В данной статье проанализированы основные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, а также процесс тарифообразования на услуги водоснабжения и водоотведения, в основе которого лежат затраченные экономические, финансовые и трудовые ресурсы. Для производства любого продукта потребления необходимо добыть сырье, тщательно переработать, а затем реализовать. При этом затраченные ресурсы должны не только окупаться, но и приносить прибыль. Такой же принцип касается и систем водоснабжения и водоотведения.
Ключевые слова: водоотведение, водоснабжение, государственное регулирование, коммунальные услуги, тариф.
В последние годы особую значимость и приоритетность приобретает жилищно-коммунальный комплекс, который является одним из социально значимых секторов экономики. Пристальное внимание к указанному комплексу связано, в первую очередь, с постоянным ростом тарифов на коммунальные услуги. В большинстве регионов их прирост в несколько раз опережает инфляцию или темп роста доходов населения. Таким образом, сдерживание роста тарифов на услуги ЖКХ, является одной из приоритетных задач государственного регулирования экономики и социальной сферы.
Государственное регулирование тарифной политики в рассматриваемой сфере осуществляется органами местного самоуправления и организациями жилищно-коммунального хозяйства в соответствие с единым курсом, выработанным на федеральном и региональном уровнях власти. Выработку государственной политики в области водоснабжения (водоотведения) в рамках политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства осуществляет Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) [11].
В нормативно-правовых актах федерального уровня закрепляются общие, основные нормы, регулирующие сферу водоснабжения и водоотведения: задачи и принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, полномочия органов власти различного уровня, методы формирования тарифов и т. п. Так, например, в Федеральном законе от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» [7] закреплена необходимость достижения и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и потребителей указанных услуг. Правило баланса интересов следует из одновременной защиты конституционных прав и граждан, и субъектов экономической деятельности. По данному поводу в постановлении Конституционного Суда РФ от 13 июля 2010 г. № 16-П указано, что «обеспечивая при осуществлении соответствующего правового регулирования баланс частных и публичных интересов, федеральный законодатель обязан также учитывать, что цели ограничения прав и свобод должны быть не только юридически, но и социально оправданны, а сами ограничения — адекватны этим целям и отвечать требованиям справедливости; при допустимости ограничения федеральным законом того или иного права в соответствии с конституционно одобряемыми целями следует использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные этими целями меры; публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации [1], могут оправдывать правовые ограничения прав и свобод, только если они адекватны социально необходимому результату; в ходе правового регулирования недопустимо искажение самого существа конституционного права или свободы, а цели одной только рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод» [13].
На федеральном уровне также закрепляется достаточно большой объем правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения [10], установлены нормативы состава сточных вод [8], закреплены типовые договоры в рассматриваемой сфере [9], установлены требования в отношении публичных договоров [2], к которым относится и договор водоснабжения (водоотведения), в отношении договоров энергоснабжения [3] и т. д. Как можно видеть, федеральный законодатель в рамках предоставленных ему полномочий постарался максимально урегулировать данную сферу деятельности естественных монополий, которая в соответствие с пп. 4 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [4] относится к вопросам местного значения.
Далее рассмотрим понятие тарифов на водоснабжение и водоотведение и особенности их установления. Тариф — это стоимость единицы поставляемого ресурса (в рассматриваемом случае, стоимость 1 м 3 воды). Тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, подлежащие регулированию определены в ст. 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Так, к регулируемым тарифам закон относит тарифы на питьевую воду, техническую воду, на транспортировку воды и сточных вод, на подвоз воды, на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и централизованной системе водоотведения, на водоотведение. Данный список является исчерпывающим. Цены на иные виды товаров, работ и услуг в этой сфере определяются по соглашению сторон и регулированию не подлежат.
Органы регулирования тарифов устанавливают тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения в таком размере, чтобы рост тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение в среднем по субъекту РФ не превышал установленных предельных индексов. Индекс изменения тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение в среднем по субъекту РФ определяется как отношение средневзвешенного тарифа на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение на очередной период регулирования, рассчитанного исходя из тарифов и объемов подачи воды (водоотведения) на очередной календарный год для регулируемых организаций на территории субъекта Российской Федерации, к средневзвешенному тарифу на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение, рассчитанному указанным способом на текущий календарный год.
Законодателем установлено три основных параметра, которые принимаются во внимание при расчете тарифов в сфере водоснабжения (водоотведения): объем поставленных товаров (воды), объем оказанных услуг по водоотведению и водоснабжению, величина необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из 4 установленных методов.
Период действия тарифов, установленных с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов, составляет не менее 1 года, если иное не предусмотрено федеральными законами или актом Правительства РФ. Долгосрочные тарифы устанавливаются методом доходности инвестированного капитала и методом индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов. Указанные параметры не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев их пересмотра по решению суда, федерального органа регулирования тарифов или регионального органа регулирования тарифов.
Размер тарифов, дифференцированных органом регулирования тарифов, должен обеспечивать регулируемым организациям получение в очередном периоде регулирования необходимой валовой выручки. Кроме того, вода, поступающая потребителю, должна соответствовать определенному качеству, в соответствии с нормативной документацией [12]. То есть, прежде чем вода питьевого качества поступит к потребителям, она пройдет несколько стадий очистки, за контролем которых круглосуточно следит квалифицированный персонал, а также километры путей транспортировки.
Тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения складываются из ряда параметров:
Во-первых, энергопотребление. Производство и транспортировка воды питьевого качества энергозатратный процесс. Как было выше сказано, производство чистой воды — процесс круглосуточный, а значит, потребление электроэнергии на сооружениях очистки и насосных станциях не прекращается ни на минуту.
Во-вторых, приобретение материалов и реагентов, необходимых для быстрой и интенсивной очистки. К ним относятся загрузки скорых фильтров (песок, уголь, ОМД и т. д.), коагулянты (реагенты, способствующие образованию хлопьев загрязнений, находящихся в воде, для быстрого осаждения), флокулянты (реагенты, способствующие быстрому отделению осадка от воды).
В-третьих, оплата труда персонала, отчисления в социальные фонды, налог на прибыль. На стратегически важных предприятиях персонал состоит из высококвалифицированных специалистов, готовых в любое время дня и ночи осуществлять контроль за качеством производства, а также к быстрому устроению аварий на сетях.
В-четвертых, затраты на текущий и капитальный ремонт. Часто ремонт или реконструкция сетей и сооружений обходится дороже нового проекта строительства или прокладки, но, в связи с густой застройкой и индивидуальными особенностями объекта, нет возможности для реализации нового строительства. Стоит отметить, что зачастую вода, достигшая потребителя, не соответствует санитарным требованиям именно из-за изношенных подающих сетей.
В-пятых, потери воды в процессе транспортировки в подающей сети. Несмотря на постоянное техническое и ремонтное обслуживание сетей трубопроводов, потери воды происходят по разным причинам: механическое воздействие извне, изношенность материала трубопровода, незаконные подключения.
Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 417-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [5] в закон о водоснабжении внесены изменения, которые регламентируют три особенности установлении для отдельных категорий потребителей льготных тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения:
– установлен запрет повышения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения для других потребителей, если для отдельных категорий потребителей установлены льготные тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, регулирование которых осуществляется в соответствии с Законом;
– обозначены две категории льгот (федеральные и региональные), которые установлены федеральными законами и законами субъектов РФ в отношении физических лиц; при этом законом субъекта РФ устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение;
– установлено правило опубликования перечня потребителей (категорий потребителей), имеющих право на льготные тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения (кроме физических лиц), в порядке, установленном правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством РФ.
Также на текущий момент Правительство РФ продлило сроки перехода к единым нормативам потребления коммунальных услуг на территории субъекта РФ и введения региональными властями соответствующих нормативов потребления на случай установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) [14]. Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2020г. № 2185 [6] поэтапный переход к установлению единых на территории субъекта РФ нормативов потребления коммунальных услуг, который должен был закончиться 01.01.2021, продлен до 01.01.2022.
Таким образом, несмотря на большое количество нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, а в частности — тарифообразование, законодатель продолжает совершенствование правовой базы в целях повышения ее эффективности.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с изм. от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г., 14 марта 2020 г.) // Российская газета. 25 дек. 1993. № 237.
- Гражданский кодекс РФ (часть 1) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. ст. 3301.
- Гражданский кодекс РФ (часть 2) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. ст. 410.
- Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрании законодательства РФ. 2003. № 40. ст. 3822.
- Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 417-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 52 (часть I). ст. 6982.
- Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2020 г. № 2185 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 52 (часть I). ст. 8864.
- Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 50. ст. 7358.
- Постановление Правительства РФ от 22 мая 2020 г. № 728 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 22. ст. 3496.
- Постановление Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 32. ст. 4307.
- Постановление Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 20. ст. 2500.
- Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1038 «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 47. ст. 6117.
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.4.1074–01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 26 сентября 2001 г. № 24 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. № 48.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 13 июля 2010 г. № 16-П «По делу о проверке конституционности положений статей 6 и 7 Закона Краснодарского края «Об организации транспортного обслуживания населения таксомоторами индивидуального пользования в Краснодарском крае» в связи с жалобой граждан В. А. Береснева, В. А. Дудко и других» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 31. ст. 4296.
- Дубова Я. Г. О нормативах потребления коммунальных услуг — 2020 // Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение. 2020. № 1. с. 43–46.