В современном мире государственные заказы играют ключевую роль в регулировании экономики и удовлетворении государственных нужд, выполняя функции воспроизводства, ценового регулирования, стимулирования, социальной и инновационной поддержки. Развитие институциональной системы рынка государственных заказов становится актуальной задачей для России, где этот рынок еще формируется. Текст рассматривает систему государственных закупок как инструмент концентрации ресурсов для реализации научно-технических, инновационных и социально-экономических программ. Анализируются функции государственных закупок и их влияние на экономику и социальную сферу, а также роль государственного заказа в этом процессе. Уделяется особое внимание государственным нуждам, размещению заказов и их итоговым закупкам. Обсуждаются влияния государственных закупок на экономику, их роль в решении социально-экономических вопросов и создание условий для конкуренции. Текст будет полезен специалистам в области государственного управления, экономики и закупок, а также всем заинтересованным в развитии институциональной системы рынка государственных заказов.
Ключевые слова: государственные заказы, рынок государственных заказов, государственные закупки, государственные нужды, размещение заказов, итоговые закупки.
Государственный заказ входит в состав единой системы государственных закупок, которые, в свою очередь, являются источником удовлетворения государственных нужд. Государство выступает в качестве крупнейшего заказчика и потребителя продукции целого ряда отраслей, превращая государственный спрос в мощный инструмент регулирования экономики, оказывающий влияние на ее динамику и структуру.
Как элемент экономической деятельности государства, государственный заказ выполняет ряд важнейших функций (рис. 1).
Рис. 1. Функции государственного заказа
Воспроизводственная функция заключается в удовлетворении государственных нужд в товарах, работах и услугах, необходимых для обеспечения стабильных воспроизводственных экономических связей с участием государства и для реализации присущих государству функций.
Функция ценового регулирования заключается в косвенном влиянии на динамику цен по определенным видам товаров, работ и услуг посредством государственных заказов. Стимулирующая функция направлена на расширение государственных закупок как фактор роста совокупного спроса для поддержки и стимулирования национальных производителей, регулирования отраслевой и региональной структуры экономики. [1]
Социальная функция реализуется через государственный заказ по осуществлению социально-экономической политики государства, в том числе вовлечению социально уязвимых групп населения в трудовой процесс.
Инновационная функция заключается в формировании экономических предпосылок для создания принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг).
В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, где рынок государственных заказов является результатом длительного эволюционного развития, перед Россией актуализируется задача одновременного формирования институциональной системы как общенационального, так и важнейшей его части — рынка государственных заказов. Развитие институтов рынка государственных заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд предполагает в первую очередь реформирование сложившейся в переходный период институциональной системы в сфере государственных закупок, в том числе правил и механизмов размещения заказов, заключения контрактов, процедур контроля. [2]
Россия нуждается в инвестициях для развития институциональной базы, инновационных технологий, инфраструктуры и человеческого капитала, что требует концентрации ресурсов для модернизации и создания эффективной социально-экономической системы. Система государственных заказов служит важным инструментом для концентрации материальных, трудовых и научных ресурсов, необходимых для реализации программ в науке, технике и экономике, а также для повышения управляемости, контроля затрат и оптимизации бюджета. Государственные закупки оформляются через государственный заказ, который определяется на основе потребностей в товарах, работах и услугах, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и внебюджетных источников. Эти потребности включают выполнение функций Российской Федерации, исполнение международных обязательств и реализацию целевых программ. Государственным заказом понимается потребность в поставках товаров, выполнении работ и оказании услуг для государственных нужд, а размещение заказа — это действия по определению поставщиков для заключения государственных контрактов. Конечным этапом является государственная закупка, то есть приобретение товаров, работ и услуг для государственных нужд. [5]
Осуществляемые государством закупки оказывают существенное воздействие на динамику и структуру экономики, способствуют решению многих социально-экономических вопросов, создают условия для развития добросовестной конкуренции и делового климата в стране. Государственные и муниципальные закупки представляют собой самостоятельный институт, целостную систему, которая имеет свои принципы, субъекты и объекты.
Государственный заказ размещается в основном среди частных предприятий и организаций. Исключение составляет специальная продукция, закупаемая, например, в рамках государственного оборонного заказа. [6]
Минэкономразвития РФ в 2011 г. предложило масштабную реформу всего закупочного законодательства, суть которой состояла из двух аспектов. Первый элемент реформы — это вступивший в силу с 1 января 2011 г. закон о закупках госсектора — госкорпораций, компаний с государственным участием, естественных монополий и предприятий ЖКХ (Федеральный закон № 223-ФЗ от 18.07.2011).
Данный закон задал информационные стандарты в государственном секторе экономики по обеспечению прозрачности условий и предсказуемости решений в закупочной деятельности организаций с государственным участием. Это закон направлен на стимулирование конкуренции, снижение издержек при реализации крупных проектов, в том числе в инфраструктуре, и должен открыть доступ к заказу государственного сектора новым поставщикам, в том числе и малым компаниям. [7]
Второй элемент — разработанный Минэкономразвития России Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Федеральный закон № 44-ФЗ впервые предложил принципы контрактной системы в сфере закупок, которые во многом пересекаются с принципами прокьюремента, зарекомендовавшими себя в мировой практике.
Актуальность обновления законодательства о размещении заказов обусловлена динамичным развитием системы закупок и существующими разрывами между планированием, размещением заказов и исполнением контрактов. Необходима систематизация и оптимизация функций федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок для государственных нужд, что является их полномочием. [2]
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок уполномочен осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок (п. 12 ст. 3 Закона о контрактной системе). Таким органом на федеральном уровне является Министерство экономического развития РФ. Федеральные органы исполнительной власти представлены также Президентом РФ, Правительством РФ, которые наделены правом в случаях, предусмотренных законодательством, принимать нормативно-правовые акты, регулирующие контрактные отношения в сфере закупок.
Минэкономразвития России, являясь органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в указанной сфере, осуществляет выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере закупок продукции для государственных и муниципальных нужд и ограничивает свою деятельность исключительно регулированием размещения заказа на поставку продукции (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд. [4]
На уровне субъектов РФ функционируют органы исполнительной власти субъектов РФ по регулированию контрактной системы в сфере закупок (во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок). Они уполномочены на осуществление функций по обеспечению реализации государственной политики в сфере закупок, по организации мониторинга закупок, по методологическому сопровождению заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения нужд субъекта РФ.
На местном уровне функционируют органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования в сфере закупок в пределах предоставленных им полномочий. В частности, принимать правовые акты в сфере закупок в соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона о контрактной системе и осуществлять мониторинг в сфере закупок в соответствии с ч. 8 ст. 97 Закона о контрактной системе. [6]
Контроль в сфере закупок осуществляется на двух основаниях. Принято различать органы, осуществляющие контроль в сфере закупок (контроль в сфере закупок), и органы, осуществляющие финансовый контроль в сфере закупок (финансовый контроль в сфере закупок).
Контрольные органы в сфере закупок функционируют на федеральном, региональном и местном уровнях. На федеральном уровне органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, является ФАС России. ФАС России осуществляет контроль в сфере закупок и согласовывает применение закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Исключение — контроль (надзор) в сфере государственного оборонного заказа, а также закупки товаров (работ, услуг) для обеспечения федеральных нужд, сведения о которых составляют гостайну. Это отнесено к полномочиям Рособоронзаказа, который также согласовывает применение закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях закупок товаров (работ, услуг), сведения о которых составляют гостайну. Такие данные содержатся в документации о закупке или в проекте контракта. Это относится и к закупкам товаров (работ, услуг), необходимых для обеспечения федеральных нужд, если информация о последних является гостайной. [7]
Рособоронзаказ является единственным органом, который проводит системный контроль эффективности функционирования действующей системы заказов для нужд обороны, безопасности и правопорядка, охватывающий все элементы системы заказов (планирование, размещение, контрактация, ценообразование, контроль качества, контроль исполнения обязательств). На данный орган возложены также функции контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну. [3]
Специальными функциями финансового контроля в сфере закупок наделены органы на федеральном уровне, уровне субъектов РФ, местном уровне. К органам финансового контроля в сфере закупок отнесено, в частности, Казначейство РФ, осуществляющее правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ. Казначейство РФ, а также финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами осуществляют контроль за соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика, а также за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок. Данные органы вправе передать указанные полномочия Казначейству РФ на основании соглашений (п. 7 ст. 99 Закона о контрактной системе). [6]
Федеральная служба по тарифам, осуществляя правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен, обеспечивает повышение экономической эффективности использования бюджетных средств, однако ряд функций (в частности, регистрацию цен) исполняет за рамками действующего правового поля.
Полномочия регулирующих органов:
— Минэкономразвития России устанавливает порядок согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), единые требования к функционированию электронных площадок, разрабатывает типовое положение (регламент) о контрактной службе;
— на ФАС России возложены плановые и внеплановые проверки соблюдения законодательства о контрактной системе заказчиком, контрактными службами и управляющими, комиссиями по осуществлению закупок и их членами, уполномоченными органами и учреждениями, специализированными организациями, операторами электронных площадок.
Анализ правоприменительной практики закупок продукции (работ, услуг) федеральными органами исполнительной власти(государственными заказчиками) свидетельствует о недостаточном качестве управления системой на ведомственном уровне, а наличие общих недостатков в деятельности — о системном характере проблемы. [2]
Заключение
Государственный заказ — мощный инструмент для регулирования экономики и удовлетворения государственных потребностей. Он выполняет воспроизводственную, ценовую, стимулирующую, социальную и инновационную функции. В России важно развивать институциональную систему рынка государственных заказов, реформируя правила и механизмы размещения, заключения контрактов и контроля. Система госзаказов может концентрировать ресурсы для научно-технических, инновационных и социально-экономических программ. Госзакупки влияют на экономику, решают социально-экономические вопросы и создают конкуренцию. В основном заказы размещаются среди частных предприятий, за исключением специальной продукции по гособоронному заказу. Развитие институциональной базы и улучшение системы госзакупок повышают их эффективность и достижение целей в разных областях.
Литература:
- Цыпин, И. С. Государственное регулирование экономики: учебник / И. С. Цыпин, В. Р. Веснин. — Москва: ИНФРА-М, 2023. — 296 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс]. — (Высшее образование). — DOI 10.12737/11542. — ISBN 978–5-16–018816–4. — Текст: электронный. — URL: https://znanium.ru/catalog/product/2029858 (дата обращения: 26.11.2024). — Режим доступа: по подписке.
- Соловьева, О. А. Формирование предпринимательской общности в условиях трансформации государственного регулирования экономики: монография / О. А. Соловьева. — Москва: ИНФРА-М, 2024. — 181 с. — (Научная мысль). — DOI 10.12737/monography_5a716768ad9d04.91247491. — ISBN 978–5-16–013507–6. — Текст: электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/2117129 (дата обращения: 26.11.2024). — Режим доступа: по подписке.
- Губин, Е. П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы: монография / Е. П. Губин. — репр. изд. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2023. — 316 с. — ISBN 978–5-91768–836–7. — Текст: электронный. — URL: https://znanium.ru/catalog/product/1937183 (дата обращения: 26.11.2024). — Режим доступа: по подписке.
- Гафурова, Г. Т. Управление государственными (муниципальными) закупками: учебное пособие / Г. Т. Гафурова. — Москва: ИНФРА-М, 2022. — 331 с. — (Высшее образование: Магистратура). — ISBN 978–5-16–015094–9. — Текст: электронный. — URL: https://znanium.ru/catalog/product/1862859 (дата обращения: 26.11.2024). — Режим доступа: по подписке.
- Белокрылов, К. А. Государственные закупки высокотехнологичной продукции: проблемные зоны и перспективы: монография / К. А. Белокрылов, А. С. Нещименко; Южный федеральный университет. — Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2023. — 112 с. — ISBN 978–5-9275–4584–1. — Текст: электронный. — URL: https://znanium.ru/catalog/product/2172858 (дата обращения: 26.11.2024). — Режим доступа: по подписке.
- Григорян, Т. Р. Государственный контракт на закупку товаров, работ, для обеспечения государственных нужд: проблемы теории и практики: монография / Т. Р. Григорян. — 3-е изд. — Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2022. — 210 с. — ISBN 978–5-394–04727–5. — Текст: электронный. — URL: https://znanium.ru/catalog/product/2082498 (дата обращения: 26.11.2024). — Режим доступа: по подписке.
- Мельников, В. В. Государственные и муниципальные закупки: учебное пособие: в 2 частях. Часть 1. Эволюция способов закупок в Российской Федерации / В. В. Мельников. — Москва: ИНФРА-М, 2022. — 165 с. — (Высшее образование: Магистратура). — DOI 10.12737/textbook_5a2e632f167e94.87223177. — ISBN 978–5-16–013265–5. — Текст: электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1863145 (дата обращения: 26.11.2024). — Режим доступа: по подписке.