Анализ сознания пользователей социальных сетей различных поколений согласно традиционным концептуальным теоретическим установкам | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №49 (548) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 08.12.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Петрикова, М. А. Анализ сознания пользователей социальных сетей различных поколений согласно традиционным концептуальным теоретическим установкам / М. А. Петрикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 49 (548). — С. 205-208. — URL: https://moluch.ru/archive/548/120230/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматриваются особенности сознания пользователей социальных сетей различных поколений, таких как X и Y, через призму традиционных теоретических концепций сознания. Анализируется культурно-историческая обусловленность сознания (Зинченко), уровень рефлексии (Зинченко, Бахтин), целостность психики (Аллахвердов), осознание и сознание (Агафонов), психосемантика (Петренко) и двухфакторная модель сознания (Акопов). В результате исследования выявляются ключевые различия в восприятии и использовании социальных сетей между двумя поколениями, что может иметь большое значение для понимания их социальных взаимодействий и психического здоровья в цифровую эпоху.

Ключевые слова: поколение X, поколение Y, социальные сети, сознание, рефлексия, целостность психики, осознание, психосемантика, двухфакторная модель сознания, цифровая культура.

Отечественная психология, начиная с работ таких классиков, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. Р. Лурия и др., уделяла значительное внимание изучению сознания как сложного, многоуровневого феномена. Современные исследователи, такие как А. Ю. Агафонов, Г. В. Акопов, В. М. Аллахвердов, М. М. Бахтин, В. П. Зинченко, А. В. Петровский, Ф. В. Петренко и др., продолжают развивать эти идеи, исследуя влияние социальных и культурных факторов на формирование сознания. Изучение сознания в контексте использования социальных сетей приобретает особую актуальность, позволяя понять, как цифровые технологии трансформируют наше восприятие мира и самих себя, поскольку в современном мире социальные сети стали неотъемлемой частью жизни миллионов людей.

Анализ разных подходов к определению и структурации сознания может быть соотнесен с той или иной методологической установкой (междисциплинарная, унитарная, системная) и находит связь разных структурных схем сознания с двухфакторной моделью (Г. В. Акопова) бесконечно развивающегося сознания: фактор взаимосвязи и контакта индивида и окружающей среды, личности и общества, индивидуальности в настоящих и потенциальных образованиях «Я»; фактор созидания, свободы и связанной с ней ответственности в системе взаимодействий — контактов. Двухфакторный подход (контакты, их интенсивность и широта; произвольность, устойчивость и многообразие объектов, форм и т. д.) дает возможность наметить контуры целостной системы развития сознания [3].

По мнению В. П. Зинченко сознание так же, как и деятельность достаточно абстрактные, но при этом фундаментальные понятия. Задачу каждого ученого он видит в том, чтобы тот наполнил смыслом и онтологическим содержанием данные феномены. Сознание так же, как и деятельность связаны с нашим повседневным бытом. Сознание рождается в бытии и отражают бытие, оно включает его в себя. Зинченко В. П. выделил несколько функций сознания: отражательная функция (сознание отражает окружающий нас мир объектов и предметов), порождающую функцию (сознание создает новые образы, что выражается в продуктах творчества), регулятивно-оценочную функцию (все наши действия и поступки проходят сознательный контроль и только потом приводятся действие), диалогическая функция (сознание нуждается в собеседнике, оно коммуникативно),и, наконец, рефлексивная функция сознания, которая заключается в поисках личностного смысла бытия [4].

Сознание по В. М. Бахтину полифункционально. Но, между тем, он согласен с В. П. Зинченко в том, что одной из функций и главной функцией является способность к рефлексии. Благодаря рефлексии человек способен самосовершенствоваться, развиваться, так как находится в постоянном поиске, размышляя над личными ошибками, их причинами. Кроме личностных переживаний объектами рефлексии могут выступать и образы мира, объекты аксиологического характера — добро и зло, правда и ложь, честность и несправедливость, и т. п. [2].

Весьма важным и ценным с точки зрения науки является заявление Зинченко В.П о том, что сознание есть культурно–историческое образование, связанное с переходом психики от биологической к социальной лестнице развития. Так у животных отражение продиктовано биологическим мотивом, у человека же — социальным. Из чего следует вывод, что сознание социальное, гибкое образование, меняющееся под действием исторических эпох [4].

В.М Аллахвердов призывает изучать сознание как целостную логическую систему, где каждый психический процесс является элементом логической системы, имеет свои цели и значение. В. М. Аллахвердов убежден в том, что необходимо создать прочный исключительно теоретический пласт, раскрывающий сознание во всем его многообразии. Это поможет найти ответ на вопрос, почему люди задумываются об устройстве мироздания, о таких вечных понятиях как добро, красота, истина и их антагонистах, откуда у людей еще до нашей эры возникли такие понятия как треугольник, гипотенуза и катеты, т. е. информация о таких объектах, которые не поддаются непосредственно сенсорному изучению [2].

Агафонов А. Ю. полагает, что сознание не осознает своей работы. Работа, осуществляемая сознанием ясна лишь самому носителю сознания. Сознание превращает все наши переживания в осознаваемые, т. е. подвластные узнаванию и объяснению. Для носителя сознания вся картина мира очевидна, но вот для самого сознания — нет. Агафонов А.Ю предлагает дифференцировать явления сознания и осознания и ни в коем случае не считать их тождественными. Осознаваемое — это итого сознательной деятельности, ее результат, и составляет часть сознания. Как уже отмечалось, осознается лишь результат «на выходе» этого процесса. В связи с этим теоретическая реконструкция работы сознания — это описание микрогенеза неосознаваемой когнитивной активности, предваряющей итоговый продукт — осознаваемое переживание [1].

В категориальной системе А. В. Петровского сознание отнесено к метапсихологической категории в «кластере когнитивности», какой содержит, в порядке восхождения, очередные категории: Сигнал — Ощущение — Образ — Сознание — Разум. Надо отметить, что в системе А. В. Петровского ряд метапсихологических категорий содержит: Я — Ценность Деятельность — Сознание — Чувство — Общение — Предметность. Прослеживая путь восхождения от «Сигнала» к «Миропостижению», автор фиксирует освобождение картины мира от «гнета сиюминутных потребностей, диктата нужд, пристрастности мотивов, наводки ценностей человека». В цепочке «сигнал — ощущение — образ — сознание — разум» автор усматривает «ступени продвижения к истине («ясному и отчетливому», «истинному», «аутентичному», «всеобщему» или напротив, «уникальному» знанию)» [6].

Ф. В. Петренко придерживается понятия «психосемантика», она рассматривает, основным образом, содержание сознания субъекта, его картину мира, включающую как осознаваемые, так и неосознаваемые пласты ментальности [5].

Что касается личных операциональных ресурсов двухфакторной модели сознания (Самарского профессора Акопова Г. В.), то всякий из факторов, в свою очередь, может рассматриваться в триадичной структуре: контакт — его отсутствие или присутствие (по критерию противоположной связи), коммуникация (по критерию передачи определенного информационного содержания), а также смысловое общение; свобода возможность выбора; определение, пребывание субъективно новых целей (творчество); создание объективно новых целей (созидание) [1].

Представленные теории сознания позволяют анализировать особенности сознания пользователей социальных сетей разных поколений, таких как X и Y. Ключевые аспекты этих теорий, релевантные данной задаче, включают: культурно-историческую обусловленность сознания (Зинченко), рефлексию (Зинченко, Бахтин), целостность психики (Аллахвердов), дифференциацию сознания и осознавания (Агафонов), иерархическую структуру когнитивных процессов (Петровский), психосемантику (Петренко) и двухфакторную модель сознания (Акопов).

Проанализируем сознание пользователей социальных сетей поколений X, родившихся приблизительно с 1965 по 1980 год и Y или миллениалы, родившихся приблизительно с 1981 по 2000 год, согласно традиционным концептуальным теоретическим установкам.

Культурно-историческая обусловленность (Зинченко). Поколение X формировалось в период перехода от аналогового к цифровому миру. Их сознание было первоначально сформировано без интернета и социальных сетей, поэтому адаптация к цифровым технологиям происходила постепенно, изначально основываясь на уже сформировавшихся социальных и когнитивных структурах. Их взаимодействие в соцсетях часто носит более рациональный и прагматичный характер, чем у поколения Y. Поколение Y выросло в условиях повсеместного распространения интернета и социальных сетей. Их сознание формировалось уже в цифровой среде, что сильно повлияло на стиль мышления, коммуникации и социальные взаимодействия. Социальные сети являются неотъемлемой частью их жизни и самоидентификации.

Рефлексия (Зинченко, Бахтин). Представители поколения X могут демонстрировать более развитую рефлексию в отношении своего присутствия в социальных сетях. Уровень рефлексии в отношении использования соцсетей у поколения Y может быть, как высоким, так и низким. Многие осознают риски и проблемы, связанные с цифровым миром, но одновременно они могут быть более подвержены влиянию трендов и мнений в социальных сетях, не всегда критически оценивая поступающую информацию.

Целостность психики (Аллахвердов). Социальные сети для поколения X могут быть интегрированы в их целостную систему ценностей и жизненных целей, используясь как инструмент коммуникации, самовыражения или поиска информации. Однако, для многих из них, соцсети не являются доминирующим фактором в жизни. Для многих представителей поколения Y, напротив, социальные сети являются центральным элементом их психической системы, влияя на все аспекты жизни, от самооценки и межличностных отношений до профессиональной деятельности.

Сознание и осознавание (Агафонов). Разница между сознанием и осознаванием у поколения X может проявляться в неосознанном формировании онлайн-идентичности и участии в различных онлайн-активностях. Они могут не всегда отдавать себе полный отчет в влиянии социальных сетей на их восприятие мира и собственной самооценки. Разница между сознанием и осознаванием у поколения Y может быть особенно выражена в сфере онлайн-взаимодействия. Они могут неосознанно формировать онлайн-персону, не всегда контролируя свое поведение и коммуникацию в сети.

Психосемантика (Петренко). Картина мира представителей поколения X в значительной степени сформирована до эпохи всеобщей цифровизации. Социальные сети обогащают, но не полностью определяют ее, дополняя уже существующие значения и смыслы.

Двухфакторная модель (Акопов). Поколение Y может демонстрировать большую активность в «контакте» (взаимодействие, коммуникация) в социальных сетях. «Свобода» в данном контексте может проявляться в выборе онлайн-индентичности и управлении потоком информации, а также в создании и формировании новых социальных норм и трендов.

Таким образом, разные поколения пользователей социальных сетей обладают различной степенью интеграции цифровых технологий в свою жизнь и соответственно, разной степенью влияния соцсетей на их сознание. Поколение X, адаптировавшись к цифровой среде, часто использует соцсети как инструмент, в то время как поколение Y живет в цифровой среде, и соцсети глубоко интегрированы в их сознание, влияя на их восприятие мира, самоидентификацию и межличностные отношения. Применение представленных теорий позволяет глубже понять эти различия и оценить влияние социальных сетей на формирование сознания разных поколений.

Литература:

  1. Агафонов А. Ю. Основы смысловой теории сознания / А. Ю. Агафонов. — Санкт–Петербург: Речь, 2003.
  2. Акопов Г. В. Психология сознания. Вопросы методологии, теории и прикладных исследований. / Г. В. Акопов. — М. Ипран. — Самара, 2010. — 258с.
  3. Акопов Г. В. Сознание человека в глобализирующемся мире Г. В. Акопов // Научные материалы V съезда Российского психологического общества. Том 1. М.: РПО. — Самара, 2012. — 64с.
  4. Зинченко В. П. Сознание и творческий акт/ В. П. Зинченко. — М, 2010. — 48 с.
  5. Петренко В. Ф. Вернём психологии сознание // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. № 3, 2010. — С.121–141.
  6. Петровский А. В. Общая психология / А. В. Петровский. 2–е изд., доп.и перераб.– Москва, 1976.– 479с.
Основные термины (генерируются автоматически): сознание, сеть, поколение, модель сознания, целостность психики, восприятие мира, цифровая среда, изучение сознания, культурно-историческая обусловленность сознания, цифровой мир.


Ключевые слова

рефлексия, социальные сети, осознание, сознание, цифровая культура, поколение Y, поколение X, психосемантика, целостность психики, двухфакторная модель сознания

Похожие статьи

Задать вопрос