В данной работе будет рассмотрена деятельность судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Кратко отражено правовое положение судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Рассмотрены обязанности, а также отражены основные проблемы, касающиеся деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Ключевые слова: судебные приставы, права, обязанности, проблемы, обеспечение установленного порядка деятельности судов, органы принудительного исполнения, Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации.
The basics of the bailiff service to ensure the established procedure for the activities of courts and its problematic aspects
In this paper, the activities of bailiffs to ensure the established procedure for the activities of courts will be considered. The legal position of bailiffs to ensure the established procedure for the activities of courts is briefly reflected. The duties are considered, as well as the main problems related to the activities of bailiffs to ensure the established procedure for the activities of courts are reflected.
Keywords: bailiffs, rights, duties, problems, ensuring the established procedure for the activities of courts, enforcement agencies, Federal Bailiff Service of the Russian Federation.
Говоря о судебных приставах по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее — СП по ОУПДС), необходимо отметить, что данный род деятельности в органах принудительного исполнения, а именно в Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации (далее — ФССП РФ), не так знаменит, как хотелось бы. В основном о существовании СП по ОУПДС не знает большинство граждан и не имеют представления об их деятельности. Поэтому в рамках данной статьи необходимо определить закрепленные права и обязанности СП по ОУПДС.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» (далее — ФЗ «Об органах принудительного исполнения РФ»), СП по ОУПДС имеют ряд обязанностей, а именно:
– обеспечивают безопасность судей, присяжных заседателей, сотрудников ФССП РФ, при исполнении их должностных обязанностей в зданиях суда, а при выполнении отдельных процессуальных действий вне здания;
– по поручению судьи, обеспечивают безопасность уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного процесса;
– обеспечивают поддержание общественного порядка в зданиях и помещениях структурных подразделений ФССП РФ;
– выполняют поручения председателя суда и судей;
– осуществляют охрану зданий судов и структурных подразделений ФССП РФ, а по поручению старшего судебного пристава осуществляют такую охрану в круглосуточном режиме;
– осуществляют привод лиц, уклоняющихся от явки в суд, к дознавателю ФССП РФ, судебных приставов исполнителей;
– обеспечивают безопасность должностных лиц, служащих в органах принудительного исполнения при осуществлении ими процессуальных действий;
– пресекают преступления и правонарушения;
– осуществляют принудительное выдворение иностранных граждан за пределы РФ;
– взаимодействуют с другими органами исполнительной власти;
– обязаны проходить специальную подготовку, военно-врачебную экспертизу а также проверку на пригодность к службе в органах принудительного исполнения.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 ФЗ «Об органах принудительного исполнения РФ»), СП по ОУПДС имеют права, а именно:
– могут входить в жилые помещения при осуществлении принудительного привода;
– могут входить в жилые помещения при осуществлении мер по безопасности должностных лиц органов принудительного исполнения;
– могут проверять документы, подтверждающие личность граждан;
– могут не допускать граждан в суд и структурные подразделения ФССП РФ, имеющих при себе запрещенные предметы для проноса в здание суда или структурное подразделение, а именно: колющие, режущие предметы, перцовые баллоны, огнестрельное оружие, боеприпасы и др.;
– могут осуществлять производство по административным делам в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, а именно: по ст. 17.3, ст. 17.8, ст. 13.26;
– применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены ФЗ «Об органах принудительного исполнения РФ».
Исходя из большого перечня обязанностей, которые возложены на СП по ОУПДС, следует отметить ряд проблемных аспектов, которые существуют на практике при осуществлении деятельности СП по ОУПДС, к данным проблемам относятся:
– нехватка кадрового состава в виду отсутствия мотивации трудоустройства на службу. В рамках данной проблемы необходимо отметить, что при трудоустройстве на должность СП по ОУПДС происходит очень длительное согласование кандидата на заявленную должность, которое варьируется от 3 до 6 месяцев. Также в рамках данной проблемы необходимо отметить недостаточное денежное довольствие, особенно при отсутствии стажа работы;
– низкое качество обучения вновь прибывших сотрудников в ряды СП по ОУПДС;
– отсутствие должного материального обеспечения. В данном положении следует отметить нехватку личного автотранспорта, который предназначен для осуществления служебных обязанностей. Также на практике нередкостью является использование служебного автотранспорта в личных целях начальствующим составом и самими СП по ОУПДС;
– наличие нескольких сотрудников, замещающих должности старших смен на объектах — СП по ОУПДС, вследствие чего происходит несогласованность действий между ССНО — СП по ОУПДС. Из-за данной несогласованности происходит лишняя нагрузка на личный состав отделов. Эта нагрузка выражается в постоянных перемещениях СП по ОУПДС по охранным объектам. Также из-за постоянных конфликтных ситуаций среди ССНО — СП по ОУПДС личный состав СП по ОУПДС имеет также дополнительную психологическую нагрузку;
– чрезмерная бюрократия при исполнении СП по ОУПДС своих должностных обязанностей. В каждом структурном подразделении и суде, где свою деятельность осуществляют СП по ОУПДС, имеется огромное количество журналов учета и другой документации, которая не несет за собой никакой ценности;
– чрезмерный контроль СП по ОУПДС со стороны главных управлений ФССП в регионах РФ. Осуществление еженедельных проверок за несением службы СП по ОУПДС в судах и структурных подразделениях органов принудительного исполнения приводит к постоянной психологической нагрузке СП по ОУПДС, вследствие чего происходит ухудшение качества несения службы, также происходит лишение денежных довольствий в виде премиальных выплат.
Таким образом, хочется отметить, что СП по ОУПДС обладают правами и обязанностями, которые в полной мере могут обеспечивать должный уровень контроля их деятельности. Исходя из практических положений, следует отметить, что выше был перечислен ряд проблемных аспектов, которые требуют незамедлительного решения. Данный перечень проблем не является исчерпывающим. Особенно остро стоит проблема кадрового состава. Остальные выявленные проблемы касаются непосредственно деятельности СП по ОУПДС, их также необходимо устранить для осуществления качественного несения службы СП по ОУПДС.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
- Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации».
- Ивков, Д. П. Некоторые проблемы обеспечения установленного порядка деятельности судов / Д. П. Ивков // Молодой ученый, 2021. — № 47(389). — С. 191–193.
- Кораблин, К. К. Обеспечение установленного порядка деятельности судов должностными лицами ФССП России / К. К. Кораблин, С. Ю. Костерев // Юридические науки, правовое государство и современное, 2020. — С. 292–296.
- Петухова, К. А. Актуальные проблемы обеспечения установленного порядка деятельности судов в современных условиях / К. А. Петухова // Вестник исполнительного производства, 2023. — № 1. — С. 52–64.
- Сабуров, Е. Н. Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов его полномочия / Е. Н. Сабуров // Развитие юридической науки и проблема преодоления пробелов, 2019. — С. 34–37.