Стадии возбуждения дела за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (548) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 08.12.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Уянаева, Д. З. Стадии возбуждения дела за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность / Д. З. Уянаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 49 (548). — С. 646-648. — URL: https://moluch.ru/archive/548/120290/ (дата обращения: 17.12.2024).



В данной статье исследуются стадии возбуждения дела за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. Актуальность темы статьи обусловлена необходимостью рассмотрения и изучения нормативной правовой базы, предусматривающей порядок возбуждения дела за противоправное деяние, имеющее целью посягательство на общественный порядок и общественную безопасность. Показаны особенности и основные черты административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.

Ключевые слова: охрана, дела, поддержание общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, нарушения административного характера, ответственность за административные правонарушения.

This article explores the process of initiating legal proceedings for offenses that violate public order and safety. The importance of this topic lies in the necessity of analyzing and understanding the legal regulations surrounding it. describing the process of starting a case for an illegal act that threatens public order and safety. Exploring the key aspects and defining factors of administrative responsibility for violations that disrupt public order and safety.

Keywords : protection, matters of security, maintenance of public order, ensuring public safety, violations of rules, accountability for administrative actions.

Судебное производство по делам о правонарушениях в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности развивается во времени, как последовательные стадии взаимосвязанных в природе процессуальных действий. Органы государственной власти, общественные организации и граждане активно участвуют в обеспечении безопасности на территории страны. Однако основную роль в этом процессе играют правоохранительные органы, которые имеют полномочия в данной области. Одновременное осуществление правоприменительной и административно-юридической работы является особенностью процесса возбуждения и рассмотрения дел, связанных с обеспечением общественного порядка и безопасности.

Этап начала расследования дела об административном правонарушении начинается с выявления нарушения и заканчивается передачей протокола (постановления прокурора) и других документов лицу, которое имеет полномочия рассматривать дело в установленные сроки [1, с. 16].

В соответствии ст. 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», полиция обязана заниматься расследованием дел об административных правонарушениях. Согласно статье 13 этого закона, полиция имеет право требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, в том числе нарушений административного законодательства и составлять протоколы об административных правонарушениях в области общественного порядка [2].

Значительное количество нарушений, которые совершаются в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности выявляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции), это и является основным моментом для возбуждения дела об административном правонарушении в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности [3, с. 45].

При проведении мероприятий, направленных на выявление признаков административного правонарушения, таких как наблюдение за поведением граждан в общественных местах или за отношением водителей к своему транспортному средству, сотрудники органов могут обнаружить необходимую информацию, явно указывающую на наличие правонарушения административного характера. Это может включать определенные действия, которые будут являться объективной стороной административного правонарушения в области обеспечения общественного порядка и безопасности. Например, поведение лица, откровенно нарушающее общественный порядок с использованием нецензурной лексики и оскорблений в общественных местах.

Анализируя правоприменительную практику по некоторым видам административных правонарушений в области охраны общественного порядка и безопасности мы пришли к выводу, что одной из особенностей данной сферы является привлечение несовершеннолетних к ответственности административного характера, которые предусмотрены правовыми нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Как вяснилось, несовершенолетние привлекаются в большей степени по таким правонарушениям как: мелкое хулиганство, употребление спиртосодержащей продукции, а также наркотических и психотропных веществ и появление в общественных местах в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.

Сказанное можно подвердить примером из судебной практики. П.Ю. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения. Находясь в общественном месте, вблизи своего дома, распивал алкогольную продукцию, нарушив при этом общественный порядок в соответствии с ч.7 ст.16 Федерального закона Российской Федерации от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» [4]. Данное действие подпадает под диспозицию ч.1 ст.20.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подтверждается следующими документами: протоколом об административном правонарушении, рапортами сотрудников полиции, письменными объяснениями свидетеля Г, протоколом доставления и списком нарушений. Таким образом, вина П. Ю. полностью подтверждена.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в области охраны общественного порядка и безопасности, необходимо выявить факты совершения нарушения, его время и место, установить личность нарушителя, определить его виновность, учесть обстоятельства, влияющие на характер и степень ответственности, а также выявить причины и условия, способствовавшие совершению правонарушения.

Необходимо отметить, что процедура возбуждения дела об административном правонарушении осуществляется должностным лицом, уполномоченным на составление протокола о правонарушениях в области общественного порядка и безопасности. При наличии хотя бы одной из причин, предусмотренных в законе, и наличии достаточных данных, указывающих на совершение административного правонарушения в данной области, дело может быть возбуждено.

Причинами для возбуждения дела об административном правонарушении могут быть следующие: 1) обнаружение уполномоченным лицом информации, указывающей на совершение правонарушения; 2) получение материалов от различных органов и общественных объединений, указывающих на наличие правонарушения; 3) поступление сообщений от граждан, юридических лиц и средств массовой информации, содержащих информацию о правонарушении.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

— составления протокола о проведении осмотра места совершения административного правонарушения;

— составления первого протокола о реализации мер по обеспечению производства в случае нарушения административных норм;

— составления протокола о нарушении административного законодательства или решения прокурора о начале расследования административного правонарушения;

— вынесения определения о возбуждении дела об административном нарушении, которое требует проведения административного расследования;

— принятие решения по делу об административном правонарушении, предусмотренном в ч. 1 или 3 ст. 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [5].

Таким образом, стадия возбуждения дела о наличии противоправного деяния административного характера может представлять собой либо административное расследование, либо проверку по делу об административном правонарушении. В соответствии с действующим законодательством продолжительность административного расследования не должна превышать одного месяца с момента вынесения решения о возбуждении дела о правонарушении административного характера.

Литература:

1. Цыкунов М. В. Возбуждение дел об административных правонарушениях как самостоятельная стадия административно — юрисдикционного процесса // Вестник Московского университета МВД России. 2021. № 9.

2. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011г. № 3-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

3. Низаметдинов А. М. Проблемные аспекты в административно — юрисдикционной деятельности органов внутренних дел (полиции) // Вестник экономической безопасности. 2022. № 2.

4. Федеральный закон от 22.11.1995г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 48. Ст. 4553.

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001. № 195 ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. Ст. 1.

Основные термины (генерируются автоматически): административное правонарушение, общественный порядок, общественная безопасность, административный характер, правонарушение, возбуждение дела, Российская Федерация, административное расследование, составление протокола, сфера охраны.


Ключевые слова

обеспечение общественной безопасности, охрана, дела, поддержание общественного порядка, нарушения административного характера, ответственность за административные правонарушения

Похожие статьи

Задать вопрос