Каждый день, уже много лет, как логопед ставлю звуки, дети начинают свистеть, шипеть, рычать, гудеть как пароход, жужжать, произносить четко слова, ты радуешься и в игровой форме день за днем закрепляешь их в речи. Но в последнее время стало больше детей, когда обычные логопедические приемы постановки звуков не срабатывают. Начинаешь задумываться в чем причина, разбираться в проблеме, беседовать с родителями, и выясняется, что ребенок не владеет своим языком, не понимает, что значит цокать как лошадка, греть ладошки, не умеют дышать, жевать и глотать. Назрела необходимость разобраться. Для этого потребовалось получить новые знания. Посчастливилось пройти курсы повышения квалификации у таких специалистов и профессионалов своего дела как Визель Т. Г., Пузикова О. Ю., Костина Я. В. Прочитать статьи, книги, чтобы понять суть проблемы детей, тогда можно искать выход и пути коррекции. Так произошло знакомство с новой здоровьесберегающей технологией «Миофункциональная коррекция».
Актуальность технологии в том, что появились так называемые «новые дети», которые не умеют жевать, глотать, дышать носом, облизывают губы, сосут палец, прикусывают губу, часто болеют, находятся с открытым ртом во сне и в покое.
Миофункциональная коррекция — это часть работы логопеда, нацеленной на устранение миофункциональных нарушений, которые влияют на речь, дыхание, жевание и глотание. «Мио» в переводе с греческого «мышца». Важно отметить, что именно функции мышц языка, губ и подбородка определяют их форму, а не наоборот и в целом формируют правильный прикус, артикуляционную позу, лицевые структуры. Функция языка является определяющей для дальнейшей логопедической работы.
Все дети рождаются с дистальным прикусом, когда зубы верхней челюсти заходят за зубы нижней челюсти, что естественно для прохождения родовых путей, природа сделала все, чтобы облегчить роды и сохранить здоровье ребенка и мамы.
Язык — это орган, в котором работают 19 мышц. Правильное положение для языка, когда язык расположен в куполе неба, а кончик языка находится у межзубного сосочка передних верхних зубов, это можно почувствовать, когда мы произносим слово «нет».
В 6–9 месяцев у ребенка появляются первые зубки, мамы вводят прикорм, в это время язычок начинает учиться подниматься вверх за альвеолы. В норме к 2.5–3 годам формируется верхнее положение языка, одновременно идет рост челюсти. 75 % роста челюсти идет до 5 лет. В 3 года временный прикус сформирован. Норма, если ребенок дышит носом, когда ест, умеет греть ладошки, сдувать листочки, в покое губы сомкнуты, умеет жевать твердую пищу, появились не только слова, но фразы и предложения, ребенок разговаривает.
В последнее время появился запрос родителей на миофункциональную коррекцию после посещения ортодонта, логопеда и других специалистов. Трое из четверых детей по статистике страдают нарушением прикуса. Причин, которые побуждают родителей обратиться к логопеду, который занимается миофункциональной коррекцией может быть несколько. Большое количество детей имеет нижнее положение языка, что не обеспечивает правильный рост и расширение небных структур. Функция языка — расширять небную дугу, выстраивать зубы верхней челюсти в правильную форму, чтобы избежать скученности зубов и неправильного прикуса, обеспечить нормативное произношение звуков.
Одна из причин обращения, что ребенок дышит ртом. Наше естественное дыхание через нос, что дает сильный речевой выдох, так как слова мы произносим на выдохе. Когда рот ребенка постоянно открыт, язык смещен вниз. Если хотя бы на 2 мм приоткрыт рот, это значит язык в неправильном положении. Затрудненное носовое дыхание приводит к смещению языка вниз для облегчения ротового выдоха, а фарингит, ринит, аденоиды к смещению языка вперед. Получается, что давление языка на нижнюю челюсть велико, а верхняя челюсть не развивается. Известно, что сила давления языка на зубные ряды составляет 500 граммов на сантиметр квадратный, на твердое небо — 250 грамм на сантиметр квадратный. Давление языка направлено вперед и в стороны, за счет этого растет верхняя челюсть. Если язык постоянно внизу, то верхняя челюсть не развивается, и как итог образуется романовское или готическое небо.
При дыхании ртом 23 % кислорода ребенок теряет, что сказывается и на когнитивных способностях, ребенок быстро утомляется и отвлекается. Таких детей можно распознать по вертикализации лица, неправильному прикусу, по темным кругам под глазами из-за нехватки кислорода и частых простуд, воздух не согревается в носовых пазухах, а напрямую попадает в рот через ротовое дыхание вместе с инфекциями. Лицевой череп вытягивается при ротовом дыхании, верхняя челюсть узкая, отмечается скученность зубов, замедляется рост зубных рядов, речь невнятная. Логопедическая работа по постановке звуков затруднена, звуки верхнего подьема (ж, ш, р, л, щ, ч) вводить в речь сложно из-за ротового дыхания, достаточно сильный вдох через нос позволил бы вызвать и ввести в речь эти звуки, но речевой выдох отсутствует, ребенок как бы придерживает воздух для естественного дыхания, экономит его.
В нижнем положении язык лежит между зубами, кончик языка вялый, не может удержаться за нижними зубами, а спинка и корень языка наоборот в тонусе, получаем межзубный сигматизм свистящих и шипящих, а также замена шипящих на свистящие. Изолированно они могут быть, на несколько секунд ребенок может поднять язык и произнести звук, но при ротовом дыхании он вынужден опустить язык вниз, чтобы дышать.
Еще одна причина обратиться к специалисту по миофункциональной коррекци -это инфантильное жевание и атипичное глотание при нижнем положении языка. Ребенок рождается только с рефлексом сосания, жевать мы ребенка учим. Жевание — это важный физический акт, который заключается в механической обработке пищи, ее измельчении, смачивании слюной и формировании пищевого комка. У взрослого человека пищевой комок образуется в течении 28–30 секунд. Если кусочек пищи большой, то жевание происходит попеременно, то на одной стороне, то на другой. Активную роль в жевании играет язык, который принимает пищу, перемешивает со слюной, отправляет пищу для пережевывания зубами, при необходимости транспортирует пищевой комок на другую сторону зубов. Работают нижняя и верхняя челюсти, идет активная нагрузка на жевательные мышцы. При аномальном типе жевания пища у ребенка попадает на язык, он в свою очередь не отправляет пищу для жевания на боковые жевательные зубы, а разминает ее о мягкое и твердое небо, не отрываясь от нижней челюсти, ребенок чавкает, губы не сомкнуты.
Язык принимает активное участие и в акте глотания. При соматическом типе глотания кончик языка прижимается к межзубному сосочку, а движениями языка и щек комок пищи перемещается на спинку языка. Тело языка вместе с комком пищи прижимается к твердому небу и волнообразно переводит комок на корень языка. Мягкое небо и небная занавеска опускаются, вход в гортань закрывается, чтобы пища не попала в дыхательные пути, и расширяется вход в пищевод. При соматическом типе глотания губы сомкнуты, мышцы лица не напряжены. Фаза глотания твердой пищи составляет 6–8 секунд, жидкости-0,2–0, секунд. Человек глотает примерно 2 тысячи раз в сутки.
При инфантильном типе жевания и глотания язык расположен между боковыми зубами, при глотании упирается в нижние передние зубы. За счет давления мышц подбородка, щек, губ комок пищи по языку продвигается к корню языка для продолжения глотания в горизонтальном положении. Поэтому такие дети не едят твердую пищу, отказываются от еды, чавкают.
Следующей причиной обращения может быть и вредные привычки детей. Длительное сосание пальца и пустышки является фактором, который ведет к нарушению прикуса и ужиманию челюсти, язык находится в нижнем положении при сосании. Специалистами рекомендовано к 1 году заканчивать кормить грудью, а к 1,5 годам убирать пустышки. Прикорм вводим параллельно с молоком, важно, чтобы были крупинки, которые язычок растирает о небо.
Жевательный рефлекс должен прийти на смену сосательному. Знакомство с едой начинается тогда, когда ребенок видит ложку. При виде еды выделяется слюна, которая перемешивается с едой и расщепляет углеводы. Мама дает возможность ребенку пощупать губами пищу, посмаковать ее, потрогать. В этот момент малыш учится смыкать губы, помогая язычку снимать пищу с ложки. Не стоит для быстроты кормления ложку с едой сразу отправлять в рот, минуя смыкание губ. К 10 месяцам малыш должен попробовать все текстуры. Крупитчатая пища должна быть в рационе, это хорошая тренировка для язычка, который старается растереть крупинку о небо, ребенок учится живать и глотать. Если ребенок дышит через нос, а язычок поднимается в купол неба, то и верхняя челюсть будет развиваться.
Именно от работы жевательных мышц языка, щек, губ зависит и постановка речевых звуков. Проблема с речью — это функциональная проблема. Удержать артикуляционную позу такой ребенок не сможет, нет должной нагрузки на жевательные мышцы, мышцы вялые. Значит и поставить звуки очень проблематично, у ребенка отсутствует четкая речь, часто наблюдается медленный темп речи, затухание к концу фразы.
Миофункциональная коррекция подразумевает знание техник и приемов для переобучения и укрепления мышц рта и четкого контура лица. В работе используются капы, вестибулярные пластинки, трейнеры, которые индивидуально подбирает ортодонт, с их помощью язык принимает нормативное положение, а специалист по миофункциональной коррекции при совместной работе с ортодонтом работает с жевательными мышцами и доводит их работу до автоматизма. К специалисту по миофункциональной коррекции стоит обратиться для формирования стабильного носового дыхания, выработки позиции языка в куполе неба, устранения вредных привычек у детей, смыкания губ, освоения навыка соматического жевания и глотания. Устранение нарушений позволит продолжить работу логопеда по постановке звуков.
Важен междисциплинарный подход, работа в команде с ортодонтом, миофункциональным терапевтом, логопедом, неврологом. Путь, который пройдет ребенок вместе с мамой очень кропотливый, требующий каждодневного контроля, выполнения всех рекомендаций специалистов, терпения и огромного желания достигнуть результата. Дорогу осилит идущий. Результат будет того стоить. Это скажется на эстетике лица, правильной речи и общем качестве жизни ребенка.
Литература:
- Архипова Е. Ф. Миофункциональная коррекция и профилактика нарушений звукопроизношения. Конспекты логопедических занятий. Миофункциональный трейнер «INFANT». — М.: В.Секачев. 2017. — 94 с.
- Григоренко Н. Ю. Технологии коррекции произносительных и миофункциональных расстройств у детей с нарушениями строения и функций органов артикуляции. — М.: Парадигма. 2023г. — 256 с.
- Костина Я.В, Чапала В. М. Коррекция речи детей: взгляд ортодонта. — М.: ТЦ Сфера, 2008г. — 64с.
- Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. — М.: Советская Россия. 1973. — 160с.
- Сатыго. Е. А. Миофункциональная коррекция с использованием ЛМ-трейнеров для детей 3–6 лет с речевыми нарушениями: методические рекомендации для детских стоматологов и логопедов / Е. А. Сатыго. — Казань: Бук. 2021. — 26 с.