Законодательное регулирование охраны труда в сфере строительства. Обзор мировых тенденций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №26 (525) июнь 2024 г.

Дата публикации: 26.06.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Магарамова, Л. Э. Законодательное регулирование охраны труда в сфере строительства. Обзор мировых тенденций / Л. Э. Магарамова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 26 (525). — URL: https://moluch.ru/archive/525/116051/ (дата обращения: 30.06.2024).

Препринт статьи



Данная статья посвящена вопросам организации безопасности труда мирового сообщества в сфере строительства. Автор анализирует статистику профессионального травматизма, исследует нормативно-правовые документы трудоохранного законодательства на международном уровне, выявляет ключевые направления работы и мировые тенденции.

Ключевые слова: охрана труда в сфере строительства, трудоохранное законодательство, производственный травматизм, Международная Организация Труда (МОТ)

This article is devoted to the organization of labor safety in the construction industry. The author analyzes the statistics of occupational injuries, examines the regulatory documents of labor protection legislation at the international level, identifies key areas of work and global trends.

Keywords : labor protection in the construction sector, labor protection legislation, occupational injuries, International Labor Organization (ILO)

Неизменный рост населения нашей планеты приводит к увеличению спроса на строительные услуги. В этой связи, возрастает значимость вопросов безопасности и охраны труда в строительной сфере. Развитие экономики, которое также способствует увеличению спроса на услуги в сфере строительства, стремительное развитие инноваций, применяемых в производстве — все это требует принять срочные меры по регулированию охраны труда в сфере строительства.

Законодательные власти РФ регулярно обновляют нормативно-правовые акты, проводят мероприятия в области охраны труда. Но, к сожалению, уровень безопасности труда в сфере строительства РФ остается недостаточным. Крайне высок уровень травм и профзаболеваний.

Законодательство об охране труда в сфере строительства для РФ и других стран основывается, в первую очередь, на Конституции как главном законе государства, и ряде федеральных, национальных и региональных законов об охране труда.

Одним из последних успешных нововведений, позаимствованных у других стран, является проведение специальной оценки условий труда. Мировой рынок все больше осознает вред, причиняемый экономике наличием профессиональных заболеваний и несчастных случаев в строительстве. Пагубное влияние распространяется не только на пострадавших работников, но и на их ближайшее окружение, семью, коллег, зачастую приводит к неспособности выполнять определенные работы в дальнейшем, значительно снижает производительность и, как следствие, уровень доходности хозяйствующих субъектов. В результате страдает территориальная общность. В этой связи необходимо осознать истоки охраны труда и необходимость ее законодательного регулирования еще на профилактическом этапе.

Как показывает мировая практика, безопасность труда всегда начинается с понимания основ безопасности на своем рабочем месте каждым отдельно взятым работником.

Для того чтобы унифицировать базовые принципы, цели и задачи защиты здоровья и жизни работников, на международном уровне были приняты законодательные акты, стандарты и нормативы безопасности труда в строительной сфере. В этой связи следует отметить положения об охране труда ООН, которые способствовали выработке единого направления при разработке международно-правовых актов в сфере охраны труда.

Одним из первых документов, регламентирующих охрану труда на международном уровне, является принятая в 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщая декларация прав человека. Согласно ст. 23 Всеобщей декларации, «каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на благоприятные условия труда и защиту от безработицы» [3].

Поскольку ООН в своей работе стремится к созданию и поддержанию международного мира и безопасности, что закреплено в Уставе ООН, все документы организации в отношении охраны труда также нацелены на создание и поддержание максимально безопасных условий. Так, в частности, 16 декабря 1966 года ООН был принят Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, в котором вводится понятие права на справедливые и благоприятные условия труда, а также провозглашается необходимость обеспечения каждому работнику условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены [4].

Над созданием единых унифицированных стандартов безопасности активно работает МОТ — Международная Организация Труда. МОТ закрепляет в своих конвенциях и рекомендациях международные стандарты, регламентирующие безопасность и гигиену труда в целом и в каждой отдельно взятой отрасли. Так, вопросы безопасности и гигиены труда в строительстве закреплены в конвенции № 167 [2].

Рекомендации МОТ имеют ключевое значение для дальнейшего развития международных стандартов, касающихся безопасности и охраны труда. Нормативы и стандарты, рекомендуемые МОТ, являются формой, так называемого, международного «мягкого права» (англ.: soft law). Нормы МОТ оказывают положительное воздействие на национальные правовые системы посредством унификации стандартов безопасности.

Анализ судебной практики свидетельствует о том, что при рассмотрении трудовых споров в таких странах, как Германия, Финляндия, США, Канада, Россия и др., участники процесса обращаются к нормам МОТ в 98 % судебных разбирательств [5].

Нормы МОТ, несмотря на свой рекомендательный характер, являются согласованной позицией государств в области охраны труда. Все нормы МОТ принимаются в ходе Международной конференции труда, участие различных стран в этой конференции во многом определяет характер контроля за соблюдением норм МОТ на национальном уровне.

В Конвенции № 167 о безопасности и гигиене труда в строительстве отмечается, что национальные законодательства предусматривают следующие обязанности работников [5]:

— взаимодействовать с работодателем в рамках реализации мер по обеспечению безопасности и гигиены труда;

— соблюдать меры предосторожности для обеспечения собственной безопасности, а также в целях создания безопасных условий труда для других лиц, которые также могут пострадать в ходе выполнения работ;

— использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, применять их строго по предназначению, не передавать третьим лицам;

— незамедлительно информировать представительства работников касательно любой ситуации, которая может угрожать их жизни и здоровью, и которую игнорируют работодатели;

— выполнять предписанные законодательством и трудовым договором меры безопасности и гигиены труда.

Большой раздел Конвенции посвящен вопросам профилактики несчастных случаев в сфере строительства.

В мировом сообществе все формы работы по безопасности труда в строительной сфере можно подразделить на 3 группы.

Таблица 1

Глобальные меры по организации охраны труда в строительстве (составлено автором по материалам [5], [6])

1-я группа мер — на уровне государства

2-я группа мер — на уровне регионов

3-я группа мер — на уровне предприятия

Определение условий, регулирующих проектирование, строительство и планировку предприятий

Оценка региональных рисков работы в строительной сфере

Сотрудничество представителей работников предприятия с работодателем в области безопасности и гигиены труда

Ввод объектов в эксплуатацию, значительное их переоборудование и изменение назначения

Разработка и принятие региональных законодательных актов для обеспечения охраны труда на уровне регионов

Работники или их представители наделяются, в соответствии с нац. законодательством и практикой, полномочиями рассматривать все аспекты безопасности и гигиены труда, связанные с их работой, и работодатели консультируют их по этим аспектам

Оценка безопасности технического оборудования, производственных процессов и веществ, контакт с которыми необходимо запретить, ограничить или поставить в зависимость от решения компетентного органа или органов

Внедрение рекомендательных и обязательных региональных стандартов труда в сфере строительства

Создание служб гигиены и безопасности труда на предприятии

Проведение расследований несчастных случаев на производстве и возникновения профессиональных заболеваний, которые свидетельствуют о серьезном положении с безопасностью и гигиеной труда

Создание региональных служб охраны труда

Организация служб охраны труда на предприятии, а также привлечение внештатных советников по безопасности труда

В 1966 Советом Европы была принята Европейская социальная хартия, в которой закреплены обязательства государств в сфере охраны труда. Согласно тексту ст. 3 Хартии, государства-участники берут на себя следующие обязательства:

Обязательства стран-участников Европейской социальной хартии [1]

Рис. 1. Обязательства стран-участников Европейской социальной хартии [1]

Чтобы привлечь внимание общественности к проблемам безопасности труда, которые ежегодно наращивают свои обороты в связи с ростом объемов производств и расширением технических и технологических возможностей предприятий, а также в целях обеспечения снижения ежегодной смертности на рабочем месте, объявила 28 апреля объявлено МОТ Всемирным днем охраны труда.

Согласно статистическим данным МОТ, профессиональные заболевания являются главной причиной смертности во всем мире. Так, ежегодно на рабочем месте умирают порядка 2,34 млн. работников, и лишь 321 тысяча смертей наступает вследствие несчастного случая. Причина остальных 2,02 млн. смертельных исходов на рабочем месте, что составляет порядка 5500 смертей в день, — различные виды профессиональных заболеваний [5]. Эти данные указывают на жесткий дефицит эффективной системы охраны труда во всем мировом сообществе, и, в первую очередь, в РФ, развитие экономики которой осуществляется стремительно, рынок труда растет, потребность в услугах сферы строительства увеличивается в геометрической прогрессии.

Литература:

  1. Европейская социальная хартия [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.coe.int/ru/web/compass/european-social-charter (Дата обращения: 13.04.2024)
  2. КОНВЕНЦИЯ 167 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_norm/---normes/documents/normativeinstrument/wcms_c167_ru.htm (Дата обращения: 11.04.2024)
  3. Добро пожаловать в ООН. Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (Дата обращения: 10.04.2024)
  4. Добро пожаловать в ООН. Конвенции и соглашения. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtmlhttps://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtml (Дата обращения: 10.04.2024).
  5. Международная Организация Труда [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.ilo.org/global/statistics-and-databases/lang--en/index.htm (Дата обращения: 13.04.2024)
  6. Российский статистический ежегодник 2021. Статистический сборник/Росстат.


Задать вопрос