане РФ в возрасте от 16 до 30 лет, зарегистрированные по месту жительства в Чеховском муниципальном районе. Основными задачами Молодежного совета являются:
- представление интересов различных категорий молодежи муниципальных образований Чеховского муниципального района в органах представительной и исполнительной власти Чеховского муниципального района;
- обеспечение взаимодействия органов исполнительной и представительной власти Чеховского муниципального района с молодежью и молодежными общественными объединениями района;
- приобщение молодежи к общественно — политической, социально — экономической и парламентской деятельности;
- создание и развитее кадрового потенциала для органов местного самоуправления и государственной власти.
В состав совета входят: представители детских и молодежных общественных объединений; представители, делегированные Советами депутатов муниципальных образований из числа учащийся молодежи в средних, среднеспециальных, высших учебных заведениях, работающая молодежь; представители студенческих советов среднеспециальных и высших учебных заведений. Срок полномочий представителей составляет 2 года. Из числа делегированных представителей при участие представителей исполнительной и законодательной власти путем открытого голосования избираются председатель, заместитель и секретарь Молодежного совета, которые выполнили и успешно прошли все конкурсные процедуры, срок их полномочий составляет 2 года.
Молодежный общественный совет при Главе города Чехова был создан самым первым органом молодежного самоуправление на основе Постановления Главы города Чехова № 178–11–2 от 22.07.2009.
Членами городского молодежного совета могут быть лица в возрасте от 14 до 30 лет: представители общественных организаций осуществляющие свою деятельность в г. Чехове; активные молодые люди проживающие на территории города; 3 человека по предоставлению Главы города Чехова; 3 человека по предоставлению председателя Совета депутатов города Чехова.
Молодежный общественный совет при Главе городского поселения Столбовая начал свою деятельность в июле 2011, по инициативе активной молодежи п. Столбовая. Официальный статус совет приобрел 17.10.2012 г. с Постановления Главы городского поселения Столбовая № 104.
Молодежный совет при Главе сельского поселения Любучанское. Всостав сельского поселения входит 31 населенный пункт: 26 деревень, 4 села и 1 поселок, что осложняет координацию деятельности молодежного совета, а так же мобильность его участников.
Молодежный совет при Главе сельского поселения Баранцевское. На территории сельского поселения Баранцевское находятся 33 населенныхпункта. Точкой отсчета формирования Молодежного совет Баранцевского поселения, можно считать август 2012 года, официально молодежный совет был утвержден Постановление Главы сельского поселения Баранцевское № 82 от.24.05.2013 г.
Молодежный совет при Главе сельского поселения Стремиловское. Всостав сельского поселения Стремиловское входят 78 населенных пунктов. Постановление Главы сельского поселения Стремиловское № 40 о создании Молодежного совета было подписано 13.11.2012 г.
В состав Молодежного совета Стремиловского поселения вошла инициативна группа молодежи, которая участвовала в «Выездной школе актива» 24–25 ноября 2012, в рамках проекта «Школа молодежного успеха».
Подводя итог выше изложенному материалу можно резюмировать, что за 2012 год во всех городских и сельских поселениях Чеховского муниципального района были созданы Молодежные советы поселений, а в первом квартале 2013 г. Молодежные советы получили официальный статус при Главах муниципальных образований. Это является показателям того, что молодежное самоуправление — действенный механизм, способный отвечать интересам молодых людей и дает возможность воздействовать на административные ресурсы, проявление социальной активности молодежи на уровне местного сообщества в контексте диалогового взаимодействия с представителями органов муниципальной власти.
Схематично система молодежного самоуправления в Чеховском районе, выглядит следующим образом (Рис.2):
Рис. 2. Структура молодежного самоуправления в Чеховском муниципальном районе Московской области.
На основе результатов социологического опроса в Чеховском муниципальном районе в первом квартале 2012г., «Положение молодежи и ее участие в общественной жизни района», который показал низкий уровень вовлеченности молодежи в общественно-политическую жизнь общества, был разработан социально-значимый проект «Школа молодежного успеха». Данный проект получил диплом в грантовом конкурсе Всероссийского молодежного форума «СЕЛИГЕР-2012», а так же вошел в 1000 лучших проектов России «Всероссийского конкурса молодежных проектов».[1]
Проект «Школа молодежного успеха» рассчитана на календарный учебный год. Данный проект ставит своей целью создание эффективной структуры молодежного самоуправления в Чеховском муниципальном районе, (ее дальнейшее успешное функционирование и динамичное развитие) обучение и подготовку молодых людей для дальнейшей продуктивной работы в молодежных советах.
Для молодых этот проект предоставляет возможность реализовать свой творческий потенциал и осуществить карьерный рост как внутри Молодежных советов, так и за их пределами.
Если оценивать проект с точки зрения значимости для административных ресурсов района, то это дополнительная помощь в решении социально-экономических проблем района, а в дальнейшем развитие муниципального образования, популяризация престижа образования и работы получение в нем.
Проект «Школа молодежного успеха» носил выездной характер, активисты районного Молодежного совета, Молодежных советов поселений и общественных организаций, приглашенные «мастера» (ведущие лекций/тренингов) проводили семинары и тренинги, на базе центров развития культуры и спорта в поселениях. Проект можно разделить на три взаимодополняющих друг друга блока:
1. Информационный центр, представляющий работу Молодежных советов, организаций, творческих объединений, а так же возможность присоединиться к их деятельности. Возможность обучения и работы в Чеховском муниципальном районе Московской области.
2. «Университет», где молодым людям была предоставлена возможность пройти разносторонний обучающий курс. Участники прошедшие полный курс обучающих семинаров, в конце работы «Школы молодежного успеха», получили именные сертификаты. А так же возможность реализовать собственный проект.
3. Молодежное самоуправление. Основной целью проекта было создание Молодежных советов, налаживание механизмов их взаимодействия в решении актуальных проблем социальной сферы, при поддержке Молодежного совета при Главе Чеховского муниципального района и Молодежного центра «Подвиг».
Целевую группу проекта составляли молодые люди в возрасте от 16 до 25 лет, проживающие на территории Чеховского муниципального района.
Цель проекта — обеспечение полного участия молодежи в жизни общества через вовлечение молодых людей в структуру молодежного самоуправления на муниципальном уровне, как жизненной ценности молодежи, обеспечение качества информационных услуг в области молодежной политики в Чеховском муниципальном районе Московской области.
Задачи проекта:
- формирование единой структуры форм участия молодежи в структуре молодежного самоуправления;
- полномасштабное участие всех молодых людей района в жизни общества, создание условий для развития личностных качеств молодых людей;
- подготовка квалифицированных активистов Молодежных советов. Создание условий для развития личностных качеств молодого человека, и дальнейшего карьерного роста;
- улучшение доступа молодежи к информационным услугам и качества предоставляемой информации.
Методы реализации проекта:
1. Лекции, тренинги и семинары личностного развития молодых людей. Было проведено 5 выездных занятий в каждом муниципальном образовании Чеховского муниципального района Московской области. Основные направления обучения: Личностный рост (развитие лидерских качеств; коммуникативных навыков, ораторское искусство); Молодежь и гражданское общество (гражданское служение, социально партнерство, муниципальное управление); Социальное проектирование. Так же были проведены две выездные «Школа актива», для лидеров организаций молодежного самоуправления.
2. Поддержка и популяризация инициатив и начинаний молодежи. Организационная поддержка молодых людей реализующих проекты в решение значимых социальных проблем района; создание атмосферы соучастия, значимости, важности проводимой работы. Привлечение административных и бизнес — структур к открытому социальному диалогу, партнерству с Молодежными советами и молодежными общественными организациями.
3. Выставки и презентации опроделанной работе, публикации в средствах массовой информации и Интернет источниках.
Календарный план реализации проекта:
№ |
Мероприятие |
Дата реализации |
Достигнутые результаты |
1 |
Подготовительный этап проекта. |
август/ сентябрь 2012 г. |
- Включение проекта «Школа молодежного успеха» в план работы Центра гражданского и патриотического воспитания «Подвиг», составление положения и плана проведения программы «Десант-Квартал» в рамках проекта «Школа молодежного успеха». - Встречи с руководителями центров развития культуры и спорта в муниципальных образованиях, согласование дальнейших планов работы. - Закупка необходимых ресурсов для старта проекта: канцелярская продукция/ оформительские материалы/ футболки. - Распространение рекламной информации о старте проекта, оповещение учебных заведений района, создание интернет ресурса в социальной сети. - Взаимодействие с районными средствами массовой информации. |
Основной этап проекта. Проведение выездных мероприятий |
|||
2 |
Выезд в сельское поселение Баранцевское (п. Новый Быт) |
6 октября 2012 |
- На территории Баранцевского поселения в ДК «Меридиан» прошел первый выезд «Школы молодежного успеха». Участие в данном мероприятии приняло 25 человек представители из Молодежного совета (далее МС) при Главе Чеховского муниципального района, МС года Чехова, МС п. Столбовая и МС Баранцесвского поселения (который был создан в августе 2012 года, поэтому стал первой точкой проекта). В ходе проведения мероприятия была представлена презентация проекта, проведен тренинг «Целеполагание. Построение шагов к успеху», интерактивная беседа. |
3 |
Подготовительный этап к проведению «Выездной школы актива» |
октябрь/ ноябрь 2012 |
- Согласование положения и плана работы. Организация выезда при финансовой поддержки Отдела по делам молодежи Управления по культуре, искусству, спорту и делам молодежи АЧМР, ЦГПВ «Подвиг». - Форма проведения 2-х дневная «Выездная школа актива» - Распространение рекламной информации. Запуск приема анкет на участие в «Выездной школе актива», отбор участников; - Подборка места проведения выезда; составления программы; обсуждение работы лекторов и содержание занятий; согласование транспортной доставки участников до места проведения; закупка необходимых ресурсов для проведения. - Работа с районными средствами массовой информации. |
4 |
«Выездная школа актива» молодежного актива Чеховского района, п. Адоево Серпуховской район. |
24–25 ноября 2012 |
- Количество участников 40 человек, из которых 14 человек члены районного МС, и 32 участника прошедшие конкурсный отбор (всего было подано порядка 50 анкет-заявок). - Программа была составлена с учетом особенностей участников. 1) Тренинги личностного развития для новых участников; 2) Работа команды МС. Бесконфликтное общение в команде для членов МС. - Развитие и планирование дальнейшей работы Молодежных советов в Чеховском муниципальном районе. |
5 |
Выезд в городское поселение Столбовая |
Ноябрь 2012–1 декабря 2012 |
- Подготовка к проведению 3 выездного занятия в пгт. Столбовая на базе Центра развития культуры и спорта «Ровесник», согласование даты и времени проведения. - Распространение рекламной информации. Сотрудничество с представителями средств массовой информации. - Организация транспортного сообщения. - Количество участников 35 человек. Представители МС района, п. Столбовая, г. Чехова, Баранцевского поселения, участники «Выездной школы актива». - Тема выезда «Театр миниатюр», после проведение интерактивной программы, неформальное общение молодежи «кофе-брейк». |
6 |
Выезд в Любучанское поселение (с. Троицкое) |
Январь 2013 — 9 февраля 2013 |
- Решение организационных вопросов, согласование даты и места проведения, распространение рекламной информации. - Тема: «Открытый диалог. Ты — и твой район» — дискуссионная площадка, модератором выступал Заместитель председателя Молодежного совета Домодедовского района. - Одной из ключевых задач данного выезда, было формирование новой команды Молодежного Совета Любучанского поселения, установление партнерских отношение, планирование дальнейшей программы взаимодействия. |
7 |
Тренинг «Ораторское искусство» (г. Чехов) |
10 марта 2013 |
- Ведущей тренинга выступила Анна Данильчева, руководитель консалтингового центра, который в рамках единого сообщества «Умных людей» занимается проведением корпоративных бизнес тренингов. - С 10 утра и до 18 вечера участники разбирали «подводные камни» выступления перед аудиторией, особенности жестов и взглядов, ошибки и уловки которыми пользуются ораторы, возможности решений форс-мажорных ситуаций во время выступления и самое главное попробовали себя в роли выступающего. - Публикация материалов тренинга в социальных сетях группы, для молодых людей, которые не смогли присутствовать лично. |
8 |
Выезд в Стремиловское поселение (п. Дубна) |
23 марта 2013 г. |
- Участники — представители Молодежных советов Чеховского района. Активисты районного молодежного совета. - Установление партнерских отношений, планирование дальнейшей программы взаимодействия районного МС и МС Стремиловского поселения. - Тема. «Отрытая молодежная площадка». Диалог молодежи по системе «Упражнения Джеффа». Темы вопросов для обсуждения: - Молодежная политика стоит на месте; - Успех зависит, от желаний человека; - За развитие страны отвечает каждый гражданин; - Ответственность за свое будущее каждый несет сам. |
Заключительный этап проекта |
|||
9 |
Подготовка к проведению «Выездной школы актива» |
Март 2013 г. |
- Согласование Положения о проведение «Выездной школы актива» - Организация при финансовой поддержке ЦГПВ «Подвиг. - Форма проведения «Выездная школа актива». Распространение рекламной информации о выезде; составления программы; обсуждение согласование транспортной доставки участников до места проведения; закупка необходимых ресурсов для проведения. - Работа с районными средствами массовой информации. |
10 |
«Выездная Школа актива» Баранцевское поселение (п. Новый Быт) |
6 апреля 2013 |
- «Выездная школа актива» (форум) — финальным мероприятие проекта «Школа молодежного успеха». - Участниками выездной школы актива были молодые жители Чеховского муниципального района, в возрасте от 16 до 30 лет: представители Молодежного совета при Главе Чеховского муниципального района, Молодежных советов поселений, состав делегаций до 7 человек; активисты студенческих советов учебных заведений, состав делегаций до 4 человек; представители общественных организаций, на основании индивидуальных заявок. - Всего участниками стали 50 человек. В данном выезде были представлены делегаты от всех Молодежных советов поселений. - Был проведен анализ проделанной работы. Разработан план проведения единого «Дня молодежи» на территории Чеховского района. - Установлены дальнейшие векторы работы Молодежных советов на 2013 год. |
11 |
Подведение итогов проекта, анализ результатов. |
май 2013 |
- С целью изучения динамики вовлеченности молодежи в общественную жизнь общества, проанализировать динамику участия молодежи в структурах молодежного самоуправления. Был проведен социологический опрос по средства Интернет ресурса «Webanketa» URL: http://webanketa.com/ru/ |
Методы оценки проекта:
1) соотношение заявленных целей и достигнутых результатов. Интервьюирование участников проектов в процессе реализации проекта;
2) оценка общественного мнения. Изменение уровня вовлеченности молодежи в общественную жизнь общества. Проведение социологического опроса;
3) анализ публикаций в средствах массовой информации.
Качественные изменения:
1) создание и функционирование структуры молодежного самоуправления;
2) создание двух молодежных советов в муниципальных образованиях (Молодежный Совет при Главе Стремиловского поселения, Молодежный совет при Главе Любучанского поселения);
Важно отметить, что во время реализации проекта все молодежные проекты получили официальный правовой статус при Главах муниципальных образований, что подчеркивает значимость работы молодежных советов и актуальность их работы.
3) повышение рейтинга Молодежных советов района, и престижа участия в их работе. По данным социологического опроса молодежи в первом квартале 2013 года более 50 % респондентов дают высшую оценку деятельности Молодежных советов района.
4) всего в проекте приняло участие около 400 человек;
Учитывая сказанное можно заметить, что проект включал в себя технологию интерактивного обучения участников, которая в режиме интенсивного взаимодействия тренера и участников позволяет опробовать новые знания и получить индивидуальную обратную связь. Разносторонность обучающих занятий позволяет удовлетворить запросы широкого возрастного массива молодежи.
Анализируя общие итоги проекта, можно отследить как положительную динамику роста популярности Молодежных советов на территории Чеховского муниципального района, так и привлечение все большего количества молодежи к участию в проектах районного Молодежного совета, что дает возможность расширить рамки для дальнейшего путей вовлечения молодежи в структуру молодежного самоуправления.
Тесное взаимодействие и личный контакт членов Молодежных советов поселений друг с другом, формирует командных дух, ставит общие цели и создает единую программу действий, которая помогает более эффективно достигать цели и задачи молодежного самоуправления.
Анализируя полученные данные социологического опроса во втором квартале 2013 г. и сравнивая их с результатами опроса 2012, можно выявить положительную динамику в молодежной среде: выросла оценка уровня в жизни районе, по мнению респондентов (Рис.3).
Рис. 3. Распределение ответов респондент на вопрос: «Каков сегодня уровень жизни молодежи в Чеховском районе≤»
По-прежнему молодежь наиболее информирована о таких способах участия в структуре молодежного самоуправления как:
- студенческое и школьное самоуправление;
- молодежные советы поселений;
- Чеховская ассоциация детских организация «Лопаснеский росток»;
- волонтерская деятельность (здесь необходимо отметить что процент молодых людей информированных о деятельности волонтерской организации с 2012 года вырос на 11 %).
Наблюдается положительная динамика вовлеченности молодежи в жизнь общества (Рис.4):
Рис. 4. Степень участия молодежи в общественной жизни общества.
Из числа 41 % молодых людей состоящих в деятельности молодежной организации, основными мотивами участия стали: желание быть полезным обществу; стремление получить более высокий социальный статус; желание занять руководящею должность; стремление получить опыт работы (Рис.5).
Рис. 5. Мотивация участия молодежи в молодежных организациях. Данные 2013 г.
Основные проекты, в которых молодежь принимает участие: «Чеховский клуб волонтеров»; «Школа молодежного успеха»; досуговый — проект «Время игры»; «Киноклуб»; «Благотворительные акции Молодежного совета при Главе Чеховского муниципального района», что свидетельствует о популяризации деятельности Молодежных советов, а так же удовлетворяет потребности и отвечает интересам молодежи Чеховского муниципального района.
Так же прослеживается динамика информирования молодежи о возможностях ее участия в реализации молодежной политики в Чеховском районе (в среднем показатели улучшились на 15 %.). Лидирующие позиции занимают следующие источники информации — социальные сети и информационные Интернет порталы.
Повышение уровня информированности молодежи позволило установить тенденцию к положительной оценки молодежи, уровня реализации муниципальной молодежной политики в районе, показатели возросли на 10–20 % в сторону высших оценок.
На 10 % увеличилась доля молодых людей вовлеченных в молодежное самоуправление Чеховского района, а как следствие на 26 % увеличилась доля молодых людей состоящих в молодежных общественных организациях.
Можно отметить, что доля участия молодежи от 14 до 21 года в общественных организациях составляет около 50 %.
Полученные результаты хорошо свидетельствую — что молодежное самоуправление является элементом реализации государственной молодежной политики на муниципальном уровне. Молодежное самоуправление активизирует деятельность молодых людей во всех сферах жизнедеятельности местного сообщества, особенно в формировании гражданского общества, что способствует социально-экономическому развитию и конкурентоспособность муниципального образования, формирует открытый диалог между органами власти и обществом, способствуют развитию потенциала молодых людей.
Инструмент развития потенциала — это деятельность и самодеятельность молодежи, ее вовлеченность в организацию «собственной» общественной жизни, в процессы улучшения жизни в своем муниципальном образовании. Представление прав и интересов молодежи как особой социальной группы, основанной на создании и функционировании общественно-совещательной структуры молодежи.
Анализирую результаты проекта можно отметить достижение основных целей проекта а именно: развитие структуры молодежного самоуправления в Чеховском муниципальном районе; увеличение численности молодежи вовлеченных в общественно политическую жизнь общества; повышение уровня информированности молодежи о реализации молодежной политики.
Динамика отношений молодежи и власти начинает приобретать структурные формы, становится более оптимистической. В значительной степени этому способствует создание нормативно-правовой базы деятельности структуры молодежного самоуправления в Чеховском районе.
Представленные аргументы обосновывают, что проект «Школа молодежного успеха» как технология вовлечения молодежи в структуру молодежного самоуправления, является механизмом реализации государственной молодежной политики на муниципальном уровне. Также представленная технология использует при реализации основные механизмы муниципальной молодежной политики это — структурно-организационный (выстраивание структуры молодежного самоуправления); программно-целевой (решение молодежных проблем путем разработки определенной программы).
Полученные результаты показывают, что молодежное самоуправление — это социальный ресурс общества, который характеризуются запасом творческой энергии отдельных молодых людей, социальных организаций, социальных групп, гражданских институтов общества, которые могут быть направлены на повышение качества жизни, создание эффективной системы управления и самоуправления в местном сообществе.
Литература:
1. Всероссийская перепись населения 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://www.perepis-2010.ru/, свободный. (Как отдельная демографическая группа молодые люди от 14 до 30 лет не выделяются).
2. Молодежь в России. 2010: Стат. сб./ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ «Статистика России», 2010. — 166 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/, свободный.
3. Ассоциация молодежных правительств России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.molprav.ru/, свободный.
4. Конституция Российской Федерации. — М.:Ось-89, 2008. — 48с.
5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. Утверждена распоряжение правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf, свободный.
6. Стратегия государственной молодежной политики Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 18.12.2006 г. № 1760-р. «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru/, свободный.
7. Министерство образования и науки РФ, Письмо от 30 мая 2006г. № АС-588/06. Методические рекомендации по организации работы органов местного самоуправления в решении вопросов организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью. [Электронный ресурс]. URL: www.ako.ru/ADM-REFORMA/MS-REFORMA/METODIKA/_2.doc, свободный.
8. Закон Московской Области № 155-П. «О государственной молодежной политике в Московской области» от 01.12.2003г. [Электронный ресурс]. URL: http://msu-mo.ru/npa-molaws/, свободный.
9. Стратегия государственной молодежной политики Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 18.12.2006 г. № 1760-р. «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru/, свободный.
10. С. В. Пушкин. Муниципальная политика современной России: институциональный анализ: автореферат диссертации кандидата политических наук / С. В. Пушкин. — Ставрополь, 2012. -24 с.
11. Г. И. Иванец, И. В. Калинский, В. И. Червонюк. Конституционное право России: энциклопедический словарь / Под общей ред. В. И. Червонюка. — М.: Юрид. лит., 2002. — 432 с. С 234.
12. А. Д. Моисеев, Л. В. Московцева, А. С. Шупрова. Муниципальное управление: учебное пособие/– 2-е изд.. перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 159с., С 137.
13. Т. А. Евстратова. Молодежь в местном самоуправлении России: социально-управленческий аспект: дис…канд.соц.наук:…/Т. А. Евстратова. — М.:2006. -164с.
14. М. И. Рожков. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика: учебное пособие для студентов ВУЗов, обучающиеся по специальности «ОРМ»/ М. И. Рожков. — М: Гуманитарное изд. центр ВЛАДОС, 2008–264с. — Учебное пособие для вузов. С.174.
[1] Список лауреатов представлен на официальном сайте Федерального агентства по делам молодежи. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fadm.gov.ru/docs/11/