Об описании событий периода правления монголов в источниках на староузбекском языке | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Отамуротова, Р. О. Об описании событий периода правления монголов в источниках на староузбекском языке / Р. О. Отамуротова, Д. О. Отамуротов, С. Ж. Нураддинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 655-656. — URL: https://moluch.ru/archive/110/26677/ (дата обращения: 24.11.2024).



В недавнем прошлом было под запретом говорить о великих людях, их статусе, подвигах, а также их трудах, занимавших достойное место в длительном историческом периоде, так как, всестороннее обсуждение деятельности лиц, правящих обществом, и одновременно занимавшихся другими отраслями, требует глубокого осмысления и потенциала, быть лицом с широкими и прочными знаниями. Особенно нужно обращать внимания на тех, кто оставил блестящий след в истории узбекской национальности и писал об истории монголов в период царствования монгольских правителей.

В трудах нашли своё отражение не только история монгольских правителей, но и своеобразия того времени. Ценнейшими произведениями, обладающими богатыми данными для изучения истории Средней Азии, в частности, период монголов считается произведение «Таворихи гузидан нусратнамэ», исторический труд Мухаммад Салиха «Шейбанинамэ», труд Абулгази «Шажараи тюрк и монгол».

По словам П. И. Лерэса, произведение «Таворихи гузида нусратнамэ» написано Султан Валадом, который был сыном известного просветителя, поэта Джалалиддина Руми [1, с. 11].

Однако Султан Валид жил 300 лет раньше (1226–1312 гг.) до появления данного труда. А. А. Семенов, Р. Г. Мукнинова и В. П. Юдин считают, что «Таворихи гузида нусратнамэ» написано Шейбаниханом или по его активному участию [2, с. 18–19].

Во вступительной части произведения автор именует себя «странником». Далее пишет, что ему поручили выбрать исторические факты с книг «Тарихи джаханнамаи», написанный о Мунке, «Таворихи гузида» посвященный дочери Казахана, а также включить в новый труд и историю о Шейбанихане и, после этого, он составил сборник которому он дал название «Таворихи гузида, нусратнамэ» («Книга о победах. Избранные годы»). Значит, произведение было написано одним из приближенных историков Шейбанихана [2, с. 14].

«Таворихи гузидаи нусратнамэ» написано в период между 1502–1505 годами и состоит из 2 самостоятельных частей: «Таворихи гузида» и «Нусратнамэ». В первой части описываются события, связанные с тюрками, Чингизханом и его потомками. В нее включены рассказы об их правлении в Моголистане, Дашти-Кипчаке, Средней Азии и Иране. Во второй части рассказы охватывают период с рождения Шейбанихана до завоевания им Дашти Кипчака, также описывается социально-политической обстановка Средней Азии того периода.

Вторая часть труда «Нусратнамэ» представляет собой научную ценность. Здесь полностью и правильно описываются строение войск Шейбанихана, его этнический состав, события о вторжении кочевых племен в Каракуль, Гисар, Чаганиян, Уратюбе и Ходжент. Кроме того, в труде все события точно датируются. И только в «Нусратнамэ» полностью освещается захват Шейбаниханом Ферганы.

До нас дошли только 2 письменных копий «Таворихи гузида, нусратнамэ». Одна из них хранится в Санкт-Петербурге, другая же — в Великобритании (в Британском музее).

Фототексты источника с необходимыми разъяснениями и исследованиями в 1967 году опубликованы в Ташкенте.

Автором произведения «Шейбанинамэ» является Мухаммад Салих, выходец из тюркской племени билкут, который был внуком Шахмалика, авторитетного амира периода Шахруха и Улугбека. Отец амир Нурсаид служил вначале у Улугбека, затем у султана Абу Саид Мирзы. В 1464–1467 гг. был хакимом Хорезма и в 1467 году казнен по приказу султана Абу Саида. Мухаммад Салих в 1494 году служил в Самарканде Дервиш Мухаммад тархану и Ходжи Мухаммад Яхё сыну Ходжи Ахрора, а в 1500 году перешел к Шейбанихану.

Мухаммад Салих оставил стихотворный труд, рассказывающий о жизни Шейбанихана и его кровавых войнах. Он ведет дискуссию о событиях, начинающихся с рождения Шейбанихана, а также о социально-политическом положении Дашти-Кипчака, Мавераннахра и Хорезма в начале ХVI века. В произведении имеются ценнейшие данные о зверствах войск Шейбанихана, об обременительном положении простого народа, о восстаниях населении Каракуля, Карши и Гузара. Труд обладает также ценнейшими географическими и этнографическими данными.

Произведение «Шейбанинамэ» написано после 1505 года. Рукописные экземпляры данного труда почти не сохранились. До нас дошли лишь 2 варианта: одна из них хранится в Вене, вторая — в Санкт-Петербурге в университетской библиотеке. Произведение было издано четыре раза (1885, 1908, 1961, 1989 гг.).

Крупный ученый-историк, Хивинский хан Абулгазихан (1644–1663) родился 23 августа 1603 года в Ургенче и жил здесь до 1619 года. Затем, проиграв бой за трон в борьбе с братьями Хабаш и Эльбарс, бежал за убежищем в Бухару к Имамкулихану (1611–1642). Но, не пройдя много времени, (1627 г.) потерпел поражение в борьбе с братом Асфандиярханом и опять оставляет отчизну. На этот раз он бежал в Туркестан и нашел убежище у казахского хана Ишамхана (1598–1628 гг.). Через год, в 1628 году, другой казахский хан Турсурхан увел его в Ташкент и Абулгази здесь прожил до конца 1630 года.

Через некоторое время Абулгази по приглашению хивинских туркмен возвращается в Хорезм. Однако Асфандиярхан, обвинив Абулгази во вторжении в Ниса и Дарунга, заключает его тюрьму, и отправляет к иранскому правителю Сефи I (1629–1642) в качестве залога (согласно средневековым обычаям, подчиненный хан должен отправить один из своих наследников в качестве залога во дворец победителя. Тут приведены примеры). Абулгази был заключен в крепость Таборак в Исфахане, где пробыл 10 лет. В 1639 году Абулгази бежал с тюрьмы, а в 1642 году, после изнурительных скитаний, прибыл в Хорезм. 1642 году, после смерти Асфандиярхана, Аральские узбеки возвели его на ханский престол, воспользовавшись этим, он устранил всех своих конкурентов.

1663 году Абулгазихан передал трон сыну Анушахану (1663–1687 гг.). После этого он всю свою жизнь посвятил науке. 1664 году он умер.

В исторических документах Абулгазихан представляется не правитель, а известным ученым. Он оставил 2 крупных, в то же время существенных исторических источника. Эта «Шажараи тюрк и монгол» и «Шажараи тарокима».

Произведение «Шажараи тюрк» было начато в 1664 году и, в связи с неизлечимой болезнью Абулгази, оно не было завершено. Продолжение IX главы произведения, т. е. события, происходившие в 1644–1663 годах, было выполнено по поручению Анушахана. Докончил данную главу Махмуд ибн Мулла Мухаммад Гурганджи, кем были доработаны и I-VI главы произведения.

«Шажараи тюрк и могол» состоит из краткого вступления и 9 глав. Во вступлении описывается причины написания данного труда. В I главе повествуется о социально-политических событиях связанных до времен монгольских ханов, во II главе — от монгольских ханов до Чингизхана, в III главе — с рождения Чингизхана до его смерти, в IV главе — об Огабай-кагане и его потомках, правящих в Моголистане, в V главе — о Чагатае и его преемниках в Мавераннахре, в VI главе — об элханлидах, в VII главе — о Джучи и его преемниках, правящих в Дашти Кипчаке, в VIII главе — о Шейбанихане и его наследниках, правящих в Мавервннахре, Казахстане, Сибири и Крыму, в IX главе — о потомках Шейбанихана, правящих в Хорезме с 1511 года.

I-VIII главы произведения являются компиляциями произведений Рашиддина «Жаме ут-таворих», Шарафиддина Али Язди «Зафарнамэ», а также 18 других исторических книг. Только IX глава является оригинальным, где описываются социально-политические события Хорезма 1512–1663 годов.

Абулгази и его труд «Шажараи тюрк и могол» за короткое время завоевало внимание научной общественности. Труд в XVIII веке был переведен на несколько языков: на немецкий и французский (1726 г.), русский (1770 г.), английский (1780 г.).

«Таворих-и гузиде нусратнома», произведение Мухаммад Салиха «Шейбанинамэ», Абулгази «Шажараи тюрк и могол» считается важнейшими источниками для изучения событий периода правления монголов. Приведенные там данные являются достоверными.

Литература:

  1. Лерх П. И. Археологическая поездка в Туркестанский край в 1867 г. — СПб., 1870.
  2. Таворих-и гузиде нусратнома. Исследование, критический текст. Аннотированное оглавление и таблица сводных оглавлений А. М. Акрамова. — Ташкент, 1967.
Основные термины (генерируются автоматически): труд, Хорезм, Азия, глава произведения, произведение, I-VI, I-VIII, качество залога, Санкт-Петербург, Ташкент.


Похожие статьи

Описание средневековых городов Центральной Азии в исторических источниках

Из истории городов-крепостей Хорезма (на примере развития городов правобережья Амударьи в IV-I века до нашей эры)

Образы монголо-татарского нашествия в русских письменных источниках

Об исторических преданиях, приведенных в книге Бируни «Памятники минувших поколений»

Историко-картографические источники по Средней Азии в период развитого средневековья в Западной Европе

Развитие музыкальной науки в Центральной Азии в средние века

История становления военной конфедерации саков-массагетов на территории Казахстана

Хронология правления казахских ханов в XV — середине XVI века

О словообразовании имен прилагательных в современном узбекском языке

Историографий анализ национально-освободительного движения под руководством Кенесары Касымова в работах дореволюционных и советских авторов

Похожие статьи

Описание средневековых городов Центральной Азии в исторических источниках

Из истории городов-крепостей Хорезма (на примере развития городов правобережья Амударьи в IV-I века до нашей эры)

Образы монголо-татарского нашествия в русских письменных источниках

Об исторических преданиях, приведенных в книге Бируни «Памятники минувших поколений»

Историко-картографические источники по Средней Азии в период развитого средневековья в Западной Европе

Развитие музыкальной науки в Центральной Азии в средние века

История становления военной конфедерации саков-массагетов на территории Казахстана

Хронология правления казахских ханов в XV — середине XVI века

О словообразовании имен прилагательных в современном узбекском языке

Историографий анализ национально-освободительного движения под руководством Кенесары Касымова в работах дореволюционных и советских авторов

Задать вопрос