При помощи эффективной молодежной политики государство может и должно облегчить переход представителей этой возрастной категории от одной ступени к другой, создав условия для своевременного принятия решения, осознания реальности и посильного участия в изменении этой реальности. Молодые люди должны ощущать помощь и поддержку, они также должны испытывать воздействие моральных императивов, предлагаемых посредством правильной организации культурной и духовной жизни. Для этого необходимо избежать характерной ошибки, совершаемой управленцами, верящими во всесилие администрирования. Так, например, среди представителей властной вертикали нередко можно встретить тех, кто считает эффективной практику запрета «чуждых» влияний и «ложных» ценностей. И тех, кто наряду с этим стремится заменить их навязыванием «своих» и «правильных» взглядов или ценностей. Но политика избыточных запретов и навязываний уже доказала свою неэффективность, когда молодые люди из духа противоречия начинают «от противного» стремиться к тому, что за них осудили и исключили из оборота.
Разумеется, разрабатывающие и реализующие молодежную политику органы власти и управления могут столкнуться и с другой опасностью — опасностью избыточного либерализма. Идеи либерализма, провозглашающие возможность ничем не ограниченной свободы в выборе ценностей, целей, образов и стилей жизни, приводят молодежь к тому самому хаотическому состоянию, за которым неизбежен распад важнейших социальных институтов, падение нравов и попрание ценностей.
Требование научного обоснования социальных прогнозов еще в большей степени значимо в условиях социального проектирования. Но, к сожалению, в реальной жизни мнения ученых игнорируются гораздо чаще, чем принимаются даже к сведению. «Как это не парадоксально, — пишет Н. У. Ярычев, — социальный проектировщик, о чем мы говорили выше, опирается на знания социальных и культурных наук в минимальной степени, он именно конструирует новые связи и отношения, приписывает их действительности без достаточного основания, принимает желаемое за действительное. Здесь действует своеобразный «проектный фетишизм»: то, что задумано, описано или нарисовано (начерчено) на бумаге, например в виде карты действий, занятий, отношений между людьми и т. д., приобретает статус реальности, мыслится как существующее или могущее существовать». [1,с.12]
Учитывая вышесказанное, необходимо отметить особую роль метода экспертной оценки при разработке программ государственной молодежной политики и проведении их в жизнь. Подбор экспертов и правильная организация их работы — неотъемлемая черта современной работы государственных органов власти и управления при реализации молодежной политики. Однако экспертиза еще находится в стадии формирования — а обеспечение ее независимости представляется трудной проблемой для общества, где не в полной мере еще реализованы стандарты современной институциональной дифференциации.
Важнейшими инструментами, обеспечивающими разработку и проведение молодежной политики, являются социальное проектирование и социальное прогнозирование. Если в поисковом прогнозе основу исследования составляет экстраполяция в будущее динамического ряда данных, закономерности развития которых в прошлом и настоящем известны, то в нормативном — это оптимизация (выбор наилучшего из возможных) значений этих данных по критериям, заранее заданным средствами целеполагания. Обязательна экспликация цели и направленности прогнозируемого процесса, затем необходимо отвлечься от лимитаций прогнозного фона или, напротив, включить его в качестве контекста.
Осмелимся предложить алгоритм нормативного прогнозирования, который включает в себя три основных этапа:
моделирование нормативных прогнозов на основе критериев, создаваемых исходя из различных сценариев развития ситуации;
прохождение экспертизы, в ходе которой оцениваются различные параметры предложенных моделей;
корректировка моделей с учетом высказанной критики.
Точность прогнозирования зависит и от последующих шагов власти. Эта мысль чрезвычайно важна, ибо прогнозируя ситуацию в обществе, мы автоматически проектируем его. Так, отрицательная демографическая ситуация дает основание социальному пессимизму, что еще более усиливает вышеназванные тенденции. И, наоборот, рост удельного веса молодых людей в возрастной структуре социума способствует росту рождаемости и усиливает социально-демографический драйв общества.
Важнейшим фактором проведения государственной молодежной политики является работа с общественным мнением. Такую работу нельзя сводить исключительно к PR, хотя и PR в современном информационном обществе столь же естественен, сколь и необходим. Но общественное сознание и общественное мнение выступают как элементы, обеспечивающие диалог власти и общества. Без них невозможно добиться поддержки проводимой молодежной политики, а политика, лишенная социальной поддержки, обречена на провал. Общественное мнение не только отсылает к институционализированным темам, т. е. к подтекстам коммуникации, но именно из них, а не из обобщения артикулированных мнений, черпает свое единство. Эти темы вносят свой вклад в принятие решений, ограничивая произвол в области политически возможного. Но они также вносят вклад в демократию, в ее принятом здесь определении, сохраняя те или иные возможности в соответствии с логикой, отличной от применяемой при самом принятии решения.
Работа органов власти с общественным мнением не может сводиться к разъяснительной деятельности и, тем более, не должна допускать применение манипулятивных технологий. На протяжении всего ХХ века под разъяснительной работой понималась обычная пропаганда идей, ценностей и образцов поведения. И это эффективно работало в тех обществах, уровень образованности которых был невысоким, а население — неискушенным. Отсюда и невероятная эффективность пропаганды в советской России, нацистской Германии или буржуазной Польше в первой половине ХХ века. Но с лавинообразным ростом образованности воздействие пропаганды становилось все слабее, а в молодежной среде, наиболее образованной и критически настроенной по отношению к старшим поколениям, это действие чаще вызывало негативную реакцию, вплоть до противодействия. Лидеры СССР все еще призывали усилить антибуржуазную пропаганду, тогда как исполнители все острее осознавали стремительное снижение ее действенности. И поражение в холодной войне, и последующие драматические события явились завершением неумения и нежелания вступить в диалог с обществом, осознать необходимость иных форм поиска социальной поддержки. Все это актуально и по сей день, ибо и сегодня для разработки и проведения эффективной молодежной политики работникам управленческих структур различного уровня необходимо иметь способность к диалогу с обществом. [2,с.169]
Таким образом, можно заключить, что молодежная политика является важнейшим компонентом системы управления социальными процессами и играет в современном обществе все возрастающую роль. Выполняемые молодежной политикой функции многочисленны и многообразны, но главные среди них можно разделить на три базовых блока — политический, социальный и духовный. Политический блок функций — это интегративная, стабилизирующая и репродуктивная функции, ибо средствами молодежной политики удается осуществить интеграцию (вовлечение) молодых людей в политический процесс, обеспечить стабильное функционирование политических и правовых институтов и добиться воспроизводства политических практик в масштабах страны.
Литература:
- Ярычев Н. У. Концепция развития конфликтологической культуры учителя в самообучающейся организации: Автореф. дис…. доктора педагогических наук / Южно-Уральский государственный университет. Челябинск, 2011. — 45с.
- Ярычев Н. У. Становление и развитие отечественной парадигмы социальной помощи и поддержки нуждающихся: историко-социокультурный обзор //Молодой ученый. — 2009. — № 3. — С. 168–171.