Некоторые проблемы обеспечения установленного порядка деятельности судов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (389) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 19.11.2021

Статья просмотрена: 1482 раза

Библиографическое описание:

Ивков, Д. П. Некоторые проблемы обеспечения установленного порядка деятельности судов / Д. П. Ивков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 191-193. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85635/ (дата обращения: 15.11.2024).



В настоящей статье исследуются проблемы обеспечения установленного порядка деятельности судов. На основании действующего законодательства Российской Федерации был проведен анализ обеспечения установленного порядка деятельности судов, выявлены некоторые проблемы и предложены пути их преодоления.

Ключевые слова: обеспечение установленного порядка деятельности судов, исполнение судебных решений

This article examines the problems of ensuring the established procedure for the activities of courts. Based on the current legislation of the Russian Federation, an analysis was carried out to ensure the established procedure for the activities of courts, some problems were identified and ways to overcome them were proposed.

Keywords: ensuring the established procedure for the activities of courts, execution of court decisions

Федеральная служба судебных приставов РФ (далее также — «ФССП») является федеральным органом исполнительной власти, функции которой регламентированы законодательством РФ. Зачастую при оценке деятельности службы приоритетное внимание уделяется именно исполнению судебных актов и анализу эффективности служебной деятельности судебных приставов-исполнителей. Деятельность судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее — «ОУПДС») остается недооцененной, а проблемы, существующие в настоящее время, в должном объеме не обсуждаются. Основными функциями, возложенными на судебных приставов, является функция обеспечения установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов. На наш взгляд, вряд ли следует отрицать тот факт, что законодатель уделил пристальное внимание обеспечению установленного порядка деятельности судов. Важно отметить, что законодательство, регулирующее деятельность судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, нуждается в доработке, изменении и приведении в соответствие с другими федеральными законами с целью создания более эффективных условий для реализации судебными приставами по ОУПДС своих функций.

Усовершенствованию и развитию судебной системы в России уделяется пристальное внимание, в частности, разрабатываются федеральные целевые программы. Следует отметить, что одним из заказчиков Федеральной программы «Развитие судебной системы России на 2013–2024 годы» является Федеральная служба судебных приставов, и при характеристике проблем, на решение которых направлена программа, выделена проблема надлежащего исполнения обязанностей работниками Федеральной службы судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Тем самым, фактически, деятельность судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов признается неудовлетворительной. Наряду с иными целями и задачами указывается на необходимость оснащения зданий судов техническими средствами и системами обеспечения безопасности. Важно отметить, что до окончания реализации указанной программы осталось менее двух лет, но мероприятия, содержащиеся в программе, выполнены частично. С точки зрения обеспечения безопасности в зданиях судов, безусловно, необходимо оснащение пропускных пунктов в здания судов средствами обнаружения взрывчатых и отравляющих веществ, шлюзовыми кабинами досмотра персонала и посетителей, рентгенотелевизионными установками для досмотра ручной клади посетителей суда, но в этой части программа не реализована, и мы полагаем, что реализована не будет.

Безусловно, оснащение необходимыми системами обеспечения безопасности зданий судов является немаловажным. Однако следует принять во внимание, что, ставя задачу повышения эффективности службы судебных приставов и подвергая критике исполнение ею государственной функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, не уделяется внимание иным существующим проблемам, которые приводят к сложностям, возникающим в ходе реализации прав и обязанностей судебными приставами по ОУПДС.

Принято считать: «Разрешено всё, что не запрещено законом». Порой именно это утверждение становится камнем преткновения в понимании гражданами правил пребывания граждан в судах города Москвы. Центральным становится вопрос об определении той грани, где защита гражданами своих конституционных прав граничит с совершением ими преступлений и административных правонарушений. В свете сказанного важно отметить, что в современном обществе нет должного осознания всей важности и ответственности в деятельности судебных приставов по ОУПДС, а в науке такая государственная функция, как обеспечение установленного порядка деятельности судов, не исследуется. Если проанализировать официальные мероприятия, проводимые Федеральной службой судебных приставов, то все они направлены на максимальное информирование граждан в части исполнения судебных актов. Вместе с тем, официальных мероприятий, целью которых являлось бы формирование максимальной открытости и информированности граждан об исполнении служебных обязанностей должностными лицами органа, уполномоченного на обеспечение установленного порядка деятельности судов, не проводится. В результате этого исполнение судебными приставами по ОУПДС своих должностных обязанностей воспринимается обществом как составляющая судебной системы. Безусловно, нельзя при установлении причин такого положения исключать низкий уровень правовой подготовки судебных приставов по ОУПДС. Но справедливо было бы отметить, что даже несмотря на то, что судебные приставы должны знать и уметь применять в своей работе нормативные правовые акты, регламентирующие их деятельность, было бы целесообразным на уровне руководителя территориального органа обеспечить обучение судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов при участии судей, прокуроров, следователей и должностных лиц ФССП, осуществляющих контроль за исполнением судебными приставами по ОУПДС своих должностных обязанностей. Таким образом возможно повысить профессиональный уровень судебных приставов, что, безусловно, будет способствовать должному соблюдению прав и свобод граждан. Перечень прав и обязанностей судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов содержит закон о судебных приставах и, казалось бы, какое отношение к деятельности судебных приставов по ОУПДС имеют Гражданский, Семейный, Жилищный и другие кодексы? Дело в том, что вносимые изменения в законодательство порождают волну несогласия со стороны той части общества, которую, так или иначе, затрагивают эти изменения. Безусловно, гражданин обращается в суд за защитой своих, как ему кажется нарушенных, прав. С каким психологическим настроем гражданин заходит в здание суда, представить не сложно. Самой острой проблемой является то, что граждане воспринимают суд той самой властью, которая лишила его права обладать тем или иным благом, а судебные приставы, исполняющие свои служебные обязанности в здании суда, воспринимаются как ограничитель права граждан в доступе к правосудию. Именно на этом этапе начинает нарастать напряженность, которая в последующем приводит к увеличению количества жалоб на действия судебных приставов по ОУПДС, большее количество которых совершенно не обосновано. По статистике, наибольшее количество жалоб от граждан поступает на действия приставов при осуществлении процедуры их досмотра и имеющейся при них ручной клади на наличие запрещенных предметов.

Считаем, обоснованно будет утверждать, что нагрузка и уровень ответственности судебных приставов по ОУПДС находятся на высоком уровне. В среднем в одном суде судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов ежедневно осуществляют визуальный досмотр с использованием технических средств более 500 человек. Всё это позволяет сделать вывод о том, что вопрос технического оснащения судов системами обеспечения безопасности должен быть не только часто обсуждаем, но и реализован.

Подводя итог, можно заключить, что повышению доверия граждан к деятельности судебных приставов по ОУПДС, повышению эффективности их деятельности в полной мере могли бы способствовать максимальная открытость, информированность граждан о деятельности должностных лиц органа, уполномоченного на обеспечение установленного порядка деятельности судов, а также оснащение зданий судов техническими средствами обеспечения безопасности.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система «Законодательство России». — Режим доступа: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения 25.10.2021).
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система «Законодательство России». — Режим доступа: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения 25.10.2021).
  3. Федеральный закон Российской Федерации «Об исполнительном производстве» [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система «Законодательство России». — Режим доступа: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения 25.10.2021).
  4. Сарычев, А. С. Судебный пристав — лицо должностное / А. С. Сарычев. — Российская юстиция, 2013. — № 7. — С. 16.
Основные термины (генерируются автоматически): установленный порядок деятельности судов, пристав, обеспечение, Федеральная служба, деятельность, Российская Федерация, государственная функция, максимальная открытость, пристальное внимание, судебная система.


Похожие статьи

Некоторые вопросы организации работы органов прокуратуры в Российской Федерации

В статье рассматривается организация работы прокуратуры в Российской Федерации. Выделяются следующие принципы организации работы прокуратуры в Российской Федерации: принцип законности, принцип единства, принцип централизации, принцип гласности, принц...

Некоторые вопросы совершенствования правового статуса Конституционного Суда Российской Федерации

В данной статье предлагается внесение изменений в организационно-правовую форму конституционного суда, для повышения конституционного контроля с его стороны и его эффективности, в современных условиях.

Некоторые актуальные проблемы реализации отдельных этапов прокурорской проверки

В настоящей статье рассматриваются некоторые актуальные по мнению авторов проблемы реализации отдельных этапов организации и проведения прокурорской проверки в отдельных отраслях и сферах применения российского законодательства, предлагаются различны...

Надзор за соблюдением законности как основная функция прокурора в российском уголовном судопроизводстве

В статье обосновывается вывод о потребности более кропотливого подхода в правовой регламентации функциональных обязанностей прокурора, его полномочий и средств прокурорского реагирования в целях обеспечения надлежащего уровня законности. Исследуются ...

Проблемы правового регулирования налогового контроля

В статье рассматриваются статьи налогового кодекса Российской Федерации и иные нормативно-правовые акты, на основании которых проводятся мероприятия налогового контроля. Выявлены недоработки правового регулирования налоговых проверок в действующем за...

Принципы организации деятельности органов прокуратуры

В статье рассмотрены основные принципы организации деятельности органов прокуратуры. Прокуратура РФ является одним из государственных органов, призванных обеспечивать соблюдение Конституции РФ и других законов, а также защищать основные права и свобо...

Судебный контроль за действиями и решениями органов предварительного расследования и прокурора: содержание и пределы

В статье рассмотрена сущность судебного контроля за действиями и решениями органов предварительного расследования и прокурора, выявлены основные формы данного вида контроля. В ходе исследования определены содержание и пределы судебного контроля за де...

Проблемы прокурорского надзора за соблюдением законности

В статье рассматриваются актуальные проблемы прокурорского надзора и вызовы, стоящие перед прокурорским надзором в России в свете современных событий. При реализации прокурорского надзора на территории Российской Федерации возникают организационные и...

Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами

В статье рассматриваются особенности реализации прокурорского надзора за деятельностью судебных приставов на предмет обеспечения законности и недопущения нарушения прав граждан. Обозначены принципиальные особенности прокурорского надзора согласно ука...

Проблема установления оптимального объема полномочий прокурора при осуществлении прокурорского надзора на предварительном следствии

В статье рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема, связанная с деятельностью прокуратуры Российской Федерации при надзоре за органами предварительного следствия и дознания на стадии предварительного расследования. Выявляется некоторые ...

Похожие статьи

Некоторые вопросы организации работы органов прокуратуры в Российской Федерации

В статье рассматривается организация работы прокуратуры в Российской Федерации. Выделяются следующие принципы организации работы прокуратуры в Российской Федерации: принцип законности, принцип единства, принцип централизации, принцип гласности, принц...

Некоторые вопросы совершенствования правового статуса Конституционного Суда Российской Федерации

В данной статье предлагается внесение изменений в организационно-правовую форму конституционного суда, для повышения конституционного контроля с его стороны и его эффективности, в современных условиях.

Некоторые актуальные проблемы реализации отдельных этапов прокурорской проверки

В настоящей статье рассматриваются некоторые актуальные по мнению авторов проблемы реализации отдельных этапов организации и проведения прокурорской проверки в отдельных отраслях и сферах применения российского законодательства, предлагаются различны...

Надзор за соблюдением законности как основная функция прокурора в российском уголовном судопроизводстве

В статье обосновывается вывод о потребности более кропотливого подхода в правовой регламентации функциональных обязанностей прокурора, его полномочий и средств прокурорского реагирования в целях обеспечения надлежащего уровня законности. Исследуются ...

Проблемы правового регулирования налогового контроля

В статье рассматриваются статьи налогового кодекса Российской Федерации и иные нормативно-правовые акты, на основании которых проводятся мероприятия налогового контроля. Выявлены недоработки правового регулирования налоговых проверок в действующем за...

Принципы организации деятельности органов прокуратуры

В статье рассмотрены основные принципы организации деятельности органов прокуратуры. Прокуратура РФ является одним из государственных органов, призванных обеспечивать соблюдение Конституции РФ и других законов, а также защищать основные права и свобо...

Судебный контроль за действиями и решениями органов предварительного расследования и прокурора: содержание и пределы

В статье рассмотрена сущность судебного контроля за действиями и решениями органов предварительного расследования и прокурора, выявлены основные формы данного вида контроля. В ходе исследования определены содержание и пределы судебного контроля за де...

Проблемы прокурорского надзора за соблюдением законности

В статье рассматриваются актуальные проблемы прокурорского надзора и вызовы, стоящие перед прокурорским надзором в России в свете современных событий. При реализации прокурорского надзора на территории Российской Федерации возникают организационные и...

Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами

В статье рассматриваются особенности реализации прокурорского надзора за деятельностью судебных приставов на предмет обеспечения законности и недопущения нарушения прав граждан. Обозначены принципиальные особенности прокурорского надзора согласно ука...

Проблема установления оптимального объема полномочий прокурора при осуществлении прокурорского надзора на предварительном следствии

В статье рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема, связанная с деятельностью прокуратуры Российской Федерации при надзоре за органами предварительного следствия и дознания на стадии предварительного расследования. Выявляется некоторые ...

Задать вопрос