Работа направлена на изучение процесса формирования политической грамотности в ходе изучения обществоведческих дисциплин. На уровне школьного образования исследованы возможности политического просвещения, а также выявлен уровень политической грамотности школьников и способы его повышения. Результаты исследования показали, что глубокие знания политики, освоение политических компетенций являются ключевым фактором формирования демократического политического поведения школьника.
Ключевые слова: политическая грамотность; политическое просвещение; политическое поведение; политическая культура; институты власти; гражданское общество
The work aims to study the process of formation of political literacy in the study of social science disciplines. At the level of the school investigated the possibility of political education, as well as the detected level of political literacy of school children and ways to improve. The results showed that deep policy knowledge and political development of competencies is a key factor in the formation of a democratic political behavior of the student.
Keywords: political competence; political enlightenment; political behavior; political culture; civil society
Политическая грамотность — это уровень обществоведческих знаний, умений и навыков политической деятельности, нравственных и гражданских качеств личности, позволяющий ей сознательно участвовать в политической жизни общества. [1, с. 43] Результаты социологических исследований показали, что формирование основ знаний, касающихся политической сферы жизни общества, одна из самых актуальных современных проблем.
Политическая грамотность — это не только набор знаний в области политики, необходимых для ориентации в процессах, происходящих внутри государства, но и умение правильно ими пользоваться. Именно эти знания определяют отношения людей к обществу, государству и власти. Политическая грамотность является одной из основ формирования гражданского воспитания и политической социализации человека. Другими словами, результатом становления политической грамотности является усвоение политических ценностей и норм, необходимых для адаптации в сложившейся политической системе и выполнения различных видов деятельности в области политики. Данный процесс наиболее активно протекает в системе школьного образования.
На школьной ступени образования в процессе изучения обществознания формируются основы политической грамотности. В подростковый период складываются представления о целях действий политических институтов, мировоззренческие принципы личности. Сформированные в детские и юношеские годы политические предпочтения и установки являются наиболее устойчивыми. Продолжающаяся в течение всей жизни социализация не оказывает серьезного влияния на трансформацию базовых ценностей, сложившихся в ранние периоды жизни. [1, с.11]
Политические компетенции среди основных в школьном образовании выделяет доцент кафедры риторики и культуры речи филологического факультета Московского педагогического государственного университета О. А. Сальникова, отмечая, что грамотность школьника — это не только умение правильно писать, но и владение политическими, социальными, правовыми и иными знаниями. [5, с.176]
Ряд исследователей определяют политическую грамотность как одну из составляющих функциональной грамотности старшеклассников, делая вывод о том, что знания в области политики, полученные в процессе обучения, крайне необходимы для дальнейшего личностного развития и формирования гражданской позиции. [5, с.177]
В ходе изучения проблемы формирования политической грамотности школьников, среди учащихся 10–11 классов был проведен опрос, на основе которого сформированы следующие выводы. В общей сложности было опрошено 174 ученика. Объектом проведённого соц. исследования стали молодые люди в возрасте 15–17 лет, а предметом — их политическая грамотность. В обоснование выборки необходимо сказать, что исследуемые молодые люди стоят на пороге полноправного вхождения в политическую жизнь общества. Соответственно, от их компетентности, грамотности в данной сфере во многом зависит характер и направленность будущей политической жизни государства.
90 % опрошенных с уверенностью ответили, что по достижению совершеннолетия обязательно будут принимать участие в выборах. 70 % респондентов уверено заявили, что легко ориентируются в вопросах политики, что не подтверждается при анализе других ответов. Необходимо отметить, что молодые люди, указавшие, что они легко ориентируются в политической жизни, показывают достаточно посредственные знания политических процессов, происходящих в государстве. Так, более 45 % респондентов уверены, что на всероссийских выборах население выбирает Премьер-министра РФ, служащих аппарата Президента РФ и даже представителей судебной власти.
Кроме того, около 20 % респондентов, утверждающих, что легко ориентируются в политике, дают неправильные ответы относительно распределения государственной власти на три основные ветви.
Опросы подтверждают, что при ответах на вопросы, касающиеся региональной и муниципальной власти, большинство опрошенных показывают низкий уровень знаний: молодые люди охотно отвечают на вопрос об имени Президента РФ (100 %) и Премьер-министра РФ (100 %), затрудняясь при ответе на вопрос об имени главы области (63,13 %) или мэра города (74,86 %). Это объясняется подавляющим вниманием средств массовой информации к федеральному уровню государственной власти. Кроме того, на уроках обществознания зачастую совершенно нет упоминаний о региональных и муниципальных политиках и политической деятельности.
Интересен тот факт, что 25,00 % респондентов заявили, что им не интересна данная сфера жизнедеятельности общества. Это очень серьезный факт: четверть молодых людей вообще не интересуется политическими процессами, происходящими в их стране. Если не попытаться заинтересовать представителей этой группы к сфере политики, то это уже будет практически сформированный слой пассивного электората.
Для предотвращения развития подобных процессов необходима разработка и реализация образовательных программ, целями которых являлись бы инициирование социальной и политической активности молодых людей; «подготовка к самостоятельному и ответственному решению задач местного самоуправления и самоорганизации граждан»; воспитание гражданского самосознания молодежи; развитие возможностей участия молодых людей «в жизни муниципального образования и своего региона». [3, с.8]
Анализ существующих предложений и решений по повышению уровня политической компетентности молодежи позволяет сгруппировать эти средства по их основным характеристикам. К первой группе стоит отнести организацию различного рода специализированных мероприятий, направленных на поддержание интереса к выборам, избирательным процедурам, избирательному праву, избирательным технологиям. В свою очередь они могут быть как досугового плана в виде концертов, спортивных состязаний, соревнований, конкурсов КВН, так и образовательного и научного характера — деловые и ролевые игры, конкурсы научных работ, олимпиады, конференции. [2, с. 21]
Вторая группа может быть охарактеризована как психологические средства или как средства психологического воздействия. В большей степени здесь следует иметь ввиду осознания того, что неучастие в выборах на руку неким недружественным силам. К третьей группе стоит отнести организационные средства — создание специализированных органов по делам молодежи, в частности, Министерства спорта и молодежной политики как на федеральном уровне, так и в составе исполнительных органов власти субъектов РФ. В завершении перечня следует отметить также и правовые средства, в числе которых стоит назвать легальное закрепление форм участия молодежи в общественно-политической жизни через такие институты как молодежный парламент, общественные молодежные организации, и в целом создание соответствующей нормативной базы для вовлечения молодежи в общественно-политическую деятельность. [4, с.176]
Для оценки методов повышения политической грамотности школьников был проведен опрос среди учителей истории и обществознания. По мнению большинства из них, выбор метода повышения профессиональной грамотности школьника зависит от нескольких факторов:
– характеристик обучаемых;
– наличия необходимых ресурсов;
– уровня подготовленности педагогов.
Респонденты единогласно приходят к выводу о том, что самыми эффективными методами, способствующими формированию политической грамотности, являются деловые и ролевые игры, а также разбор политических ситуаций. Также отмечено, что существует необходимость обсуждения в рамках темы урока некоторых политических новостей, которые не служат средством пропаганды, а являются примером из политической жизни страны.
Таким образом, политическая грамотность школьников является необходимым компонентом в направлении роста уровня электоральной активности граждан государства. Развитию уровня знаний в области политики необходимо уделять особое внимание. Использование эффективных методов и средств будет способствовать обеспечению политической сферы деятельности общества политически грамотными гражданами, способными сделать обдуманный, взвешенный и рациональный выбор.
Литература:
- Безносова Д. А. Политическая грамотность и методы ее формирования на уроке обществознания// Образование и социально-экономические проблемы развития современного общества. — Иркутск: Аспринт, 2016. — с. 7–11
- Вершловский С. Г. Функциональная грамотность выпускников школ// Социально-педагогические измерения СПБ АППО. — 2007. — С. 21–24
- Желнина Е. В. Политическая компетентность современной молодежи // Cоциологические науки. — 2012. — C. 7–10
- Самсонова Т. Н. Политическая социализация российских школьников: достижения, проблемы, перспективы // Социально-гуманитарные знания. — № 2. — 2001. — С. 176–189.
- Пронин Э. А. Политическое воспитание школьников//Право, экономика, безопасность. — № 4. — 2013. — С. 68–73.