Данная статья посвящена процессу формирования личности подростков в условиях школы современного танца. Подростковый период — самый сложный период становления личности; это и ответственный этап, где складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к окружению.
Процесс развития личности сказывается как на психологическом, так и на физиологическом состоянии подростка.
Ключевые слова: личность, современный танец, формирование личности, подросток, подростковый возраст.
Переход к подростковому возрасту характеризуется основательными переменами критерий, влияющих на личностное становление ребенка. Они затрагивают физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со зрелыми людьми и сверстниками, значения познавательных процессов, интеллекта и возможностей. Во всем данном планируется переход от юношества к взрослости. Середина физиологической и духовной жизни подростка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и зрелых людей.
Развитие личности учащихся является одной из наиболее важных задач современного общества. Социально-экономические, политические и культурные изменения, стремительно происходящие в нашей стране, оказывают непосредственное влияние на перестройку системы образования. Процесс реформирования образования создаёт условия для изменения содержания программ обучения, появляется акцент на личностно-ориентированном образовании, на развитии у учащихся личностных компетенций. Формируется система образовательных учреждений нового типа, что вызывает интерес общества и требует широкого обсуждения и изучения, поскольку исследование современных условий и влияния новых образовательных возможностей становления личности в подростковом возрасте — времени «второго рождения личности» — является одной из актуальных проблем психологии развития.
Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня познавательных процессов, интеллекта и способностей. Во всем этом намечается переход от детства к взрослости. Центр физической и духовной жизни ребенка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых. Именно занятие современным танцем может стать один из путей выхода подростка в окружающий мир.
Нередко молодые люди пробуют самовыражаться в художественном творчестве при освоении различных обликов художественной работы. Педагоги-практики отмечали, что ученики желают не только лишь завладеть техникой какой-нибудь творческой работы, но и художественными стилями, методами личного отражения мира в искусстве. У ребенка имеет место быть феномен авторства, собственно, что и дает ему право говорить о развитии творческой индивидуальности, которая понимается почти всеми создателями как интегративное качество творческой личности (З. Н. Новлянская, А. А. Мелик-Пашаев, Т. Г. Пузыни, В. И. Слободчиков и др.).
Личность человека показывает довольно сложное и нередко очень противоречивое хитросплетение всевозможных качеств и особенностей. Это особая совокупность всевозможных черт личности. При том, что каждая черта личности неразрывно связана с другими и в следствие этого она обретает абсолютно различное, иногда противоположный, смысл в зависимости от образовавшегося у данной личности сочетания ее качеств.
Личность — это целостная оригинальность в ее совокупном содержании, качестве.
Формирование эстетической культуры личности протекает в различных сферах общественной жизни, в том числе в сфере художественного творчества, как профессионального, так и любительского. В частности, хореографическое творчество, как важный компонент современной культуры, является сферой непосредственного контакта личного творческого опыта молодых людей с обширнейшим художественным и эстетическим опытом, накопленным в профессиональном искусстве и народном творчестве. Данное обстоятельство объясняет значимость танцевального, хореографического творчества, необходимость приобщения молодежи к хореографической культуре. В настоящее время популярность хореографического искусства среди подростков достаточно велика, это проявляется, в частности, в постоянном количественном росте числа танцевальных коллективов и увеличении числа их участников.
Положительно сказываются на формировании эстетической культуры подростков искусственно создаваемые, а то и откровенно насаждаемые «хореографические новации. Я считаю, что это не оборачивается снижением интереса к традиционным танцевальным системам, классическому и народно — сценическому танцам, особенно в новых современных танцевальных направлениях и течениях — джаз — танце, танце — модерн, фристайле, хип — хоп, техно и др., которые оказываются наиболее привлекательными для подростков. Очень приятно осознавать, что хореография не стоит на месте и ищет новые пути для совершенствования. Так каждый подросток сможет найти то, что ему по душе.
Современное художественно — эстетическое образование и воспитание должны быть личностно ориентированными, субъект — субъектными по своему содержанию и характеру. Образование, ориентированное на антропоцентрические, технократические и авторитарные ценности, которые казались единственно правильными в советские годы, обнаружили недостаточность в современном мире, «оказались не у дел». Ценности, сформированные и утвержденные классическим субъектом деятельности, перестали быть той жизненной ориентацией, которая помогает человеку успешно осуществлять познание, преобразование, проектирование, оценку в отношениях с миром.
Литература:
- Ананьев, Б. Г. Индивид и личность [Текст] / Б. Г. Ананьев // Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т.. — М., 1980. — Т.1. — С. 104–106.
- Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г.Ананьев. — Л.: ЛГУ, 1968. — 339 с.
- Бодалев, А. А. Психология личности [Текст] / А. А. Бодалев. — М.: МГУ, 1988. — 187 с.