Правовые аспекты использования земельных ресурсов для водоснабжения и водоотведения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (546) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 23.11.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Искакова, Э. Ф. Правовые аспекты использования земельных ресурсов для водоснабжения и водоотведения / Э. Ф. Искакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 47 (546). — С. 187-188. — URL: https://moluch.ru/archive/546/119615/ (дата обращения: 16.12.2024).



Комплексное исследование правовых аспектов использования земельных ресурсов для водоснабжения и водоотведения является необходимым для обеспечения экологической безопасности, эффективного управления водными ресурсами, снижения рисков и повышения инвестиционной привлекательности данной отрасли. Актуальность темы подтверждается растущим числом судебных споров, связанных с землепользованием в данной сфере, а также необходимостью адаптации законодательства к новым вызовам и реалиям.

Ключевые слова: использование, земельные ресурсы, водоснабжение, водоотведение.

Земля является особым объектом, так как одновременно служит природным ресурсом, пространственным базисом и экономическим активом [5, с.55]. Земельные отношения охватывают использование земель для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, промышленно-градостроительных и иных целей. Все земли делятся на категории в зависимости от их целевого назначения, что упрощает регулирование их использования.

Правовое регулирование размещения объектов водоотведения опирается на ряд законодательных актов, ключевым из которых является Градостроительный кодекс РФ [2]. Он определяет порядок планировки и застройки территорий, включая размещение объектов водоотведения. Размещение канализационных сетей, очистных сооружений, накопителей сточных вод и других подобных объектов регулируется также санитарными правилами и нормами, водным законодательством (Водный кодекс РФ) [3], федеральными законами об охране окружающей среды и природопользовании [1]. Разрешение на строительство таких объектов выдается после прохождения обязательной экологической экспертизы и согласования с соответствующими органами власти. Особое внимание уделяется зонированию территорий, с учетом санитарно-защитных зон и требований по охране водных объектов. Зачастую, для размещения крупных объектов водоотведения требуются специальные разрешения и согласования на использование земельных участков, часто относящихся к категории земель особого назначения.

Земельно-правовые отношения при строительстве и эксплуатации объектов водоотведения регулируются Земельным кодексом РФ [4]. Предоставление земельных участков под объекты водоотведения может осуществляться на праве собственности, аренды, либо через установление сервитутов (право ограниченного пользования чужим земельным участком). Выбор конкретного правового механизма зависит от статуса землепользователя (например, муниципальное образование, коммерческая организация), типа объекта и сроков его эксплуатации.

Землепользователь обязан своевременно вносить плату за землю (земельный налог, арендная плата), а также соблюдать все установленные ограничения и правила использования земельного участка. Возможны случаи, когда для прокладки канализационных сетей необходимы сервитуты на земельных участках, принадлежащих третьим лицам.

Размещение объектов водоснабжения, таких как водозаборы, водопроводные сети и очистные сооружения, регулируется множеством законодательных норм. Основными нормативно-правовыми актами в этой сфере являются Водный кодекс, Градостроительный кодекс, а также иные федеральные и региональные законы.

Для размещения водозаборов и очистных сооружений необходимо получение земельных участков, что может осуществляться как на основании права собственности, так и на основании аренды. Важно учитывать, что такие участки могут находиться в государственной или муниципальной собственности, что требует соблюдения специфических процедур.

Земельные участки, расположенные вблизи водоисточников, подлежат особому режиму использования. Законодательство устанавливает охранные зоны вокруг источников водоснабжения, в которых запрещено или ограничено ведение определенных видов деятельности, способных негативно повлиять на качество воды. Это может включать запреты на строительство, сельскохозяйственные работы, размещение отходов и другие действия.

Использование земельных ресурсов для водоснабжения и водоотведения, несмотря на наличие обширной законодательной базы, сталкивается с рядом серьезных проблем, требующих незамедлительного решения.

Во-первых, стоит упомянуть о том, что регулирование водоснабжения и водоотведения затрагивают различные отрасли права (земельное, водное, экологическое, градостроительное), что приводит к разрозненности норм и трудностям их применения на практике. Отсутствие единого координирующего акта создает коллизии и неопределенность.

Во-вторых, процедура получения разрешений на строительство и эксплуатацию объектов водоснабжения и водоотведения часто затягивается из-за сложной системы согласований между различными ведомствами. Недостаточно четко определены сроки и ответственность за принятие решений.

В-третьих, не всегда четко определены границы охранных зон водоисточников и правила землепользования на этих территориях. Это приводит к конфликтам и нарушениям экологического законодательства.

Возможными путями решения данных проблем я считаю может быть следующее: разработка единого кодекса, регулирующего вопросы водоснабжения и водоотведения, с учетом всех аспектов земельного, водного и экологического права.

Упрощение и ускорение процедуры получения разрешений на строительство и эксплуатацию объектов водоснабжения и водоотведения путем внедрения электронных сервисов и сокращения числа согласующих инстанций, также может являться путем решения проблем, представляя собой оптимизацию процедур согласования.

Успешное решение указанных проблем и реализация предложенных мер позволят создать эффективную и устойчивую систему правового регулирования использования земельных ресурсов для водоснабжения и водоотведения, обеспечивая экологическую безопасность и удовлетворение потребностей населения в чистой воде.

Литература:

  1. Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О водоснабжении и водоотведении» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)
  2. «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 08.08.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)
  3. «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 08.08.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)
  4. «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 08.08.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)
  5. Болтанова, Е. С. Земельное право: учебник / Е. С. Болтанова. — 3-е изд. — Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2021. — 387 с. — (Высшее образование). — DOI: https:// doi.org/10.29039/1781–4. — ISBN 978–5–369–01781–4. — Текст: электронный. — URL: https://znanium.ru/catalog/product/1855856 (дата обращения: 12.11.2024). — Режим доступа: по подписке.
Основные термины (генерируются автоматически): водоотведение, водоснабжение, ресурс, строительство, участок, экологическая безопасность.


Похожие статьи

Задать вопрос