Роль Айше Мелек Озйетгин в становлении турецкой историографии Золотой Орды | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Научная публицистика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (548) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 05.12.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Жумабаева, А. А. Роль Айше Мелек Озйетгин в становлении турецкой историографии Золотой Орды / А. А. Жумабаева, С. Т. Тайшанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 49 (548). — URL: https://moluch.ru/archive/548/120163/ (дата обращения: 12.12.2024).



Одним из турецких исследователей, изучающих Золотую Орду, является А. Мелек Озйетгин (A. Melek Özyetgin). Ее исследования сосредоточены на политической и культурной истории Золотой Орды, средневекового монгольского государства, правившего обширными территориями в Евразии. В своих статьях о Золотой Орде А. Мелек Озетгин анализирует различные аспекты истории государства, в том числе его политическое устройство, экономику, общество и культуру.

Одним из наиболее заметных вкладов А. Мелек Озетгин в изучение Золотой Орды является ее анализ политической структуры государства. В своей статье «Золотая Орда: многонациональное и поликультурное государство» она утверждает, что Золотая Орда была сложным государством, которое характеризовалось высокой степенью этнического и культурного разнообразия. Она отмечает, что правители государства, имевшие монгольское происхождение, в значительной степени полагались на местные элиты в управлении завоеванными ими территориями. Это привело к возникновению многонационального правящего класса, в который входили не только монголы, но и тюрки, кипчаки и другие группы.

А. Мелек Озетгин также исследует экономическую историю Золотой Орды в своей статье «Золотая Орда: торговая империя». В этой статье он утверждает, что экономика государства была основана на торговле и коммерции. Золотая Орда была стратегически расположена на пересечении основных торговых путей между Европой и Азией, что позволяло ей контролировать поток товаров между этими регионами. Правители государства использовали свой контроль над торговлей для накопления богатства и власти, которые они использовали для усиления своей власти над своими подданными.

Еще одним важным аспектом исследования А. Мелек Озетгин Золотой Орды является ее анализ государственного общества и культуры. В своей статье «Золотая Орда: общество в переходный период» он утверждает, что государство характеризовалось сложной социальной иерархией, основанной на этнической принадлежности, религии и социальном статусе. Он отмечает, что, хотя монголы изначально доминировали в государственном обществе, со временем другие группы, такие как тюрки и кипчаки, получили больше власти и влияния. Это привело к постепенному изменению культуры государства, поскольку разные группы приносили в регион свои традиции и обычаи.

В работе «Следы уйгуров в золотоордынской государственной традиции (Altın Orda Devlet Geleneginde Uygur izleri)» автор пишет о том, что комплексное исследование, рассматривающее Золотую Орду на ее собственной оси, со всей ее политической, экономической и социокультурной институциональной структурой, в общей тюркологии не раскрыто в полной мере. Нехватка оригинальных тюркских документов, которые послужат источником для истории Золотой Орды, делает исследования в этой области в значительной степени зависимыми от иностранных источников [1].

Несомненно, большое значение в этом отношении имеет маленькое количество оригинальных документов, описывающих социально-культурное и административно-хозяйственного устройства Золотой Орды. Самая большая проблема, с которой мы сталкиваемся при изучении этих документов, особенно институциональной терминологии, заключается в неспособности полностью понять содержание и области использования многих институциональных терминов, принадлежащих к различным областям, которые мы видели в ограниченных текстах в качестве лингвистических данных. Иногда содержание и области использования терминов варьируются от региона к региону, что затрудняет точное определение термина. При решении этой задачи, прежде всего, рассмотрение морфологических и семантических изменений технических слов, относящихся к определенной области в историческом и современном Турецком языке, филологическая интерпретация того изменения, которое претерпел термин в диахроническом измерении, может привести нас к правильным результатам в определении содержания. Подобными проблемами полна институциональная терминология Золотой Орды, имеющей сильное государственное устройство [2]. Однако представляется возможным преодолеть возникшие в рассматриваемой области трудности, обратившись к уйгурскому языку, являющемуся одним из основных фундаментов в формировании золотоордынской государственной традиции. В рамках данного исследования при рассмотрении институциональной структуры и связанной с ней терминологии Золотой Орды внимание будет обращено на корпус гражданских документов, принадлежащих турфанским уйгурам, которые являются наиболее яркими источниками тюркской социально-экономической, исторической и юридическая жизни тюркского народа. Ссылаясь на содержание и важность этих документов на основе конкретных примеров, мы попытаемся определить параллели между двумя сферами тюркизма и в подробностях обсудим на примере уйгурских текстов в институциональной структуре Золотой Орды [3]. Имеются гражданские документы поздне-уйгурского периода, возможно, датированные 13–14 веками, о купли-продажи земли до аренды, долговых или кредитных расписок, сделанных на определенные товары, продукты или деньги, усыновления и имеет богатый контент, начиная от различных квитанций по счетам и заканчивая регистрационными записями и списками уплаченных налогов. Эти документы освещают социальную, правовую и экономическую ситуацию уйгурского периода и содержат богатый материал по социальной истории и языку. Как известно, уйгуры, обладающие глубоко укоренившейся культурой и цивилизацией, внесли важный вклад в формирование тюрко-могольской государственной традиции со времен Чингисхана. Тюркско-монгольская империя, созданная Чингисханом, сложилась в уйгурско-тюркской традиции и приняла ее универсальную форму. Традиция устойчивого государства, установленная Чингисханом, также прижилась и в других нациях и государствах, управляемых чингизидами, которые выросли в разных географических регионах и смешались с разными культурами и сформировались в относительно разных стилях. Соответственно, вырисовывается необходимость принять уйгурское влияние в золотоордынском государстве как продолжение чингисханской государственной традиции и оценить его в этих рамках.

После 840 г. обращает на себя внимание роль уйгуров как культурных носителей степных народов. Несторианство и буддизм распространились среди монгольских племен через уйгурские племена. Есть область взаимодействия, которая развивается в рамках исторического процесса уйгуров на Востоке. Динамичное уйгурское влияние проявилось по всей степи Чингисхана в Средней Азии, и это влияние постоянно возобновлялось [4].

Уйгуры оказали серьезную военную и экономическую поддержку Тюркско-Могольской империи после добровольного подчинения Барчука Чингисхану в 1209 году [5]. Однако самым большим приобретением Монгольской империи у развитой и цивилизованной общины уйгур, попавшей под власть монголов, было использование развитых уйгурских административных и культурных навыков. Уйгурская культура начала усиливать свое влияние, сначала с переходом уйгурского письма к монголам через писца по имени Та-та Тунг-а. Письменность, несомненно, была серьезным культурным вкладом для монголов. Уйгуры также передали письменность хитаям, которые играли важную роль в молодом государстве. Из-за важности письма уйгуры также играли важную роль в образовании монгольского правящего класса. С другой стороны, они сыграли важную роль в монгольской государственной традиции за короткое время, с их организационной и управленческой квалификацией, их образованными и талантливыми структурами.

В период 1205–1210 гг., который стал поворотным моментом для Чингисхана, он централизовал власть в стране, преобразовал свою армию и общественную организацию. Известно, что Чингисхан внес первые изменения в административную систему и армейскую конфигурацию, благодаря уйгурам.

Тюркское влияние в монгольском Каракоруме было очень велико в первой половине 13 века во время первых двух наследников Чингисхана Угэдэй взошел на престол (1229 г.), приняли старый тюркский титул кагана и тюркско-уйгурскую систему управления. В результате этого во дворец стали допускать избранных ученых, администраторов и консультантов из уйгурской элиты. Кроме того, торговые компании, известные как Ортак, которые также возглавлялись уйгурами между 1235–1250 годами, начали свою деятельность в Турецко-Могольской империи и вели интенсивную торговую деятельность от Северного Китая до внутренних районов Европы на западе. Члены этой общей купеческой организации, были назначены послами государства и даже занимались сбором налогов и имели титул даругалык. Уйгуры были лидером среди тюркских групп на службе у монголов [6].

Согласно китайским источникам, при хане служило 37 уйгуров, 12 из которых также служили даругами, в Тюркско-Могольской империи между 1200–1259 гг. Между 1260–1294 гг., 73 советника, из которых 21 даруга, 32 советника, 9 из которых даруга между 1280–1330 гг., 169 уйгурских советников, 47 из которых были даруга между 1295–1368 гг. Общее количество 311 уйгурских советников, которые взяли на себя ответственность, составляет значительное число среди других тюркских и монгольских советников. Кроме того, мы можем сказать, что это число может быть увеличено еще больше, так как есть 158 уйгурских советников, чьи записи не велись [7].

Среди тюрко-могольских государств Чагатайское и Золотоордынское ханства были самой большой территорией, в которой уйгурское влияние, или, точнее, уйгурско-тюркское влияние, как культурное, так и институциональное. Район, где было основано Чагатайское ханство, был непосредственно географическим ареалом уйгуров. Поэтому уйгурское влияние и население преобладало в государственной структуре. Тюркско-монгольское государство было основано на старой оседлой географической области с тюркскими, персидскими и арабскими элементами, местами сильная персидская традиция возвысилась над тюркской государственной традицией монголов. Золотая Орда же имела характер степного государства, и как государство, созданное в дешт-и кыпчакской территории преимущественно тюрками, устройству было простым по своему своеобразию и носило более тюркский характер.

Доминирование уйгурской государственной традиции Чингисхана в Золотой Орде, формируемой степным государственным пониманием, всегда было активным и доминирующим. Золотая Орда, питавшаяся в основном из Европы в экономическом отношении, питалась с Востока в культурном отношении и сохраняла живую монгольско-тюркскую традицию.

В главе «следы уйгуров в золотоордынской официальной письменности», автор пишет о том, что монголы, получившие письменность от уйгуров, также создали традицию письменности и делопроизводства в рамках уйгурской традиции [8].

Тюркско-могольская официальная письменная традиция, которая также является основой официальной переписки Золотой Орды, имеет в основном уйгурское происхождение. В государстве Золотой Орды, принявшей ислам, помимо арабской письменности, часто использовалась уйгурская письменность как престижная традиция тюрко-могольского государства. Многие термины, связанные с дипломатией, перешли в Золотую Орду через уйгуров. Ярлык и уйгур битиг является одними из важнейших технических слов в документации Золотой Орды, и уйгурская письменность также по-разному используются в гражданских документах.

Поздние гражданские документы, принадлежащие уйгурским тюркам, показывают нам, что у уйгуров была развитая традиция переписки с точки зрения типа и техники, как на государственном уровне, так и между отдельными людьми в обществе. Среди уйгурских гражданских документов, которые можно считать совпадающими с некоторыми документами Золотой Орды, в отличие от термина yarlık/ для обозначения tarhanlık используются в небольшом количестве уйгурских документов, фразы yarlık, ulam yarlık, birtürlık, tuta turgu yarlık bitig, tuta turgu bitig [9].

В дополнение к этому термин ярлык также используется в уйгурских гражданско-правовых документах, особенно в документах приказного стиля об уплате налогов. Стилистически существуют некоторые различия между использованием объекта в обоих полях с точки зрения содержания и стиля расположения. Например, видно, что некоторые из стилистических применений тысячелистника также используются в уйгурских битигах.

Мы можем наблюдать использование формулы Sözüm в разделе intitulatio, которая является общей стилистической чертой как дипломатических, так и tarhanlık yarlıkları, в печатях, используемых в уйгурских гражданских документах. Кроме того, в древнеордынских документах присутствует и стилистическая особенность пропуска строки (2–3 строки), оставления пропусков и старта изнутри у строчки письма, что является традицией тюрко-монгольского официального письма в золотоордынских документах. Уйгурские документы с интересными сходствами.

В официальной золотоордынской письменности для аутентификации на ярлыках и битках проставлены специальные штампы или позолоченные печати. Происхождение этих клейм квадратной формы, которые содержат имя и титул хана куфическим письмом и придают документу официальный статус, восходит к уйгурскому региону. Уйгурская печать имеет форму прямоугольника и квадрата. В дополнение к штампам, которые появляются в ярлыках и битках с такими выражениями, как al tamgalıg, которые напечатаны красными чернилами, также используются золотые няны и пайзы, которые служат своего рода удостоверением подлинности.

Помимо традиции официальной письменности, у тюрков в уйгурском регионе и во времена Чингисхана заслуживают внимания также традиции делопроизводства. Термин «улуг дептер» используется в уйгурском языке для обозначения книг учета, которые ведутся для этой цели. Этот термин мы можем встретить в четырех декларациях физических лиц в гражданских документах турфанских уйгуров. Эти документы написаны печатным шрифтом, адресованы тюменским военачальникам и подготовлены от имени Гдуккута. Это отдельные документы декларации, которые лягут в основу записей, подлежащих передаче в главный реестр населения (Улуг Дептер). По этим документам понятно, что все уйгурские записи были записаны в книги, называемые улуг дептер. Подобная традиция ведения записей также очевидна в записях «синей книги» Кёкё Дептер во времена Чингисхана. Монголы, перенявшие письменность у уйгуров, продолжили и развили традицию делопроизводства в уйгурском стиле. В Дептере Кёкё, где Чингисхан вел записи о традициях и законах монгольского государства с 1206 года, были также записи о землях и слугах различных князей и военачальников.

Источники упоминают, что книги, содержащие как записи о населении, так и подати, имелись и в Золотоордынском государстве. Однако, как и в уйгуро-монгольском регионе, эти книги из Золотой Орды не сохранились до наших дней. С другой стороны, можно предположить, что документы индивидуального декларирования печатного образца, использовавшиеся в Уйгурском регионе при регулярных переписях населения, применялись и в Золотоордынском регионе.

Во главе: «Уйгурские следы в экономической структуре Золотой Орды», А. Мелек Озйетгин пишет о системе торговли. Особенно в 13 и 14 веках тюрко-монгольские государства сыграли важную роль в торговых методах и их международном распространении. Одним из наиболее значимых учреждений, связанных с торговлей в географии тюрко-монгольской империи в среднетюркский период, была Ассоциация объединенных торговцев. Эта организация, возглавляемая уйгурами, какое-то время играла эффективную роль в развитии и осуществлении торговли между Востоком и Западом. В контексте торгового права в тюрко-монгольских государствах совместитель привлек внимание как институциональная структура. Слово «совместный», означающее торговца, также стало названием своего рода коммерческого союза или компании, созданной этими совместными торговцами, объединившимися при поддержке государственного капитала. В некотором смысле, совместное было и названием компании, и общим именем ее членов-трейдеров. Большая часть класса торговцев, составлявших совместную организацию (или компанию), состояла из уйгуров и других торговцев-мусульман в азиатско-тюркской географии. Если в древности согдийцы выступали посредниками для тюрков в торговле, то для монголов это делали уйгуры.

Можно сказать, что эта же организация продолжала свою коммерческую деятельность на территории Золотой Орды. В золотоордынских указах мы находим термин «совместный» вместе с его синонимом «бгзирггн» как двойное слово. Из этого указа становится понятной роль совместных торговцев в международной торговле. Информация из восточных источников, относящихся к региону Золотой Орды, свидетельствует о том, что термин «сустав» применялся и в отношении персидских купцов при тюрко-монгольском управлении. Кроме того, вполне вероятно, что этим термином называли людей, занимавшихся международной торговлей, как «великих купцов». Мы также можем считать, что термин «совместный» здесь представляет в какой-то степени представителя или даже партнера хана. Мы знаем, что совместные торговцы играли важную роль в государственной бюрократии, особенно в тюрко-монгольских государствах. Стоит изучить использование Ассоциации объединенных торговцев в уйгурском регионе и ее расширений на регион Золотой Орды, который является редко изучаемым институтом в древней турецкой экономической истории.

Далее автор пишет о системе налогов в Золотой Орде. В географии Золотой Орды мы встречаем налоговые названия, являющиеся одним из основных понятий, связанных с ее экономическим положением, в виде тарханлык и ярлык. Названия налогов, упомянутые в ограниченном количестве документов, в основном вызывают много вопросов относительно их содержания и использования. Тот факт, что исторические налоговые термины различаются по форме и значению от региона к региону из-за различной практики, затрудняет определение границ типов налогов в соответствии с областями их использования. Названия налогов, которые мы можем наблюдать в немногочисленных документах Золотоордынского региона, не дают нам много информации об их содержании и сферах использования. В нашем всестороннем исследовании древнетюркских налоговых терминов мы попытались уточнить налоговые термины, упомянутые в документах, сравнив их с другими родственными тюркскими полями. Первым регионом, на который следует обратить внимание в отношении золотоордынских налоговых условий, должен быть уйгурский регион. Поскольку многие общеупотребительные термины встречаются в многочисленных документах уйгурского региона, можно получить более четкую информацию об их содержании. Здесь будут кратко рассмотрены несколько названий налогов (албан, калан, салык, ясак, тютюн) и служебных повинностей (чериг, колу колтка, улаг), которые являются общими для обоих регионов.

Альбан. это общее название обязанностей и повинностей крестьян, рабочих, земледельцев и землевладельцев в монгольской земельной системе. Можно сказать, что албан использовался для обозначения «общего налога» в существующих налоговых документах Золотой Орды, за исключением тарханлыкского ярлыка 1453 года [10]. Использование слова «албан» в Турфанском уйгурском регионе дает важную информацию о содержании этого налогового названия, чего мы не можем найти во многих документах. В древней турецкой налоговой системе албан использовался как термин «общий налог», который включал несколько налоговых обязательств, таких как калан «земельный налог», кавут «налог на урожай», тютю «налог на семью» и кабин «налог на приданое». Значение «общего налога» для албанцев как в Золотоордынском, так и в уйгурском регионах подтверждается использованием этого слова в современном тюркском языке.

Калан. Дёрфер перевел термин «калан» как «основной налог; налог, взимаемый с фермеров, обрабатывающих землю». Д. Тихонов признает происхождение налога «калан» уйгурским. В золотоордынских ярлыках «калан» рассматривается как налог и сборы, взимаемые с покоренных народов, ханов, членов их семей и высокопоставленных чиновников. В историческом тюркском регионе «калан» является одним из важных налоговых терминов, часто используемых как в уйгурском, так и в золотоордынском регионах. Как можно понять из имеющихся документов, налог «калан» был разновидностью поземельного налога, взимаемого с сельскохозяйственного сектора. Понятно, что налог «калан» занимал значительное место среди налоговых обязательств перед государством в обоих регионах. В золотоордынских тарханлыкских ярлыках «калан» также упоминается вместе с запрещенным налогом как «запрещенный калан». Нет четких сведений о содержании и употреблении слова «калан» в документах об освобождении от налогов в Золотой Орде, где в качестве справок об освобождении от налогов использовались тарханлыкские ярлыки.

Сбор налога Salıg был обнаружен на исторической территории Тюрков, а также в областях Уйгуров и Золотой Орды. Исходя из имеющихся документов, можно сказать, что Salıg использовался как общий налог на земельный режим. В области Уйгурского народа также было замечено, что некоторые обязательства и услуги для владельцев земли оплачивались с помощью Salıg. В Золотой Орде, помимо использования Salıg в качестве земельного налога, термин Salıg Müsemmg, который упоминается в ярлыках, указывает на то, что Salıg был налоговым бременем, которое собиралось или требовалось в определенное время в Золотой Орде. Особенно использование Salıg и Kökde Salgun в Османской империи в качестве обязательств населения по предоставлению услуг, товаров и денег в экстраординарных ситуациях подтверждает содержание Salıg Müsemmg налога в Золотой Орде. Тихонов, который исследовал налоговую систему Уйгуров, рассматривал Salık не только как государственный налог, но и как обязательства, выполняемые с помощью труда и натуральных продуктов для владельцев земли.

В налоговой системе тюркских народов выделяется вид тутун налога, взимаемого с одного двора или жилища, особенно с использованием одного и того же термина и содержания в районах Золотой Орды и Османской империи. В уйгурских документах понимается, что тутун был названием вида налога, который собирался с каждого домохозяйства как вид налога на домашнее хозяйство и широко использовался. Тихонов заявил, что тутун был налогом, взимаемым с домохозяйства и применялся в периоды, когда уйгурское государство находилось под властью киданей. У кочевых тюрков и монголов этот налог взимался с человека, в то время как у оседлых китайцев и караханидов было замечено, что тутун взимался с каждого двора.

Термин «ясак» часто фигурирует как основное налоговое обязательство в виде налогов на тарханлык и ярлык в Золотой Орде. Ясак можно рассматривать как традиционный закон в рамках тюрко-монгольского общественного порядка. Однако в Золотой Орде и последующие периоды ясак стал использоваться как денежное обязательство в ярлыке. Березин, работавший над внутренним устройством Золотой Орды, считает, что ясак, упоминаемый как общий налог в ярлыке, брался не с местного населения Золотой Орды, а с покоренных народов. Тем не менее, он говорит, что количество ясака было взято за одну десятую часть выращенного продукта. Когда мы смотрим на использование ясака в золотоордынских ярлыках, он рассматривается как общий налог, где он упоминается с «калан», но рассматривается как общий технический термин в использовании, такой как «кубур ясак» и «йорткан». Ясак» в обмен на «налог, дань». Ясак, фигурирующий в Темир-Кутлукском ярлике 1397 г. как «йорткан ясак типа..., калди ясака типа»..., можно оценить как общий налог и дань, включающую в себя несколько видов налогов, таких как кубур ясак, Йорткан Ясак и Калди Ясак. Точно так же в уйгурских гражданских документах использование ясака упоминается как термин «общий налог».

Автор, говоря о деловых и служебных обязательствах пишет, что среди обязательств физических лиц перед государством важное место в турецкой налоговой терминологии занимают различные трудовые и служебные обязанности, которые могут выполняться физическим трудом или натурой. Если мы сосредоточимся на нескольких общих терминах в Золотой Орде и уйгурском регионе, некоторые из этих обязательств включают Çärig, что означает военную службу и повинность. Термин Чариг происходит от турецкого слова «аскерлик» и используется в монгольском языке как «армия, солдат» (мо. шариг «Кригшеер»). В документе об освобождении от налогов (тарханлык), написанном на монгольском языке с использованием уйгурского алфавита и датированном 1369 годом, есть некоторые названия налогов и обязательств, которые также распространены в уйгурском и золотоордынском регионах, включая службу Чариг. В обоих регионах шариг упоминается как вид воинской повинности.

В области исторического тюркского языка термины «колуш», «колка» и «кольтга» можно увидеть в уйгурском гражданском документе только как «колуш», а в трех документах об освобождении от налогов (тарханлык) в регионе Золотой Орды как «колуш колка», «колу колка». В историческом тюркском языковом поле значение «налог» встречается и в других регионах за пределами уйгурского ареала, особенно в Золотой Орде. В льготных документах Золотой Орды колуш упоминается в числе обязанностей народа по обеспечению государства налогами и работами, особенно для обеспечения нужд государства в лошадях и транспорте. Это обязательство включает предоставление жилья, продуктов питания, корма для животных и транспорта. В этом документе подчеркивается, что владелец налоговой льготы освобождается от этих обязательств, и ни его товары, ни животные не забираются. Koluş kolka можно считать обязательным налоговым обязательством, которое требуется от людей при определенных условиях, например, в исключительных ситуациях для удовлетворения потребностей государственных чиновников и послов. По своему содержанию этот термин можно сравнить с avgrızgt в Османской области.

В Монгольской империи тюркского мира система улагов, основанная на древнетюркской посыльной системе, служила основой для быстрого и систематического общения. В Золотой Орде улаг также был разновидностью служебной повинности. В улагской организации Золотой Орды гонец, доставлявший известия и почту, имел право пользоваться и брать все, что ему вздумается, из домов, животных и провизии людей, у которых он останавливался, согласно распоряжениям хана. Точно так же в уйгурском регионе обязательство улага основывается на документах, определяющих обязательства лиц перед государством. Уйгурские документы содержат более подробную информацию о товарах и услугах, предоставляемых физическими лицами в обмен на это обязательство, чем золотоордынские документы. Можно расширить количество общих черт между этими двумя регионами на основе некоторых ключевых концепций. В золотоордынских документах не так много информации о способах уплаты налогов, тогда как уйгурские гражданские документы содержат более подробную информацию как о способах оплаты натурой, так и о способах оплаты наличными. В заключение мы считаем, что учет Турфанского уйгурского сборника, особенно при написании организационной истории Золотой Орды, и сравнительное изучение этого материала с лингвистами и историками даст значительные и поучительные результаты.

Литература:

  1. Özyetgin A. M. Altın Orda devlet geleneğinde Uygur izleri //International Journal of Central Asian Studies, Festschrift. — 2009. — Т. 13. — С. 441–458.
  2. Mustafa Kafalı, Altın Orda Hanlığının Kurulugu ve Yükseligi Devirleri, Edebiyat Fakültesi Matbaası, Istanbul 1976, s. 91.
  3. Märıa Ivanıcs, “Die Frauen der Khane in der Goldenen Horde und in ihren Nachfolgestaaten”, Chronica, 11 (január), 2011, s. 213.
  4. Ibn Battûta Tancî, Ibn Battûta Seyahatnâmesi, Cilt. 1, Çev. A. Sait Aykut, Yapı Kredi Yayınları, Istanbul 2010, s. 478.
  5. A. Melek Özyetgin — Ilyas Kemaloğlu, Altın Orda Hanlığına Ait Resmî Yazısmalar, TTK Yay., Ankara 2017, s. 71.
  6. Ötemis Hacı, Çengiz-Nâme, Haz. Ilyas Kamalov, TTK Yay., Ankara 2009, s. 50-b.
  7. Ibn Batoutah, Texte Et Traductıon Par C. Defremery Et Le D «B. R. Sanguınettı, Tome Second, Collectıon D‟ouvrages Orıentaux. Paris Imprime, Par Autorisation De L‟empereur A L‟imprimerie Imperiale M DCCC LIV, s. 389. 13
  8. Paul Pelliot, Notes Sur L‟Histoire De La Horde D‟or, Paris 1949, s. 101–104; Moğolların Gizli Tarihi, Çev. Ahmet Temir, TTK Yayınları, Ankara 1995, s. 160;
  9. Faruk Sümer, Türk Devletleri Tarihinde ġahıs Adları-I-II, Türk Dünyası AraĢtırmaları Vakfı Yayınları, Ġstanbul 1999, s. 71, 89.
  10. Shemseddin Sami, Kâmûs-ı Türkî, Çağrı Yayınları, Istanbul, 1992, s. 452.

[1] Статья подготовлена в рамках реализации проекта грантового финансирования Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан ИРН АР13268967 «Современная турецкая историография изучения Золотой орды».

Основные термины (генерируются автоматически): Золотая Орда, документ, уйгурский регион, термин, налог, уйгур, регион, ярлык, золотоордынский регион, общий налог.


Похожие статьи

Задать вопрос