Медицина Узбекистана в период узбекских ханов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №12 (116) июнь-2 2016 г.

Дата публикации: 15.06.2016

Статья просмотрена: 5585 раз

Библиографическое описание:

Махсумов, М. Д. Медицина Узбекистана в период узбекских ханов / М. Д. Махсумов, Х. А. Садуллаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 697-699. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31536/ (дата обращения: 16.12.2024).



После укрепления государственной власти Шайбони-хан принял некоторые меры по нормализации хозяйственной жизни. Все эти мероприятия облегчили жизнь населения городов и сел, способствовали улучшению его здоровья. К этому времени медицина значительно дифференцировалась и начали появляться табибы — специалисты по отдельным разделам практической медицины. В период аштарханидов на территории Узбекистана медицина несколько оживилась. Но это длилось не долго. После смерти в 1702 г. Субханкулихана династия аштарханидов пришла в упадок. Перестали преподавать и медицину, не создавались труды по медицине.

Ключевые слова: узбекские ханы, медицина, развитие медицины и медицинской науки

В конце ХV в. Мовароуннахр легко был завоеван войсками Шайбони-хана. Его люди называли себя узбеками. Они, смешались с местным тюркским населением и составили основу нового государственного образования — династии узбекских ханов.

Своей столицей Шайбони-хан сделал город Самарканд. В государство Шайбонидов входили Мовароуннахр, Хорезм, Хоросан и некоторые соседние территории. Оно простиралось от Сырдарьи до Афганистана. В первое время в результате военных действий страна подвергалась дополнительным разрушениям. В истории этого периода отмечено несколько эпидемий холеры, чумы, дизентерии и других инфекционных болезней [1,3,4].

После укрепления государственной власти Шайбони-хан принял некоторые меры по нормализации хозяйственной жизни. Все эти мероприятия облегчили жизнь населения городов и сел, способствовали улучшению его здоровья. Основное население Мовароуннахра проживало в сельской местности и занималось сельским хозяйством и скотоводством. В связи широким развитием земледелия осваивались новые земли. Для их орошения создавались искусственные каналы, водохранилища. Мовароуннахр имел торговые связи с Индией, Китаем, Ираном. В городах Мовароуннахра шло строительство караван-сараев, рынков, дорог, мостов, каналов, медресе и мечетей, бань и др. На фоне такого, сравнительно высокого подъема экономической и политической жизни значительное развитие получили науки, литература, искусство и медицина. В городах создавались центры просвещения, открывались библиотеки. Особое место занимала Бухара. При шайбониде Абдулазиз-хане в Бухаре была создана большая библиотека, насчитывающая несколько тысяч книг по разным отраслям науки, в том числе и по медицине. Такая же библиотека была создана при дворце Шайбани — хана в Самарканде. В этот период появились первые научные труды, написанные на узбекском языке или переведенные на него. Выдающимся событием было создание на узбекском языке знаменитой книги “Бабур-наме” Захириддина Бабура. На узбекский язык были переведены книги по истории, литературе, поэзии и некоторым другим наукам. Появились труды по медицине. Первая такая книга на узбекском языке была написана известным ученым-табибом, правителем Бухары эмиром Субханкулиханом. Книга называлась «Тиббий Субхоний» («Субханова медицина») [3,4,5].

В период правления шайбонидов в Мовароуннахре (Узбекистане) значительное развитие получила медицина. Тогда почти в каждом городе имелись больницы, аптеки, медресе с медицинским уклоном, другие санитарно-бытовые объекты. Например, в середине ХVI в. в г.Ташкенте, в живописном местечке Чорбаг была построена больница “Шифо-хона” (лечебница), в которой лечили больных и раненных воинов. В больницах работали известные табибы, в медицинских школах преподавали опытные ученые. К этому времени медицина значительно дифференцировалась и начали появляться табибы-специалисты по отдельным разделам практической медицины.

Шах Али ибн Сулайман ал-каххал был родом из Ташкента. Здесь он учился и получил образование. Став табибом, начал лечить больных, главным образом с глазными заболеваниями. Он по своей специальности написал труд, который назывался «Зубда и манзума дар фани каххолий» («Стихотворное произведение, посвященное глазным болезням»). Шах Али Сулайман был неплохим поэтом. Поэтому он свой труд написал в стихотворном стиле. В книге изложены строение, физиология и патология глаза. Указываются методы лечения различных глазных заболеваний. Даются рецепты по изготовлению лекарств для лечения глаз.

Убайдулла ибн Юсуф Али ал-каххал был одним из видных ученых-табибов времени. Официально он считался глазным врачом (каххал). Но, как видно, Убайдулло ибн Юсуф занимался лечением и других болезней. Так, в его труде, «Шифо ул-алил» («Исцеление больного») изложены заболевания почти всех органов человеческого тела. Труд состоит из двух книг. В первой изложены описания различных органов их заболеваний и лечения. Во второй книге автор дает сведения о сложных лекарственных веществах, их составлении и методах применения. Книга «Исцеление больного» Убайдуллы ибн Юсуфа сыграла важную роль в истории медицины Средней Азии [3,4].

Период Аштарханидов (XVII-XVIII вв). К концу ХVI века государство шайбонидов в результате феодальных распрей ослабло. Правителем Мовароуннахра был избран Коки Мухаммад — представитель другого рода узбекских племен — аштарханидов. В политической, экономической и культурной жизни страны в это время не произошли какие-либо существенные сдвиги. В силу необходимости строились небольшие больницы, а иногда и специальные медресе, в котором обучали студентов. Например, в 1682 г. в Бухаре была построена больница «Дом исцеления». Ее строительство связано с именем правителя Бухары Субханкулихана

Субханкулихан проявил заботу о сохранении здоровья населения, чтобы на всей территории его владения в летнее время хлебопеки пекли хлеб с кунжутом. Это объяснялось следующим образом: в летнее время в связи с наступившей жарой среди населения увеличиваются желудочно-кишечные расстройства, а кунжут оказывает закрепляющее действие.

У Субханкулихана имеются и труды по медицине. Главный труд «Субханово оживление медицины». Он состоит из введения и восьми самостоятельных глав. Каждая глава в свою очередь делится на 4 раздела. В книге изложены диагностика и лечение заболеваний отдельных органов человеческого тела. Эта книга, по свидетельству известного востоковеда и путешественника Г.Вамбери, была переведена на немецкий язык и распространялась в Европе. Во введении автор указывает, что при написании данного труда, помимо трудов других табибов, он использовал свой личный опыт по диагностике и лечению различных заболеваний.

Субханкулихан часто собирал ученых и табибов, служивших в его дворце и устраивал беседы и диспуты, на которых разбирались важные научные вопросы. Например, обсуждалось содержание отдельных книг, уточнялась их ценность, а достойные отбирались для обработки и перевода.

Абдулгазихан — Абдулгази ибн Арабмухаммадхан Хоразмий, правитель хорезмского государства имел хорошее образование, занимался историей, математикой, литературой и медициной, к которой он проявлял особый интерес [2].

При Абдулгазихане (ХVII в.) Хорезм переживал свой новый экономический и культурный подъем. Абдулгазихан способствовал развитию науки, литературы искусства. Абдулгазихан поддерживал людей науки. При его дворце служило много ученых, поэтов, музыкантов и певцов. В хорезмских городах возводились новые объекты благоустройства. Так, в Хиве были построены одно медресе, два канала и один водопровод закрытого типа. Абдулгазиханом написаны несколько книг по истории поэзии. Медицине посвящена «Манофиъ ал-инсон» («Полезность для человека»). Эта книга написана на узбекском языке, а затем переведена на персидский. Она состоит из четырех разделов. В первом излагаются свойства простых лекарственных средств, способы их приготовления и применения. Во втором, посвященном сложным лекарствам, описывается получение сложных лекарств, их хранение и применение при различных заболеваниях. В третьем разделе рассматриваются лекарственные средства, в четвертом — теоретические и практические вопросы медицины, изложены высказывания других табибов по этим проблемам. В книге Абдулгазилхана приведены симптомы и методы лечения 124 различных заболеваний, описаны свойства и применение более 700 лекарственных средств. Он никогда не обращался за помощью к врачам и при необходимости лечил себя сам. «Манофиъ ал-инсон» написана на простом, доступным узбекском языке, поэтому имела большой успех. Её использовали многие табибы того времени.

Как видно, в период аштарханидов (вторая половина ХVII в.) на территории Узбекистана медицина несколько оживилась. Но это длилось не долго. После смерти в 1702 г. Субханкулихана, вступивший на престол его сын Убайдуллахан не в состоянии был сдержать государство от упадка. В 1753 г. правителем Бухары стал представитель узбекской династии Мангыт Мухаммад Рахим, при нем духовенство проникало во все сферы жизни государства. Народное образование полностью перешло в ведение духовенства. Перестали преподавать и медицину, не создавались труды по медицине. В лучшем случае они комментировались и переписывались отдельные части из старых книг для личного пользования.

Литература:

  1. Абу Райхан Бируни. Избранные произведения: Т. III, Определение границ мест для уточнения расстояний между населенными пунктами, 1966.
  2. Абдуллаев А. А. Очерки истории развития медицины в Хорезме. Ташкент: Медицина. 1980. 162 с.
  3. Кадыров А. А. Возникновение медицины в Средней Азии. Ташкент: Медицина. 1990. 41 с.
  4. Кадыров А. А. История медицины Узбекистана. Ташкент: Ибн-Сина, 1994. 233 с.
  5. Махмудова Н. М. Очерки истории развития внутренней медицины в Узбекистане. Ташкент: Медицина, 1969, 242 с.
Основные термины (генерируются автоматически): медицина, книга, узбекский язык, труд, Бухара, значительное развитие, летнее время, практическая медицина, хозяйственная жизнь, человеческое тело.


Похожие статьи

Развитие медицины на территории Узбекистана в период последних узбекских ханов (XVIII — XIX вв.)

Во всех ханствах существовали в основном конфессиональные школы. Такие ученые-мыслители как Салих ибн Мухааммад Кандахарий, Джунайдулло Хозык, Джафар Хозараспий, Махмуд Хаким Яйпаний, Атоулло табиб и многие другие сыграли большую роль в развитии меди...

Учебники Таджвида, опубликованные в Туркестане

В конце XIX и начале XX веков в Туркестане были опубликованы несколько работ по таджвиду. Они были изданы в большом количестве литографическим методом. Тот факт, что несколько работ по этой теме были созданы разными учеными в одно и то же время, пока...

Хорезмская Академия Маъмуна, ее роль в развитии науки, культуры и медицины в средневековье на территории Узбекистана

В средневековые времена, в Центральной Азии было много ученых и научных школ, и Академия Маъмуна в Хорезме может послужить тому ярким примером. По роли и значению в развитии общечеловеческой цивилизации Хорезмская Академия Маъмуна стоит в одном ряду ...

Научно-исследовательский кабинет музыки и талышский музыкальный фольклор

Талышский музыкальный фольклор включающие в себе уникальные мелодии, ритмы и тексты представляет собой духовное наследие, отражающее истории, традиции и образ жизни талышского народа. Живя на протяжении столетий бок о бок, они впитали в себя что-то и...

Развитие народной медицины и вопросы гигиены в период правления узбекских ханов

Как известно, народная медицина — это средства и способы лечения, эмпирически применяемые для лечения того или иного заболевания самим народом. Обычно эти средства и методы очень просты, но вместе с тем полезны. Народная медицина в основном основывае...

Особенности управления крепостью Орешек в XIV — XV веках

В этой статье авторы рассматривают процесс административного управления крепостью Орешек в XIV — XV веках. Они подробно пишут о том, какие органы администрации существовали в обозначенный период, каковы были их функции и как они взаимодействовали, а ...

Идентификационные аспекты депортации талышей в историческом контексте

Одна из самых мрачных страниц истории СССР — сталинские депортации. Во время хрущёвской оттепели 60-х годов XX века, а также после распада СССР этой теме было посвящено много исследований как на постсоветском пространстве, так и за рубежом. Однако ан...

О духовной чистоте в поэзии Махтумкули Фраги

Золотым веком туркменской литературы считается XVIII век. В этом столетии сформировалась и распространилась по всему миру туркменская национальная литература. Этот век подарил туркменской литературе Махтумкули. Вопросы, отображаемые в поэзии Махтумку...

История развития медицинской науки в Узбекистане

Эпоха средневековья для Узбекистана была периодом становления и плодотворного развития медицинской науки. На территории Узбекистан медицинская наука формировалась и получила наивысшее развитие в период средневековья (Х-ХП вв.). В разработке научных ...

Опыт музеефикации памятников Казахстана

В статье рассматривается опыт музеефикации памятников Казахстана, включающий успешные примеры превращения исторических и культурных объектов в музеи. Описаны ключевые музеефицированные объекты, такие как мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане, архе...

Похожие статьи

Развитие медицины на территории Узбекистана в период последних узбекских ханов (XVIII — XIX вв.)

Во всех ханствах существовали в основном конфессиональные школы. Такие ученые-мыслители как Салих ибн Мухааммад Кандахарий, Джунайдулло Хозык, Джафар Хозараспий, Махмуд Хаким Яйпаний, Атоулло табиб и многие другие сыграли большую роль в развитии меди...

Учебники Таджвида, опубликованные в Туркестане

В конце XIX и начале XX веков в Туркестане были опубликованы несколько работ по таджвиду. Они были изданы в большом количестве литографическим методом. Тот факт, что несколько работ по этой теме были созданы разными учеными в одно и то же время, пока...

Хорезмская Академия Маъмуна, ее роль в развитии науки, культуры и медицины в средневековье на территории Узбекистана

В средневековые времена, в Центральной Азии было много ученых и научных школ, и Академия Маъмуна в Хорезме может послужить тому ярким примером. По роли и значению в развитии общечеловеческой цивилизации Хорезмская Академия Маъмуна стоит в одном ряду ...

Научно-исследовательский кабинет музыки и талышский музыкальный фольклор

Талышский музыкальный фольклор включающие в себе уникальные мелодии, ритмы и тексты представляет собой духовное наследие, отражающее истории, традиции и образ жизни талышского народа. Живя на протяжении столетий бок о бок, они впитали в себя что-то и...

Развитие народной медицины и вопросы гигиены в период правления узбекских ханов

Как известно, народная медицина — это средства и способы лечения, эмпирически применяемые для лечения того или иного заболевания самим народом. Обычно эти средства и методы очень просты, но вместе с тем полезны. Народная медицина в основном основывае...

Особенности управления крепостью Орешек в XIV — XV веках

В этой статье авторы рассматривают процесс административного управления крепостью Орешек в XIV — XV веках. Они подробно пишут о том, какие органы администрации существовали в обозначенный период, каковы были их функции и как они взаимодействовали, а ...

Идентификационные аспекты депортации талышей в историческом контексте

Одна из самых мрачных страниц истории СССР — сталинские депортации. Во время хрущёвской оттепели 60-х годов XX века, а также после распада СССР этой теме было посвящено много исследований как на постсоветском пространстве, так и за рубежом. Однако ан...

О духовной чистоте в поэзии Махтумкули Фраги

Золотым веком туркменской литературы считается XVIII век. В этом столетии сформировалась и распространилась по всему миру туркменская национальная литература. Этот век подарил туркменской литературе Махтумкули. Вопросы, отображаемые в поэзии Махтумку...

История развития медицинской науки в Узбекистане

Эпоха средневековья для Узбекистана была периодом становления и плодотворного развития медицинской науки. На территории Узбекистан медицинская наука формировалась и получила наивысшее развитие в период средневековья (Х-ХП вв.). В разработке научных ...

Опыт музеефикации памятников Казахстана

В статье рассматривается опыт музеефикации памятников Казахстана, включающий успешные примеры превращения исторических и культурных объектов в музеи. Описаны ключевые музеефицированные объекты, такие как мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане, архе...

Задать вопрос