Специфика протекания современных общественных процессов определила особый статус молодежи как стратегически важного рычага развития экономики, улучшений демографического и социального характера государства. В статье представлен сравнительный анализ отечественного и зарубежного законодательства, регулирующего отношения между субъектами молодежной политики, исследованы этапы формирования, основные направления и элементы реализации молодежной политики в Российской Федерации и ряде зарубежных стран.
Ключевые слова: молодежь, молодежная политика, самореализация, гражданская позиция, зарубежная практика.
The specific nature of contemporary social processes has determined the special status of young people as a strategically important lever for economic development and improvements in the demographic and social character of the state.
The article presents a comparative analysis of domestic and foreign legislation regulating relations between subjects of youth policy, investigates the stages of formation, main directions and elements of youth policy implementation in the Russian Federation and in a number of foreign countries.
Keywords: youth, youth policy, self-realization, civic engagement, foreign practice.
Современные экономически развитые государства при формировании внутренней политики должны уделять особое внимание тем масштабным процессам и актуальным проблемам, которые оказывают значительное влияние на общество и в большей степени на молодежь. К ним, в первую очередь, относят глобализацию, внедрение информационных технологий во все сферы общественной жизни, а также постепенное усложнение общественных отношений, выраженное в увеличении показателей вовлеченности молодых людей в военные конфликты, росте поляризации общества и увеличении социального расслоения, духовном кризисе и др. [1]
Молодежная политика — неотъемлемый элемент в структуре государственной политики, представляющий собой комплекс мер по созданию и поддержанию определенного общественного статуса и качества жизни молодежи. В Российской Федерации на законодательном уровне термин «молодежь» применяется к лицам в возрастном диапазоне от 14 до 35 лет [5].
При этом, отличительной чертой молодежной политики от других направлений внутренней политики является ее функциональная направленность: главная цель, преследуемая государством при ее реализации, — успешная интеграция молодого поколения в общественную структуру, путем формирования в обществе обстоятельств и факторов, способствующих желанию молодых людей быть вовлеченными в общественную жизнь, их эффективной реализации в социальном и профессиональном планах, а также динамичному положительному развитию творческого, духовного и умственного потенциала, что, в свою очередь, станет основой для дальнейшего развития экономики и социальной сферы государства. Достижению заданной цели способствует решение ряда первостепенных задач, в числе которых можно выделить следующие:
включение субъектов государственной молодежной политики в экономическую и социальную сферы жизни, обеспечение всестороннего информирования молодежи о возможных вариантах саморазвития и его инструментах, оказание различных видов содействия в сфере молодежной научной, творческой и предпринимательской деятельности;
разработка и последующее внедрение качественного механизма обратной связи со стороны государства, поддержки молодежи, в частности, отдельных молодых людей, обладающих талантом, инициативой, прогрессивными идеями и лидерскими качествами;
выработка патриотического воспитания среди молодежи, формирование их гражданской позиции, в том числе приоритета национальной идентичности, а также обеспечение внедрения молодым людям нравственных ценностей наряду с правовыми, социальными и культурными;
создание комфортных условий для проявления профессиональных знаний и компетенций среди представителей молодежи, полученных при обучении.
В случае качественной и планомерной реализации государственной молодежной политики результатами должны стать такие положительные факты, как устойчивый темп роста числа молодых позитивно мыслящих, мотивированных людей-патриотов, разделяющих как общечеловеческие, так и национальные ценности, которые при этом не имеют вредных привычек, предпочитают здоровый образ жизни, имеют в приоритете свое личностное и профессиональное развитие и прилагают усилия для дальнейшего динамичного развития сильного и независимого Отечества.
Актуализируя вопросы эффективности функционирования государственной молодежной политики, мало опираться лишь на опыт Российской Федерации. Важно исследовать зарубежную практику развитых стран, перерабатывать и внедрять результативные модели, формировать передовые направления совершенствования.
Безусловно, процесс реализации национальных молодежных политик европейских стран сопровождается использованием норм, установленных в международных документах общеевропейского значения, например, документы Организации Объединенных Наций, Всемирной Организации Здравоохранения, Международной организации труда, Совета Европы и др. Их положения формируют базовые ценности, основы и вектор развития различных сфер общественных отношений [1–3].
Однако данные международные документы не имеют обязательного для исполнения характера, поскольку власти любой европейской страны пользуются своим правом самостоятельно утверждать нормативные акты, регламентирующие молодежную политику в соответствии со специфическими характеристиками национального социально-экономического положения, развития молодежи на данном этапе, половозрастными особенностями молодых людей, культурными и иными факторами.
Формулировка целей проводимой молодежной политики в каждой из стран звучит по-своему, при этом общая концепция заключается в содействии бесконфликтной интеграции молодого поколения в социальные отношения и стимулирование активной гражданской позиции среди молодежи.
Под молодежью в европейских странах понимаются лица разных возрастных категорий, например, в Финляндии этот возраст ограничивается 29 годами, в Германии — составляет 27 лет, во Франции и Швеции — до 26 лет и 25 лет соответственно. Таким образом, максимальный возраст колеблется между 25 и 29 годами, периодом, когда молодой человек уже определился в мировоззренческой, профессиональной, и социальной позициях.
Процессы формирования и реализации молодежной политики базируются на ряде законодательно закрепленных принципов, которые впоследствии определяют перечень основных задач и направлений деятельности:
открытость и прозрачность молодежной политики;
комплексный характер реализации;
развитие самодеятельности и самоорганизации молодежи;
координация и взаимодействие на трех уровнях (национальном, региональном, местном);
вариативность форм и методов работы, учитывающих специфику проблем различных категорий.
Задачи осуществления молодежной политики также выражены достаточно обособленно, с учетом приоритетных проблем экономического и социального положения молодежи, интересов молодого поколения, историко-культурных и других аспектов государств [6]. Несмотря на это, можно отметить наиболее универсальные задачи для всех рассматриваемых стран в сфере работы с молодежью:
формирование нормативной правовой базы, регулирующей вопросы государственной молодежной политики;
планирование действий на длительный срок в отношении молодежи, реализация этого плана посредством поддержки молодежных программ и проектов;
проведение работы по вовлечению молодежи в процессы самоуправления;
всестороннее развитие волонтерского движения и различных видов самодеятельности;
оценка социально-экономического, культурного и профессионального положения молодых людей [8].
В сфере правового регулирования молодежной политики существенно преуспела Германия. Данный факт объясняется тем, что в стране интерес к вопросам развития молодежи был сформирован раньше, чем в других европейских странах. На сегодняшний день законодательная база Германии включает ряд узконаправленных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав детей и молодых людей [4].
Основные направления программ, разработанных и реализующихся в Германии:
стимулирование молодых людей к проявлению активности в экономической и общественной областях;
выработка у молодых людей навыков в получении информации, пользовании СМИ на различных платформах;
интеграция молодого поколения в социальную и профессиональную сферы жизни;
организация конкретных мероприятий, направленных на недопущение экстремизма и развитие демократии.
Впоследствии с учетом выбранных направлений осуществляется реализация различных молодежных программ. Так, в Германии существует две основные программы: программа действий по улучшению ситуации социально обделенных детей и молодежи и программа действий против вытеснения и дискриминации на рынке труда и в обществе. В рамках первой программы молодежно-политические организации и структуры формируют общий пакет социально обделенных молодых граждан, проводится поддержка молодых граждан в очагах социальных проблем, как в городах, так и в малоразвитых сельских районах, а также активируются наряду с федеральными и другие денежные средства, например, ресурсы Европейского социального фонда, ведомств по труду и муниципалитетов.
Вторая программа направлена на координацию мероприятий, основная цель которых заключается в борьбе против враждебности ко всему чужому, нетерпимости и расизма, что в итоге должно привести к уменьшению вытеснения и дискриминации в обществе молодежи. Программа финансируется из средств Европейского социального фонда.
Во Франции также реализуется обширный пакет разносторонне направленных молодежных программ со стороны государства и общественных организаций, среди которых можно отметить «Проект М», «Вызов молодых» и «Новые услуги, новые рабочие места». В рамках первых двух разрабатываются меры поддержки молодежных инициатив, позволяющих подросткам и молодежи активно участвовать в жизни местных сообществ, кроме того оказывается содействие повышению социальной стабильности, профессиональной и социальной интеграции и повышения уровня доверия молодежи к власти. Вторая программа направлена на предоставление постоянного места работы молодым людям без трудового опыта, удовлетворение спроса на рабочую силу в секторах защиты окружающей среды, культуры, обеспечения общественной безопасности и т. д.
Примечательно, что роль государства в процессе осуществления молодежной политики в европейских странах различна. Во Франции и Германии основные полномочия, функции и ответственность за экономическую составляющую, социальное благополучие населения, в том числе решение проблем молодежи возложены на государство. В то время как в Швеции, напротив, государству предоставлен лишь узкий перечень компетенций: органы власти уполномочены разрабатывать общие аспекты молодежной политики, при этом реализация конкретных молодежных программ остается непосредственной функцией членов общественности и общественных организаций.
Среди различных видов оказания поддержки молодежи интересным механизмом выступает выделение субсидий на реализацию тематических проектов. Такой инструмент активно используется в Финляндии при осуществлении национальной политики по работе с молодежью.
Во Франции применяется практика функционирования национальных советов молодежи. В сфере ответственности данного объединения находятся рассмотрение и решение проблем, с которыми сталкиваются молодые люди в процессе самореализации, профессионального становления и др., кроме того, решаются и другие смежные вопросы молодежной политики на всех уровнях управления. В структуре национальных советов молодежи отдельно выделяются комиссии, ответственные за конкретные направления работы с молодежью, например, вопросы трудоустройства, формы активности молодых людей, развитие и защита прав молодежных средств массовой информации и др.
Особого внимания заслуживает развитие волонтерского движения как инструмента обеспечения самостоятельности и самодеятельности молодежи в рамках вовлечения их в вопросы общественной значимости. В настоящее время институт волонтерства развивается свыше, чем в 80 зарубежных развитых странах, при поддержке национальных правительств.
По итогам проведенного сравнительного исследования можно сформулировать вывод о том, что многообразие методов и конкретных инструментов молодежной политики зарубежных стран настолько обширно, что представляется затруднительным производить оценку успешности мер в рамках одного конкретного государства. В большей степени выбор комплекса инструментов молодежной политики определяют социокультурные и исторические особенности развития государства. Кроме того, несмотря на активную разработку российскими государственными органами различных технологий интеграции молодежи в общество, стоит учитывать и зарубежный опыт для заимствования и адаптации наиболее эффективных практик.
Литература:
- Молодежная стратегия Организации Объединенных Наций // [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.un.org/youthenvoy/wp-content/uploads/2014/09/WEBR-UN-Youth-Strategy_Booklet_-Russian-for-WEB.pdf.
- План Международной Организации Труда по реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года // [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---europe/---ro-geneva/---sro-moscow/documents/publication/wcms_510727.pdf.
- Европейская хартия об участии молодежи в общественной жизни на местном и региональном уровне // [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.salto-youth.net/downloads/4–17–1510/Revised %20European %20Charter %20on %20the %20Participation %20of %20YP.pdf.
- Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации — 2021 г. — № 1 (часть I) — Ст. 28.
- Маликова Е. В. Анализ реализации молодежной политики в европейских странах, США и азиатских странах с учетом распределения ответственности государства, бизнеса и некоммерческого сектора // Общество и право — 2016г. — № 4(58). — стр. 203–206.
- Степанищенко О. В. Международный опыт работы с молодежью (институциональный и правовой аспекты) // Научный журнал КубГАУ — 2011г. — № 74(10) — стр. 6.
- Чальцева И. С. Молодежная политика за рубежом: попытка анализа // Сибирский педагогический журнал — 2010г. — № 2 — стр. 296–304.
- Охрана молодёжи в Германии // Федеральная рабочая группа по защите детей и молодежи (БАЖ) в Германии // [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.bag-jugendschutz.de/rus.html.