В данной публикации исследуется роль Президента РФ как Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами РФ в условиях военного и мирного времени.
Ключевые слова : военная служба, президент, главнокомандующий, вооруженные силы, оборона, государство.
В соответствии со статьей 87 Конституции Российской Федерации [1] Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим, то есть в военной иерархии должностей занимает высшую ступень. Данное положение наделяет его правом введения военного положения на территории нашей страны, а также отдачи приказов руководящему звену вооруженных сил Российской Федерации, дислоцирующихся как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами.
Специальная военная операция началась 24 февраля 2022 года и продолжается без малого три года. Цель освободительного вторжения на территорию Украины заключалась в денацификации и демилитаризации данного государства, для нивелирования угрозы национальной безопасности Российской Федерации, целостности ее границ и территорий. Далее последовала частичная мобилизация гражданского населения России, которая соответствовала установленным требованиям, связанным с наличием определенных военно-учетных специальностей, военного опыта, возраста и состояния здоровья призывников [4].
Анализируя правовой статус Президента Российской Федерации как Верховного Главнокомандующего, можем отметить особенность, что его полномочия в данной сфере распространяются не только на регулярные вооруженные силы (солдаты срочной и контрактной службы) и воинские формирования, но и на гражданское население. Более того, уместно упомянуть про скандально нашумевшую частную военную компанию «Вагнер», которая не имеет юридических оснований для своего существования, однако успешно выполнившая свои военные задачи в первый год проведения специальной военной операции. По сути, данное вооруженное формирование наравне и во взаимосвязи с вооруженными силами Российской Федерации выполняло общую боевую задачу. При этом в состав ЧВК Вагнер входили наемники, в том числе и осужденные к лишению свободы, изъявившие желание «искупить свое вину кровью» и по неизвестным законам сменившие места лишения свободы на армейские окопы. Данный вопрос очень тонкий и политизированный, он не входит в предмет нашего исследования и его исследование считаем нецелесообразным.
Если абстрагироваться от сегодняшних реалий и не зацикливаться на роли Президента Российской Федерации в непосредственном участии в проведении специальной военной операции, то необходимо отметить его функции, связанные с «мирным» решением вопросов национальной безопасности страны. Так, в компетенцию Президента Российской Федерации входит полномочие по утверждению военной доктрины Российской Федерации, координация деятельности силовых структур и ведомств, таких как, в первую очередь ФСБ, МО, СВР, а также проведение межведомственных консультаций, совещаний, принятии соответствующих указаний и распоряжений.
Далее, перейдем к непосредственному анализу текста Конституции Российской Федерации, а именно, статьи 87, в которой содержится условия, наступление которого наделяет Президента Российской Федерации правом на введение военного положения — «агрессии против Российской Федерации или ее непосредственная угрозы».
Выскажем свои критические соображения по поводу юридической конструкции данной нормы.
Во-первых, из смысла нормы введение военного положения является диспозитивным предписанием, то есть это не обязанность главы государства, а его право, которое он может реализовать или же не прибегать к подобного рода чрезвычайным мерам.
Во-вторых, понятие «угроза агрессии», употребляемое в анализируемой статье, весьма субъективно и предоставляет неограниченного право Президенту Российской Федерации на введение военного положения в стране, так как угроза агрессии сохраняется всегда, между даже, казалось бы, дружественными государствами. В этой ситуации возникает вопрос, как квалифицировать террористические акты киевского режима, которые регулярно происходят на территории Российской Федерации, включая вновь присоединенные к ней субъекты? Достаточно вспомнить подрыв Крымского моста, регулярные обстрелы ВСУ территорий Российской Федерации, граничащих с Украиной, включая диверсионные прорывы националистов. Данные атаки следует рассматривать как агрессию в отношении Российской Федерации или же как ответные действия ВСУ на наступательные действия вооруженных сил Российской Федерации?
Ответ на эти вопросы не последует, так как подобного рода обстоятельства детально регламентировать в нормативно-правовом акте, тем более в Конституции Российской Федерации, не представляется возможным в виду тонкостей военного дела и режима секретности.
Более подробно о введении венного положения в нашей стране говорится в одноименном Федеральном конституционном законе от 30.01.2002 № 1-ФКЗ [2], где по сути продублировано конституционное положение ст. 87 указанием на единственную возможность его введения посредством соответствующего указа Президента Российской Федерации.
Продолжая анализ правового статуса Президента Российской Федерации в области командования вооруженными силами, отметим федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» [3], который наиболее широко и точно регламентирует вопросы организации системы обороны нашей страны.
Анализ доктринальных источников в исследуемом вопросе позволяет нам согласится с позицией Т. В. Вербицкой, которая классифицирует полномочия Президента Российской Федерации в контексте верховного главнокомандования по трем блокам:
1. предварительные;
2. текущие;
3. последовательные [5, с. 5–11].
В основу данных классификации положен временной критерий, характеризующий командно-приказные полномочия Президента Российской Федерации в зависимости от периода времени их отдачи. Рассмотрим их по порядку.
Предварительные полномочия связаны с превентивными мероприятиями в сфере военной безопасности, которые имеют долгосрочную перспективу и, как правило, реализуются в виде разработки и принятии доктрин, подписания международных соглашений в данной сфере.
Текущие полномочия имеют назначение в виде поддержания постоянной боевой готовности российской армии, обеспечения боевых дежурств на границах государства, укрепление военно-промышленного комплекса страны, разработка, испытание новых образцов вооружения, их серийное производство и постановка на вооружение в вооруженных силах, организация призывной работы с молодежью.
Последовательные полномочия реализуются Президентом Российской Федерации непосредственно после завершения военных конфликтов, а также при участии вооруженных сил Российской Федерации в качестве миротворческих сил в геополитических нестабильных дружественных к нам государствах.
В завершение данной статьи отметим, что правовой статус Президента Российской Федерации как Верховного Главнокомандующего, распространяет свое действие не только не регулярные вооруженные силы (солдаты срочной и контрактной службы) и воинские формирования, но и на гражданское население. В сложившихся условиях геополитического конфликта между Российской Федерацией и странами блока НАТО Президент Российской Федерации доказывает на деле, что для сильной России нужен сильный Президент, который сможет обеспечить незыблемость конституционного строя государства, гарантировать каждому гражданину защиту его прав и свобод, обеспечить для России дальнейшее экономическое развитие.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ (ред. от 02.11.2023) «О военном положении» // Собрание законодательства РФ, 26.09.2022, № 39, ст. 6590.
3. Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об обороне» // Собрание законодательства РФ, 03.06.1996, № 23, ст. 2750.
4. Указ Президента РФ от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 26.09.2022, № 39, ст. 6590.
5. Вербицкая Т. В. Глава государства как субъект обеспечения обороны // Армия и общество. — 2014. — № 3. — С. 3–12.