Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста в группе продленного дня | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (545) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 15.11.2024

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Чепикова, Т. А. Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста в группе продленного дня / Т. А. Чепикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 46 (545). — С. 352-354. — URL: https://moluch.ru/archive/545/119323/ (дата обращения: 22.12.2024).



Современное общество сталкивается с множеством экологических проблем, которые требуют от каждого человека осознанного отношения к природе и окружающей среде. В связи с этим особое внимание уделяется экологическому воспитанию подрастающего поколения. В ФГОС начального и основного общего образования неоднократно акцентируется внимание на острой необходимости экологического воспитания.

Экологическое воспитание — это процесс, направленный на формирование у детей понимания важности сохранения окружающей природы и осознания влияния человека на экологическую обстановку. В младшем школьном возрасте детское сознание активно развивается, и именно в этот период формируются базовые ценности, на основе которых у ребенка будет строиться его отношение к окружающему миру.

Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста в группе продленного дня является важной и неотъемлемой частью образовательного процесса. В современном мире, где экологические проблемы становятся все более острыми, важно формировать у детей правильное отношение к окружающей среде с самого раннего возраста.

Дети младшего школьного возраста особенно восприимчивы к новым знаниям и навыкам, поэтому важно начинать их экологическое образование как можно раньше. Группа продленного дня представляет собой уникальную возможность для реализации экологического воспитания. В этой группе дети проводят большую часть своего времени после школы, именно здесь можно создать комфортную и благоприятную обстановку для формирования экологических ценностей. Основное внимание стоит уделить формированию у детей экологической культуры, которая включает в себя заботу о животных, растениях и здоровье своей планеты. Чтение книг о природе, обсуждение простых экологических проблем и организация игр на свежем воздухе помогут детям осознать ценность природы и научить бережно к ней относиться. Таким образом, экологическое воспитание становится не только образовательным процессом, но и важным этапом в осознании личной ответственности каждого ребенка за будущее нашей планеты.

Целью данной статьи является рассмотрение особенностей экологического воспитания детей младшего школьного возраста (7–10 лет) в условиях группы продленного дня. Мы рассмотрим основные методы и подходы, а также примеры конкретных мероприятий, направленных на формирование у школьников экологической культуры и ответственного отношения к природным ресурсам.

Первый шаг в экологическом воспитании детей — это формирование у них понимания о важности сохранения природы и ответственности за ее состояние. В группе продленного дня можно проводить различные экскурсии и мероприятия, направленные на знакомство с природой и ее богатствами. Дети могут посетить парки, сады, зоопарки, а также участвовать в экологических акциях, например, посадке деревьев или уборке мусора в парках и на улицах.

Важным аспектом экологического воспитания является формирование у детей навыков экологического поведения и чувства ответственности за окружающую среду. В группе продленного дня можно проводить различные игры и упражнения, различные проекты, направленные на улучшение экологической ситуации в школе и ее окрестностях, которые помогут детям научиться экономно расходовать ресурсы, разделять мусор и ухаживать за растениями. Также можно организовывать мастер-классы по изготовлению поделок из природных материалов, что поможет детям увидеть красоту и ценность природы. Кроме того, в группе продленного дня можно проводить занятия по экологической тематике, где дети будут узнавать о различных экологических проблемах и способах их решения. Также можно организовывать дискуссии и дебаты на экологические темы, что поможет развить у детей любовь к окружающему их миру. Кроме того, важно включать в образовательный процесс обсуждение таких тем, как переработка мусора, экономия ресурсов и бережное отношение к природным ресурсам. Создание проекта «Экология вокруг нас», в котором дети смогут участвовать, исследуя экосистему своего района, станет отличным стимулом для активного вовлечения в экологическую деятельность.

Основные задачи экологического воспитания

  1. Формирование знаний о природе : Дети должны понимать основы экологии, знать о взаимосвязях между живыми организмами и окружающей средой, а также об основных экологических проблемах современности.
  2. Развитие практических навыков : Важно научить детей применять полученные знания на практике — сортировать отходы, экономить воду и электроэнергию, ухаживать за растениями и животными.
  3. Воспитание эмоциональной отзывчивости : Развитие чувства ответственности перед природой, умение сопереживать и заботиться о живых существах.
  4. Привитие ценностей устойчивого развития : Формирование понимания важности сохранения природных ресурсов для будущих поколений.

Методы и формы работы

1. Образовательные занятия

На занятиях дети могут изучать различные аспекты экологии через интерактивные игры, презентации, видеоуроки и обсуждения. Например:

– Тематические уроки по темам «Сохранение лесов», «Проблема загрязнения воздуха» или «Роль воды в жизни человека».

– Практические задания, такие как создание моделей экосистем или проведение экспериментов по очистке загрязненной воды.

2. Экологические проекты

Проектная деятельность позволяет детям глубже погрузиться в тему и самостоятельно исследовать интересующие вопросы. Примеры проектов:

– Создание «Эко-дневника», где школьники записывают свои наблюдения за изменениями в природе.

– Проект «Мой зеленый уголок», направленный на озеленение территории школы или двора.

3. Экскурсии и походы

Полевые экскурсии и походы помогают детям лучше понять природу и её разнообразие. Возможны следующие варианты:

– Посещение ботанического сада или зоопарка.

– Поход в лес с целью изучения местной флоры и фауны.

– Участие в субботниках по уборке парков и скверов.

4. Творческая деятельность

Творческие мероприятия способствуют развитию воображения и эмоциональной привязанности к природе. Примером может быть:

– Рисование картин на темы природы.

– Изготовление поделок из природных материалов.

– Проведение конкурсов на лучший экологический плакат или стихотворение.

5. Ролевые игры

Игры позволяют детям примерить на себя роли защитников природы, исследователей или активистов. Пример такой игры:

– Игра «Спасатели планеты», где участники решают экологические проблемы и находят пути их решения.

Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста в группе продленного дня играет важную роль в формировании у них экологически грамотного поведения и осознания своей ответственности перед будущим поколением. Использование разнообразных методов и форм работы помогает сделать процесс обучения интересным и эффективным. Проблема экологического воспитания существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. В сегодняшнем сложном, разнообразном, энергичном мире экологические вопросы приобрели глобальный масштаб. На планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами.

Нужно изменить свое отношение к природе и сформировать подобающее воспитание и образование нового поколения, которое будет стремиться к единению с природой. Таким образом, экологическое воспитание в группе продленного дня не только способствует формированию у детей базовых знаний об экологии, но и развивает у них чувство ответственности за будущее нашей планеты.

Основные термины (генерируются автоматически): экологическое воспитание, продленный день, ребенок, младший школьный возраст, окружающая среда, природа, экологическое воспитание детей, группа, образовательный процесс, формирование.


Задать вопрос