Автор анализирует правовую основу организации и осуществления надзора в области промышленной безопасности, рассматривает объекты и субъекты деятельности по надзору в данной сфере, а также специфику проведения и виды проверок опасных производственных объектов.
Ключевые слова: надзор, промышленная безопасность, опасные производственные объекты, Ростехнадзор, выездная проверка, документарная проверка, риск-ориентированный подход.
The author analyzes the legal basis for the organization and implementation of supervision in the field of industrial safety, examines the objects and subjects of supervision in this area, as well as the specifics of conducting and types of inspections of hazardous production facilities.
Keywords: supervision, industrial safety, hazardous production facilities, Rostechnadzor, on-site inspection, documentary inspection, risk-oriented approach.
Политико-экономические события последних лет обусловили придание особой важности вопросам безопасности, что отражено в Стратегии национальной безопасности страны, утвержденной Указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 [2]. Данный документ не выделяет промышленную безопасность в качестве отдельной сферы, требующей повышенного внимания со стороны государства, но, как показывает многолетний опыт, риски аварий на промышленных объектах представляют особого рода угрозу для общества и государства, ввиду чего требует определенного надзора со стороны государственных структур, его осуществляющих.
Согласно позиции законодателя, изложенной в Постановлении Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1082 «О федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности» [3] и утвержденном им Положении, в качестве предмета надзора выступает соблюдение хозяйствующими субъектами требований, установленных федеральным законодательством к безопасному ведению работ, эксплуатации опасных производственных объектов, соблюдению пожарной безопасности, эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I — III классов опасности и пр.
В свою очередь, объекты государственного надзора следует рассматривать через призму не только непосредственной деятельности хозяйствующих субъектов в области промышленной безопасности, но и их продукции, услуг, а также мест их производства и оказания.
Перечень субъектов, уполномоченных на осуществление надзора достаточно подробно представлен законодателем в ч.5 раздела I рассматриваемого Положения. К их числу относятся:
– руководитель, заместители руководителя Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору (далее — Ростехнадзор), а также руководители и их заместители структурных подразделений центрального аппарата Ростехнадзора;
– федеральные государственные гражданские служащие категории «специалисты» ведущей, старшей групп должностей в структурных подразделениях центрального Ростехнадзора
– руководители и заместители руководителей территориальных органов Ростехнадзора, а также федеральные государственные гражданские служащие категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей.
Анализируя компетенцию Ростехнадзора в целом, следует отметить многогранность полномочий данной структуры, отличающую ее от иных федеральных служб, подведомственных Правительству Российской Федерации, что предопределяет существенное влияние на его взаимодействие с другими субъектами публичной власти, в том числе с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Используемый в области планирования контрольно-надзорной деятельности Ростехнадзора риск-ориентированный подход активно используется в Республиках Беларусь и Казахстан. А его сущность требуется рассматривать через призму дифференциации опасных производственных объектов в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий с присвоением соответствующего класса, в зависимости от которого определяется периодичность проверок хозяйствующих субъектов в сфере промышленной безопасности.
Так, к примеру, число проверок объектов, которым присвоены первые два класса, не может превышать одной в год. Для объектов с третьим классом проверки проводятся не чаще одного раза за трехлетний период, а для опасных производственных объектов четвертого класса проверки выездного характера не предусмотрены.
Все объекты имеющие определенный класс в соответствии заносятся в реестр опасных производственных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. № 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» [1].
Специфика проведения проверок, которые представлены, как уже было отмечено выше выездными, а также документарными, предусматривает возможность применения в их процессе фото, аудио- и видеозаписи, а также иных способов фиксации в целях запечатления доказательств нарушений на объектах в области промышленной безопасности.
Срок проведения выездных проверок ограничен десятью рабочими днями, предполагая следующие действия: «осмотр; опрос; получение письменных объяснений; истребование документов; инструментальное обследование; экспертиза; эксперимент» [3]
Второй вид проверок представлен только возможностью получения письменных объяснений от хозяйствующих субъектов, а также истребованием у них документов и экспертизой.
В рамках контрольно-надзорной деятельности Ростехнадзора и его территориальных подразделений не меньшее значение имеют и профилактические мероприятия, осуществляемые посредством информирования, обобщение правоприменительной практики, объявления предостережений; консультирования, а также за счет мер стимулирования добросовестности, «предусматривающих оценку соответствия организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, критериям добросовестности за 5 лет» [3]
Таким образом, поведенный анализ особенностей организации и осуществления надзора в области промышленной безопасности, свидетельствует о поликомпетентности Ростехнадзора и его территориальных органов. Нормативная база, регламентирующая осуществление исследуемой процедуры непрерывно совершенствуется, практически ежегодно дополняясь новыми Постановлениями, Положениями в сфере проведения проверок опасных производственных объектов, что видится вполне обоснованным, поскольку эффективная правовая основа организации деятельности исполнительной власти и ее релевантное воплощение на практике имеют критически важное значение для реализации всего механизма государственной власти и безопасности, как общества, так и государства.
Литература:
- Постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. № 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» // Собрание законодательства Российской Федерации 30.11.1998. № 48. Ст.5938.
- Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 05.07.2021. № 27 (ч.II). Ст.5351.
- Постановление Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1082 «О федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации 12.07.2021. № 28 (ч.I). Ст.5512.