Опера и балет — музыкально-театральные жанры, основанные на синтезе музыки и сценического движения, в опере ведущим элементом является пение, в балете — танец. Оба жанра развивались постепенно и только через несколько веков приобрели современный вид.
Опера — от итал. дело, труд, работа. Термин «опера» стал активно использоваться на рубеже XVIII и XIX веков, хотя впервые был употреблён в 1639 году. Предшественницей оперы является древнегреческая трагедия. Эсхил, Софокл и Еврипид создавали произведения для театра[1], в которых чередовались сольные, дуэтные и хоровые номера, а также была напевная рецитация, напоминающая современный оперный речитатив. К сожалению, музыкальные образцы трагедий практически не сохранились.
Опера зародилась во Флоренции в конце XVI века. Сообщество философов, поэтов и музыкантов, получившее название Флорентийская камерата[2], решило возродить древнегреческую трагедию, воплотив её в современном итальянском стиле. На рубеже XVI и XVII веков господствовал полифонический стиль, в многоголосных мотетах и мадригалах число голосов могло доходить до двадцати, что сильно усложняло восприятие текста, поэтому участники камераты хотели создать понятное одноголосное пение с гомофонно-гармоническим сопровождением. В первых оперных образцах мелодия скорее походила на декламацию и полностью подчинялась тексту. Первые оперы назывались «drama per musica», что расшифровывалось как драма через музыку. Первой оперой является «Дафна» Якопо Пери (1598 год, не сохранилась); следующая музыкальная драма «Эвридика», созданная также Якопо Пери, сохранилась (1600 год)[3]. В то время ещё не существовало оркестра, поэтому оперы исполнялись в сопровождении музыкального ансамбля. Пери стремился создать вокальные партии, в основу которых положено что-то среднее между мелодией и речью. Речитативный стиль просуществовал несколько десятилетий. Чтобы увеличить размеры первых опер, композиторы между частями использовали различные мадригалы и ритурнели.
Следующим важным этапом в становлении жанра является музыка Клаудио Монтеверди (1567–1643). Его первая опера «Орфей» была создана в 1607 году, произведение приближено не к древнегреческой трагедии, а к драматическому спектаклю. Композитор создаёт новый тип арии — ария-сцена, возрастает роль полифонии. Вторая опера «Коронация Поппеи» также оказала влияние на развитие жанра. В 1637 году, в Венеции, был открыт первый публичный оперный театр «Сан-Кассиано», через несколько лет в Италии появилось ещё три оперных театра. Создание театра окончательно превратило оперу в самостоятельный жанр, не подчиняющийся придворным церемониям и праздникам. В XVII веке жанр оперы проникает в другие страны[4].
В XVIII веке в Италии становятся популярны два направления оперы:
— Опера-серия — серьёзная опера на мифологический или исторический сюжет, появилась в Италии в конце XVII века. В опере преобладали виртуозные арии солистов (арии da capo), между которыми звучал речитатив secco (сухой речитатив под аккомпанемент клавесина). Жанр изжил себя, превратившись в «концерт в костюмах». Ведущие исполнители требовали от композиторов виртуозных, развёрнутых арий, т. о., внешний облик стал главенствовать над содержанием.
— Опера-буффа — комическая опера, появилась в Италии. Первые оперы-буффа были небольших размеров, в них участвовало два-три главных героя. Между номерами звучал речитатив secco, с помощью которого передавался сюжет. В течение нескольких десятилетий опера-серия и опера-буффа распространились по всей Европе. В Германии появляется новый оперный жанр — зингшпиль. Немецкая комическая опера с разговорными диалогами.
В XVIII веке на смену декламации приходит стиль бельканто. Два ведущих оперных композитора XVIII столетия — К. В. Глюк и В. А. Моцарт. Глюк стремился подчинить музыку тексту, отойти от главенства номерной структуры, арий da capo, объединить эпизоды в сцены, т. е. композитор хотел создать сквозное развитие, сделать спектакль более динамичным. Увертюра стала отражать основное настроение музыкальной драмы. Глюк говорил: «Я стремился изгнать из музыки все излишества. Вся моя работа должна была свестись к поискам благородной простоты, свободе от показного нагромождения трудностей в ущерб ясности». Моцарт работал в жанрах серия и буффа, вывел их на новый профессиональный уровень, создал классические образцы.
В XIX веке опера становится популярной во многих странах. В ней чередуются номерная и сквозная структуры, меняется мелодический стиль, возрастает роль оркестра, практически всегда текст подчиняется музыкальному развитию. Оперный жанр впервые появляется в таких странах как: Польша, Чехия, Венгрия.
Опера в России появилась в XVIII веке, сначала ставились произведения итальянских композиторов. Первую оперу на русском языке «Цефал и Прокрис» написал итальянский композитор Франческо Арайя, либретто к опере создал А. П. Сумароков (1755 год). После отъезда Арайи на родину, в основном создаются комические оперы. Появляется плеяда композиторов, писавших комические оперы на итальянском языке: Бальдассаре Галуппи, Томмазо Траэтта, Джованни Паизиелло, Доменико Чимароза, Джузеппе Сарти. Екатерина II отправляет на обучение в Италию Березовского, Бортнянского, Фомина. В конце XVIII века Пашкевич и Фомин создают ряд русских опер. Расцвет оперы в России — XIX век (творчество Глинки и его последователей).
Балет — от итал. — бал. Балет вырос из танцевальных эпизодов оперы, маскарадов, балов. Придворный балет был распространён в Италии и Франции в XV-XVI веках, включал в себя чтение поэзии, исполнение вокальной и инструментальной музыки, хореографические постановки. Первым балетом принято считать «Комедийный балет королевы» (Франция, 1581 год), его автором является итальянский композитор Бальтазари де Божуайё. Данный балет имел единый сюжет. Музыкальная основа первых балетов — придворные танцы. В XVII веке появляются жанры комедия-балет и опера-балет. Дворцовый балет получил популярность во времена правления Людовика XIV. В 1661 году в Париже была основана Королевская академия танца, в которой разрабатывалась тематика и структура балетного спектакля. Самостоятельным видом искусства балет становится во второй половине XVIII века, реформы совершил французский балетмейстер Жан-Жорж Новерр. В России балетные спектакли ставились с 1730-х годов.
В XIX веке появляется классический балет. Это романтический тип балета, в котором вырабатывается новая техника, возникает танец на пальцах (новый вид балетной обуви — пуанты). Примеры классического балета: А. Адан «Жизель» и «Корсар», Л. Минкус «Баядерка», три балета П. И. Чайковского: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Основные виды танца: классический и характерный, между ними звучит пантомима, с помощью которой передаётся сюжет.
В XX веке появляется современный балет с новой хореографией и более стремительным развитием сюжета. Помимо балетов на классические сюжеты, возникает бессюжетный балет, движения танцоров непосредственно следуют за развитием музыки.
Опера и балет. Общие и отличительные черты
Опера |
Балет |
Композитор |
Композитор |
Сцена |
Сцена |
Оркестр, дирижёр |
Оркестр, дирижёр |
Спектакль делится на действия, картины, сцены |
Спектакль делится на действия, картины, сцены |
Вступительный номер — увертюра, могут быть симфонические номера — вступления к действиям. |
Вступительный номер — увертюра, могут быть симфонические номера — вступления к действиям. |
Либретто — текст оперы (что поют певцы) |
Либретто — описание сюжета каждого номера балета |
Режиссёр-постановщик — придумывает данную постановку оперы. |
Режиссёр-постановщик — придумывает данную постановку балета. Балетмейстер — постановщик хореографических номеров |
Декорации |
Декорации |
Костюмы |
Костюмы |
Грим |
Грим |
Педагог, работающий с певцами |
Педагог, работающий с танцорами |
Типы номеров в опере и балете: |
|
В опере есть: а) сольные номера б) ансамблевые номера в) хоровые номера г) речитатив или разговорные диалоги — речитатив — пение, приближенное к речи; разговорные диалоги — разговоры без музыкального сопровождения. Речитатив или разговорные диалоги звучат между вокальными номерами, служат для передачи сюжета. В балете эту функцию выполняет пантомима. д) симфонические номера: — увертюра (вступление); — антракты (вступления к действиям); — симфонические номера; — —балетные сцены. |
В балете есть: а) классический танец б) характерный танец в) сольные номера г) ансамблевые номера д) пантомима е) симфонические номера а) увертюра — вступление к балету б) антракты (вступления к действиям) * классический танец — движения включают элементы придворного этикета: поклоны, реверансы, торжественную поступь. Исполняется на пуантах, на кончиках пальцев. Существует два вида классического танца: Allegro — быстрый, виртуозный Adagio — медленный, плавный, лирический * характерный танец — танец в национальных (народных) костюмах, исполняется не на пуантах. В классическом балете есть дивертисмент . Это ряд классических или характерных танцев, не связанных между собой. * пантомима — телодвижения, выразительные жесты, мимика. Пантомима используется между сольными и ансамблевыми номерами. В опере эту функцию выполняют речитатив или разговорные диалоги. |
Сольные номера в опере: ария — главный развёрнутый вокальный номер, в переводе с итал. — ветер, воздух. ариозо — с итал. — вроде арии. Небольшая ария свободного строения, обычно лирическая. ариетта — маленькая ария. Отличается простотой изложения, песенностью мелодии. каватина — имеет два значения: — выходная (первая) ария героя; — небольшая лирическая ария. монолог — сольный номер героя, написанный в свободной форме. Часто в основу мелодии положен речитатив. песня романс |
Сольные номера в балете: Сольные номера исполняются только солистами балета. вариация — танец одного солиста па-де-де — танец двух солистов (двух главных героев) па-де-труа — танец трёх солистов па-де-катр — танец четырёх солистов. |
Ансамблевые номера в опере: дуэт — 2 терцет или трио — 3 квартет — 4 квинтет — 5 секстет — 6 септет — 7 октет — 8 |
Ансамблевые номера в балете: Ансамблевые номера исполняют ведущие солисты кордебалета, их называют корифеями. Ансамблевые номера включают от 4 до 8 человек. Корифеи — солирующие танцовщики, которые танцуют впереди кордебалета, но не исполняют ведущие (главные) партии. |
Массовые номера в опере: Хор — певческий коллектив, коллективное действующее лицо, обычно комментирует события. Хор может быть мужским, женским, смешанным, детским. |
Массовые номера в балете: Массовые номера в балете исполняет кордебалет. Данное слово переводится как корпус балета. Кордебалет включает от 8 до 30 исполнителей. |
[1] Эсхил, Софокл и Еврипид — древнегреческие трагики, они являются авторами не только текстов, но и музыки. Универсальность — характерная черта эпохи древней Греции.
[2] Камерата – с итал. компания, кружок.
[3] На данные мифологические сюжеты написаны оперы современника Пери Джулио Каччини. Несколько музыкальных драм создал Марко да Гальяно.
[4] В Германии первой оперой стала «Дафна» Генриха Шютца (1627), по сути это разговорная драма с музыкальными вставками. В Мюнхене в 1657 году открывается первый оперный театр. Немногочисленные оперы, появляющиеся в Германии, не способствовали развитию данного жанра. Классический образец немецкой оперы появится только в XIX веке (К. М. Вебер «Волшебный стрелок»).
В Англии вершиной оперного творчества явилась «Дидона и Эней» Генри Пёрселла (1688).
Создателем французской национальной оперы считается Жан-Батист Люлли (1632-1687). Для французской оперы характерна пышность декораций, монументальность, включение большого количества балетных сцен. Люлли разработал три типа оперы: лирическую трагедию, героическую пастораль и оперу-балет. Люлли стремился создать музыкальный аналог классической трагедии. Позже его дело продолжил Жан-Филипп Рамо. В XVIII веке во Франции появляется опера-буффа с разговорными диалогами, но постепенно в данный жанр начинают проникать трагические и героические элементы.