Работы Ахмет-Заки Валиди Тогана как основной источник по турецкой историографии Золотой Орды | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Научная публицистика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (548) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 05.12.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Жумабаева, А. А. Работы Ахмет-Заки Валиди Тогана как основной источник по турецкой историографии Золотой Орды / А. А. Жумабаева, С. Т. Тайшанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 49 (548). — URL: https://moluch.ru/archive/548/120161/ (дата обращения: 12.12.2024).



Одним из тюркологов, писавших на языке, тюрки об истории Золотой Орды является Ахмет-Заки Валиди Тоган. Его труды охватывают обширную картину всех тюркских народов, им было опубликовано около 400 работ на 11 языках.

Ахмет-Заки Валиди Тоган в 1927 году со старым другом Мустафой Шокаем организовал в Стамбуле журнал «Жана (Новый) Туркестан» (1927–1931) — политический орган Национальной Защиты Туркестана.

Первый труд ученого был опубликован в 1912 году в типографии «Миллят» и получило свое название: «История тюрков и татар». В 1946 году выпустил книгу «Введение во всеобщую историю тюрков» (Umumi Türk Tarihine Giriş), а в следующем году — «Современный Туркестан и его недавнее прошлое». В июле 1951 года в Стамбуле под председательством Ахметзаки Валиди Тогана проходил XXI Международный конгресс востоковедов. В 1953 году, тюрколог основал Институт исламских исследований и был назначен его директором.

Первый труд Ахмет-Заки Валиди Тоган, «История тюрков и татар», ещё раз был переиздан в 1917 году и получил очень благоприятные отклики проф. Н. Ф. Катанова и Юсуфа Акчуры [1].

Первый том «История тюрков и татар» представлен пятью главами:

– Тюркские народы в древности.

– Ислам и тюрки (от Тукю до Чингиза).

– Чингиз-хан. Великое тюркское правительство (страна, престол в руках монголов).

– Дешт-и-Кипчак или государство Золотая орда.

– Булгария после татар. Казанское ханство (татары в Булгарском ханстве) [2].

Отличительной чертой автора является целостный подход изучения народов, не ограничиваясь территориальными рамками. В 915 году, монголы завоевали Китай и правили им 200 лет и сделали современный Пекин своей столицей. По словам автора, слово «хытай, китай», имеет монгольское происхождение. Сам же автор называет их «чин, чинлер», что с турецкого означает китайцы.

«Историю тюрков и татар», Ахмет-Заки Валиди Тоган начинает с введения в общую историю тюрков. После описания Монгольского нашествия и смерти Чингиз хана, в 1227 году, автор пишет о разделении империи на Улусы между сыновьями. Старший сын, Джоши Хан, наследовал огромную страну от «кипчакских степей» в Восточной Европе до реки Иртыш на востоке и до Иран и Афганистан на юге.; Мавераннахр, современный Афганистан, район Среднего Тяньшаня и Восточный Туркестан унаследовал его второй сын, Чагатай Хан; Джунгария стала наследием третьего сына Угедей Хана; Монголию же и северные китайские регионы унаследовал младший сын, Толуй. Своим приемником же Чингиз хан выбрал третьего сына Угедея и присвоил ему титул «хана» или генеральным главой страны.

Джошы хан умер в 1224 году. Огромное государство, унаследованное ханом, было названо в его честь «Улус Джошы». Большая часть земли, Ак Орда (Золотая Орда) досталось сыну Джошы хана Бату (1224–1255). Современная территория Казахстана (Кок Орда) же унаследовал Орда эджен (1226- 1250). Впоследуещем, обоими государствами руководили прямые потомки Джошы хана. Все Улусы же подчинялись потомкам Бату хана. Наиболее известные потомки Бату хана: Берке хан (1256–1266), Мунке-Тимур хан (1266–1280), Токтагу хан (1290- 1312), Узбек хан (1312- 1340) и Жанибек хан (1340- 1357). По словам автора, первым принявшим Ислам является Берке хан. И лишь после этого, государство Узбек хана приняло Ислам, как государственную религию.

Потомки Джошы хана, шедшие от Токай Тимура, проживали на севере Сырдарьи и Аральского моря. Также поколение сына Шибана проживали в западной Сибирии. Позже, управление Ак Ордой и Кок Ордой перешли к потомкам Джошы хана. Народ, проживавший на территории Улуса Джоши также известна под названиями Дешти-Кипчак (т. е. Кипчакские степи) и Тогмак. Также имя Тогмак было распространено на востоке этого народа. Народы, проживавшие в западной части Алтын-орды, называлась узбеками, по имени хана Узбека.

Говоря о взаимоотношениях монгольского народа и тюркского, автор упоминает о том, что два народа являются братскими и исходят от одного, алтайского рода уральских алтайских племен. Монголы и алтайская группа ближе всего к тюркам, особенно по социальной организации, они составляют вполне братское племя.

Автор пишет, что в монгольский и постмонгольский период тюркский язык и монгольский язык наравне использовались в государстве. Автор также приводит историю встречи Чингиз хан и афганского исламского ученого Кады Вахетыддин Фужанчие. Где Чингисхан спросил, что ваш пророк Мухаммед, говорите все знал наперед, тогда скажите, что он сказал о моем появлении? На что ученый ответил высказыванием пророка: «Пока тюрки не трогают вас, вы их не трогайте!». Данные слова Чингиз хан посчитал истиной, что указывает на то, что он считал себя тюрком.

Ахмет-Заки Валиди Тоган разделил историю Золотой Орды на две части: до исламского и пост исламского периода. Что касается общего характера старого периода, «образование государства Кок-тюрк было этапом на пути к остановке экспансионистских движений ариев и ближневосточных племен в Среднюю Азию и возвращению старых тюркских территорий. Приход исламской религии, автор считает ключевым поворотом для будущего развития Золотой Орды. Влияние гоктюрков на Ближний Восток — это вопрос, которым до сегодняшнего дня игнорировали все историки, но который стоит изучить турецким и исламским историкам. Тюркское государство имело более важное политическое, культурное и научное значение чем Сасанидское государство для Ближнего Востока, чем, возможно, на Дальнего Востоке. Окончательное принятие тюрками ислама означало, что они были отделены от влияния цивилизаций Восточной и Южной Азии и присоединились к ближневосточной цивилизации. Изменение фронта и направления в таком глобальном масштабе благоприятно сказалось на тюркской нации. Ислам возник как религия, основанная не только на ближневосточных цивилизациях, но и на всей западной цивилизации. Автор описывает, как с приходом Ислама, к тюркским народам пришла наука. Золотая Орда являлась многонациональной и многоязычной страной, новая религия же смогла их всех объединить и сплотить. Существовавшие на тот момент Христианство и Буддизм на территории Семиречья были полностью искренны Амир-Тимуром.

Начали писаться книги, словари на тюрки с арабской графикой Кудатку билиг — Йусуф Хас Хаджип Баласагуни, Насреддин Туси — Türk dörtlü devlet teşkilâtı — Тюркская четверная государственная организация, Махмуд Кашгари — Дивани люгат ат-тюрк, Алишер Навои — Kâtip Çelebi, Махмуд Земашкери — Mukaddimet ül edeb.

В монгольскую эпоху, до конца 15 векаофициальным языком во всех тюркских провинциях был тюркский язык, написанный уйгурскими буквами. В послеисламский период активно развивается литература и дивани (поэзия) среди тюркского народа, как на тюркском, монгольском и персидском языках. На ровне с литературой начинает свое активное развитие и архитектура. Артефакты и постройки, возникшие в эпоху монголов в таких старых городах, как Сыгнак, Кёк-Кесене (Барчинлыг-Кент) и Булгар, дошли до нас как красивейшие национальные памятники нашей истории». Мечети в Мешхеде, Анау, Герат, Семкрканд, Кеш и Есе, медресе и гробницы, Гури-эмир, Биби Ханым и Шахзинде в Самарканде, мечеть Гевхершад в Мешхеде и Аксарай в Кеше являются крупнейшими национальными памятниками на родине тюрков. Также в эти времена были распространены печати, выполненные очень искусно и тонко, с изображением знаменитых тюрков, которые наносились на тела. Также выросла значимость тюркских ученых, таких как: в области философии — Абу-Наср Фараби, в области словарей и литературы — Махмуд Кашгари, Исмаил-аль-Фараби, Ибрагим ас-Сули, Эбу-Бакир ас-Сули, Фетли ибн Хакан ибн Гартуч, в религиозных науках — Эбу-Бакр аль-Каффаль аль-Шаси, Махмуд Эмахшари, Мухаммад Шахристани, в области истории — Махмуд ибн Арслан, Шамседдин Захаби, естественные науки — Сыновья Бичура, Ибн Тюрк аль-Хуттали, Мухаммед Эль-Бируни, Турагай Улуг-Бек.

Во времена Гёктюрков, тюрок и господство согдийских дихкан или тарханов было выдающимся, в виде феодальной организации. При монголах и Тимуридах этот вид земледельческого феодализма возродился. Только на этот раз феодальный строй сменился от тюркского права, не знавшего рабовладельческого и крепостнического строя с одной стороны, и ислама с другой. Крестьяне не были рабами «дихкан» (тархан) как раньше, дихкан означает крестьянин. Но феодальный строй тюрко-монголов, не противоречащим Шариату, был новым строем, невиданным до Газневидов и Сельджуков в исламском мире. Это означало господство военной аристократии, которая жила в городах или на плоскогорьях, за место земледельческой аристократией.

Несмотря на то, что Ислам имел большое влияние на устройство жизни тюрков все же, «Яссы» считался основным законом. Религию и политику не смешивали и судили строго по законам Чингиз хана, хотя шариат оставался в почете. Отличием господствующего элемента от других исламских наций является социальное положение женщины. Во всех монгольских династиях женщины участвовали в церемониях, банкетах, а иногда даже в конгрессах. На церемонии женщины занимали свое место рядом с правителем и троном в соответствии с их положением в династии; Даже во времена правления Тимура женщины участвовали в официальных банкетных собраниях.

Непрерывное многолетние правление ханов, придало стабильность, ценность и качество тюркской цивилизации в период Караханидов, монголов и Тимуридов. Харун Бугра-хан из Караханидов правил 40 лет, Юсуф Кадир-хан 35 лет, Тамгач Ибрагим и Хасан Бугра Харун по 20 лет, Кызыл-Арслан Тамгач и Ахмет-Арслан-ханы по 27 лет, хорезмшахи Атсыз и Текеш по 28 лет, Алаедди Мехмет 21 год; Дженгиз 25 лет, один из его сыновей Кубилай Каан 35 лет, Кайду 38 лет, Бату 31 год, Ногай 43 года, Узбек и его сын Джанибек 45 лет; Также правительством правили Тимур 35 лет, его сын Шахрух 43 года, Улуг Бек 41 год, Хусейн Байкара 38 лет.

Среди тюрков также оставались народы, не принявшие Ислам. Одни из таковых являлись уйгуры, они были прекрасным народом и в нравственном отношении, они составляли искреннюю цивилизованную общность. Они усовершенствовали шелководство, садоводство и виноделие. Уйгуры преуспели в производстве ткани. Положение женщины в обществе было высоким. Они носили одежду из хлопка, льна и шелка, золоченые и парчовые меха. Другие тюрки точно также как уйгуры, были терпимы в вопросах религии. В Восточном Туркестане утвердились буддизм, манихейство, христианство и шаманизм. Они также многое переняли из ислама, что требовало бдительности в отношении них из-за их неуправляемого положения. На их территории было много храмов и монастырей.

Наука также была хорошо развита. Вошло и искусство печатания книг на китайский манер. Среди найденных рукописей было много переводов (особенно среди религиозных произведений) с санскрита, персидского, китайского и тохарского языков. Также были найдены артефакты, относящиеся к медицине, делегированию, праву и истории. Также найдены рукописи на древнетюркском руническом письме среди исторических артефактов, посвященных известному государственному деятелю Тоньюкуку, уйгурскому хану Бёку Хакану. Найдены фрагменты исторических артефактов, принадлежавших китайскому путешественнику В. С. Хиуэн-Цжану. Кроме того, было найдено множество коммерческих документов, указов ханов и паспортов. Все эти произведения на уйгурском языке; однако есть также произведения, написанные манихаи-уйгурами манихейскими буквами и христианскими уйгурами сирийскими буквами. Мубарекшали Гури, один из исламских авторов, рассказывает, что некоторые тюрки-немусульмане на востоке используют 25-буквенную «Согдийскую письменность», а другая группа использует 28-буквенную «Токузогузскую письменность», первая из которых должна быть Уйгурский и вторая, древнетюркская руническая письменность (гёктюрки). Уйгурское государство стало мощным источником чистой древнетюркской литературы.

Одним не исламизированным тюркским народом считаются хазары, принявшие в IX веке иудаизм. В XI веке, была написана Тора, написанная на старо тюркском ивритским письмом, и является одним из кипчакских диалектов. Хазары имели богатые рынки, сады и сельское хозяйство. Они производили и экспортировали хорошие мечи и доспехи. Есть записи, освещающие их культуру, дворцовую жизнь и походы ханов. Хотя хазары и приняли иудаизм, они не утратили своей воинственности. Они вели много войн с соседними странами. Кроме того, хазарские воинские части встречались во дворцах багдадских халифов и византийских императоров, а также во дворцах старых Сасанидов. Хазары уникальным образом использовали искусственных ежей (специальное оружие), (исп. Reiter = chevaux de frize), которых римляне использовали в своих войнах.

Автор подчёркивает и выделяет 3 основных аспекта, показывающих роль тюркского народа на исламскую цивилизацию:

Одним из важных событий, произошедших под влиянием большой активной роли, которую играли гектюрки в международной политике всей Азии и Восточной Европы в VI-VII вв., является то, что это влияние обусловило арабское развитие на Ближнем Востоке. свергнуть сасанидский Иран и распространить арабское господство на Среднюю Азию. Приняв ислам как религию, тюрки сделали его универсальной религией и облегчили и упростили в международном и гражданском отношении. Со дня оккупации Мавераннахра турками в 999 году нашей эры неаполитанские племена и иранцы, которые увеличились в Центральной Азии во время арабского вторжения, были изгнаны с политической сцены. Хотя их система государственного управления была военно-феодальной, они также активно работали над сохранением этой цивилизованной жизни и гарантировали, что последние этапы развития цивилизованной жизни средневековья приняли форму «турецкой цивилизованной жизни в Средней Азии».

Автор объясняет желание завоевания и сохранения территорий любовью тюркского народа к своей родине. Народ стремился избегать сладостной жизни, по их мнению, это делало тело женственным. Для того, чтобы великая держава сохраняло господство в своих руках, тюрки должны меньше есть, быть легким и проворным, уметь переносить всевозможные лишения. Махмуд кашгари писал: «Тюрки — особые воины Аллаха, Аллах посылает их в страны, которые захочет, Аллах сделал самые высокие части мира родиной для тюрок».

Правовые законы скифов, гоктюрков, огузов, булгар, хазар, уйгуров и монголов составляют единую жанровую систему. Такие правители, как Мете, Атила, Тунг-ябгу, Ченгиз и Темур, сами подчинялись этим законам. Эти вази не писались в книгах, а жили во внутреннем теле людей. На сегодняшний день эти традиции сохранились в казахско-киргизском поколении. Этот свод считался высшим законом по сравнению с исламским шариатом и являлся оптимальной организационной системой, которая была относительно надежной и пригодной для жизни.

Другой особенностью, которая выделяется в тюркской и монгольских завоеваниях, является привычка сочетать быстрые действия с тщательной стратегией, опираясь на небольшие, но хорошо организованные силы. В этом отношении примечательна тактика Мете и Атилы, одного из первых завоевателей, и Тюнг Ябгу, одного из гёктюрков. Стратегия Ченгиз хана и Тимура кажутся очень современными. Их завоевания также показывают, что они обладали широким мировоззрением и полностью осознавали географическое и политическое положение мира в свое время. Также известно, что эти завоеватели пользовались картами в своих экспедициях. В исторических источниках подробно зафиксировано, что Ченгиз и Темур пользовались картами. Также и х предки, гунны, тщательно продумывали стратегии при помощи карт. Это означает, что завоевания осуществлялись не по мотивам старых национальных традиций, а в соответствии с реальными условиями того времени. Было бы неправильно рассматривать крупные завоевания в тюркской истории, такие как завоевания Мете, Атилы, Ченгиза и Темура, как обычный набег и грабеж. Чтобы сделать свои завоевания успешными, Ченгиз лично проверил географические условия мест, которые он должен был завоевать, несколькими шпионами, которых он ранее отправлял.

Тюркские народы не использовали много денег, за место этого они используют вместо них шелковые ткани, называемые хадак. Они имеют своего рода банк, который обменивает деньги. Мелкие серебряные монеты в степи поступали только из соседних цивилизованных стран, таких как Китай или Греко-Бактрия и Персия, или чеканились там в небольшом количестве. Они использовали весовые золотые и серебряные слитки, называемые по-тюркски yastuk, Мавераннахре в период правления Саманидов 2,27-граммовые серебряные дирхемы, отчеканенные в бассейне Сырдерьи, и тазча, отчеканенные в Хорезме, а также серебряные или серебряно-медные дирхемы, отчеканенные Караханидами, составляли тысячную часть yastuk. В книге по металлу Тансукнаме, написанной от имени Хюлчгу Хана, у каждого племени есть обычай чеканить золотые монеты, а в Туркестане только «чинс», то есть 500 мискалей чистого золота, считается «балышем». Так как серебряные слитки (себаик ал-фидда), привезенные в Бухару из северного или восточного Туркестана (в XVI в.), были чистыми, то их покупали вместо товарных, т. е. как чистое серебро, и с тех, которые считались предметами торговли, взимались таможенные. В Хорасане подушки называли «тамгач серебряный» (nuqra-i tamgâçî) или «серебряно-стеклянный» (cam-i sîmîn), а суммарные — «тамгач-серебряный суму» (sumhâ-i nuqra -и тамгачи). Из них «50 рядов серебряного стекла» (т. е. подушки по 500 миккал) упоминаются как средство отвлечения в торговле в исламских источниках, относящихся к периоду Токузогузов (8–9 вв.). Бумажные деньги в IX веке были введены в Китае, что являлось финансовой политикой правительства. Однако торговые объединения, действовавшие во всей Азии, были «партнерами», созданными еще в монгольскую эпоху, а внедрение бумажных денег в торговлю пришлось на времена Хубилай-каана.

Во второй половине XIII века расширение великого монгольского государства Хубилай-Каана на восток и его брата Хулагу на западе до Индийских морей вызвало развитие морской торговли между Китаем и Ираном. Морская торговля между Китаем и странами Запада существовало и в прошлом. Развитие морских путей способствовали торговли в более широком масштабе в этот период также активизировало отношения между исламским миром и Китаем. Открытие компаса упростило путешествие по морю.

В монгольский период построили города в нижнем Эдиле и Тигре, Азербайджане и восточном Китае, (Ханбалык, Сарай, Тебриз, Лахор и Агра). Они провели крупные ирригационные работы в Чуйской котловине, а также построил два больших канала в Мугани в Азербайджане на западе и построил вдоль них города, поселки и села. Кроме того, они построил большие каналы в северной и южной части Кабула на границе с Индией и заселил их кипчакскими домами, привезенными им из племени кочи. Известно, что такого рода постройки устанавливались в одних и тех же планах и формах, и что эти места строились своими мастерами и инженерами.

Тюрки, известна как нация, вдохновлённая «национальным чувством». Завоевания неоднократно проводились с большими разрушениями, не могло быть стерто в ходе более поздних реконструкций и строительных работ. Хотя налоги у монгольских народов в целом не превышали нормы, сбор в оккупированных провинциях производился с грубостью, оскорблявшей рекрутированные кочевниками оседлые племена. Хотя строительство дорог и мостов монголами и организация почты (яма) были очень выгодны для цивилизации. Но насилие, проявленное при применении этих мер, — это незабываемая боль для тюркского народа.

По переписи населения, проведённой китайцами в I в. до н. э. для сбора налогов, известно, что провинции Кашгар — Яркент количество человек составляло 48 320. Мавренахр — 600 000 человек, в 9 веке же количество населения составило около полутора миллиона. Население же современного Казахстана в 16 веке составило около одного-полутора миллиона. Территория Центральной Азии никогда не составляла большие числа, исторически закономерно народы откочевывали в близлежащие государства. Армия Енисейских тюркских племен состояло из 80 000 воин. Армия киргизов состояла из 400 000 воинов.

Говоря об истории Золотой Орды, автор упоминает событие 1263 года, Берке и Ногай разгромили армию Хулагу на реке Терек на Кавказе. В том же году посланники Берке, приехавшие в Египет, были завербованы мамлюкским султаном Бейбарсом в организацию «ахиликов». Позже из высказываний Ибн Баттуты мы узнаем, что эта организация распространилась в Алтын-Орде. В том же году был подписан договор с Византией, обеспечивший открытие свободного морского пути между Египтом и Золотой Ордой. В следующем, 1264 году, князь Ногаев спас от византийского плена сельджукского султана Иззеддина Кейкавуса II, который тогда содержался в замке Айнос во Фракии, отправив туда сильных воинов. Берке-хан отдал султану Иззеддину и его окружению города Сулхат (Старый Крым) и Судак в Крыму. султан Иззеддин Кейкавус прожив 14 лет в городе Сарай столице Золотой-Орды, умер там в 1278 году. Он женился на дочери Берке Хана, Урбай Хатун, и стал там членом династии. Его сыновья и большая часть его окружения жили в султанской «йурд» в Крыму; К этим временам относится и мечеть в Сулхате (Старый Крым).

Легенда о Сары Салтыке, который всю свою жизнь провел в войнах, очень важна с точки зрения истории культуры народов Ильханлы и Улуса Джучи, в книге описывается история Золотой Орды во взаимодействии с другими государствами. Согласно Салтук-наме, этот шейх взял Эндирие (т. е. Эдирне) в качестве своего улуса со своими последователями на некоторое время, но он любил Кефе в Крыму; он снова обосновался в Эндирие, затем в «Крыму» (Султан Иззеддин Иктаи Сулхати).

Однако, когда князь Ногай, вождь дунайских и добруджинских татар, потерпел поражение от Токтагу-хана, оставшегося в Магусе, и был убит русскими воинами на войне, мусульманское господство на Балканах и деятельность дервиши были прерваны. Византийцы отвоевали многие из своих земель у сыновей Токтагу; В Исакче (Сакчи) поселился также князь, сын-немусульманин Токтагу и враг ногайцев. В стране, как рассказывает Салтык-наме, «господствовали кафиры», большая часть мусульман презирала Византию, а часть ушла в Анатолию. Об этих событиях зафиксировано даже в византийских источниках, что некоторые из обращенных в Византию даже приняли христианство, а другие были приняты в византийскую армию, хотя и были мусульманами. Шейхи, дервиши и прочие «мутаввиа» и туркмены, перешли из Анатолии в Добручу или Крым. Они отправились в Карасы под властью Халила Эдже, халифа Сари Салтика.

Айбек баба, Бузагу баба, Абдурахман баба, Баба Халил, Сары Салтык, Барак баба, Хаджы Бекташ, Ходжа Ахмет Яссауи сделали ислам национальной тюркской религией.

Обращение Берке-хана и его главнокомандующего Ногая в ислам и их победа в войнах с Хулагу в Кочи-Улуси рассматривались как реванш за халифат и победу ислама. По этому поводу в страны Берке и Ногай отправились «гази» из соседних мусульманских стран, Хорасан и Анатолии. Сафиюддин Эрдебили, шейх Эрдебиля из Азербайджана, отправился в Дешти Кыпчак и Крым со своими последователями и дал руководство. Из Анатолии турецкий шейх по имени Сан Салтык поселился в Крыму и Добрудже, то есть в местах, где был князь Ногай, с до 12.000 туркменских семей (возможно, большинство из них чепни) в 1263 году и проповедовал ислам. В этом же году Берке и Ногай разгромили армию Хулагу на реке Терек на Кавказе.

В том же году посланники Берке, приехавшие в Египет, были завербованы мамлюкским султаном Бейбарсом в организацию «ахиликов». Позже, из высказываний Ибн Баттуты мы узнаем, что эта организация распространилась в Алтын-Орде. В том же году был подписан договор с Византией, обеспечивший открытие свободного морского пути между Египтом и Золотой Ордой.

Улуг Мухаммед-хан, сын Икили Хасана, стал ханом Алтын-Орды в городе Сарай в декабре (1419–1424 гг.). Вышеупомянутый Барак-хан б. Куйрикак завоевал столицу Сарай. Улуг Мухаммед-хан в своем письме османскому султану Мураду II в 1428 году упомянул о своей борьбе с Барак-ханом и о том, что он одержал победу в 1427 году и вернул себе дворец.

В то время Улуг Мухаммеду был подвластен и Крым. Улуг Мухаммед-хан десять лет спустя потерпел поражение от внука Темур-Кутлуг-хана Кучук Мухаммед-хана. Побежденный, он ушел в русские провинции и сел на нижегородской стороне.

Элибай (бн Ильбек), который был потомком Шибаногуллары, занимавшего центральное положение и правившего Болгарской и Казанской провинциями. Он овладел данными территориями и в 1449 году, его сын Махмуд-хан разделил Золотую-Орду и основал Казанское ханство.

Сыновья Ицкиля Хасана и Баштемура были в тесном контакте с литовским королем Витольдом (1392–1430). Когда возникали внутренние конфликты, как и Улуг Мухаммед Хин, так и его сын Баштемур Гияседдин (Делюк Кияс) нашли покровительство литовского короля и смогли укрыться там на некоторое время. Хаджи Герей, покинувший Золотую-Орду и основавший независимое Крымское ханство, родился в Литве. После того, как Улуг-Мухаммед-хан победил Барак-хана и поселился во дворце (1428 г.), Хаджи-Герей возвратился в Крым с помощью Витольда и провозгласил себя ханом с помощью вождей племени Ширин. Однажды он с Конгират беком Хайдаром посещал уже Крым и снова отправился в Литву, побывав некоторое время со своим братом Джихангереем, который был главной опорой сыновей Токтамыша. Однако вожди Конгират урук, которые были главной опорой Токтамыш-огулов, объявили Сайида Ахмета ибн Джеббарберди, внука Токтамыш-хана, ханом на территории современной Украины, на реках Тене (Дон) и Озу (Днепр). Между 1447–1455 годами Сайида Ахмет ибн Джеббарберди пытался управлять всей территорией Золотой Орды. Таким образом, в стране Золотой Орды в середине XV века образовалось четыре ханства, а именно ханство сыновей Темура-Кутлуга в Сарае, ханство Ичкили Хасана в Казани, ханство потомков Токтамыша на Украине и ханство потомков Бастемура в Крыму.

Дженавидзы, владевшие городами Кефе, Менкюп и Сугдак в Крыму, воспользовались этими конфликтами и попытались усилить свое влияние на всем черноморском побережье. Хотя Хаджи-Герей разбил генуэзскую армию под командованием Карло Ломеллино в 1438 году, он не смог взять Кефе. Через некоторое время Сайид Ахмет-хан оказал давление на Хаджи-Герея и вытеснил его из Крыма; но фактически Крымом правил глава племени ширин — Текене. Он в свою очередь возвратил Хаджи-Герея. Завоевание Стамбула османами в 1453 году полностью изменило ситуацию. Хаджи Герей попросил Фатиха о помощи против жденевизов. Он также осадил Кефе, отправив около 50 галер под командованием Демира Кахья в 1454 году. Первая османская попытка была успешной, поскольку Хаджи Герей заключил мир с дженевизами. Союз с османами усилили влияние Хаджи Герея, и в 1455 году в битве на реке Озу Сейид Ахмет-хан потерпел поражение. Сейид Ахмет-хан и Минкерман (Киев) были преданы и убиты литовцами. В это время потомки Токтамыша полностью ушли с политической арены. Западная и северная стороны потомки Ичкили Хасана полностью отвевали у русских. Золотая-Орда стала ареной борьбы между потомками Баштемура в Крыму и потомками Тимура Кутлуга в Сарае. Хаджи Грея считали законным правителем Золотой Орды и называли его «Тахтил-хан» или «Тахт-хан». После смерти Хаджи Герея в 1466 году его сыновья Менгли Герей, Нур Девлет не могли разделить земли Хайдар Крыма. Однако в письме, которое Менгли Герей, старший сын, написал Фатиху в 1469 г., говорил о себе, как о хане государства.

После того, как Фатих разрушил греческую империю Трабзон в 1460 году и освободил Амасру от генуэзцев в 1461 году, настало время южного Крыма, который был последним пристанищем генуэзцев на побережье Черного моря. Поскольку генуэзцы Кефе в основном взаимодействовали с Золотой Ордой, старший сын Хаджи-Гирея — Менгли-Герей-хан (1466–1517) обратился к Фатиху за помощью против генуэзцев сказав, что «их устранение — это не то, что я могу сделать в одиночку». В последствии Фатих, отправил флот под командованием Гедик Ахмет-паши в 1475 году, занял Кефе и очистил побережье Черного моря от генуэзцев. Менгли-Герей-хан, как и его отец Хаджи-Герей, был близким другом Московского русского княжества. Его переписка с Фатихом продолжалась и после занятия Кефе, но вскоре после этого, в результате конфликта с братьями и ханами Алтын-Орды, он укрылся у генуэзцев и греков в Манкюпе. После ухода Менгли-Герей-хана Крымом, правил Нур Девлет, но фактический его владыкой был Ширин Эменек. Однако, в том же году Менгли Герей был перевезен в Стамбул, Золотой Ордой правил Ахмет-хан. В 1459 году умер внук Тимура Кутлуга, Младший Мухаммед-хан Темур-хан, его сын Махмуд-хан занял его место в Сарае, столице Золотой Орды.

Сохранилось дружеское письмо Махмуд-хана к Фатиху. В литературном виде он описал теплые отношения между их предками, что ихмотцы переписывались, посылали между собой послов и посылали друг другу дары, и что продолжение тесных взаимоотношений будут полезны и в будущем. После смерти Махмуда Кучук Мухаммад-хана правил его брат Ахмет-хан Кван Мухаммед-хан (1469–1481). До нас дошло письмо, из которого становится известно, что Менгли-Гирей занял Крым сразу же после Стамбула в 1476 году. Это письмо, написанное очень дружелюбно на турецком языке, началось с замысловатых арабских и персидских фраз. Хан придал этому письму особую форму и собственноручно подписал поля как «тахийят уль-мухабба Ахмед бин Мухаммед бин Темур Хан».

Есть упоминание, что некто по имени Карач Бахадыр принес ему письмо. В этом письме есть персидский отрывок, написанный Фатихом: «Иан-и а’зам Ахмедян», «эмири а’зам Мубаризуддин [Нур] Девлет Хан», где он называет Менгли Герея своим братом, подчеркивая его верность. Когда Ахмет-хан занял Крым в 1476 году, он назначил своим наместником князя по имени Ганибек. В 1475 г. венецианские послы, отправившиеся в Тебриз через Золотую Орду, хотели подговорить Ахмет-хана против Турции, то хан отверг это предложение. Сарай, который был столицей Золотой Орды, а также Астархан и Окек, которыми правили братья Ахмет-хана, в те времена были процветающими городами. Копии произведений искусства, созданных в этих городах, были скопированы и хранятся в стамбульских библиотеках.

Эменек Бек пишет в письме в 1478 году: «Ахмет Хан, тронный хан, собирает силы из провинции под названием Оксюзлер и идет против Темур-бека». «Темур-бек» — Мангыт Темур ибн Мансур ибн Нурдждин ибн Эдуге, бейлербег Касыма ибн Махмуда, племянника Ахмет-хана, правившего в Астархане, поскольку он являлся тем, кто совершил поломничество в Мекку, его называли «Темур Бек Хаджи». Темурбек был очень известным в свое время правителем, до наших дней дошли некоторые ногайские эпосы, повествующие о нем, русские называли жителей Астархан «народ Темура». Он является отцом жены Менгли Герея Нурсултан Бике. Поход Ахмет-хана против Темур-бека упоминается и в истории Шибанлы-Шайбак-хана, находившегося в то время у власти в бассейне Сырдарии.

Как только Менгли Герджи вернулся в Крым, он начал борьбу в союзе со своим старым другом, русским князем Иваном III, против тронного хана Ахмет-хана. В 1480 году, воспользовавшись неустойчивостью в Золотой Орде, Ахмет-хан предпринял поход с большим войском против Ивана, провозгласившего независимость и нарушив ханский указ. Но Менгли Герей действовал с тени. Еще до прихода Менгли-Герея из Стамбула в 1479 г. его брат Нур Девлет, укрывшийся в Москве, перешел с русским войском в нижнюю часть Эдильской котловины, сжег город Сарай и вырезал его жителей

Русские продвинулись достаточно далеко, чтобы принести большой урон Золотой Орде. Основных причин тому две:

Во-первых, хотя ханы Алтын-Орды всерьёз стремились продвигать гражданскую жизнь, основывая города, поощряя и укрепляя торговлю, они пренебрегали обучением тюрок оседлой, деревенской жизни и мудрости. В центре Золотой Орды, когда пришел Ибн Баттута, то есть во времена Узбек-хана, славнейшего хана этого государства, русские свободно освоили реку Едиль (Волга) и передвигались по ней без всякого препятствия, государственные серебряные рудники находились в их родном городе и эксплуатировались ими. В Сарае, в столице Золотой Орды, русские, занимавшиеся торговлей, имели отдельный квартал. Ханы не знали, что доминирующий турецкий элемент остался только в виде полиции, государственных служащих и солдат, что представляло опасность для их независимости.

Вторая причина заключается в том, что русское княжество, примыкавшее к Финскому заливу и жившее в военных и торговых отношениях со шведами, германцами и балтскими племенами, постепенно расширялось и усиливало свое влияние, взяв под свое влияние Московскую область, прежде населенную финнами. управления, так и все маленькое русское княжество в своей среде. Вопрос в том, что ханы оставались равнодушными и даже неосознанно помогали им против увеличения экономического роста, связываясь с немецкими прибалтийскими торговыми компаниями, которые начали развиваться в то время. Основатель этого княжества внук Александра Невского Юрий (1316–1326), который был очень лживым, и его брат Иван Калита (1328–1340) приблизились к хану Узбеку в своих интригах против других князей и взяли власть над Москвой с помощью хана.

Великий Узбек-хан, только что принявший ислам, еще не знал, всех правил этой религии. Вот почему он выдал свою сестру Кончеке за князя Юрия. И не возразил ее принятию православия и смене имени на Агафия. Русские племена, первоначально принадлежавшее шведскому князю, контактировали с тюрками при гуннах; Именно оттуда они переняли государственную структуру «хан» и «тудун». Господствовавшая у этих племен система улушей была не только тюркской и отличной от системы соседних балтских племен, но и свою «народность» они обозначали как «волость» по диалекту эдиль-булгар. Нахождение под властью Чингисхана обеспечило им устойчивую систему политического управления.

Иван Калита, следуя тенденции централизма Чингисхана, к которой он был прикован, начал собирать мелкие роды вокруг Москвы, и он взял на помощь около 50 000 тюркских воинов от хана Узбека, сказав, что мелкие княжества угрожают им, таким образом натравив их друг на друга. Таким образом ему удалось реализовал свой план, объединения русских вокруг Москвы, центра величия. Ему было присвоено звание «первого объединителя русских». Отдача дочери хана за брата и войско хана в помощь ему принесла Ивану Кахте необычайное влияние и известность. Потому что, вопреки утверждениям многих современных русских ученых, духовное влияние золотоордынских ханов в глазах христианских подданных того времени было очень велико.

Иван Калита с позволения хана Узбека перенес русский митрополит из старого центра Владимира в Москву, а самому хану и его жене были даны широкие полномочия митрополите. Наконец, Узбек-хан предоставил Ивану Кахте право собирать налоги в русских странах, также отрезал путь управления тюркским «баскаком» в русских областях и превратил Россию в государство. Воспользовавшись в полной мере смутой, происшедшей в Алтын Орде внука этого Ивана — Дмитрий Озбей, в 1380 году победил великого татарского вождя Мамайа и распространил русское влияние до Дона и получил прозвище «Донской». Дмитрий, живший в то время, когда беи боролись за внедрение сильной системы централизации в странах Ченгизидов, подобно своему современнику Мураду Гази, принял метод передачи правления прямым потомкам, вместо системы передачи власти старшим среди членов семьи, таким образом ему удалось централизовать управление Россией.

В декабре этого года, южная и западная части Руси, Украина и белые-русская сторона соединились с Литовским царством, а литовский царь О. Игерд (1345–1377), объединил всех, приняв православное христианство. Сын Ольгерда Ягелло (1377–1434) также захватил Польшу, сумев распространить влияние своего дяди Ю. Витольда (Витофта) на запад Крыма. В их руки попали все притоки реки Озу (Днепр), побережье Черного моря между этой рекой и нижним Дунаем. Тюрков это не заботило, так как в улус Джучи, каждое ханство было самодостаточно. Темур отправил Токтамыша, одного из потомков Джошы, которого объявили ханом и который наконец, объединил государство.

Однако вместо того, чтобы возродить павшее влияние Золотой Орды среди восточноевропейских христианских территорий, он пошел на Азербайджан с армией из десяти дивизий в начале 1385 года и разрушил города Тебриз, Марагу и Шенби Газан. По словам Клавичо, в это время также были разрушены города Сюрмели и Казекюн. Токтамыш убил около 100 000 жителей Тебриза, противостоявших ему, и взял в плен 200 000 человек из Азербайджана.

Два года спустя, воспользовавшись отсутствием Темура, который прибывал в Иране, он убил жителей Кеша и Нахшеба, путем разгрома и грабежей, сжег дворец Зенджир, считавшийся самой ценной штаб-квартирой чагатайцев и взял много пленных. Из-за своих действий, Тохтамыш потерял доверие народов Сырдарьи и Хорезма. Тимур же наказал его и сделал Темура Кутлуга, одного из ченгизидов, ханом Золотой Орды. Хотя в хрониках Темура написано, что он разграбил и разрушил Москву, он смог уничтожить города, подвластные Московскому княжеству (Рязань и др.) и не смог продвинуться далеко на север, так как зима подошла.

Но ему удалось полностью разграбить южную Русь, которой была подвластна Литва, и часть Киева. Сначала Тимур ударил по Токтамышу на востоке, за Эдилом, и сразу же после захватили Крым и разгромили генуэзцев в Кефе. Темур, по возвращении из похода, в письме, которое он написал Йылдырыму Баязиду весной 1396 года из Шабурана, говорил об этой победе, говоря «победа, достигнутая нами по милости Бога» и описывая, что Токтамыш укрылся в Литве этот союз русских, литовцев и поляков «Он называл его «Фирены за рекой Озу». Темур чувствовал, что этот союз представлял большую опасность для Золотой Орды в то время, и он ясно заявил об этом в своем письме к Баязиду.

Когда Тимур пребывал в Украине, Баязид отправил ему письмо, с дружественными намериниями и предложении союза и Темур отступил, узнав, что армия Баязида на западе. Темур, объясняя, что укрытие Токтамыша в Литве после вторжения Темура-Кутлуга в Крым создаст новую силу, представляющую опасность как для него, так и для Баязида. Он написал Йылдырыму: «Необходимо вести войну и джихад с неверными Фиренками за рекой Одзу; мы, наш друг с той стороны, должны действовать сообща для устранения этих упорных врагов, и успех в этих делах зависит от вас, а это включает и интересы народа. Согласно видению Темура, он планировал сначала нанять мамлюков в Сирии, а затем вместе с Баязидом совершить поход против фиренков. Как известно, задумки Темура не увенчались успехом, и в конце концов он пошел войной на Баязида.

Токтамыш-хан, с другой стороны, продвигал свои попытки вернуть трон, обращаясь за помощью к своим христианским и иностранным союзникам против правления Эдуге Мирзы и Темур-Кутлуга, которые были очень популярны в Золотой Орде. Литовский князь Витольд готовился к войне против Темур-Кутлуга под предлогом защиты Токтамыша и построил рядом с Оркапы, в самом устье Крыма, крепость под названием «Священный замок Йоханна»; это дало литовцам господство над Крымом. С другой стороны, он заключил соглашение с Токтамышем и заверил, что ему будут отданы все страны, подвластные Московскому княжеству, и призвал на помощь балтийских немцев и молдаван. Он даже обратился к папе Бонифацию IX за разрешением начать «крестовый поход» против ханов. Папа дал это разрешение от 4 мая 1399 года. Хотя рыцарский орден балтийских немцев не хотел публично воевать против Золотой Орды, он послал помощь Витольду и Тохтамышу под командованием Маркварта фон Сульсбаха. Однако этот «Крестовый поход», в котором участвовал и Токтамыш, потерпел полную неудачу: 22 августа 1399 года Темур-Кутлуг и Эдюге победили Витольда, Токтамыша и его союзников в великой войне на реке Ворскла, самом южном левом притоке Днепра. После поражения на «Ворскла» Токтамыш ушел с политической арены и умер.

Хотя Едуге-бек осадил Москву в 1408 г., разграбил русские страны и заставил их платить налоги, которые они регулярно платили, тюрки были дискредитированы в глазах русских и литовских племен. И, после Тохтамыша продолжалась позорное, по меркам Чингизидов, побеги к русским и литовцам, при братских спорах. Абдал Латиф бин Юсуф Ал-Багдади: «До них доходит вся информация о положении народов мира, но информация об их положении не доходит до других народов».

Но после 1357 г. в Золотой Орде, в период смуты, после того как эти «фиренки» привыкли бежать и просить о помощи, соседям были известны все тайны Золотой Орды, но политические цели соседних государств оставались такимиже неизвестными. Таким образом, около 1480 года Золотая Орда находилась в полном упадке. Фатих осознавал важность крымского вопроса для османов. Начатую им работу по изгнанию «кафиров с берегов моря Кефе». Но роль, которую сыграет Москва, еще не была ясна османам. В этом отношении это не помешало Менгли-Герею, который был другом Ивана Третьего, положить конец наличию и присутствию Золотой Орды. Шибан-хан Ибак (Ибрагим) и мангытский владыка Муса-бек, рассердившиеся на Ахмет-хана и заключившие соглашение с Менгли-Герей, убили Ахмет-хана внезапным нападением на реке Дон в начале 1481 года. Именно это событие принесло независимость Москве, которая находится на подъеме в экономическом отношении и поэтому привлекает многих татарских князей и панов.

Как эти жалкие междоусобные войны Токтамыша и Эдюге, Темур-Кутлуга и Кучука Мухаммед-хан с крымскими ханами привели к бедствию в стране, в результате этого нация Улуса Джучи была опустошена, тюркские племена рассеяны, многие тюрки ушли и смешались среди чужеземных народов. Русские ни на минуту не опоздали, воспользовавшись развалом Золотой Орды, и провели походы в Сибирь вышли к берегам рек Иртыш и Обь в 1483 г. и захватили северные торговые пути с этих сторон.

Его сыну Сейиду Ахмед-хану (1481–1502), сменившему Ахмет-хана, и его брату Шейху Ахмет-хану постоянно приходилось воевать с Менгли-Герея. В 1485 г. брат Сайид Ахмет-хана Муртаза и Махмуд Султаны вместе с вышеупомянутым владыкой мангу Темур-беком нанесли поражение Менгли-Гирею в войне, В 1491 г. Сеид Ахмет-хан лично выступил на Менгли-Гирей; Они также снова сожгли столицу Золотой Орды Сарай. В 1502 году Менгли Герей мобилизовал всех врагов Золотоордынского ханства, напал на город и полностью сжег и разрушил его в последний раз. Тем самым было окончательно отдано Золотоордынское ханство.

Ханы, происходящие от Темур-Кутлуга, могли править только в Нижнем Эдиле и Астархане некоторое время. Когда брат Сейида Ахмет-хана, шейх Ахмет-хан, провозглашенный ханом после его смерти на войне, потерпел поражение и за ним последовал Менгли Герей, он захотел искать убежища в Турции. Но Баязид II не принял шейха Ахмеда в качестве беженца, так как перешел на сторону Менгли-Гирея. Позже он отправился в Мингкерман (Киев) и обманул литовцев. В 1513 году, пожилой Менгли Герей написал письмо Казанскому хану, говоря, что теперь понял, что Россия является врагом и что он оставляет правительственные дела своему сыну Мухаммеду Герею и что он признает последним ханом Золотой Орды Ахмета. Брат и племянники шейха Ахмет-хана, правившие Астарханом, постоянно воевали между собой. В этой внутренней борьбе тюркские (т. е. монгольские, западноюркские, кыпчакские и другие тюркские) народы, составлявшие основу Золотой Орды, были крайне измотаны. Во время правления Баязида II, между 1512 и 1513 гг., происходила большая эмиграция. Это было следствием этих внутренних распрей в Золотой Орде. Племена, которым доверяли крымские ханы, были: ширинские, барынские, сычивутские, аргинские, хитайские и кыпчакские уруки. В Аккермане поселились все племена, подвластные Темур-беку и его братьям, и племена, подвластные вождям «Мансур-оглу» из сыновей Эдюге.

Труды Ахмет-Заки Валиди Тогана и по сей день являются важнейшими и базовыми в тюркологической науке, так как включает в себя все аспекты тюркского этноса и истории. Многие работы ученого до сих пор не были переведены на русский и казахский языки.

Литература:

  1. Ссылка на сайт: U5unLJbnG1CzTyQ3Yyil7ugK20vdjxY9qvJm4tCb.pdf (bashkort.org)
  2. Zeki Velidi Togan, Umumi Türk Taribine Giris, Enderun Kitabevi 1946/1981. 3. V.
  3. Zeki Velidi Togan, Tarihte Usul, Enderun Kitabevi (4. baski), Istanbul, 1950/1985 s. 18.
  4. Zeki Velidi Togan, Mogollar, Singiz ve Türkler, Bozkurt Yayinlan, Istanbul, 1941, s. 4.
  5. Togan, Bu dönemlestime, onun «kültür» ve «medeniyet» kavramlaria yokledigi anlamlarla yakindan ilgilidir. 1946/1981. s. 2–3.
  6. Şeyh Süleyman Efendi. Lügati Çağatay ve Türkî-i Osmanî. İstanbul 1298/1882.
  7. Togan, Z. V. Divanı Mahtumklu. Şura. 1913, 12, 357–360. 13, 393–395. 14, 424–428. 15–460. 16, 491–494. 17, 522–524. Orenburg.
  8. Togan, Z. V. Hatıralar (Türkistan ve Diğer Müslüman Doğu Türklerinin Milli Varlık ve Kültür Mücadeleleri), Ankara: TDV yay. 1999.
  9. Togan, Z. V. Mahtumkulu Divanı ve Yedi Asırlık Türkçe Bir Manzume, Şerh ve Tenkit Eden: Şeyh Muhsin Fânî, İstanbul 1340. Uludağ Üniversitesi İlahiyat Fakültesi Dergisi Cilt: 22, 189–202. (çev.: Dr. Tahir AŞİROV). (2013).

[1] Статья подготовлена в рамках реализации проекта грантового финансирования Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан ИРН АР13268967 «Современная турецкая историография изучения Золотой орды»

Основные термины (генерируются автоматически): Золотая Орда, Крым, хан, Москва, быль, время, Китай, сын, тюрк, тюркский народ.


Похожие статьи

Задать вопрос