Психология сознания: теоретический обзор двухфакторной модели сознания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №47 (389) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 23.11.2021

Статья просмотрена: 248 раз

Библиографическое описание:

Крылова, Н. А. Психология сознания: теоретический обзор двухфакторной модели сознания / Н. А. Крылова, Т. В. Семёнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 61-62. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85829/ (дата обращения: 17.12.2024).



Ключевые слова: Самарский научный центр, смысловое общение, модель сознания, уровень сознания, сознание

Сознание — один из главных, сложных и неоднозначных терминов в психологии, интерес к которому с каждым годом только увеличивается. Научному сообществу, да и в целом, любому человеку важно знать предпосылки образования компонентов сознания, его «состав», функции и происхождение, хотя до сих пор конкретного обоснования на вопросы: «Что такое сознание? Где находится сознание, в мозговой системе или вокруг нас в пространстве? Как работает личное и массовое сознание и др». — нет. Поэтому многие отечественные исследователи (Г. В. Акопов, В. Ф. Петренко, В. М. Аллахвердов, В. П. Зинченко, О. В. Гордеева, Е. В. Субботский, Ю. М. Швалб, Н. Б. Шкопоров, Е. В. Улыбина и др.) и зарубежные (М. Велманс, Д.Чалмерс, Деннет, Д. Ходжсон, У. Сигер и др.) погрузились в данную область изучения и до сих пор находятся в поисках истины.

Существует множество обозначений сознания учеными в своих работах, для большего понимания приведем некоторые из них:

— Л. С. Выготский пишет, что сознание в целом имеет смысловое строение;

— В. Ф. Петренко трактует, что сознание — некая семиотическая знаковая система вторичного отображения воспринятого;

— «Под сознанием мы представляем знания о событиях или стимулах окружающей среды, а также знания о когнитивных явлениях, таких как память, мышление и телесные ощущения», — говорит Солсо Р. Л.

Также выделяют различные классификации по структуре сознания, изучим существующие уровни в предложенной схеме Ю. Б. Гиппенрейтер. Она выделяет предсознание, сверхсознание и подсознание, которые в результате образуют целостное сознание человека.

Подсознание здесь включает неосознаваемые механизмы сознательных действий, состоящие из подклассов:

— неосознаваемые автоматизмы, возможно, сознававшиеся в прошлом;

— явления неосознаваемой установки;

— неосознаваемые сопровождения сознательных действий (непроизвольные движения, мимика и пр.)

Предсознание определяется как неосознаваемые побудители сознательных действий (сновидения, ошибки, забывание вещей, намерений, имен; описки, оговорки и т. д.), невротические симптомы.

Надсознательные процессы, согласно Ю. Б. Гиппенрейтер, развертываются в форме длительной и напряженной работы сознания, в результате которой появляется некий итог в виде новых идей, отношений, чувств, поступков, ранее не осознающихся (творчество, интуиция, «катарсис»). [1]

На данный момент в России несколько научных школ, которые исследуют сознание, рассмотрим идею основателя «Самарского научного центра психологии сознания» (СНЦПС) Гарника Владимировича Акопова.

Ученый предлагает структуру, которая не противоречит классической (В. П. Зинченко) и состоит из двух важнейших компонентов сознания:

1) фактор свободы (в присвоении, выборе, открытии, конструировании или созидании личностной самоопределенности.);

2) фактор контакта (общение, «укорененность индивидуального сознания в бытии человека»).

В обозначающейся модели Г. В. Акопова бытийный слой сознания вполне «перекрывается» контактным взаимодействием соответствующих агентов «живого движения» и чувствительной сферы с релевантным окружением. С учетом новых исследований Н. Д. Гордеевой (Н. Д. Гордеева, В. П. Зинченко, 2001) можно говорить и о более высоких уровнях контакта (коммуникация на основе содержания обратной связи, смысловое общение и взаимодействие). Рефлексивный слой по своей сути (не по составляющей) настолько свободен в проявлениях, что может рассматриваться как эквивалент свободы. [1]

В концепции двухфакторной теории сознания свобода определяется как одна из сущностных характеристик сознания, как фактор развития и проявления сознания в деятельности, познании, общении, в формах выбора (произвольность), творчества и созидания

Контакт по двухфакторное модели сознания проявляется как саногенное общение. Структура общения складывается из коммуникативной установки, общения-контакта, общения-коммуникации, общения-обращения, смыслового общения (раскрытие смысла), метакоммуникации (метаобщения). Такое структурирование процесса общения, не отменяя другие подходы позволяет разрешить как проблему соотношения объективных и субъективных (личностных) сторон общения в деятельности, так и проблему соответствия субъективно необходимого и объективно возможного в достижении тех или иных целей посредством включения рефлексивных механизмов метакоммуникации и метаобщения.

С компонентами «контакт — свобода» связаны главные функции познания и созидания, позволяющие вывести достаточно полный спектр таких традиционно перечисляемых функций сознания, как: творческое или созидательное целеполагание, планирование, программирование, антиципация и прогнозирование, принятие решения, контроль и самоконтроль, отношение, оценка, самооценка, самоанализ, самоактуализация, самокатегоризация, идентификация и самоидентификация, осознание и самосознание, самодеятельность, самокоррекция, самореализация и др. [2]

Также Г. В. Акопов поясняет, что в теоретической схеме контакта и свободы сознания в случае достаточной широты и интенсивности контакта уровень сознания растет с ограничением свободы (широта сознания); при фиксированной степени свободы уровень сознания растет с расширением или углублением контакта; в условиях расширения свободы при ограниченности контактов (коммуникации), приобретается глубина сознания как специфический уровень сознания (научное творчество, духовная практика и т. д.) и др. [1]

На данный момент исследование двухфакторной модели в «Самарском научном центре психологии сознания» (СНЦПС) продолжается, проводятся работы над эмпирическим обоснованием данной концепции.

Литература:

1. Акопов Г. В., Носачев Г. Н. Психология и психопатология сознания: учебное пособие / Г.В Акопов, Г. Н. Носачев. — Самара: СГСПУ, 2019. — 180 с.

2. Акопов Г. В., Семенова Т. В., Агапов Д. А. Психология сознания: социально-коммуникативная парадигма: Учеб. пособие. Самара, 2014.- 52 с.

3. Акопов Г. В., Семенова Т. В. Созерцание как дополнительная к деятельности категория психологии: Лекция покурсу «Общая психология».Самара, ПГСГА, 2014. — 52 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Самарский научный центр, смысловое общение, сознание, уровень сознания, модель сознания.


Ключевые слова

сознание, Самарский научный центр, смысловое общение, модель сознания, уровень сознания

Похожие статьи

Педагогическая модель обучения научному дискурсу в высшей школе

В статье проанализирована эволюция академического дискурса как социокультурного явления. Автор приходит к выводу, что педагогическая модель научного дискурса носит междисциплинарный характер и включает лингвориторический, социокультурный и этический ...

Визуальная репрезентация: семиотические и философские аспекты культуры

В статье проводится сравнительный анализ точек зрения ученых на семиотический подход к визуальной культуре.

Представление концепта будущего в программных текстах

Преодоление текста: семиотико-герменевтическая традиция и феномен мифологизма в культуре ХХ века

В статье рассматривается категория художественного текста с точки зрения ее культурфилософского потенциала и функциональных особенностей в парадигме мифологизма первой половины ХХ столетия. Акцент делается на феномене рецепции, что прослеживается как...

Современное образование: переход к новой парадигме

Взаимосвязь правосознания и нравственного сознания личности

В статье представлены результаты исследования, целью которого было выявить взаимосвязь нравственного сознания и правосознания студентов. Выборка: 40 студентов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ч...

Особенности исследования политического дискурса через анализ концептов

Представление о смысле жизни у студентов вуза

Прагматический аспект исследования вербализации ментальных проблем в песенном дискурсе

Динамика профессиональных представлений в онтогенезе

Похожие статьи

Педагогическая модель обучения научному дискурсу в высшей школе

В статье проанализирована эволюция академического дискурса как социокультурного явления. Автор приходит к выводу, что педагогическая модель научного дискурса носит междисциплинарный характер и включает лингвориторический, социокультурный и этический ...

Визуальная репрезентация: семиотические и философские аспекты культуры

В статье проводится сравнительный анализ точек зрения ученых на семиотический подход к визуальной культуре.

Представление концепта будущего в программных текстах

Преодоление текста: семиотико-герменевтическая традиция и феномен мифологизма в культуре ХХ века

В статье рассматривается категория художественного текста с точки зрения ее культурфилософского потенциала и функциональных особенностей в парадигме мифологизма первой половины ХХ столетия. Акцент делается на феномене рецепции, что прослеживается как...

Современное образование: переход к новой парадигме

Взаимосвязь правосознания и нравственного сознания личности

В статье представлены результаты исследования, целью которого было выявить взаимосвязь нравственного сознания и правосознания студентов. Выборка: 40 студентов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ч...

Особенности исследования политического дискурса через анализ концептов

Представление о смысле жизни у студентов вуза

Прагматический аспект исследования вербализации ментальных проблем в песенном дискурсе

Динамика профессиональных представлений в онтогенезе

Задать вопрос