Обучение в вузе это не только часы в лекционных аудиториях, зубрёж конспектов и написание научных статей. Студенческая пора — это такое время, когда мы можем максимально использовать свои возможности и реализовать свои амбиции, будь то творчество, спорт или даже бизнес.
Говоря о последнем, нужно отметить, что несмотря на устоявшееся мнение о расхождении теории и практики и непригодности вузовской программы для реальной жизни, многие прикладные науки имеют в своём арсенале инструменты для воплощения творческих идей в реальные бизнес проекты. Так, результаты маркетинговых исследований, проведённых методами личного интервью, а также анкетирования студентов по вопросам развития спорта в СтГАУ, позволили предложить проект, ставший успешной бизнес единицей [1, c.173].
Проект под названием «Королевский спорт — массам». Он посвящён развитию большого тенниса в студенческой среде, т. к. результаты вышеперечисленных исследований показали, что 64 % (96 чел. из 150 опрошенных) студентов вуза заинтересованы в эволюции именного этого направления. Однако, прежде чем перейти к реализации идеи, необходимо было ответить на следующий вопрос: «Почему вид спорта, входящий в программу Спартакиады вузов, Всемирной универсиады не популярен среди ставропольской молодёжи≤». Для этого были проведены on-line опросы на форумах ставропольских вузов, и в популярных социальных сетях. Результаты опроса представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Причины непопулярности большого тенниса
Результаты опроса показали, что главными причинами сложившейся ситуации являются: отсутствие массовых занятий для молодёжи, высокая стоимость индивидуальных и недостаточное информирование рынка о данной услуге. Соответственно целью проекта стала организация таких занятий по цене, соотносимой с ценами на другие виды спорта и целевое информирование рынка о проекте.
Успешно защитив проект на форуме Машук 2012, были получены средства на его реализацию в размере 100 000 рублей.
С этого момента работа кипит. Первым шагом на пути реализации идеи в жизнь, стало решение административно-правовых вопросов [3, c. 85]. Не вдаваясь в подробности, скажу лишь, что клуб стал секцией аграрного университета. Затем, были окончательно определены целевые группы, на которые направлен проект — абитуриенты, студенты, аспиранты ставропольских вузов, как ранее занимавшиеся теннисом, так и новички в этом деле.
Следом за решением административных вопросов, необходимо было провести информационную поддержку проекта и позиционирование студенческого теннисного клуба на рынке. Информирование целевого рынка осуществлялось в нескольких направлениях:
1) печатная реклама: листовки, наклейки, объявления на территории вуза;
2) запуск короткого креативного ролика на форумах вузов;
3) анонсирование на студенческих и молодёжных мероприятиях;
4) изложение информации на сайте вуза;
5) проведение демонстрационных занятий
Однако, самым эффективным способом привлечения молодёжи к теннису стала группа на сайте «вконтакте», в состав которой на сегодняшний день входит более 700 представителей ставропольских вузов. Кроме того, для эффективного продвижения проекта, целью которого стало создание молодёжного теннисного клуба, необходимо было разработать звучащее название и яркий логотип. Клуб был назван «TenniSK(тенниска)».
После того, как целевая аудитория проинформирована и заинтересована, необходимо было перейти к разработке стратегии маркетинга. Придерживаясь концепции социально-этического маркетинга, нашей целью стало максимальное удовлетворение потребностей студентов — теннисистов, при минимальных затратах. Для этого необходимо было разработать ценовую стратегию, рассмотреть методы продвижения.
Ценовая политика и месторасположение
Ещё предварительные исследования показали, что наиболее важной составляющей для студента, желающего заниматься теннисом, является цена, от неё же зависит и прибыльность клуба для организатора. Цель проекта «Королевский спорт –массам» — снижение цены до уровня цен на массовые виды спорта, была достигнута следующим образом: средняя городская цена 5000р. в месяц за 3 часа занятий в неделю была снижена в 2, 5раза до 2000 (8–9 занятий) за счёт формирования групп по 4- 5 человек. При этом, з/п тренера осталась практически на прежнем уровне 400 р. в час, против 500. Ценовая политика клуба строится по методу «себестоимость + издержки» [2, c 44].
Вторым важным моментом, является выбор расположения корта. Т.к СтГАУ пока не имеет в своём распоряжении корта, а спортивный зал практически всегда занят, занимающимся были предоставлены на выбор корты спортивного клуба «Динамо Ставрополь» или «Профит Спорт». Сравнительные характеристики клубов представлены в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительная характеристика спортивных клубов
«Динамо» |
«Профит» |
|
Покрытие |
Профессиональный грунт |
Непрофессиональный хард |
Где≤ |
Центр (3 корта) |
Все районы города (4 корта) |
Сколько≤ |
300 весь день (зал 1500) |
400 утро,350 день, 500 вечер (зал 850) |
Как≤ |
Низкий уровень обслуживания |
Высокий уровень обслуживания |
Стратегия |
Массовый сбыт |
Социально-этический маркетинг |
Из таблицы видно, что для организатора тренировок клуба «TenniSK» нет принципиальной разницы между данными кортами по ценовому фактору, т. е. игроки могут выбрать тот, что для них более привлекателен. On-line опрос действующих и потенциальных участников проекта «Королевский спорт — массам» дал удивительный результат — 100 % в пользу кортов «Профит спорта».
На этапе когда есть участники, а цена и место для тренировок соответствует пожеланию игроков остаётся лишь организация самого тренировочного процесса. Для этого были сформированы группы по 4–5 человек, исходя из текущего уровня игры. Спортивные профессиональные группы, занимаются по 2 часа, а занятия у новеньких длятся 2 часа. Тренировки строятся по принципу — разминка, техническая часть, ОФП. Ребята могут приобрести абонементы на 8–9 посещений в месяц (2000 р.), на 4–5 (1000) или даже 12–13 (3000).
На сегодняшний день, проект набирает обороты и по истечении 4-х месяцев активной работы можно говорить о первых результатах. Результаты анализа работы клуба представлены в таблице 2.
Таблица 2
Показатели функционирования клуба
Количественные показатели |
Качественные показатели |
Снижение цены в 2,5 раза |
Увеличение заинтересованности молодёжи в спорте |
В процесс вовлечены более 300 человек (тренирующиеся, судьи, участники соревнований) |
Популяризация тенниса среди студентов |
З/п тренера осталась на прежнем уровне 400 р. в час |
Приобретение студентами дополнительной профессии спортивного судьи |
Рентабельность клуба составляет 8–10 % |
Расширение Ставропольской Федерации тенниса (ФТСК) |
Подготовлено 10 судей (2 будут судьями на Всемирной Универсиаде в Казани 2013) |
Повышение рейтинга вуза и расширение его инфраструктуры |
Завоеванные награды на городском и региональном уровне |
Однако, любое успешное начинание нуждается в поддержке и развитии. И хотя на сегодняшний день опрос студентов СтГАУ показал, что количество желающих заниматься теннисом увеличилось (см. диаграмму опроса респондентов), проводится ряд мероприятий по поддержке проекта.
Рис. 2. Анализ спроса
В целях привлечения новых участников и расширения деятельности клуба используются маркетинговые инструменты продвижения: различные виды рекламы и стимулирования продаж. Так, еженедельно проводится пробная бесплатная тренировка со всеми желающими. А для тех, кто занимается постоянно, существует система мотивации. Регулярное посещение тренировок поощряется небольшими презентами с символикой клуба, а лидер года получит к его окончанию ракетку и месяц бесплатных тренировок. Кроме того, мотивацией являются разряды и рейтинговые очки, присваиваемые ФТСК за участие в соревнованиях. Также, на май 2013 запланировано два масштабных мероприятия — обучение судей в ФТСК с присвоением категорий, а также поездка в Турцию на майские каникулы. 10 кортов, спортивные площадки позволят совместить отдых с активными тренировками и даже провести небольшие внутренние соревнования под названием «Турецкие каникулы».
Говоря о реализации проекта, нельзя не отметить роль партнёров в его развитии. Основным партнёром стал СтГАУ, давший согласие на создание теннисного клуба и осуществляющий его поддержку. Ставропольская Федерация Тенниса участвует в обучении судейству, принимает игроков в члены Федерации, составляет их рейтинги и проводит порядка 20 турниров в год. Спонсорами соревнований являются компании ЮгРосПродукт, Сбербанк России
В долгосрочной же перспективе намечен план строительства корта в СтГАУ, в рамках развития спортивной базы университета, а также освоение вузов в г. Краснодар.
В завершении хотелось бы подчеркнуть, что популярность теннисного клуба растёт, а у его создателей много задумок и идей дальнейшего развития и совершенствования.
Литература:
1. Аливанова, С. В., Доценко, Л.А Малый инновационный бизнес: проблемы и перспективы// Сборник статей: Инновационность и технологизация в современной России: опыт, проблемы и перспективы. Москва, 2010 (с 172–176)
2. Герасименко В. В. Ценовая политика фирмы. М.: Эксмо, 2007. — 407 с.
3. Уткин, Э. А. Бизнес-план компании / Э.А Уткин.- М.: Изд-во «ЭКМОС», 2012. — 102 с.