Государственный заказ как инструмент регулирования экономики и удовлетворения государственных нужд | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №48 (547) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 30.11.2024

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Зайцева, А. И. Государственный заказ как инструмент регулирования экономики и удовлетворения государственных нужд / А. И. Зайцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 48 (547). — С. 75-79. — URL: https://moluch.ru/archive/547/119739/ (дата обращения: 17.12.2024).



В современном мире государственные заказы играют ключевую роль в регулировании экономики и удовлетворении государственных нужд, выполняя функции воспроизводства, ценового регулирования, стимулирования, социальной и инновационной поддержки. Развитие институциональной системы рынка государственных заказов становится актуальной задачей для России, где этот рынок еще формируется. Текст рассматривает систему государственных закупок как инструмент концентрации ресурсов для реализации научно-технических, инновационных и социально-экономических программ. Анализируются функции государственных закупок и их влияние на экономику и социальную сферу, а также роль государственного заказа в этом процессе. Уделяется особое внимание государственным нуждам, размещению заказов и их итоговым закупкам. Обсуждаются влияния государственных закупок на экономику, их роль в решении социально-экономических вопросов и создание условий для конкуренции. Текст будет полезен специалистам в области государственного управления, экономики и закупок, а также всем заинтересованным в развитии институциональной системы рынка государственных заказов.

Ключевые слова: государственные заказы, рынок государственных заказов, государственные закупки, государственные нужды, размещение заказов, итоговые закупки.

Государственный заказ входит в состав единой системы государственных закупок, которые, в свою очередь, являются источником удовлетворения государственных нужд. Государство выступает в качестве крупнейшего заказчика и потребителя продукции целого ряда отраслей, превращая государственный спрос в мощный инструмент регулирования экономики, оказывающий влияние на ее динамику и структуру.

Как элемент экономической деятельности государства, государственный заказ выполняет ряд важнейших функций (рис. 1).

Функции государственного заказа

Рис. 1. Функции государственного заказа

Воспроизводственная функция заключается в удовлетворении государственных нужд в товарах, работах и услугах, необходимых для обеспечения стабильных воспроизводственных экономических связей с участием государства и для реализации присущих государству функций.

Функция ценового регулирования заключается в косвенном влиянии на динамику цен по определенным видам товаров, работ и услуг посредством государственных заказов. Стимулирующая функция направлена на расширение государственных закупок как фактор роста совокупного спроса для поддержки и стимулирования национальных производителей, регулирования отраслевой и региональной структуры экономики. [1]

Социальная функция реализуется через государственный заказ по осуществлению социально-экономической политики государства, в том числе вовлечению социально уязвимых групп населения в трудовой процесс.

Инновационная функция заключается в формировании экономических предпосылок для создания принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг).

В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, где рынок государственных заказов является результатом длительного эволюционного развития, перед Россией актуализируется задача одновременного формирования институциональной системы как общенационального, так и важнейшей его части — рынка государственных заказов. Развитие институтов рынка государственных заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд предполагает в первую очередь реформирование сложившейся в переходный период институциональной системы в сфере государственных закупок, в том числе правил и механизмов размещения заказов, заключения контрактов, процедур контроля. [2]

Россия нуждается в инвестициях для развития институциональной базы, инновационных технологий, инфраструктуры и человеческого капитала, что требует концентрации ресурсов для модернизации и создания эффективной социально-экономической системы. Система государственных заказов служит важным инструментом для концентрации материальных, трудовых и научных ресурсов, необходимых для реализации программ в науке, технике и экономике, а также для повышения управляемости, контроля затрат и оптимизации бюджета. Государственные закупки оформляются через государственный заказ, который определяется на основе потребностей в товарах, работах и услугах, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и внебюджетных источников. Эти потребности включают выполнение функций Российской Федерации, исполнение международных обязательств и реализацию целевых программ. Государственным заказом понимается потребность в поставках товаров, выполнении работ и оказании услуг для государственных нужд, а размещение заказа — это действия по определению поставщиков для заключения государственных контрактов. Конечным этапом является государственная закупка, то есть приобретение товаров, работ и услуг для государственных нужд. [5]

Осуществляемые государством закупки оказывают существенное воздействие на динамику и структуру экономики, способствуют решению многих социально-экономических вопросов, создают условия для развития добросовестной конкуренции и делового климата в стране. Государственные и муниципальные закупки представляют собой самостоятельный институт, целостную систему, которая имеет свои принципы, субъекты и объекты.

Государственный заказ размещается в основном среди частных предприятий и организаций. Исключение составляет специальная продукция, закупаемая, например, в рамках государственного оборонного заказа. [6]

Минэкономразвития РФ в 2011 г. предложило масштабную реформу всего закупочного законодательства, суть которой состояла из двух аспектов. Первый элемент реформы — это вступивший в силу с 1 января 2011 г. закон о закупках госсектора — госкорпораций, компаний с государственным участием, естественных монополий и предприятий ЖКХ (Федеральный закон № 223-ФЗ от 18.07.2011).

Данный закон задал информационные стандарты в государственном секторе экономики по обеспечению прозрачности условий и предсказуемости решений в закупочной деятельности организаций с государственным участием. Это закон направлен на стимулирование конкуренции, снижение издержек при реализации крупных проектов, в том числе в инфраструктуре, и должен открыть доступ к заказу государственного сектора новым поставщикам, в том числе и малым компаниям. [7]

Второй элемент — разработанный Минэкономразвития России Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Федеральный закон № 44-ФЗ впервые предложил принципы контрактной системы в сфере закупок, которые во многом пересекаются с принципами прокьюремента, зарекомендовавшими себя в мировой практике.

Актуальность обновления законодательства о размещении заказов обусловлена динамичным развитием системы закупок и существующими разрывами между планированием, размещением заказов и исполнением контрактов. Необходима систематизация и оптимизация функций федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок для государственных нужд, что является их полномочием. [2]

Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок уполномочен осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок (п. 12 ст. 3 Закона о контрактной системе). Таким органом на федеральном уровне является Министерство экономического развития РФ. Федеральные органы исполнительной власти представлены также Президентом РФ, Правительством РФ, которые наделены правом в случаях, предусмотренных законодательством, принимать нормативно-правовые акты, регулирующие контрактные отношения в сфере закупок.

Минэкономразвития России, являясь органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в указанной сфере, осуществляет выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере закупок продукции для государственных и муниципальных нужд и ограничивает свою деятельность исключительно регулированием размещения заказа на поставку продукции (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд. [4]

На уровне субъектов РФ функционируют органы исполнительной власти субъектов РФ по регулированию контрактной системы в сфере закупок (во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок). Они уполномочены на осуществление функций по обеспечению реализации государственной политики в сфере закупок, по организации мониторинга закупок, по методологическому сопровождению заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения нужд субъекта РФ.

На местном уровне функционируют органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования в сфере закупок в пределах предоставленных им полномочий. В частности, принимать правовые акты в сфере закупок в соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона о контрактной системе и осуществлять мониторинг в сфере закупок в соответствии с ч. 8 ст. 97 Закона о контрактной системе. [6]

Контроль в сфере закупок осуществляется на двух основаниях. Принято различать органы, осуществляющие контроль в сфере закупок (контроль в сфере закупок), и органы, осуществляющие финансовый контроль в сфере закупок (финансовый контроль в сфере закупок).

Контрольные органы в сфере закупок функционируют на федеральном, региональном и местном уровнях. На федеральном уровне органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, является ФАС России. ФАС России осуществляет контроль в сфере закупок и согласовывает применение закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Исключение — контроль (надзор) в сфере государственного оборонного заказа, а также закупки товаров (работ, услуг) для обеспечения федеральных нужд, сведения о которых составляют гостайну. Это отнесено к полномочиям Рособоронзаказа, который также согласовывает применение закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях закупок товаров (работ, услуг), сведения о которых составляют гостайну. Такие данные содержатся в документации о закупке или в проекте контракта. Это относится и к закупкам товаров (работ, услуг), необходимых для обеспечения федеральных нужд, если информация о последних является гостайной. [7]

Рособоронзаказ является единственным органом, который проводит системный контроль эффективности функционирования действующей системы заказов для нужд обороны, безопасности и правопорядка, охватывающий все элементы системы заказов (планирование, размещение, контрактация, ценообразование, контроль качества, контроль исполнения обязательств). На данный орган возложены также функции контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну. [3]

Специальными функциями финансового контроля в сфере закупок наделены органы на федеральном уровне, уровне субъектов РФ, местном уровне. К органам финансового контроля в сфере закупок отнесено, в частности, Казначейство РФ, осуществляющее правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ. Казначейство РФ, а также финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами осуществляют контроль за соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика, а также за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок. Данные органы вправе передать указанные полномочия Казначейству РФ на основании соглашений (п. 7 ст. 99 Закона о контрактной системе). [6]

Федеральная служба по тарифам, осуществляя правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен, обеспечивает повышение экономической эффективности использования бюджетных средств, однако ряд функций (в частности, регистрацию цен) исполняет за рамками действующего правового поля.

Полномочия регулирующих органов:

— Минэкономразвития России устанавливает порядок согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), единые требования к функционированию электронных площадок, разрабатывает типовое положение (регламент) о контрактной службе;

— на ФАС России возложены плановые и внеплановые проверки соблюдения законодательства о контрактной системе заказчиком, контрактными службами и управляющими, комиссиями по осуществлению закупок и их членами, уполномоченными органами и учреждениями, специализированными организациями, операторами электронных площадок.

Анализ правоприменительной практики закупок продукции (работ, услуг) федеральными органами исполнительной власти(государственными заказчиками) свидетельствует о недостаточном качестве управления системой на ведомственном уровне, а наличие общих недостатков в деятельности — о системном характере проблемы. [2]

Заключение

Государственный заказ — мощный инструмент для регулирования экономики и удовлетворения государственных потребностей. Он выполняет воспроизводственную, ценовую, стимулирующую, социальную и инновационную функции. В России важно развивать институциональную систему рынка государственных заказов, реформируя правила и механизмы размещения, заключения контрактов и контроля. Система госзаказов может концентрировать ресурсы для научно-технических, инновационных и социально-экономических программ. Госзакупки влияют на экономику, решают социально-экономические вопросы и создают конкуренцию. В основном заказы размещаются среди частных предприятий, за исключением специальной продукции по гособоронному заказу. Развитие институциональной базы и улучшение системы госзакупок повышают их эффективность и достижение целей в разных областях.

Литература:

  1. Цыпин, И. С. Государственное регулирование экономики: учебник / И. С. Цыпин, В. Р. Веснин. — Москва: ИНФРА-М, 2023. — 296 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс]. — (Высшее образование). — DOI 10.12737/11542. — ISBN 978–5-16–018816–4. — Текст: электронный. — URL: https://znanium.ru/catalog/product/2029858 (дата обращения: 26.11.2024). — Режим доступа: по подписке.
  2. Соловьева, О. А. Формирование предпринимательской общности в условиях трансформации государственного регулирования экономики: монография / О. А. Соловьева. — Москва: ИНФРА-М, 2024. — 181 с. — (Научная мысль). — DOI 10.12737/monography_5a716768ad9d04.91247491. — ISBN 978–5-16–013507–6. — Текст: электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/2117129 (дата обращения: 26.11.2024). — Режим доступа: по подписке.
  3. Губин, Е. П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы: монография / Е. П. Губин. — репр. изд. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2023. — 316 с. — ISBN 978–5-91768–836–7. — Текст: электронный. — URL: https://znanium.ru/catalog/product/1937183 (дата обращения: 26.11.2024). — Режим доступа: по подписке.
  4. Гафурова, Г. Т. Управление государственными (муниципальными) закупками: учебное пособие / Г. Т. Гафурова. — Москва: ИНФРА-М, 2022. — 331 с. — (Высшее образование: Магистратура). — ISBN 978–5-16–015094–9. — Текст: электронный. — URL: https://znanium.ru/catalog/product/1862859 (дата обращения: 26.11.2024). — Режим доступа: по подписке.
  5. Белокрылов, К. А. Государственные закупки высокотехнологичной продукции: проблемные зоны и перспективы: монография / К. А. Белокрылов, А. С. Нещименко; Южный федеральный университет. — Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2023. — 112 с. — ISBN 978–5-9275–4584–1. — Текст: электронный. — URL: https://znanium.ru/catalog/product/2172858 (дата обращения: 26.11.2024). — Режим доступа: по подписке.
  6. Григорян, Т. Р. Государственный контракт на закупку товаров, работ, для обеспечения государственных нужд: проблемы теории и практики: монография / Т. Р. Григорян. — 3-е изд. — Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2022. — 210 с. — ISBN 978–5-394–04727–5. — Текст: электронный. — URL: https://znanium.ru/catalog/product/2082498 (дата обращения: 26.11.2024). — Режим доступа: по подписке.
  7. Мельников, В. В. Государственные и муниципальные закупки: учебное пособие: в 2 частях. Часть 1. Эволюция способов закупок в Российской Федерации / В. В. Мельников. — Москва: ИНФРА-М, 2022. — 165 с. — (Высшее образование: Магистратура). — DOI 10.12737/textbook_5a2e632f167e94.87223177. — ISBN 978–5-16–013265–5. — Текст: электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1863145 (дата обращения: 26.11.2024). — Режим доступа: по подписке.
Основные термины (генерируются автоматически): сфера закупок, контрактная система, государственный заказ, исполнительная власть, орган, заказ, закупка, нужда, государственный оборонный заказ, финансовый контроль.


Ключевые слова

государственные закупки, государственные нужды, размещение заказов, государственные заказы, рынок государственных заказов, итоговые закупки

Похожие статьи

Задать вопрос